Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:04, дипломная работа
Цель данной работы: изучить особенности проявления психологической культуры родителей русской и бурятской национальности.
В соответствии с целью и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к изучению психологической культуры;
рассмотреть научные подходы к изучению психологической культу-ры в семье;
исследовать психологическую культуру родителей русской и бурятской национальности;
выявить условия проявления психологической культуры родителей;
разработать программу формирования психологической культуры родителей.
ВВЕДЕНИЕ……...……………………..…...………………….………..…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ……..………………….……...5
1.1 Основные подходы к изучению психологической культу-ры.....……...……..5
1.2 Теоретические аспекты формирования психологической культуры
в семье …………………...……….………..…………………..……………………12
Выводы по главе………….…………………...……………………………..……..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕ-ЛЕЙ………………….……………………………...…...21
2.1 База, процедуры и методы исследования…...……………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования……………………..………………....….23
2.3 Основные направления работы по формированию психологической
культуры родите-лей……………….………………..……………………………...33
Выводы по гла-ве……………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....……….…52
ПРИЛОЖЕНИЕ ....…………………………………………………....……….….54
В зависимости от состава семьи, вероисповедания, от отношений в семье к окружающим людям, человек смотрит на мир, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребёнка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления.
В научной литературе синонимами понятия «психологическая культура семьи» являются «психологический климат семьи», «эмоциональный климат семьи», «психологическая атмосфера семьи», «социально-психологический климат семьи» [14, 30 стр.].
О.А. Добрынина понимает под социально-психологическим климатом семьи «…обобщенную интегративную характеристику семьи, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем отношений. Наибольшего различия благополучные и неблагополучные семьи достигают по следующим показателям: удовлетворенность психологической атмосферой в семье, удовлетворенность общением, наличие психологической поддержки супругов» [2, 78 стр.].
Психологическая культура семьи определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие детей и самих взрослых. От каждого члена семьи зависит, какой будет психологическая культура, благоприятной или неблагоприятной и как долго продлится брак.
Таким образом, для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность развития личности, чувство защищённости, психологической удовлетворённости каждого её члена.
В семье с благоприятным психологическим климатом члены семьи относятся друг к другу с уважением и доверием, к старшим – с почитаниям, к более слабому – с пониманием. Посему в семье царствует любовь, некая связь между членами семьи, которая поддерживает и направляет каждого её члена.
Таким образом, важным показателями благоприятного психологического климата семьи является желание, и даже стремление каждого из членов семьи проводить своё свободное время в домашнем кругу, вместе заниматься бытом, общаться друг с другом, в общем, проводить вместе досуг. Такой климат способствует взаимопонимании в семье, эффективному решению возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению самооценки и реализацию личностного потенциала члена семьи.
Основой благоприятного психологического климата в семье является супружеские отношения, ведь совместная жизнь требует от супругов готовности помогать друг другу, уважать, ценить друг друга, уступать, доверять, и считаться с потребностями партнёра.
На наш взгляд главным связующим звеном в семье, между каждым её членом, является любовь. Именно любовь является некой системой, связью между членами семьи, а компонентами выступают доверие, согласованность, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь и т.д. Если представить себе любовь на примере круговорота воды в природе, тогда сам круговорот воды и будет являться любовью, а такие стихии и явления природы как дождь, снег, испарение воды, туман, то благодаря чему существует сам круговорот, и будут являться компонентами – доверием, согласованностью, уважением, добротой и т.д. т.е всё то, благодаря чему существует благополучная семья.
Неблагоприятный психологический климат в семье происходит, когда члены семьи испытывают тревожность, дискомфорт, отчуждение и т.д. Всё это ведёт к накоплению стресса и усталости, депрессиям, ссорам, напряженности, дефициту внимания в положительных эмоциях, что приводят к печальным последствиям, т.е ставит под угрозу само существование семьи.
Можно привести такой термин тесно связанный с психологической культурой семьи «психологическое здоровье семьи» - это состояние душевного психологического благополучия семьи, выполняя регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи.
Под психологическим климатом семьи можно понимать обобщенную характеристику семьи, которая отражает степень удовлетворенности супругов, аспектами жизнедеятельности семьи, стилем отношений. Оказалось, что наибольшего различия благополучные и неблагополучные семьи достигают по следующим показателям: удовлетворенность психологической атмосферой в семье, удовлетворенность общением, наличие психологической поддержки супругов.
Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и задержках психического развития [1].
Гумницкой А.В. было установлено, что уровень психологической культуры родителей тесно связан с характером детско-родительских отношений. Родители, характеризующиеся высоким уровнем психологической культуры, заинтересованы в общении со своим ребенком, в его делах, планах и интересах, они признают своего ребенка самостоятельным, стараются учитывать его интересы в принятии общих решений. В семьях, где у родителей высокий уровень психологической культуры, воспитательный потенциал намного выше [4].
Критерием высокого уровня психологической культуры семьи является гармоничные внутрисемейные отношения, от родителей к ребёнку [11].
Для родителей с низким уровнем характерны следующие особенности: восприятие ребёнка непутёвым, плохим, при этом испытывая досаду, злость, раздражение, переходящее в стресс и депрессию, по отношению к своему ребёнку. Такие родители не имеют элементарных знаний о законах психического развития ребёнка, и сами не могут решить свои проблемы, тем самым, усугубляя психологический кризис у ребёнка. Часто они понятия не имеют, какие существуют методы и способы организации развития ребёнка, предоставляя ему развиваться самому по себе. Редко хвалят, чаще низко его оценивают, не редко неадекватная реакция на успех ребёнка, безразличие. Взаимодействуя с ребенком, показывают своё неприятие его индивидуальных особенностей, тем самым, наказывая его или игнорируя. Всё это порождает у ребёнка чувство ненужности, агрессии, злобы, безразличие, потерю смысла жизни, приводящее к желанию самоубийства [11].
Родители со средним уровнем психологической культуры ощущают тревогу за своего ребёнка, стараются оградить его от трудностей жизни. Для таких родителей свойственно быть ответственным, утомляемым, озабоченным, внутренне напряженным. Знания возрастных кризисов и основ психического развития находятся на уровне «азов». Они не всегда имеют правильное представление о слабых и сильных сторонах своего чада. Чаще всего либо недооценивают возможности ребёнка или переоценивают. По характеру, одни более спокойны, другие тревожны, третьи проявляют безразличие. Взаимодействие происходит либо в предоставлении свободы выборы либо стремлении удержать, тем самым лишить самостоятельности [11].
Родители с высоким уровнем психологической культуры уважают его индивидуальность и не стремятся его переделать. Они стараются больше времени проводить с ребёнком, заинтересованы в его будущем, высоко оценивают его способности, хорошо осведомлены о них. Доверие к своему чаду, часто поощряют за самостоятельность. Такие родители уверены в себе, хорошо рефлексируют свои собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, активные и самостоятельные. Умеют прогнозировать дальнейшее развитие сторон личности ребёнка в соответствии его возможностями, способностями. Используют позитивную оценку, похвалу, одобрение деятельности, последовательны в требовании к своему чаду [11].
Перечисленные выше критерии являются элементами психологической культуры родителей, они формируются в виде запретов, советов и указаний. У каждого человека есть свое собственное представление о развитии и воспитании ребенка. Анализ процессов, происходящих в современной семье, свидетельствует о преобладании той или иной концепции в отношении ребенка [6].
Основные элементы психологической культуры родителей могут по-разному изменять эмоциональное благополучие ребенка, а также его представление о тех психологических приемов, которые в дальнейшем помогут ему справиться с различными неблагоприятными факторами окружающей среды. Взрослые, на своём собственном примере, должны познакомить и научить ребенка стать психологически культурной личностью и иметь определенный уровень психологических знаний в психологической деятельности [10].
Психологическое невежество, низкая психологическая культура родителей в том месте, в котором живут дети, создают условия, при которых ребёнок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» - риска стать несчастным человеком.
Психологическое благополучие, развитие личностного потенциала, заложенного в ребенке, в полной мере может обеспечить только психологически здоровая семья. В семье, где есть родители, пусть даже не родных по крови, но родных ребенку. Другим признаком здоровой семьи является то, что родители реализуют роли: родителя, учителя и умельца, наставника, пастыря. Если родители не выполняют эти роли, это может стать причиной психологического нездоровья ребенка, нарушений его развития.
Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как адекватно вести себя в обществе. Психологическое образование представляется необходимым и естественным для нормального развития современного подрастающего человека [11]. Овладение культурой начинается с момента рождения человека, и родителям особенно важно быть осведомлённым в этой области.
Так, первостепенной задачей родителей в семье – помочь ребёнку овладеть тем минимальным уровнем психологической культуры, который позволил бы ему выбрать свой путь в жизни, быть в гармонии с окружающими, проявить свой личностный потенциал и стать счастливым человеком [11].
Традиции семейных взаимоотношений, её содержание, раскрывается через самосознание народа.
В бурятской культуре человек живёт под вниманием предков, старейшин рода, родовых богов, в этой культуре признание выражается в соблюдении этических норм поведения в поклонении старикам рода, поклонении предкам, в желании быть уважаемым, как представителя рода, пола. Уважение к старшим поколениям поддерживало интерес к истории своего народа, соединяло подрастающее поколение с уходившим поколением, развивая и воспитывая у них, чувство кровной, родовой связи с родным народом, с его прошлым, настоящим и будущим.
Особенности половой идентификации бурятского этноса выражается через чёткое половое разделение, определяющее и регулирующая отношения между представителями двух полов. Она определяется эталонами мужского и женского поведения. Разница в отношении с девочками и мальчикам было освящена глубокой по давности традицией, сын – это наследник семейного очага и хозяйства, будущий кормилец старых родителей, и самое главное – продолжатель рода.
Половое различие была неразделима с трудом. Функции мужчин и женщин были строго определены трудовыми обязанностями. Половое различие также включало в себя обряды, связанные с половой зрелостью.
Взаимоотношения членов бурятской семьи, как в большой, неразделённой, так и в малой, определялись патриархальными традициями, которые определяли права и место каждого её члена. Полноправный хозяин всего состояния считался отец, это определяло его положение в семье. В семье присутствовало почтением к главе рода, которое обязан был соблюдать каждый бурят по отношению к родителям, почётным старикам, старшим членам рода. Воля и желание отца в бурятской семье, закон. Это определяло отношения между остальными членами семьи, младшие подчинялись старшим.
Отношения между супругами в бурятских семьях характеризуются внешней сдержанностью, присутствует некоторая суровость. Недостойным мужчине считалось ласковое обращение с женой.
В настоящее время, бурятская семья претерпевает изменения. Происходит распад большой патриархальной семьи, но растёт доля малых семей.
Воспитание в традиционной семье строится по принципу уважения и почитаний родителей. Отношение подрастающего поколения к родителям не зависит от детско-родительских отношений, а определяется традициями культуры.
В русской культуре образцовой семьё была многодетная семья, а образцовой женщиной была мать в окружении своих чад. Богатством семьи являлись дети, главной ценностью женщины являлось материнство, смыслом и содержанием её жизни. Любой попыткой предохранения от беременности воспринималось как большой грех и прерывание беременности, даже на ранних стадиях, было грехом, который приравнивался к детоубийству, нарушением нравственных норм.
Женитьба и замужество, в русской культуре, не развлечение, а естественная жизненная необходимость, связанной с новой ответственностью перед миром и родом. Здесь для человека не существовало свободы выбора.
Нравственным авторитетом традиционно являлся глава семьи. Таким авторитетом был наделён дед, отец, мужчина, родитель. Взаимное прощение, доброта и терпимость переходили во взаимную любовь, несмотря на многочисленность. Тогда как зависть, ругань были просто не выгодны для любого члена семьи, и считались грехом. Строгость семейных отношений исходила не от деспотизма, а от нравственных установок, нежность к детям и заботу о стариках.
Руководство домашним хозяйством держала в руках женщина, мать, жена. Вся домашняя живность, скот, находились под её присмотром. Питание семьи, соблюдение постов, выпечка хлеба, праздничный и будний стол, забота о белье, одежде, бане т.д. находилось под её взором. Дети, вместе с игрой начинали осваивать полезное по дому.
Информация о работе Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)