Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:04, дипломная работа
Цель данной работы: изучить особенности проявления психологической культуры родителей русской и бурятской национальности.
В соответствии с целью и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к изучению психологической культуры;
рассмотреть научные подходы к изучению психологической культу-ры в семье;
исследовать психологическую культуру родителей русской и бурятской национальности;
выявить условия проявления психологической культуры родителей;
разработать программу формирования психологической культуры родителей.
ВВЕДЕНИЕ……...……………………..…...………………….………..…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ……..………………….……...5
1.1 Основные подходы к изучению психологической культу-ры.....……...……..5
1.2 Теоретические аспекты формирования психологической культуры
в семье …………………...……….………..…………………..……………………12
Выводы по главе………….…………………...……………………………..……..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕ-ЛЕЙ………………….……………………………...…...21
2.1 База, процедуры и методы исследования…...……………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования……………………..………………....….23
2.3 Основные направления работы по формированию психологической
культуры родите-лей……………….………………..……………………………...33
Выводы по гла-ве……………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....……….…52
ПРИЛОЖЕНИЕ ....…………………………………………………....……….….54
Глава дома и семьи владел подворьем, занимался сельхозработами, пахотой, строительством, заготовкой леса. Весь крестьянский труд лежал на плечах хозяина. Дед, во всех делал, имел не только совещательный, но и решающий голос. Нравственность, нормы поведения, в русской семье, требовали абсолютного уважения родителей детьми, на протяжении всей жизни.
Воспитание родителей – это международный термин, под ним понимается помощь родителям в исполнении и взятия на себя функций воспитателя собственных детей т.е родительских функций.
«Исследование проблем семьи и семейного воспитания, показывают, что родители всё больше нуждаются в помощи специалистов» [15, 198 стр.]. Рекомендации и консультации нужны не только проблемным семьям или родителям группы риска, они также необходимы каждой семье на определённом этапе её развития в силу растущих требований общества к семье и семейных внутренних потребностей.
Существует также понятие «семейное воспитание» оно шире понятия «воспитание родителей», оно означает освоение и накопление достаточным объёмом знаний и навыков всеми членами семьи, а не только родителями. Объект семейного воспитания это молодожены и дети, следовательно, воспитание родителей – это освоение и накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию детей.
Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и семейной консультации по вопросам семьи и брака, которые являются специфическими формами работы, ориентированными на личность и взаимодействие между людьми. Воспитание родителей в большей степени — просветительская работа, обращенная к созданию человека [15, 199 стр.]. Под функциями воспитания детей понимается создание определённых взаимоотношений между родителями и детьми, то есть определённого образа жизни семьи и взаимоотношений её членов. При этом функция всесторонней помощи в развитии ребёнка означает создание определённых условий, при которых его интеллектуальные и физиологические потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на качественном уровне.
Цель воспитания родителей в освоении ими функций воспитателей. Это должно, прежде всего, помочь им обрести уверенность и решительность в себе, почувствовать ответственность за своих детей, и реализовать себя как родителя.
В разных программах воспитания родителей ставятся разные задачи. В одних внимание сосредоточено на руководстве поведением ребенка, других - на его интеллектуальном развитии, третьих - развитии личности и социальной компетентности [15, 199 стр.]. Общее для всех программ по формированию психологической культуры родителей является стремление расширить их самостоятельность во взаимоотношениях с разными людьми, выборе поведения в различных ситуациях, и при решении задач.
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества [15, 199 стр.]. Следовательно, актуальность воспитания родителей обосновывается благополучием ребёнка и семьи в целом. Как отмечает Семикин В.В.: «Многие острые и больные проблемы жизни современной молодежи, такие как инфантильность и социальная дезадаптированность, социальная безответственность и агрессивность, наркомания и преступность во многом имеют свои корни в психологической безграмотности родителей и семьи» [21, 37 стр.].
Формировать психологическую культуру родителей значит научиться понимать состояние души ребёнка, сделав так, чтобы его развитие происходило не по принуждению, а в процессе сотрудничества с взрослым.
Д.Б. Эльконин пишет: «В процессе совместной деятельности взрослые постепенно передают общественно выработанные способы потребления предметов. В совместной деятельности взрослые организуют деятельность ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий...» [29]. Родители должны понимать и осознавать свою ответственность за жизнь своего ребёнка, ведь именно в процессе близких взаимоотношений со своими родными у ребёнка с первых дней жизни формируется структура его личности, принятие норм поведения ребёнком своих родителей.
В системе детско-родительских отношений важно понимать, как представляют себя ребёнок и взрослый. В лице взрослого ребёнок видит не сколько носителя личного опыта, столько полномочного представителя психологической культуры. В свою очередь взрослый является посредником между ребёнком и психологической культурой, осуществляя тем самым репродуктивную функцию т.е передаёт ему для освоения тот практический опыт, которые выработало человечество в процессе своей истории. Это существующие в обществе социальные нормы, задающие определённое представление о том, каким должны быть муж и жена, отец и мать, сын и дочь по отношению к родителям [11].
В современной психологии стили семейного воспитания делят на три основные группы:
Первый из них в семье проявляется как отсутствие всяческих отношений, это отчуждённость и отстранённость друг друга членов семейного союза, полное безразличие к делам и чувствам другого. Другие, авторитарный и демократический, образуют своеобразную шкалу. На одной стороне шкалы царит жёсткая авторитарность, бесцеремонное отношение членов семьи, жестокость, агрессия, чёрствость, диктат и холодность по отношению друг к другу, а на другом демократия, которая предполагает сотрудничество, взаимопомощь, выражение чувств и эмоций, а также равноправие все участников семейного процесса.
Многие социальные проблемы чаще всего являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психологической культуры, проявляющая в безответственном отношении в выполнении своих воспитательных функций, неготовности менять сложившиеся стереотипы воспитания [11]. Ошибки, просчёты, допускаемые родителями в процессе воспитания ребёнка, часто оказываются невосполнимыми и проявляются в асоциальном поведении ребёнка, в трудностях адаптации в обществе, отклонении личностного и психического развития.
Увеличение неполных, конфликтных семей, занятость родителей с низким уровнем психологической культуры заметно искажает характер детско-родительских отношений. Проявляется в исчезновении и формальности совместных форм деятельности, дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что приводит к формированию у ребёнка неуверенности своих сил, неадекватной самооценки, крайних форм самоутверждения и самоопределения.
В настоящее время отсутствует единая система формирования психологической культуры родителей. Нет конкретного представления о формировании психологической культуры родителей, формах и методах её формирования в современных условиях [1].
Для формирования психологической культуры родителей были выделены следующие параметры:
Выводы по главе
Теоретический анализ психологической литературы позволил нам определить основные подходы к пониманию общей психологической культуры как составной части базовой культуры, как системной характеристики человека, позволяющей ему эффективно адаптироваться в социуме, раскрывать свой личностный потенциал, быть удовлетворённым в своей жизни.
Психологическая культура включает в себя такие компоненты как психологическая грамотность и психологическая компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексию, и культуротворчество, все эти компоненты взаимодействуют друг с другом. Таким образом, психологическая культура является совокупностью взаимосвязанных компонентов.
Современная семья представляет социальный институт, осуществляющий этнокультурную миссию и воспроизводство этноса. Психологическая культура семьи определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие детей и самих взрослых. От каждого члена семьи зависит, какой будет психологическая культура, благоприятной или неблагоприятной. Также она понимается как состояние душевного психологического благополучия семьи, выполняя регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи.
ГЛАВА 2. Эмпирические исследования психологической культуры родителей
В исследовании принимали участие 100 испытуемых в возрасте 25-35 лет. 25 семей русской национальности, 25 семей бурятской национальности. Исследование проводилось в г. Иркутске. Это работники авиазавода, врачи поликлиники №15, сотрудники компаний «Фенстер». «Pepsico», «Шинтоп». Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым.
Таблица 1
Распределение выборки по уровню образования (%)
Русские |
Буряты | ||
М |
Ж |
М |
Ж |
ВО 26 |
ВО 22 | ||
ССО 4 |
ССО 2 | ||
ВО ССО 6 |
ВО ССО 14 | ||
ССО ВО 14 |
ССО ВО 12 |
Примечание: (ВО – высшее образование, ССО – средне-специальное образование)
Из приведённой выше таблицы следует, что у русских пар наличие высшего образования – 26%, встречается чаще, чем у бурят – 22%. Средне-специальное образование, у русских – 4%, у бурятов - 2%. Пары у которых супруга имеет высшее образование, а у супруги средне-специальное, у русских составляет – 6%, у бурятов – 14%. Пары, у которых супруга имеет средне-специальное, а у супруга высшее образование, у русских – 14%, у бурятов – 12%.
Для выявления психологической культуры родителей была использована методика О.И. Моткова, Т.А. Огнева «Психологическая культура личности», позволяющей говорить о способности к самоанализу своих личностных и поведенческих особенностей. Данная методика направлена на изучение выраженности и качества шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений личности:
Эти шесть частных показателей составляют общий седьмой фактор, который называется - Психологическая культура личности (все вопросы данной методики).
Таблица 2
Примерные уровни гармоничности характеристик
психологической культуры (бальные показатели)
Уровень |
Гармоничность проявлений психологической культуры |
Высокий |
4,11 – 4,65 |
Псевдо-высокий |
4,66 – 5,00 |
Средний |
3,10 – 4,10 |
Низкий |
1,00 – 3,09 |
Для исследования родительского отношения использовался тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин.
В данной методике родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника.
Опросник включает 61 вопрос, каждый из которых ориентирован на одну из пяти шкал.
Информация о работе Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)