Литература
- Алексеева Л. С., Бурмистрова Е. В., Чупракова Н. Н., Косолапова
Л. А. Формы и методы работы с детьми и родителями
центров социальной помощи семье. - М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. - 190с.
- Андреева Т.В. Семейная психология : -
Издательство: «Речь», 2003 . - 180 с.
- Варнер Е. С. Психологическая культура человека и молодёжная субкультура // Психологическая культура
человека: теория и практика. - Саранск
: 2012. - С. 10-15.
- Гумницкая А.В. Психологическая культура
в детско-родительских отношениях: дисс. канд. психол. наук:19.00.05 / А.В. Гумницкая. – СПб., 2006. – 193с.
- Демина Л.Д., Лужбина Н.А. Психологическая
культура личности: общепсихологический контекст// Сибирский психологический журнал, 2004. - №19. – С. 7-10.
- Думитрашку Т.А Структура семьи и когнитивное
развитие детей // Вопросы психологии. - 1996 . - №2. - С. 104-113.
- Карнышев А.Д., Терехова Т.А., Трофимова
Е.Л., Скорова Л.В., Иванова Е.А., Карнышева О.А. Психология межкультурной
компетентности: сущность, региональная специфика, технологии
формирования – Иркутск: Издательство «Репроцентр А1», 2012. – 191с.
- Карнышев А.Д., Терехова Т.А., Трофимова
Е.Л., Скорова Л.В., Иванова Е.А., Карнышева О.А. Психолого-педагогическое
сопровождение формирования межкультурной компетентности. – учебно-методическое пособие. – Иркутск: Издательство «Репроцентр А1», 2012 – 332 с.
- Колмогорова Л.С Диагностика психологической
культуры школьников. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 360 с.
- Лотман Ю.М Воспитание души. - СПб: 2001.
- Матуля Г.Я Влияние социальных факторов
на формирование психолого-педагогической культуры молодой семьи. - Минск: 1990 .
- Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой
психологический словарь. - М: СПб, 2003. - 672 с.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М., 1993.
- Нимаев Д.Д. Начало формирования этнического ядра бурят // Буряты. Серия: Народы и культуры. — М.: Наука, 2004.
- Овчарова Р.В Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: 2006. - 496 с.
- Овсянникова Е.А – Психологическая культура
родителей как условие развития родительской идентичности.
– Белгородский Государственный Университет, Россия.
- Основные направления развития
и совершенствования психолого-педагогической
культуры родителей // Сб. Научных статей.
- Психолого-педагогическая помощь детям в условиях воздействия последствий
аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
- Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического
университета, 1998. - С. 42-43.
- Понятие культура [Электронный ресурс]
// Режим доступа: http://biofile.ru/his/13163.html (дата обращения: 19.05.2014).
- Понятие менталитет [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-09-31-36/images/referat/a1677.pdf (дата обращения: 19.05.2014).
- Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. - Санкт-Петербург: 2002 . - 173 с.
- Семикин В.В – Психологическая культура
и образование // Журнал Известия Российского Государственного
Педагогического Университета им. А.И.
Герцена. - 2002 . - №3.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Социальная психология. Феникс, 2012 . - 256 с.
- Торохтий В.С., Прохорова О.Г Психологическое здоровье семьи. Каро, 2009 . - 160 с.
- Тутушкина М.К помощь и консультирование
в практической психологии. - СПб: Дидактика Плюс, 2000. - 347 с.
- Харитонов А.Н Семейный психоанализ как
научно-практическое направление // Психоаналитический весник.
- 2002 . - №10. - С. 31-44.
- Холодкова О.Г. Стремление к самосовершенствованию
как компонент психологической культуры
младшего школьника // Сибирский психологический журнал. - 2004. - №19. - С. 85-87.
- Шмелёва И.А. Введение в профессию психология. - Питер: 2007 . - 255 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Эстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб: 1999 .
- Эльконин Д.Б Психология игры. - М.: Педагогика,
1978 . - 304 с.
Заповеди родителей
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой;
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы
в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь,
то и взойдет;
- Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана
каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела
не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки;
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
- Как можно больше проводите вместе со всей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
- Не бойтесь попросить
совета у вашего ребёнка
– это сблизит вас.
- Старайтесь, чтобы
друзья вашего ребёнка обязательно
бывали в вашем доме – вы должны
их хорошо знать.
- Обсуждайте возникшую
проблему спокойно, без крика
и раздражения, тогда ваш ребёнок
ничего не будет от вас скрывать.
- Чаще показывайте детям, как сильно вы
их любите, не скрывайте этого.
Приложение
Как реагировать на «трудные»
вопросы?
- Необходимо
говорить ребенку
правду, но адаптировать ее к его
возрасту. Только тогда ребенок сможет
вам доверять.
- Если вы не знаете ответа или вопрос застал
вас врасплох, признайтесь
в этом и пообещайте поискать
ответ позже. Не забудьте только сдержать слово.
- Родители имеют право сказать,
что не хотят обсуждать с ребенком какую-либо
тему, но при этом необходимо объяснить
ребенку причины,
по которым вы приняли такое решение.
- Постарайтесь понять, что именно хочет узнать ребенок. Часто ему требуется
гораздо более простой ответ, чем вы думаете.
- Не смейтесь над вопросами ребенка
и не отвечайте ему цинично.
Ребенок может не понять шутки и обидится,
а возможно, даже перестанет
вам доверять.
Фразы, которые
хочет услышать каждый ребенок:
- Я люблю тебя. Не думайте, что это очевидно. Не думайте,
что Ваш ребенок и так знает об этом. Не думайте, что смутите его. Просто говорите это почаще.
- Я горжусь
тобой. О чем Вы упоминаете, когда разговариваете с кем-нибудь о своем ребенке? Как
Вы его характеризуете? Если Вы поймали себя на том, что часто говорите о плохом, постарайтесь найти что-то позитивное в ребенке:
доброе сердце, творческие способности, нестандартное мышление. Говорите об этом другим и самому ребенку.
- Я поддерживаю
тебя. Старайтесь не навязывать свое мнение, свою позицию. Говорите ребенку о
том, что его мысли кажутся Вам важными, заслуживающими того, чтобы их поддержали.
- Я верю в тебя. Ничто не укрепляет самооценку так, как переживание успеха. Важно, чтобы близкие люди верили в то, что успех возможен. Важно, чтобы Вы были уверены в том, что Ваш
ребенок способен на многое.
- Прости. Многие взрослые боятся признать свою неправоту, ведь это
снизит их авторитет. Ничто не обладает таким воспитывающим значением, как пример взрослого,
готового отвечать за свои ошибки, готового сменить
позицию «вечно правого».
- Ты хороший человек. У детей очень неустойчивая самооценка. Они сомневаются в себе, не могут оценить однозначно
свои поступки по отношению к друзьям.
нА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ!
Помните!
Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское
участие и расположение могут сделать для вашего ребенка
больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают
годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются
на всю жизнь!