Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить особенности проявления психологической культуры родителей русской и бурятской национальности.
В соответствии с целью и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:
 проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к изучению психологической культуры;
 рассмотреть научные подходы к изучению психологической культу-ры в семье;
 исследовать психологическую культуру родителей русской и бурятской национальности;
 выявить условия проявления психологической культуры родителей;
 разработать программу формирования психологической культуры родителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...……………………..…...………………….………..…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ……..………………….……...5
1.1 Основные подходы к изучению психологической культу-ры.....……...……..5
1.2 Теоретические аспекты формирования психологической культуры
в семье …………………...……….………..…………………..……………………12
Выводы по главе………….…………………...……………………………..……..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕ-ЛЕЙ………………….……………………………...…...21
2.1 База, процедуры и методы исследования…...……………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования……………………..………………....….23
2.3 Основные направления работы по формированию психологической
культуры родите-лей……………….………………..……………………………...33
Выводы по гла-ве……………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....……….…52
ПРИЛОЖЕНИЕ ....…………………………………………………....……….….54

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная_работа.doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

Упражнение «Лобное место»

Цель: настрой на работу, снятие напряжения.

Инструкция: каждый из участников делится впечатлениями прошедшего тренинга, говорит о том, что изменилось, произошло со времени последнего занятия, что запомнилось.

В совместной беседе повторяются правила тренинга.

Упражнение «Сообщения»

Цель: знакомство участников группы с социально приемлемыми внушениями родителей, которые являются адекватными, и с теми, которые вызваны неадекватными ожиданиями родителей от ребенка;

Инструкция: на одном листке бумаги выписаны 5 сценарных сообщений или директив: «Будь сильным», «Стремись к совершенству», «Старайся изо всех сил», «Поторапливайся», «Радуй меня (или других)». Посмотрите, соответствуют ли какие-то из них тому, что вы в раннем детстве слышали от своих родителей. Если да, то определите, насколько они вам подходят. Разделите директивы на две части - адекватные и неадекватные для жизни.

Упражнение «Какой я родитель?»

Цель: саморефлексия.

Инструкция: каждый участник должен записать не менее 30 характеристик — ответов на вопрос: «Какой я родитель?». Затем родители садятся в большой круг и по очереди высказываются, комментируя свой рассказ о себе и отвечая на вопросы.

Подведение итогов работы.

Упражнение «Клубок»

Цель: завершение занятие; достижение групповой сплоченности; фиксация основных достижений занятия; настройка на позитив.

Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о своих чувствах, о том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.

Домашнее задание.

Цель: осознание внутрисемейных проблем.

Инструкция: написать сочинение на тему «Моя семья».

Занятие 3

Тема: «Общение в семье».

Цель: формирование навыков детско-родительского взаимодействия;

Задачи: знакомить участников с проблематикой, развивать коммуникативные качества, творческое мышление.

Хронометраж

Методы работы

Продолжительность

Приветствие, ожидание от занятий

10 мин.

Решение задач по проблеме детско-родительского взаимодействия

15 мин.

Упражнение ««Модальность»

15 мин.

Дискуссия. Подведение итогов работы

5 мин.


Описание занятия

Упражнение «Лобное место»

Цель: настрой на работу, снятие напряжения.

Инструкция: каждый из участников делится впечатлениями прошедшего занятия, говорит о том, что изменилось, произошло со времени последнего занятия.

Решение задач по проблеме детско-родительского взаимодействия

Проводится индивидуально, затем по подгруппам. Результаты записываются на доске. Проводится обсуждение. Создается проблемная ситуация.

Каждому участнику группы предлагается записать ситуацию проблемного взаимодействия взрослого (папы, мамы, бабушки, дедушки, педагога и др.) с ребенком. Затем все обмениваются своими записями и предлагают решение ситуации. Далее обсуждается вопрос об основаниях для принятия решений в трудных ситуациях общения.

Упражнение «Модальность»

Цель: реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

 

Методика проведения. Ведущий: «Попробуйте на минутку почувствовать себя подростком. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей или родителей они слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право...», «Тебе интересно...». А теперь перейдите в позицию родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...».

При обращении к подростку родителям необходимо модальность долженствования свести к минимуму.

Например:

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен хорошо учиться!»

«Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека».

«Ты должен слушать учителей и родителей!»

«Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».


 

Фразы для самостоятельного задания:

  • «Мы в твои годы жили гораздо хуже».
  • «Ты должен ценить заботу старших».
  • «Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

Дискуссия. Подведение итогов работы

Упражнение «Клубок»

Цель: завершение занятия, групповое сплочение, фиксация основных достижений тренингового занятия, настрой на позитив.

Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, рассказывает о своих чувствах, о том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.

Занятие 4

Тема: «Формирование общения в семье».

 

Цель: формирование навыков детско-родительского взаимодействия.

Задачи: знакомить участников с проблематикой, развивать коммуникативные качества, творческое мышление.

Хронометраж

Методы работы

Продолжительность

Приветствие, ожидания от занятий, напоминание правил тренинга

5 мин.

Упражнение «Интонация»

5 мин.

Упражнение «Просьбы и требования»

10 мин.

Упражнение «Здравствуй, ты представляешь...»

15 мин.

Дискуссия. Подведение итогов работы

5 мин.


Описание занятия

Упражнение «Лобное место»

Цель: настрой на работу, снятие напряжения.

Инструкция: каждый из участников делится впечатлениями прошедшего дня, говорит о том, что изменилось, произошло со времени последнего занятия.

Упражнение «Интонация»

Цель: реорганизация арсенала средств общения в семье.

Методика проведения: произнести (ласково, грубо) свое имя, имя мужа (жены) и имена своих детей.

Цель: ориентация системы психологических взаимодействий на изменение межличностных отношений в семье.

Упражнение «Просьбы и требования»

Цель: принятие новых разнообразных способов взаимодействия. Методика проведения:

1. Сядьте вместе с вашим партнером, который согласится исполнять роль.

2. Попросите его о чем-либо  в требовательной форме.

3. Что вы ощущаете, когда требуете?

4. Выясните, что чувствует при  этом ваш партнер.

5. Теперь попросите о чем-нибудь, выражая свои чувства, спрашивая  и выслушивая, что чувствует другой (партнер находится в роли ребенка).

Упражнение «Здравствуй, ты представляешь...»

Цель: активизация и сближение группы, снятие напряжения, повышение уверенности в себе.

Методика проведения: родители обращаются друг к другу по очереди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь...» — и начинают описывать какой-то смешной случай, произошедший с ним и его ребенком, или необычный эпизод из семейной жизни.

Дискуссия. Подведение итогов работы

Упражнение «Клубок»

Цель: завершение занятия, групповое сплочение, фиксация основных достижений тренингового занятия, настрой на позитив.

Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, рассказывает о своих чувствах, о том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.

Занятие 5

Тема: «Саморегуляция».

Цель: анализ семейного сценария, детско-родительских отношений, формирование навыков детско-родительского взаимодействия.

Задачи: знакомить участников с проблематикой, развивать коммуникативные качества, творческое мышление.

Хронометраж

Методы работы

Продолжительность

Приветствие, ожидания от занятий, напоминание правил тренинга

5 мин.

Упражнение «Комплимент»

10 мин.

Упражнение «Обратная связь»

15 мин.

Дискуссия. Подведение итогов работы

10 мин.


Описание занятия

Упражнение «Лобное место»

Цель: настрой на работу, снятие напряжения.

Инструкция: каждый из участников делится впечатлениями прошедшего дня, говорит о том, что изменилось, произошло со времени последнего занятия.

Упражнение «Комплимент»

Цель: формирование умения видеть сильные стороны, положительные качества другого человека.

Методика проведения: родители садятся в большой круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и что он хочет сказать об этом, то есть сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Упражнение «Обратная связь»

Цель: осознание внутрисемейных проблем, повышение самоценности родителей.

Методика проведения: каждому участнику необходимо представить всех людей, о которых он должен заботиться, то есть тех, за которых он несет ответственность. Следует обратить внимание, включили ли они себя в данный список, и если да, то каким по счету. Затем нужно написать ответ на следующий вопрос: «В чем состоят мои обязанности по отношению к ребенку?». После этого написать ответ на такой вопрос: «В чем состоят обязанности моего ребенка по отношению ко мне?» После этого проводится групповое обсуждение.

Дискуссия. Подведение итогов работы

Упражнение «Клубок»

Цель: завершение занятия, групповое сплочение, фиксация основных достижений тренингового занятия, настрой на позитив.

Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, рассказывает о своих чувствах, о том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.

Занятие 6

Тема: «Саморегуляция».

Цель: анализ семейного сценария, детско-родительских отношений, формирование навыков детско-родительского взаимодействия.

Задачи: знакомить участников с проблематикой, развивать коммуникативные качества, творческое мышление.

Хронометраж

Методы работы

Продолжительность

Приветствие, ожидания от занятий, напоминание правил тренинга

5 мин.

Упражнение «Они — обо мне»

15 мин.

Упражнение «Список»

15 мин.

Дискуссия. Подведение итогов работы

5 мин.


Описание занятия

Упражнение «Лобное место»

Цель: настрой на работу, снятие напряжения.

Инструкция: каждый из участников делится впечатлениями прошедшего дня, говорит о том, что изменилось, произошло со времени последнего занятия.

Упражнение «Они — обо мне»

Цель: повышение уверенности родителей в том, что они могут достичь позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье.

Информация о работе Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)