Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить особенности проявления психологической культуры родителей русской и бурятской национальности.
В соответствии с целью и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:
 проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к изучению психологической культуры;
 рассмотреть научные подходы к изучению психологической культу-ры в семье;
 исследовать психологическую культуру родителей русской и бурятской национальности;
 выявить условия проявления психологической культуры родителей;
 разработать программу формирования психологической культуры родителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...……………………..…...………………….………..…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ……..………………….……...5
1.1 Основные подходы к изучению психологической культу-ры.....……...……..5
1.2 Теоретические аспекты формирования психологической культуры
в семье …………………...……….………..…………………..……………………12
Выводы по главе………….…………………...……………………………..……..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕ-ЛЕЙ………………….……………………………...…...21
2.1 База, процедуры и методы исследования…...……………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования……………………..………………....….23
2.3 Основные направления работы по формированию психологической
культуры родите-лей……………….………………..……………………………...33
Выводы по гла-ве……………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....……….…52
ПРИЛОЖЕНИЕ ....…………………………………………………....……….….54

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная_работа.doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

Низкий уровень демонстрируют мужчины и женщины русской национальности по 28%. Им свойственно не понимание нужды в саморазвитии, нежелание концентрироваться на самосовершенствовании и самореализации своих целей и желаний, и как главное не способность обнаружить свои цели и истинные желания.

Рис. 6. Распределение выборки по саморазвитии личности

 

У бурятского этноса критерий саморазвития личности выше, чем у русского народа (рис.6). Это объяснятся, прежде всего, религией – буддизмом, в котором присутствует обозначение нацеленности на внутреннюю гармонию и спокойствие, нацеленность внутрь себя, самопознание через успокоение.

Обобщённый показатель уровня проявления психологической культуры представлен на рисунке 7.

 

Рис. 7. Распределение выборки по общей психологической культуре

личности

 

На рис. 7 видно, что средние данные лиц бурятской национальности общей психологической культуры выше, чем у лиц русской национальности.

Важно отметить, что средний балл складывается из резко различных высоких, средних и низких показателей психологической культуры у лиц русской национальности, так и бурятской.

Стоит обратить внимание на то, что высокий уровень психологической культуры наблюдается у тех лиц, которые имеют высшее образование, это говорит о том, что данные люди могут брать на себя ответственность, ставить цели и достигать их ради своей семьи.

Примерные  уровни  гармоничности  характеристик психологической   культуры примерно входят в среднее значение, это говорит о культурной взаимосвязи русского и бурятского этноса.  Формы культурных взаимосвязей были разнообразными. Хозяйственные, торговые, бытовые, административные, все эти отношения способствовали тому, что русские крестьяне овладевали бурятским языком, а буряты русским.

Усиление контактов между бурятами и русскими способствовало близкое  расположение деревень, по соседству, но и начавшееся с середины 18в. смешения населения.

Взаимовлияние народов выражали способ их существования. Это был естественный процесс обмена деятельностью и её результатами. Межэтническое взаимодействие осуществлялось по разным поводам и в различных сферах, а также находило способы  выражения и проявления.

Результаты исследования родительского отношения представлены в таблицах 9-13.

 

Таблица 9

Распределение выборки по выраженности родительского отношения – принятие / отвержение ребенка (баллы)

 

М

Ж

Русские

15

21

Буряты

13

19


 

Из таблицы 9 видно, что более высокими баллами обладают женщины русской и бурятской национальности. Это говорит о том, что у них выраженное положительное отношение к ребенку. Они принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, симпатизирует ему.

Средними баллами демонстрируют мужчины русской и бурятской национальности (от 9 до 23). Они способны симпатизировать ребёнку, уважать его индивидуальность, но при этом присутствует склонность в выражении чувств в виде раздражения, досады.

Результаты исследования родительского отношения – кооперация представленных в таблице 10.

Из таблицы 10 видно, что высокими баллами (6-7 баллов) обладают женщины русской национальности. Они больше проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных.

Таблица 10

Распределение выборки по выраженности родительского отношения – кооперация (баллы)

 

М

Ж

Русские

5

6

Буряты

5

5


 

К средним баллам (3-5 балла) выраженности родительского отношения относится большая часть выборки. Они заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараются оказывать ему во всём помощь, проявляют сочувствие к нему.

Результаты исследования родительского отношения – симбиоз представленных в таблице 11.

Таблица 11

Распределение выборки по выраженности родительского отношения – симбиоз (баллы)

 

М

Ж

Русские

3

6

Буряты

4

5


 

Из таблицы 11 видно, что высокие баллы (6-7 баллов) демонстрируют женщины русской национальности. Они ощущают себя с ребенком единым целым, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей, ощущают тревогу за ребенка. Могут быть хорошими учителями и воспитателями для ребенка.

Вместе с тем, средние баллы (3-5 балла), демонстрирующие незначительную разницу от высоких, свойственны  большей части выборки. Они не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему.

Результаты исследования родительского отношения – контроль представленных в таблице 12.

Таблица 12

Распределение выборки по выраженности родительского отношения – контроль (баллы)

 

М

Ж

Русские

4

4

Буряты

4

4


 

По таблице 12 видно, что средний уровень (3-5 баллов) демонстрирует основная часть выборки. Они требуют от ребёнка послушания, задают ему дисциплинарные рамки. Следят за его индивидуальными особенностями, мыслями, привычками и чувствами.

Результаты исследования родительского отношения – отношение к неудачам ребенка представленных в таблице 13.

Таблица 13

Распределение выборки по выраженности родительского отношения – отношение к неудачам ребенка (баллы)

 

М

Ж

Русские

3

1

Буряты

2

1


Из приведённой выше таблице 13 видно, что средними баллами (3-5 баллов) обладают мужчины русской национальности. Они способны адекватно воспринимать интересы, увлечения и чувства своего ребёнка. Ребёнок представляется приспособленным и успешным

Низкими баллами (1-2 балла) обладают женщины русской национальности, а также мужчины и женщины бурятской национальности. Неудачи ребенка они считает случайными и верят в него ни смотря, ни на что. Такие родители являются неплохими учителями и воспитателями.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что средний уровень выраженности психологический культуры, характерный для большинства представителей выборки, определяет и средний уровень выраженности типов родительского отношения к детям. Данные показатели вызвали необходимость разработки практических рекомендаций, направленных на развитие психологической культуры родителей.

 

 

  1. Основные направления работы по формированию психологической культуры родителей

 

Сотрудничество психолога и родителей представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности, психологического просвещения. Мы предлагаем следующие формы работы с родителями для повышения их психологической культуры.

  1. Психологические тренинги, содержащие краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок, ориентированные на развитие психологических качеств, навыков. Ключевым моментом является сочетание в тренинге форм деятельности: общение, игра, труд. Для повышения психологической культуры рекомендована программа, ориентированная на родителей. Составленные тренинговые упражнения, материалы занятий заимствованы из книги Р.В. Овчаровой «психологическое сопровождение родительства».

Занятие 1

Тема: «Самопонимание».

 

 

Цель: формирование осознанного, позитивного восприятия родительства.

Задачи: знакомить участников с проблематикой, развивать коммуникативные качества, творческое мышление.

Хронометраж

Методы работы

Продолжительность

Знакомство и ожидания от занятий

5 мин.

Упражнение «Причинно-следственное проектирование»

15 мин.

Упражнение «Заключение контракта»

15 мин.

Дискуссия. Подведение итогов работы

5 мин.


Описание занятия

Упражнение «Знакомство»

Цель: знакомство участников тренинга; концентрация внимания участников группы на своих ощущениях и чувствах, снятие напряжения.

Инструкция: каждый участник тренинга представляется и рассказывает о своих ожиданиях от тренинга, о своем эмоциональном состоянии.

Правила:

  • искренность – «говори правду или молчи»;
  • конфиденциальность – не выносить за пределы группы полученную в ходе работы информацию личного характера;
  • безоценочное восприятие других участников группы;
  • поддержка других участников;
  • право высказываться каждому.

Упражнение «Причинно-следственное проектирование»

Цель: осознание своих родительских чувств, их влияния на ребенка;

Инструкция: участники разделяются на группы из 4-5 человек и задумываются над вопросами:

  • Что такое родительская любовь?
  • Какая родительская любовь у меня?
  • Если она и дальше будет такой, как это отразится на моем ребенке в будущем?
  • Что скажет о моей родительской любви повзрослевший ребенок?

В пределах группы участники делятся ответами на вопросы.

Упражнение «Заключение контракта»

Цель: осознание своих родительских чувств, их влияния на ребенка;

Инструкция: напишите на бумаге ваши ответы на следующие вопросы:

  • Что бы вы хотели изменить в своей родительской любви?
  • Что надо сделать, чтобы ее изменить?
  • Как вы сами и ваш ребенок поймете, что эта цель достигнута?
  • Какие у вас есть способы саботировать работу над собой? Данный шаг предполагает осознание родителями своих родительских чувств.

 

Дискуссия. Подведение итогов работы

Упражнение «Клубок»

Цель: завершение занятия, групповое сплочение, фиксация основных достижений тренинга, настрой на позитив.

Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, рассказывает о своих чувствах, о том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.

Занятие 2

Тема: «Осознание родительства».

Цель: формирование осознанного, позитивного восприятия родительства;

Задачи: знакомить участников с проблематикой, развивать коммуникативные качества, творческое мышление.

Хронометраж

Методы работы

Продолжительность

Знакомство и ожидания от занятий

10 мин.

Упражнение «Сообщения»

15 мин.

Ассоциативный эксперимент на тему, «Какой я родитель?»

10 мин.

Дискуссия. Подведение итогов работы. Домашнее задание.

5 мин.


Описание занятия

Информация о работе Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)