Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить особенности проявления психологической культуры родителей русской и бурятской национальности.
В соответствии с целью и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:
 проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к изучению психологической культуры;
 рассмотреть научные подходы к изучению психологической культу-ры в семье;
 исследовать психологическую культуру родителей русской и бурятской национальности;
 выявить условия проявления психологической культуры родителей;
 разработать программу формирования психологической культуры родителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...……………………..…...………………….………..…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ……..………………….……...5
1.1 Основные подходы к изучению психологической культу-ры.....……...……..5
1.2 Теоретические аспекты формирования психологической культуры
в семье …………………...……….………..…………………..……………………12
Выводы по главе………….…………………...……………………………..……..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕ-ЛЕЙ………………….……………………………...…...21
2.1 База, процедуры и методы исследования…...……………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования……………………..………………....….23
2.3 Основные направления работы по формированию психологической
культуры родите-лей……………….………………..……………………………...33
Выводы по гла-ве……………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....……….…52
ПРИЛОЖЕНИЕ ....…………………………………………………....……….….54

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная_работа.doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

Глава дома и семьи владел подворьем, занимался сельхозработами, пахотой, строительством, заготовкой леса. Весь крестьянский труд лежал на плечах хозяина. Дед, во всех делал, имел не только совещательный, но и решающий голос. Нравственность, нормы поведения, в русской семье, требовали абсолютного уважения родителей детьми, на протяжении всей жизни.

Воспитание родителей – это международный термин, под ним понимается помощь родителям в исполнении и взятия на себя функций воспитателя собственных детей т.е родительских функций.

«Исследование проблем семьи и семейного воспитания, показывают, что родители всё больше нуждаются в помощи специалистов» [15, 198 стр.]. Рекомендации и консультации нужны не только проблемным семьям или родителям группы риска, они также необходимы каждой семье на определённом этапе её развития в силу растущих требований общества к семье и семейных внутренних потребностей.

Существует также понятие «семейное воспитание» оно шире понятия «воспитание родителей», оно означает освоение и накопление достаточным объёмом знаний и навыков всеми членами семьи, а не только родителями. Объект семейного воспитания это молодожены и дети, следовательно, воспитание родителей – это освоение и накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию детей.

Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и семейной консультации по вопросам семьи и брака, которые являются специфическими формами работы, ориентированными на личность и взаимодействие между людьми. Воспитание родителей в большей степени — просветительская работа, обращенная к созданию человека [15, 199 стр.]. Под функциями воспитания детей понимается создание определённых взаимоотношений между родителями и детьми, то есть определённого образа жизни семьи и взаимоотношений её членов. При этом функция всесторонней помощи в развитии ребёнка означает создание определённых условий, при которых его интеллектуальные и физиологические потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на качественном уровне.

Цель воспитания родителей в освоении ими функций воспитателей. Это должно, прежде всего, помочь им обрести уверенность и решительность в себе, почувствовать ответственность за своих детей, и реализовать себя как родителя.

В разных программах воспитания родителей ставятся разные задачи. В одних внимание сосредоточено на руководстве поведением ребенка, других - на его интеллектуальном развитии, третьих - развитии личности и социальной компетентности [15, 199 стр.]. Общее для всех программ по формированию психологической культуры родителей является стремление расширить их самостоятельность во взаимоотношениях с разными людьми, выборе поведения в различных ситуациях, и при решении задач.

Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества [15, 199 стр.]. Следовательно, актуальность воспитания родителей обосновывается благополучием ребёнка и семьи в целом. Как отмечает Семикин В.В.: «Многие острые и больные проблемы жизни современной молодежи, такие как инфантильность и социальная дезадаптированность, социальная безответственность и агрессивность, наркомания и преступность во многом имеют свои корни в психологической безграмотности родителей и семьи» [21, 37 стр.].

Формировать психологическую культуру родителей значит научиться понимать состояние души ребёнка, сделав так, чтобы его развитие происходило не по принуждению, а в процессе сотрудничества с взрослым.

Д.Б. Эльконин пишет: «В процессе совместной деятельности взрослые постепенно передают общественно выработанные способы потребления предметов. В совместной деятельности взрослые организуют деятельность ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий...» [29]. Родители должны понимать и осознавать свою ответственность за жизнь своего ребёнка, ведь именно в процессе близких взаимоотношений со своими родными у ребёнка с первых дней жизни формируется структура его личности, принятие норм поведения ребёнком своих родителей.

В системе детско-родительских отношений важно понимать, как представляют себя ребёнок и взрослый. В лице взрослого ребёнок видит не сколько носителя личного опыта, столько полномочного представителя психологической культуры. В свою очередь взрослый является посредником между ребёнком и психологической культурой, осуществляя тем самым репродуктивную функцию т.е передаёт ему  для освоения тот практический опыт, которые выработало человечество в процессе своей истории. Это существующие в обществе социальные нормы, задающие определённое представление о том, каким должны быть муж и жена, отец и мать, сын и дочь по отношению к родителям [11].

В современной психологии стили семейного воспитания делят на три основные группы:

  1. Попустительский (либеральный);
  2. Авторитарный;
  3. Демократический [12].

Первый из них в семье проявляется как отсутствие всяческих отношений, это отчуждённость и отстранённость друг друга членов семейного союза, полное безразличие к делам и чувствам другого. Другие, авторитарный и демократический, образуют своеобразную шкалу. На одной стороне шкалы царит жёсткая авторитарность, бесцеремонное отношение членов семьи, жестокость, агрессия, чёрствость, диктат и холодность по отношению друг к другу, а на другом демократия, которая предполагает сотрудничество, взаимопомощь, выражение чувств и эмоций, а также равноправие все участников семейного процесса.

Многие социальные проблемы чаще всего являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психологической культуры, проявляющая в безответственном отношении в выполнении своих воспитательных функций, неготовности менять сложившиеся стереотипы воспитания [11]. Ошибки, просчёты, допускаемые родителями в процессе воспитания ребёнка, часто оказываются невосполнимыми и проявляются в асоциальном поведении ребёнка, в трудностях адаптации в обществе, отклонении личностного и психического развития.

Увеличение неполных, конфликтных семей, занятость родителей с низким уровнем психологической культуры заметно искажает характер детско-родительских отношений. Проявляется в исчезновении и формальности совместных форм деятельности, дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что приводит к формированию у ребёнка неуверенности своих сил, неадекватной самооценки, крайних форм самоутверждения и самоопределения.

В настоящее время отсутствует единая система формирования психологической культуры родителей. Нет конкретного представления о формировании психологической культуры родителей, формах и методах её формирования в современных условиях [1].

Для формирования психологической культуры родителей были выделены следующие параметры:

  1. Способы и приёмы общения родителей с детьми в ходе воспитательного воздействия, это методы словесного воздействия (убеждение, побуждение, принуждение), методы наглядного показа, поощрения и наказания;
  2. Стиль взаимодействия с ребёнком, который собирает в себе  всю компетентность родителей в вопросах воспитания и даёт характеристику определённому уровню психологической культуры родителей [1].

Выводы по главе

Теоретический анализ психологической литературы позволил нам определить основные подходы к пониманию общей психологической культуры как составной части базовой культуры, как системной характеристики человека, позволяющей ему эффективно адаптироваться в социуме, раскрывать свой личностный потенциал, быть удовлетворённым в своей жизни.

Психологическая культура включает в себя такие компоненты как психологическая грамотность и психологическая компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексию, и культуротворчество, все эти компоненты взаимодействуют друг с другом. Таким образом, психологическая культура является совокупностью взаимосвязанных компонентов.

Современная семья представляет социальный институт, осуществляющий этнокультурную миссию и воспроизводство этноса. Психологическая культура семьи определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие детей и самих взрослых. От каждого члена семьи зависит, какой будет психологическая культура, благоприятной или неблагоприятной. Также она понимается как состояние душевного психологического благополучия семьи, выполняя регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Эмпирические исследования  психологической культуры родителей

    1. База, процедуры и методы исследования

 

В исследовании принимали участие 100 испытуемых в возрасте 25-35 лет. 25 семей русской национальности, 25 семей бурятской национальности. Исследование проводилось в г. Иркутске. Это работники авиазавода, врачи поликлиники №15, сотрудники компаний «Фенстер». «Pepsico», «Шинтоп». Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым.

Таблица 1

Распределение выборки по уровню образования (%)

Русские

Буряты

М

Ж

М

Ж

ВО

26

ВО

22

ССО

4

ССО

2

ВО

ССО

6

ВО

ССО

14

ССО

ВО

14

ССО

ВО

12


Примечание: (ВО – высшее образование, ССО – средне-специальное образование)

Из приведённой выше таблицы следует, что у русских пар наличие  высшего образования – 26%, встречается чаще, чем у бурят – 22%. Средне-специальное образование, у русских – 4%, у бурятов - 2%. Пары у которых  супруга имеет высшее образование, а у супруги средне-специальное, у русских составляет – 6%, у бурятов – 14%. Пары, у которых супруга имеет средне-специальное, а у супруга высшее образование, у русских – 14%, у бурятов – 12%.

Для выявления психологической культуры родителей была использована методика О.И. Моткова, Т.А. Огнева «Психологическая культура личности», позволяющей говорить о способности к самоанализу своих личностных и поведенческих особенностей. Данная методика направлена на изучение выраженности и качества шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений личности:

  1. Самопонимание и самоопределение, выражается в наличии самоанализа своих личностных особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения, психологические особенности, образование самооценки, которая помогает жить, ставить цели и достигать их, направлять свои усилия в правильное русло в соответствии со своими склонностями.
  2. Конструктивное общение с ближними, дальними людьми, сверстниками, окружающими людьми, помогающее продуктивному, результативному ведению дел, разрешению личных, деловых и общественных вопросов.
  3. Хорошая саморегуляция своих эмоций, действий, мыслей, осознание своего поведения, развитие умения поддерживать эмоциональное настроение, сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, проявлять гибкость при решении познавательных задач.
  4. Творчество  или также культуротворчество, освоение новых игр, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр.
  5. Самоорганизованность – это доведение начатого дела до конца, выполнение обещаний, это важное умение разделять время и на учёбу и на другие дела, это реалистичное планирование.
  6. Гармонизирующее саморазвитие – это наличие самозадач по  самовоспитанию своих качеств, улучшающих свой образ жизни, это поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение спокойно соблюдать ежедневную гигиену, заниматься физическими упражнениями, убираться в своей комнате.

Эти шесть частных показателей составляют общий седьмой фактор, который называется - Психологическая культура личности (все вопросы данной методики).

Таблица 2

Примерные  уровни  гармоничности  характеристик

психологической   культуры   (бальные   показатели)

 

Уровень

Гармоничность проявлений психологической культуры

Высокий

4,11 – 4,65

Псевдо-высокий

4,66 – 5,00

Средний

3,10 – 4,10

Низкий

1,00 – 3,09


 

Для исследования родительского отношения использовался тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин.

В данной методике родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника.

Опросник включает 61 вопрос, каждый из которых ориентирован на одну из пяти шкал.

  1. Шкала "Принятие-отвержение" отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни, он не доверяет ребенку и не уважает его.
  2. Шкала "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных.
  3. Шкала "Симбиоз" отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка.
  4. Шкала "Контроль" отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Родитель пристально следит за его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
  5. Шкала " Отношение к неудачам ребенка " отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале родитель стремится инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Информация о работе Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)