Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить особенности проявления психологической культуры родителей русской и бурятской национальности.
В соответствии с целью и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:
 проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к изучению психологической культуры;
 рассмотреть научные подходы к изучению психологической культу-ры в семье;
 исследовать психологическую культуру родителей русской и бурятской национальности;
 выявить условия проявления психологической культуры родителей;
 разработать программу формирования психологической культуры родителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...……………………..…...………………….………..…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ……..………………….……...5
1.1 Основные подходы к изучению психологической культу-ры.....……...……..5
1.2 Теоретические аспекты формирования психологической культуры
в семье …………………...……….………..…………………..……………………12
Выводы по главе………….…………………...……………………………..……..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕ-ЛЕЙ………………….……………………………...…...21
2.1 База, процедуры и методы исследования…...……………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования……………………..………………....….23
2.3 Основные направления работы по формированию психологической
культуры родите-лей……………….………………..……………………………...33
Выводы по гла-ве……………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....……….…52
ПРИЛОЖЕНИЕ ....…………………………………………………....……….….54

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная_работа.doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

Л. С. Колмогорова выделяет следующие основные составляющие психологической культуры: [27, 69 стр.].

    1. «Психологическая грамотность – это некоторый минимальный уровень знаний человека о явлениях психики, самом себе, отношениях между людьми». Психологическая грамотность находится рядом с другими видами грамотности (технической, строительной, творческой, и др.), которые необходимо знать каждому конкретному человеку. Это не просто элементарные знания о психике, но также и умение применять свои знания на практике. Поэтому каждому члену общества важно быть пытливым, наблюдательным исследователем.

«Программа психологической грамотности, предлагаемая Е.А. Климовым такова:

  • «душеведческая» направленность мышления;
  • интерес к стороннему человеку;
  • владение элементами психологического познания (наблюдение, беседа)
  • терпимость и индивидуальной неповторимости других людей, «непохожести» на определённый стандарт в обществе;
  • правильное отношение к болезненным нарушениям психики (лечащее или щадяще-понимающего)»
    1. Психологическая компетентность – совокупность психологических знаний, умений, позволяющие принимать эффективные решения. Это значит, грамотный человек знает, как делать, но компетентный может применить эти знания и решить какую-либо психологическую задачу, проблему.

В психологической компетентности выделяют следующие элементы:

  • адекватное использование психологических средств познания и самопознания (общение, игра и др.);
  • анализ прошлого опыта, его адекватное применение для решения актуальных психологических задач, проблем;
  • овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем, задач. Перенос в конкретные условия;
  • выработка эффективных программ поведения.
    1. Ценностно-смысловой компонент – представляет собой систему личностно значимых, ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, отношений, верований в области психики человека. Это «духовные опоры», которые придают смысл жизни человеку, и ориентируют его в жизни. Это составляет основу внутреннего мира личности.

Данный компонент позволяет личности самоопределиться в системе ценностей, выбрать для себя то, что наиболее соответствуют ее сущности. Система ценностей выступает некой системой координат, необходимой для того, чтобы выразить своё отношение, оценить себя и других, и сделать свой собственный выбор.

Основное отличие от компонента «психологической компетентности» состоит в том, что тут доминируют сложные элементы культуры как: смысл, ценности, регуляторы личностного выбора, позиция личности и т.д.

    1. Рефлексия – это осмысление человеком целей,  результатов своей деятельности по освоению психологической культуры, осознание своих внутренних изменений. Также можно определить рефлексию, как самопознание человеком своего духовного мира: процесс осознания себя происходит на уровне словесного мышления со степенью обобщенности. Рефлексия представляет собой интеллектуальное средство саморазвития и саморегуляции личности.

Рефлексия помогает выявить и преодолеть противоречия, возникающие в жизни человека между знанием и поведением, желаемым и должным, возможным и действительным. Именно благодаря рефлексии человек переходит на новые уровни своего развития.

    1. Культуротворчество – способность человека к творчеству с детского возраста. Это образы и идеи, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе развития ребёнок занимается творчеством – делает для себя открытия, познаёт человеческий мир. Взрослым надо понимать, что ребёнку это необходимо, и нужно этому способствовать, а не ограничивать его в этом, ведь творчество – это создание собственных теорий, проявление самостоятельности, способность задуматься над новой проблемой.

Творчество может проявляться в отношении норм, традиций, порождения новых смыслов («переоценка ценностей»), знаний (открытия, новые теории и т.д.), новых способов деятельности (технологий), собственной жизни и себя самого (определение личностного роста, самосовершенствования) и т.д. [9]

Колмогорова Л.С. отмечает: «…грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный — реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам. Грамотный человек знает «о психологии», а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т. е. знает и реально учитывает психологию людей. Задача развития психологической компетентности — не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни» [9, 16 стр.].

Описанные выше компоненты взаимодействуют друг с другом, а не существуют изолированно. Таким образом, психологическая культура представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных компонентов, между которыми существует функциональные и структурные связи [9, 21 стр.].

Психологическая культура личности формируется в условиях влияния психологической культуры как этноса, также различных входящих в её состав психологических субкультур.

Выделяются различия между психологическими субкультурами городских и сельских жителей, интеллигенции, духовенства и т.п. В любой общности людей, субкультуру составляют люди, осуществляющие психологическое воздействие как основной вид своей деятельности. Это воздействие является целенаправленным с сознательным использованием методов и ясным представлением результатов.

Психологическую культуру личности желательно соотносить с конкретной социальной группой, которая отличается, прежде всего, образом жизни, ценностными ориентациями, правилами и стереотипами поведения.

Данные характеристики социальной группы обуславливают нормы регулирования и развития психики.

Социокультурные традиции, характерный образ жизни, уровень развития общества, психологическая культура личности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их развитие или модификация без учета взаимосвязей невозможны.

Присваивание психологической культуры из одной общности в другую, без соответствующей модификации к адаптации, обречено на неудачу. Например, распространенное в настоящее время в ряде социальных групп европейских стран освоение буддийской культуры саморазвития будет не успешным без целостного принятия присущих буддизму принципов  самосовершенствования личности, т.к эти принципы вступают в конфликт с формирующим компонентом психологической культуры европейских этносов, что на уровне отдельной личности приводит к напряжению, как внутреннему, так и в межличностных отношениях.

Влияние национальных особенностей на психологическую культуру происходит через:

  • Национальные традиции, на основе опыта жизнедеятельности нации, передающиеся новым членом данной этнической общности нормы, правила поведения, общения. Проявляется в вербальном поведение (общении) и не вербальном (мимика, жесты).
  • Национальные интересы, психологические социальные явления, отражающие мотивы представителей этнической общности, направленное на сохранение единства.
  • Национальные настроения, отношение людей к своей этнической общности, ценностям. Положительное отношение выражается в чувстве патриотизма, любви, дружбы, братства. Отрицательное отношение выражается в национализме, расовых предрассудках, изолированность от других народов, а также неудовлетворённость своим этносом.
  • Национальный характер, совокупность устойчивых психологических черт определённой этнической общности, которые приобретаются в процессе воспитания, через манеру поведения, образ действий к окружающему миру, и обществу.

Менталитет — уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в ходе исторического развития народа и определяет национальный характер [19].

На менталитете русского народа отразилось суровость нашего климата. Проживая там, где зима длится около полугода, русский народ выработал в себе упорство, большую силу воли в борьбе за выживание в условиях холодного климата. На темперамент нации повлияла низкая температура, в большей части года. Потому, русские более меланхоличны и медлительны, им приходится сохранять свою энергию, необходимую для борьбы с холодом. Суровые русские зимы оказали большое влияние на традицию гостеприимства. Гостеприимство русского народа, это сама разумеющаяся обязанность. Отказать в крове зимой путнику, означает обречь его на холодную смерть.

А.Д. Карнышев даёт определение гостеприимству: «...вид исторически сложившейся социальной практики, обеспечивающий гостю приём, безопасность и заботу. Скорее всего, гостеприимство утвердилось уже в первобытном обществе, когда разными племенами совместно использовались охотничьи, собирательские и другие угодья, и при этом необходимо было доброжелательно относиться к представителям иных сообществ» [7, 190 стр.].

Гостеприимство русских людей по отношению к «заморским» купцам порой не знало границ и вызывало резкую критику. Ю. Крижанич говорил о необходимости обязательного введения мер ксениласии (гостогонства), направленных на сокращение общения с иностранцами и ограничения числа иноверцев, проживающих на Руси. Он неоднократно выступал против экономических и иных преимуществ и привилегий, предоставляемых гостям, считая, что от этого нет никакого проку России: «Нигде на свете не принимают так много посольств и нигде не тратят так много денег на разных чужеземцев, как здесь. Но ведь всё, что идёт на чужеземцев, пропадает зря. Ибо доселе не было от этого великим государям и народу ни благодарности, ни славы, ни чести» [7, 191 стр.].

Суровость природы научили русского человека быть послушным и терпеливым. Издавна, русским приходилось заниматься не только земледелием, но и всякого рода ремёслами, т.е быть промысловиком. Это выработало в них направленность ума, рациональность и ловкость. Жить в таких суровых условиях может человек, обладающий неисчерпаемым оптимизмом.

Русскому человеку всегда дорог ясный рабочий день. Это заставляет нашего промысловика усиленно работать, успеть всё выполнить, в довольно короткое время. Это выявляет способность русского народа к напряженному труду в короткое время, и выражается такая способность, в трудолюбии. Не просто так существует поговорка «не суйся в воду, не зная броду», русскому человеку, в суровых условиях, всегда приходилось зорко следить за природой, смотреть в оба, не соваться в  воду, не отыскав броду, это развивало в нём изворотливость в периоды опасности, привычку к терпеливой борьбе с лишениями и невзгодами.

Бурятский народ представляет собой плотное соединение народов, проживающих на рубеже веков вокруг Байкала. Живя вместе, эти народы вносили в культуру друг друга новые элементы народных традиций, что не могло наложить отпечаток на структуру внутрисемейных отношений.

Как отмечает Е.А. Иванова, гостеприимство бурятского народа - это результат традиции, сформировавшейся в течение веков, закрепившей особое отношение к появлению в доме гостя, которое всегда воспринималось как событие огромной важности. Это одновременно и знак благожелательного отношения к хозяевам со стороны гостей, и возможность пообщаться и узнать много нового, и праздник. Приезд гостей был событием и потому, что трудная жизнь кочевников, проходившая в кругу семьи и ближайших родственников, давала мало возможностей для контактов с другими соплеменниками, поэтому каждый приезд гостей - это появление новых сведений и расширение познаний [7].

Если гости были до того не знакомы хозяевам, их все равно принимали с подобающим уважением. В этом проявлялась мудрость народа, живущего в суровых природных условиях, когда приезд гостя мог быть связан с происшествиями, случившимися в дороге, но мог быть и следствием других, очень важных для хозяев причин, которых они не знали.

Особым было отношение к подаркам. Считалось неприличным ложно или тем более всерьез отказываться от дара. На этот счет до сих пор у бурят бытует поговорка: "Рука, протянутая с подарком, обратно с подарком не возвращается". Независимо от того, понравился или не понравился подарок, его следовало принять с благодарностью, но при этом и самому не остаться в долгу [7].

Гость мог задержаться столько, сколько считал нужным. И все это время хозяева должны были его одарять вниманием, кормить и поить.

Каждое из перечисленных определений в отечественной психологии раскрывает некоторые существенные характеристики психологической культуры.

 

    1. Теоретические аспекты формирования психологической   культуры в семье

Семья – духовная ячейка общества. Многообразие отношений между членами семьи, обилие чувств, которые они питают друг к другу, живая реакция на мельчайшие детали поведения своего ребёнка – всё это составляет психологическую культуру семьи.

О.А. Карнышева, так понимает значение семьи для общества: «Она передаёт традиции, обычаи, основные ценности человечества от поколения к поколению. В ней заключён огромный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводство населения, становление гражданских отношений» [8, 108 стр.].

Информация о работе Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)