Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:04, дипломная работа
Цель данной работы: изучить особенности проявления психологической культуры родителей русской и бурятской национальности.
В соответствии с целью и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к изучению психологической культуры;
рассмотреть научные подходы к изучению психологической культу-ры в семье;
исследовать психологическую культуру родителей русской и бурятской национальности;
выявить условия проявления психологической культуры родителей;
разработать программу формирования психологической культуры родителей.
ВВЕДЕНИЕ……...……………………..…...………………….………..…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ……..………………….……...5
1.1 Основные подходы к изучению психологической культу-ры.....……...……..5
1.2 Теоретические аспекты формирования психологической культуры
в семье …………………...……….………..…………………..……………………12
Выводы по главе………….…………………...……………………………..……..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕ-ЛЕЙ………………….……………………………...…...21
2.1 База, процедуры и методы исследования…...……………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования……………………..………………....….23
2.3 Основные направления работы по формированию психологической
культуры родите-лей……………….………………..……………………………...33
Выводы по гла-ве……………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....……….…52
ПРИЛОЖЕНИЕ ....…………………………………………………....……….….54
Полученные по методике данные были подвергнуты качественному анализу.
Представление результатов исследования культурно-психологических поведенческих проявлений начнём с рассмотрения показателя – самопонимания личности родителей русской и бурятской национальности. Из приведённой ниже таблицы 3 видно, что большая часть выборки (60±4) демонстрируют средний уровень самопонимания и самоопределения, что характеризуется наличием системных знаний в одной области, соотнесённые с их культурной позицией, умения носят поисковый характер, эмоции ситуативные.
Стоит обратить внимание на то, что высокий уровень самоопределения наблюдается у 36% женщин бурятской национальности, что свидетельствует об их способности объяснить свои настоящие устойчивые мотивы, признавать свою неправоту в споре; они задаются вопросом почему, могут найти причину, объяснить какие будут последствия, а также обладают способностью объяснить своё поведение.
Таблица 3
Распределение выборки по выраженности самопонимания личности (%)
Высокий |
Средний |
Низкий | ||
Русские |
М |
16 |
60 |
24 |
Ж |
28 |
56 |
16 | |
Буряты |
М |
24 |
64 |
12 |
Ж |
36 |
58 |
12 |
Интерес вызывает и то, что мужчинам русской национальности 24% (вдвое больше мужчин бурятской национальности) свойственен низкий уровень выраженности самопонимания: отрицательные мотивы, эмоции больше отрицательные, нежели положительные; для них характерны устойчивые отрицательные эмоции в профессиональном самоопределении.
Рис. 1. Распределение выборки по самопониманию
Полученные данные (рис. 1) позволяют говорить о том, что самопонимание бурятского этноса выше, чем у русского. Буряты более нацелены на самопознание, стремятся к высшим идеалам, ищут умиротворения, что свидетельствуют показатели по данному критерию. Это связано с тем, что с древних времён в бурятских племенах строго соблюдались общинные принципы: чёткая иерархия, уважение к старшим, бережное отношение к традициям и нормам поведений, коллективный характер действий и принятия решений.
Результаты исследования культурно-психологического проявления личности - конструктивное общение представлены в табл. 4. Из таблицы видно, как и по предыдущему параметру, большая часть выборки (60±4) обладает средним уровнем конструктивного общения. Этот уровень характерен для людей, умеющих достаточно хорошо формировать, строить свой стиль общения, разрешать и предотвращать конфликты, способность вести спокойный разговор.
Таблица 4
Распределение выборки по выраженности конструктивного
общения личности (%)
Высокий |
Средний |
Низкий | ||
Русские |
М |
24 |
56 |
20 |
Ж |
12 |
60 |
28 | |
Буряты |
М |
20 |
56 |
24 |
Ж |
8 |
64 |
28 |
Высокий уровень конструктивного общения, 24% мужчины русский этнос, отмечается у людей умеющих слушать других, понимать смысл услышанного; они способны продуктивно разрешать возникающие конфликты, способность спокойно аргументировать и отстаивать свою точку зрения, это также умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное.
Низкий уровень демонстрирует четвёртая часть выборки 8%. Им свойственно полемизировать, т.е. отстаивать свою точку зрения, и опровергать другую, нетерпение, неспособность разрешать возникающий конфликт, эмоциональная несдержанность, раздачи ярлыков («ты лентяй»), приписывание мотивов («тебе не интересно»).
Результаты показали (рис. 2), что конструктивное общение у русского народа выше, чем у бурятского. Это связано с тем, что на русского человека оказали большое влияние факторы географического положения и ландшафта российской территории. Это выработало в русском народе вдумчивость, наблюдательность, созерцательность, и способствовало продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов.
Рис. 2. Распределение выборки по конструктивному общению
Результаты исследования культурно-психологического проявления личности – саморегуляция представлены в табл. 5.
Таблица 5
Распределение выборки по выраженности саморегуляции личности (%)
Высокий |
Средний |
Низкий | ||
Русские |
М |
12 |
56 |
32 |
Ж |
20 |
60 |
20 | |
Буряты |
М |
16 |
64 |
20 |
Ж |
24 |
52 |
24 |
Таблица 5 отображает, что женщины русской 20% и бурятской 24% национальности обладают высоким уровнем саморегуляции. Они имеют устойчивое умение поддерживать своё эмоциональное настроение, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях и способны эффективно решать возникающие проблемы, также это способность проявлять гибкость в общении и при решении сложных познавательных задач.
Средним уровнем обладают мужчины бурятской национальности 64%. Они могут заниматься устранением причин эмоциональной напряжённости, имеют способность к самоубеждению, самоанализу, такие люди имеют ответственное отношение к труду и своим делам, окружающим его людям, склонность к саморазвитию, стремление познать себя, определить свои сильные и слабые стороны.
К низкому уровню относятся мужчины русской национальности 32%. Им свойственно безответственное отношение ко всему, у них присутствует эмоциональная напряженность, нежелание и неспособность заниматься саморазвитием и нужды в ней.
Рис. 3. Распределение выборки по саморегуляции
Результаты исследования (рис. 3) показали, что более высокой саморегуляцией обладает бурятский народ. Географическое положение, жизнь в суровых условиях выработало в бурятском человеке умение сохранять спокойствие, проявлять гибкость в мышлении при решении сложным познавательных задач, изворотливость в периоды опасности.
Результаты исследования культурно-психологического проявления личности – творчество представлены в табл. 6.
Таблица 6
Распределение выборки по выраженности творчества личности (%)
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
Русские |
М |
20 |
68 |
12 | |
Ж |
32 |
40 |
28 | ||
Буряты |
М |
32 |
56 |
12 | |
Ж |
24 |
60 |
16 |
Из таблицы 6 видно, что высоким уровнем творчества обладают мужчины бурятской национальности 32% и женщины русской национальности 32%. Они характеризуется способностью порождать новые идеи, конструктивная активность к неразрешимым ситуациям, стремление к красоте, выполнение по-новому привычных способов действия.
К среднему уровню относятся мужчины русской национальности 68%. Они склонны воспринимать что-то новое и необычное, способны абстрагироваться от ситуации.
В то же время женщины русской национальности 28% относятся к низкому уровню. Им характерно нежелание к нахождению чего-то нового, какого-либо способа действия, к познанию.
Рис. 4. Распределение выборки по творчеству
Критерий творчества у бурятского этноса выше, чем у русских (рис. 4). Это вызвано традициями бытовой культуры, в которой нашли отражение не только суровые условия жизни кочевников, но и талант народа, сумевшего создать достаточно совершенные для того времени формы организации быта, облагородив их своим творчеством и сделав их, таким образом, оригинальным культурным достижением.
Результаты исследования культурно-психологического проявления личности – самоорганизованность представлены в табл. 7.
Таблица 7
Распределение выборки по выраженности уровней самоорганизованности личности (%)
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
Русские |
М |
20 |
52 |
28 | |
Ж |
32 |
40 |
28 | ||
Буряты |
М |
32 |
52 |
20 | |
Ж |
28 |
52 |
20 |
Из таблицы 7 видно, что высоким уровнем самоорганизованности относятся женщины русской национальности 32% и мужчины бурятской национальности 32%. Им характерно устойчивое отношение к конструктивному ведению дел, их реалистичное планирование, доведение начатого дела до конца. Русская пословица гласит «Делу – время, потехе – час» - очень кстати подходит для высокого уровня самоорганизованности. Она означает умение человека разделять время потех и время ведения дел т.е делать дело и потешаться одновременно, не следует.
Рис. 5. Распределение выборки по самоорганизованности
Преобладающая часть выборки 52% относится к среднему уровню самоорганизованности. Им свойственно выполнение деловых обещаний, обладание свойством целенаправленно действовать, представляя результат своей деятельности.
К низкому уровню относятся мужчины и женщины русской национальности по 28%. Чаще всего они проявляют не желание и не видение нужды в планировании, отсутствие интереса к данному занятию, не понимают причины неуспевания ведения дел, и как следствие не видение последствий.
Результаты показали (рис. 5), что самоорганизованность у бурятского этноса выше, чем у русского человека. Суровое географическое положение, требует от бурятского этноса быть упорным в достижении своих дел, целенаправленным, уметь планировать свои дела, умение распределять время на работу, учёбу и другие дела.
Результаты исследования культурно-психологического проявления личности - гармонизирующее саморазвитие представлены в табл. 8.
Таблица 8
Распределение выборки по выраженности гармонизирующего
саморазвития личности (%)
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
Русские |
М |
24 |
52 |
24 | |
Ж |
32 |
56 |
24 | ||
Буряты |
М |
32 |
56 |
12 | |
Ж |
36 |
52 |
12 |
По таблице 8 видно, что высоким уровнем гармонизирующего саморазвития обладают женщины русской 32% и бурятской 36% национальности и мужчины бурятской национальности 32%. Им характерно стремление к самовоспитанию своих качеств, которые приведут к более качественному образу жизни. Понимают, что психическое здоровье зависит от физического – потому, поддерживают своё здоровье с помощью физических упражнений. Проявление активности в сфере выбора личностного роста. Тут саморазвитие – наивысшая ценность.
К среднему уровню относятся женщины русской национальности 56% и мужчины бурятской национальности 56%. Он склонны к самопознанию, к познанию других людей, изучению базовых понятий, явлений в определённой области, умению заставить выполнять ежедневные задания.
Информация о работе Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)