Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить особенности проявления психологической культуры родителей русской и бурятской национальности.
В соответствии с целью и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:
 проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к изучению психологической культуры;
 рассмотреть научные подходы к изучению психологической культу-ры в семье;
 исследовать психологическую культуру родителей русской и бурятской национальности;
 выявить условия проявления психологической культуры родителей;
 разработать программу формирования психологической культуры родителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...……………………..…...………………….………..…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ……..………………….……...5
1.1 Основные подходы к изучению психологической культу-ры.....……...……..5
1.2 Теоретические аспекты формирования психологической культуры
в семье …………………...……….………..…………………..……………………12
Выводы по главе………….…………………...……………………………..……..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕ-ЛЕЙ………………….……………………………...…...21
2.1 База, процедуры и методы исследования…...……………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования……………………..………………....….23
2.3 Основные направления работы по формированию психологической
культуры родите-лей……………….………………..……………………………...33
Выводы по гла-ве……………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....……….…52
ПРИЛОЖЕНИЕ ....…………………………………………………....……….….54

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная_работа.doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Алексеева Л. С., Бурмистрова Е. В., Чупракова Н. Н., Косолапова Л. А. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье. - М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. - 190с.
  2. Андреева Т.В. Семейная психология : - Издательство: «Речь», 2003 . - 180  с.
  3. Варнер Е. С. Психологическая культура человека и молодёжная субкультура // Психологическая культура человека: теория и практика. - Саранск : 2012. - С. 10-15.
  4. Гумницкая А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях: дисс. канд. психол. наук:19.00.05 / А.В. Гумницкая. – СПб., 2006. – 193с.
  5. Демина Л.Д., Лужбина Н.А. Психологическая культура личности: общепсихологический контекст// Сибирский психологический журнал, 2004. - №19. – С. 7-10.
  6. Думитрашку Т.А Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. - 1996 . - №2. - С. 104-113.
  7. Карнышев А.Д., Терехова Т.А., Трофимова Е.Л., Скорова Л.В., Иванова Е.А., Карнышева О.А. Психология межкультурной компетентности: сущность, региональная специфика, технологии формирования – Иркутск: Издательство «Репроцентр А1», 2012. – 191с.
  8. Карнышев А.Д., Терехова Т.А., Трофимова Е.Л., Скорова Л.В., Иванова Е.А., Карнышева О.А. Психолого-педагогическое сопровождение формирования межкультурной компетентности. – учебно-методическое пособие. – Иркутск: Издательство «Репроцентр А1», 2012 – 332 с.
  9. Колмогорова Л.С Диагностика психологической культуры школьников. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 360 с.
  10. Лотман Ю.М Воспитание души. - СПб: 2001.
  11. Матуля Г.Я Влияние социальных факторов на формирование психолого-педагогической культуры молодой семьи. - Минск: 1990 .
  12. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - М: СПб, 2003. - 672 с.
  13. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М., 1993.
  14. Нимаев Д.Д. Начало формирования этнического ядра бурят // Буряты. Серия: Народы и культуры. — М.: Наука, 2004.
  15. Овчарова Р.В Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: 2006. - 496 с.
  16. Овсянникова Е.А – Психологическая культура родителей как условие развития родительской идентичности. – Белгородский Государственный Университет, Россия.
  17. Основные направления развития и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей // Сб. Научных статей. - Психолого-педагогическая помощь детям в условиях воздействия последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. - Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета, 1998.  - С. 42-43.
  18. Понятие культура [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://biofile.ru/his/13163.html (дата обращения: 19.05.2014).
  19. Понятие менталитет [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-09-31-36/images/referat/a1677.pdf (дата обращения: 19.05.2014).
  20. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. - Санкт-Петербург: 2002 . - 173  с.
  21. Семикин В.В – Психологическая культура и образование // Журнал Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. - 2002 . - №3.
  22. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Социальная психология. Феникс, 2012 . - 256 с.
  23. Торохтий В.С., Прохорова О.Г Психологическое здоровье семьи. Каро, 2009 . - 160 с.
  24. Тутушкина М.К помощь и консультирование в практической психологии. - СПб: Дидактика Плюс, 2000. - 347 с.
  25. Харитонов А.Н Семейный психоанализ как научно-практическое направление // Психоаналитический весник. - 2002 . - №10. - С. 31-44.
  26. Холодкова О.Г. Стремление к самосовершенствованию как компонент психологической культуры младшего школьника // Сибирский психологический журнал. - 2004. - №19. - С. 85-87.
  27. Шмелёва И.А. Введение в профессию психология. - Питер: 2007 . - 255  с.
  28. Эйдемиллер Э.Г., Эстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб: 1999 .
  29. Эльконин Д.Б Психология игры. - М.: Педагогика, 1978 . - 304 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заповеди родителей

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или  таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой;  
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости  не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет;
  • Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни  дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше.  Потому что у него еще нет привычки;
  • Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
  • Как можно больше проводите вместе со всей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
  • Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это сблизит вас.
  • Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
  • Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.

  • Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.

 

Приложение

Как реагировать на «трудные» вопросы?

    • Необходимо говорить ребенку правду, но адаптировать ее к его возрасту. Только тогда ребенок сможет вам доверять.
    • Если вы не знаете ответа или вопрос застал вас врасплох, признайтесь в этом и пообещайте поискать ответ позже. Не забудьте только сдержать слово.
    • Родители имеют право сказать, что не хотят обсуждать с ребенком какую-либо тему, но при этом необходимо объяснить ребенку причины, по которым вы приняли такое решение.
    • Постарайтесь понять, что именно хочет узнать ребенок. Часто ему требуется гораздо более простой ответ, чем вы думаете.
    • Не смейтесь над вопросами ребенка и не отвечайте ему цинично. Ребенок может не понять шутки и обидится, а возможно, даже перестанет вам доверять.

 

Фразы, которые хочет услышать каждый ребенок:

      • Я люблю тебя. Не думайте, что это очевидно. Не думайте, что Ваш ребенок и так знает об этом. Не думайте, что смутите его. Просто говорите это почаще.
      • Я горжусь тобой. О чем Вы упоминаете, когда разговариваете с кем-нибудь о своем ребенке? Как Вы его характеризуете? Если Вы поймали себя на том, что часто говорите о плохом, постарайтесь найти что-то позитивное в ребенке: доброе сердце, творческие способности, нестандартное мышление. Говорите об этом другим и самому ребенку.
      • Я поддерживаю тебя. Старайтесь не навязывать свое мнение, свою позицию. Говорите ребенку о том, что его мысли кажутся Вам важными, заслуживающими того, чтобы их поддержали.
      • Я верю в тебя. Ничто не укрепляет самооценку так, как переживание успеха. Важно, чтобы близкие люди верили в то, что успех возможен. Важно, чтобы Вы были уверены в том, что Ваш ребенок способен на многое.
      • Прости. Многие взрослые боятся признать свою неправоту, ведь это снизит их авторитет. Ничто не обладает таким воспитывающим значением, как пример взрослого, готового отвечать за свои ошибки, готового сменить позицию «вечно правого».
      • Ты хороший человек. У детей очень неустойчивая самооценка. Они сомневаются в себе, не могут оценить однозначно свои поступки по отношению к друзьям.

 

 

 

     нА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ!


 

 

 

 

Помните!

Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

 


 

 

 



Информация о работе Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)