Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить особенности проявления психологической культуры родителей русской и бурятской национальности.
В соответствии с целью и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:
 проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к изучению психологической культуры;
 рассмотреть научные подходы к изучению психологической культу-ры в семье;
 исследовать психологическую культуру родителей русской и бурятской национальности;
 выявить условия проявления психологической культуры родителей;
 разработать программу формирования психологической культуры родителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...……………………..…...………………….………..…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ……..………………….……...5
1.1 Основные подходы к изучению психологической культу-ры.....……...……..5
1.2 Теоретические аспекты формирования психологической культуры
в семье …………………...……….………..…………………..……………………12
Выводы по главе………….…………………...……………………………..……..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕ-ЛЕЙ………………….……………………………...…...21
2.1 База, процедуры и методы исследования…...……………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования……………………..………………....….23
2.3 Основные направления работы по формированию психологической
культуры родите-лей……………….………………..……………………………...33
Выводы по гла-ве……………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....……….…52
ПРИЛОЖЕНИЕ ....…………………………………………………....……….….54

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная_работа.doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

Полученные по методике данные были подвергнуты качественному анализу.

    1. Анализ результатов исследования

Представление результатов исследования культурно-психологических поведенческих проявлений начнём с рассмотрения показателя – самопонимания личности родителей русской и бурятской национальности. Из приведённой ниже таблицы 3 видно, что большая часть выборки (60±4) демонстрируют средний уровень самопонимания и самоопределения, что характеризуется наличием системных знаний в одной области, соотнесённые с их культурной позицией, умения носят поисковый характер, эмоции ситуативные.

Стоит обратить внимание на то, что высокий уровень самоопределения наблюдается у 36% женщин бурятской национальности, что свидетельствует об их способности объяснить свои настоящие устойчивые мотивы, признавать свою неправоту в споре; они задаются вопросом почему, могут найти причину, объяснить какие будут последствия, а также обладают способностью объяснить своё поведение.

Таблица 3

Распределение выборки по выраженности самопонимания личности (%)

 

Высокий

Средний

Низкий

Русские

М

16

60

24

Ж

28

56

16

Буряты

М

24

64

12

Ж

36

58

12


 

Интерес вызывает и то, что мужчинам русской национальности 24% (вдвое больше мужчин бурятской национальности) свойственен низкий уровень выраженности самопонимания: отрицательные мотивы, эмоции больше отрицательные, нежели положительные; для них характерны устойчивые отрицательные эмоции в профессиональном самоопределении.

Рис. 1. Распределение выборки по самопониманию

 

Полученные данные (рис. 1) позволяют говорить о том, что самопонимание бурятского этноса выше, чем у русского. Буряты более нацелены на самопознание, стремятся к высшим идеалам, ищут умиротворения, что свидетельствуют показатели по данному критерию. Это связано с тем, что с древних времён в бурятских племенах строго соблюдались общинные принципы: чёткая иерархия, уважение к старшим, бережное отношение к традициям и нормам поведений, коллективный характер действий и принятия решений.

Результаты исследования культурно-психологического проявления личности  - конструктивное общение представлены в табл. 4. Из таблицы видно, как и по предыдущему параметру, большая часть выборки (60±4) обладает средним уровнем конструктивного общения. Этот уровень характерен для людей, умеющих достаточно хорошо формировать, строить свой стиль общения, разрешать и предотвращать конфликты, способность вести спокойный разговор.

 

 

 

Таблица 4

Распределение выборки по выраженности конструктивного

общения личности (%)

 

Высокий

Средний

Низкий

Русские

М

24

56

20

Ж

12

60

28

Буряты

М

20

56

24

Ж

8

64

28


 

Высокий уровень конструктивного общения, 24% мужчины русский этнос, отмечается у людей умеющих слушать других, понимать смысл услышанного; они способны продуктивно разрешать возникающие конфликты, способность спокойно аргументировать и отстаивать свою точку зрения, это также умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное.

Низкий уровень демонстрирует четвёртая часть выборки 8%. Им свойственно полемизировать, т.е. отстаивать свою точку зрения, и опровергать другую, нетерпение, неспособность разрешать возникающий конфликт, эмоциональная несдержанность, раздачи ярлыков («ты лентяй»), приписывание мотивов («тебе не интересно»).

Результаты показали (рис. 2), что конструктивное общение у русского народа выше, чем у бурятского. Это связано с тем, что на русского человека оказали большое влияние факторы географического положения и ландшафта российской территории. Это выработало в русском народе вдумчивость, наблюдательность, созерцательность, и способствовало продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов.

 

Рис. 2. Распределение выборки по конструктивному общению

Результаты исследования культурно-психологического проявления личности – саморегуляция представлены в табл. 5.

Таблица 5

Распределение выборки по выраженности саморегуляции личности (%)

 

Высокий

Средний

Низкий

Русские

М

12

56

32

Ж

20

60

20

Буряты

М

16

64

20

Ж

24

52

24


 

Таблица 5 отображает, что женщины русской 20% и бурятской 24% национальности обладают высоким уровнем саморегуляции. Они имеют устойчивое умение поддерживать своё эмоциональное настроение, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях и способны эффективно решать возникающие проблемы, также это способность проявлять гибкость в общении и при решении сложных познавательных задач.

Средним уровнем обладают мужчины бурятской национальности 64%. Они могут заниматься устранением причин эмоциональной напряжённости, имеют способность к самоубеждению, самоанализу, такие люди имеют ответственное отношение к труду и своим делам, окружающим его людям, склонность к саморазвитию, стремление познать себя, определить свои сильные и слабые стороны.

К низкому уровню относятся мужчины русской национальности 32%. Им свойственно безответственное отношение ко всему, у них присутствует эмоциональная напряженность, нежелание и неспособность заниматься саморазвитием и нужды в ней.

 

Рис. 3. Распределение выборки по саморегуляции

Результаты исследования (рис. 3) показали, что более высокой саморегуляцией обладает бурятский народ. Географическое положение, жизнь в суровых условиях выработало в бурятском человеке умение сохранять спокойствие, проявлять гибкость в мышлении при решении сложным познавательных задач, изворотливость в периоды опасности.

Результаты исследования культурно-психологического проявления личности – творчество представлены в табл. 6.

Таблица 6

Распределение выборки по выраженности творчества личности (%)

 

Высокий

Средний

Низкий

Русские

М

20

68

12

Ж

32

40

28

Буряты

М

32

56

12

Ж

24

60

16


 

Из таблицы 6 видно, что высоким уровнем творчества обладают мужчины бурятской национальности 32% и женщины русской национальности 32%. Они характеризуется способностью порождать новые идеи, конструктивная активность к неразрешимым ситуациям, стремление к красоте, выполнение по-новому привычных способов действия.

К среднему уровню относятся мужчины русской национальности 68%. Они склонны воспринимать что-то новое и необычное, способны абстрагироваться от ситуации.

В то же время женщины русской национальности 28% относятся к низкому уровню. Им характерно нежелание к нахождению чего-то нового, какого-либо способа действия, к познанию.

Рис. 4. Распределение выборки по творчеству

Критерий творчества у бурятского этноса выше, чем у русских (рис. 4). Это вызвано традициями бытовой культуры, в которой нашли отражение не только суровые условия жизни кочевников, но и талант народа, сумевшего создать достаточно совершенные для того времени формы организации быта, облагородив их своим творчеством и сделав их, таким образом, оригинальным культурным достижением. 

Результаты исследования культурно-психологического проявления личности – самоорганизованность представлены в табл. 7.

Таблица 7

Распределение выборки по выраженности уровней самоорганизованности личности (%)

 

Высокий

Средний

Низкий

Русские

М

20

52

28

Ж

32

40

28

Буряты

М

32

52

20

Ж

28

52

20


 

Из таблицы 7 видно, что высоким уровнем самоорганизованности относятся женщины русской национальности 32% и мужчины бурятской национальности 32%. Им характерно устойчивое отношение к конструктивному ведению дел, их реалистичное планирование, доведение начатого дела до конца. Русская пословица гласит «Делу – время, потехе – час» - очень кстати подходит для высокого уровня самоорганизованности. Она означает умение человека разделять время потех и время ведения дел т.е делать дело и потешаться одновременно, не следует.

Рис. 5. Распределение выборки по самоорганизованности

 

Преобладающая часть выборки 52% относится к среднему уровню самоорганизованности. Им свойственно выполнение деловых обещаний, обладание свойством целенаправленно действовать, представляя результат своей деятельности.

К низкому уровню относятся мужчины и женщины русской национальности по 28%. Чаще  всего они проявляют не желание и не видение нужды в планировании, отсутствие интереса к данному занятию, не понимают причины неуспевания ведения дел, и как следствие не видение последствий.

Результаты показали (рис. 5), что самоорганизованность у бурятского этноса выше, чем у русского человека. Суровое географическое положение, требует от бурятского этноса быть упорным в достижении своих дел, целенаправленным, уметь планировать свои дела, умение распределять время на работу, учёбу и другие дела.

Результаты исследования культурно-психологического проявления личности - гармонизирующее саморазвитие представлены в табл. 8.

 

Таблица 8

Распределение выборки по выраженности гармонизирующего

саморазвития личности (%)

 

Высокий

Средний

Низкий

Русские

М

24

52

24

Ж

32

56

24

Буряты

М

32

56

12

Ж

36

52

12


 

По таблице 8 видно, что высоким уровнем гармонизирующего саморазвития обладают женщины русской 32% и бурятской 36% национальности и мужчины бурятской национальности 32%. Им характерно стремление  к самовоспитанию своих качеств, которые приведут к более качественному образу жизни. Понимают, что психическое здоровье зависит от физического – потому, поддерживают своё здоровье с помощью физических упражнений. Проявление активности в сфере выбора личностного роста. Тут саморазвитие – наивысшая ценность.

К среднему уровню относятся женщины русской национальности 56% и мужчины бурятской национальности 56%. Он склонны к самопознанию, к познанию других людей, изучению базовых понятий, явлений в определённой области, умению заставить выполнять ежедневные задания.

Информация о работе Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)