Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить особенности проявления психологической культуры родителей русской и бурятской национальности.
В соответствии с целью и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:
 проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к изучению психологической культуры;
 рассмотреть научные подходы к изучению психологической культу-ры в семье;
 исследовать психологическую культуру родителей русской и бурятской национальности;
 выявить условия проявления психологической культуры родителей;
 разработать программу формирования психологической культуры родителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...……………………..…...………………….………..…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ……..………………….……...5
1.1 Основные подходы к изучению психологической культу-ры.....……...……..5
1.2 Теоретические аспекты формирования психологической культуры
в семье …………………...……….………..…………………..……………………12
Выводы по главе………….…………………...……………………………..……..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕ-ЛЕЙ………………….……………………………...…...21
2.1 База, процедуры и методы исследования…...……………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования……………………..………………....….23
2.3 Основные направления работы по формированию психологической
культуры родите-лей……………….………………..……………………………...33
Выводы по гла-ве……………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....……….…52
ПРИЛОЖЕНИЕ ....…………………………………………………....……….….54

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная_работа.doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

Задачи: развивать творческое мышление, коммуникативные качества.

Хронометраж

Методы работы

Продолжительность

Приветствие, ожидания от занятий, напоминание правил тренинга

5 мин.

Упражнение «Угадай»

10 мин.

Упражнение «Какой я родитель?»

15 мин.

Дискуссия. Подведение итогов работы

10 мин.


 

Описание занятия

Упражнение «Здравствуй, мне очень нравится...»

Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

Методика проведения: приветствие проводится с обязательным использованием фразы: «Здравствуй, мне очень нравится...» Участник вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало должно быть именно таким.

Упражнение «Угадай»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое.

Методика проведения: родители получают карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния и затем по очереди изображают эти эмоциональные состояния. Остальные члены группы стараются понять, какое состояние изображено.

Упражнение «Какой я родитель?»

Цель: саморефлексия.

Методика проведения: родители должны записать не менее 30 характеристик — ответов на вопрос: «Какой я родитель?» («Какой я ребенок?»). Затем группа садится в большой круг, участники по очереди высказываются, комментируют свой рассказ о себе и отвечают на вопросы группы.

Дискуссия. Подведение итогов работы

Упражнение «Мне кажется, нас с тобой объединяет...»

Цель: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе занятий, закрепить новые способы общения в семье.

Методика проведения: один участник бросает другому мяч и говорит: «Здравствуй, мне кажется, нас с тобой объединяет...», а далее называет то качество, которое является общим для них.

Занятие 11

Тема: «Гармонизирующее саморазвитие».

Цель: формирование навыков по самовоспитанию своих качеств.

Задачи: развивать творческое мышление, коммуникативные качества.

Хронометраж

Методы работы

Продолжительность

Приветствие, ожидания от занятий, напоминание правил тренинга

5 мин.

Упражнение «Просьба»

10 мин.

Упражнение «Чемодан»

15 мин.

Дискуссия. Подведение итогов работы

10 мин.


Описание занятия

Упражнение «Пожелания на день»

Цель: активизация группы, создание положительного эмоционального фона.

Методика проведения: родители и подростки садятся в круг. Ведущий: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Мы сделаем это так: первый участник встает, подходит к любому члену группы, здоровается с ним и высказывает ему пожелания на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подходит к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

Упражнение «Просьба»

Цель: закрепление новых стереотипов поведения.

Методика проведения: выбрать партнера и попросить его одолжить что-нибудь на время.

При обсуждении следует спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось, попросить продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплиментов, оригинальность, находчивость и т. д.

Упражнение «Чемодан»

Цель: осознание слабых и сильных сторон своей личности.

Методика проведения: один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу «чемодан», складывая положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет ему в общении в семье.

Но «отъезжающему» обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге: те отрицательные качества, которые ему надо побороть, чтобы жизнь его стала лучше. Затем «отъезжающему», который все это время находится в другой комнате, зачитывают и передают весь список. У него есть право задавать любой вопрос по прочитанному списку. Затем выходит следующий участник, и процедура, повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

Дискуссия. Подведение итогов работы

Упражнение «Мне кажется, нас с тобой объединяет...»

Цель: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе занятий, закрепить новые способы общения в семье.

Методика проведения: один участник бросает другому мяч и говорит: «Здравствуй, мне кажется, нас с тобой объединяет...», а далее называет то качество, которое является общим для них.

Занятие 12

Тема: «Гармонизирующее саморазвитие».

Цель: формирование навыков по самовоспитанию своих качеств.

Задачи: развивать творческое мышление, коммуникативные качества.

Хронометраж

Методы работы

Продолжительность

Приветствие, ожидания от занятий, напоминание правил тренинга

5 мин.

Упражнение «Брачное объявление»

5 мин.

Упражнение «Злость»

10 мин.

Упражнение «Незаконченные предложения»

10 мин.

Дискуссия. Подведение итогов работы

10 мин.


Описание занятия

Упражнение «Пожелания на день»

Цель: активизация группы, создание положительного эмоционального фона.

Методика проведения: родители и подростки садятся в круг. Ведущий: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Мы сделаем это так: первый участник встает, подходит к любому члену группы, здоровается с ним и высказывает ему пожелания на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подходит к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

Упражнение «Брачное объявление»

Цель: развитие стремления к самосовершенствованию.

Методика проведения: представить текст брачного объявления, в котором нужно указать, прежде всего, свои основные достоинства, а также в нескольких словах охарактеризовать свой идеал.

Упражнение «Злость»

Цель: отреагирование негативных эмоций, изменение представлений о ребенке.

Методика проведения. Ведущий: «Сядьте поудобней, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней представлены фотографии людей, на которых вы обижены (среди них и ваш ребенок). Походите по выставке, постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком, а лучше, если этим человеком будет ваш ребенок. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации. Представьте, что выражаете чувства своему ребенку, на которого разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все, что хотите».

Упражнение «Незаконченные предложения»

Цель: повышение уверенности родителей в том, что они могут достичь позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье.

Методика проведения: доброволец сидит на «горячем» стуле в центре круга, ведущий — напротив него. Он предлагает добровольцу закрыть глаза и следовать его инструкции: «Сейчас я произнесу незаконченные предложения. Ты должен повторить его и закончить, то есть довести до точки. После этого я дам следующее незаконченное предложение. Ты поступишь так же: повторишь и доведешь до точки. Старайся по возможности ничего не менять в той части предложения, которую произношу я. Готов?»

 

Начальные незаконченные предложения:

      1. Моя семья общается со мной, как...;
      2. Я люблю своего ребенка, но...;
      3. Считаю, что большинство детей...;
      4. Мой ребенок для меня...;
      5. Моей самой большой ошибкой было...;
      6. Мой ребенок и я...

7. Будущее кажется мне...

8. Сделал бы все, чтобы забыть...

9. Раньше я...

10. Думаю, что я достаточно способен...

Дискуссия. Подведение итогов работы

Упражнение «Мне кажется, нас с тобой объединяет...»

Цель: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе занятий, закрепить новые способы общения в семье.

Методика проведения: один участник бросает другому мяч и говорит: «Здравствуй, мне кажется, нас с тобой объединяет...», а далее называет то качество, которое является общим для них.

 

  1. Консультации с родителями. Оказание помощи родителям (законным представителям) в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования. Особенностью консультативной работы психолога является то, что непосредственным “получателем” психологической помощи (клиентом) является не её окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка. Он только даёт советы; реализовывать их – задача клиента. Несмотря на такую специфику консультативной работы психолога с родителями, это направление является принципиально важным в практической деятельности психолога.
  2. Психологическое просвещение. Обеспечение информацией по психологическим вопросам, формирование у родителей положительных установок к психологической помощи; расширение кругозора в области психологического знания с целью повышения психологической культуры. Психологическое просвещение позволяет знакомить родителей с основами детской, педагогической и социальной психологии; формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития (см. приложение).

 

 

 

 

 

Выводы по главе

 

По результатам исследования, родители русской и бурятской национальностей обладают средним уровнем  гармоничности характеристик психологической культуры, что свидетельствует о культурной взаимосвязи русского и бурятского этноса, через хозяйственные, торговые, бытовые, административные отношения. Бурятский народ больше всего проявляется в самопонимании (самоопределении), саморегуляции,  творчестве, саморазвитии; русский же этнос больше проявляется в конструктивном общении, творчестве и саморазвитии.

У русских и бурятских женщин выраженное положительное отношение к ребёнку в виде принятия его таким, какой он есть; верой в своего ребёнка, ощущением себя с ребёнком единым целым. Сходство в родительском отношении русского и бурятского этноса в заинтересованности в делах и планах ребёнка, помощи и сочувствия, задают ребёнку определённые дисциплинарные рамки. Различием в родительском отношении русского и бурятского этноса в межличностной дистанции, у русских женщин она несколько выше, они стараются оградить ребёнка от трудностей жизни, ощущают тревогу за него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данная работа была посвящена изучению психологической культуры родителей.

Теоретический анализ литературы позволил определить подходы к пониманию общей психологической культуры человека как части общей культуры и системной характеристики человека, позволяющей ему эффективно саморазвиваться, самоопределяться в социуме, понимать себя и других людей, решать психологические проблемы и быть удовлетворённым своей жизнью.

Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психологической культуры, которая проявляется в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, неготовности и нежеланием менять сложившиеся стереотипы воспитания.

Известно, что процесс развития психики человека – это процесс «окультуривания» психических процессов и деятельности. Сложности и противоречия, возникающие в социально-культурной жизни, вызывают психическое напряжение в сфере общения и деятельности людей. В таких условиях очень важное значение выполняет психологическая культура, которая стимулирует готовность использовать, имеющиеся возможности у личности для совершенствования себя, своей профессиональной сферы, жизненной и своего образа жизни.

Эмпирическое исследование показало, что общий уровень психологической культуры в русских и бурятских семьях примерно одинаков, поскольку присутствует культурная взаимосвязь между русским и бурятским этносом. Бурятский народ больше всего проявляется в таких проявлениях психологической культуры как самопонимание (самоопределение), саморегуляция,  творчество, саморазвитие; русский же этнос больше проявляется в конструктивном общении, творчестве и саморазвитии. Важную роль в развитии этнических контактов играло городское население, городской образ жизни. Горожане имели гораздо более сложный этнический и социальный состав, что накладывало отпечаток на культуру местного бурятского населения.

Информация о работе Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)