Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:04, дипломная работа
Цель данной работы: изучить особенности проявления психологической культуры родителей русской и бурятской национальности.
В соответствии с целью и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к изучению психологической культуры;
рассмотреть научные подходы к изучению психологической культу-ры в семье;
исследовать психологическую культуру родителей русской и бурятской национальности;
выявить условия проявления психологической культуры родителей;
разработать программу формирования психологической культуры родителей.
ВВЕДЕНИЕ……...……………………..…...………………….………..…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ……..………………….……...5
1.1 Основные подходы к изучению психологической культу-ры.....……...……..5
1.2 Теоретические аспекты формирования психологической культуры
в семье …………………...……….………..…………………..……………………12
Выводы по главе………….…………………...……………………………..……..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕ-ЛЕЙ………………….……………………………...…...21
2.1 База, процедуры и методы исследования…...……………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования……………………..………………....….23
2.3 Основные направления работы по формированию психологической
культуры родите-лей……………….………………..……………………………...33
Выводы по гла-ве……………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....……….…52
ПРИЛОЖЕНИЕ ....…………………………………………………....……….….54
Низкий уровень демонстрируют мужчины и женщины русской национальности по 28%. Им свойственно не понимание нужды в саморазвитии, нежелание концентрироваться на самосовершенствовании и самореализации своих целей и желаний, и как главное не способность обнаружить свои цели и истинные желания.
Рис. 6. Распределение выборки по саморазвитии личности
У бурятского этноса критерий саморазвития личности выше, чем у русского народа (рис.6). Это объяснятся, прежде всего, религией – буддизмом, в котором присутствует обозначение нацеленности на внутреннюю гармонию и спокойствие, нацеленность внутрь себя, самопознание через успокоение.
Обобщённый показатель уровня проявления психологической культуры представлен на рисунке 7.
Рис. 7. Распределение выборки по общей психологической культуре
личности
На рис. 7 видно, что средние данные лиц бурятской национальности общей психологической культуры выше, чем у лиц русской национальности.
Важно отметить, что средний балл складывается из резко различных высоких, средних и низких показателей психологической культуры у лиц русской национальности, так и бурятской.
Стоит обратить внимание на то, что высокий уровень психологической культуры наблюдается у тех лиц, которые имеют высшее образование, это говорит о том, что данные люди могут брать на себя ответственность, ставить цели и достигать их ради своей семьи.
Примерные уровни гармоничности характеристик психологической культуры примерно входят в среднее значение, это говорит о культурной взаимосвязи русского и бурятского этноса. Формы культурных взаимосвязей были разнообразными. Хозяйственные, торговые, бытовые, административные, все эти отношения способствовали тому, что русские крестьяне овладевали бурятским языком, а буряты русским.
Усиление контактов между бурятами и русскими способствовало близкое расположение деревень, по соседству, но и начавшееся с середины 18в. смешения населения.
Взаимовлияние народов выражали способ их существования. Это был естественный процесс обмена деятельностью и её результатами. Межэтническое взаимодействие осуществлялось по разным поводам и в различных сферах, а также находило способы выражения и проявления.
Результаты исследования родительского отношения представлены в таблицах 9-13.
Таблица 9
Распределение выборки по выраженности родительского отношения – принятие / отвержение ребенка (баллы)
М |
Ж | |
Русские |
15 |
21 |
Буряты |
13 |
19 |
Из таблицы 9 видно, что более высокими баллами обладают женщины русской и бурятской национальности. Это говорит о том, что у них выраженное положительное отношение к ребенку. Они принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, симпатизирует ему.
Средними баллами демонстрируют мужчины русской и бурятской национальности (от 9 до 23). Они способны симпатизировать ребёнку, уважать его индивидуальность, но при этом присутствует склонность в выражении чувств в виде раздражения, досады.
Результаты исследования родительского отношения – кооперация представленных в таблице 10.
Из таблицы 10 видно, что высокими баллами (6-7 баллов) обладают женщины русской национальности. Они больше проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных.
Таблица 10
Распределение выборки по выраженности родительского отношения – кооперация (баллы)
М |
Ж | |
Русские |
5 |
6 |
Буряты |
5 |
5 |
К средним баллам (3-5 балла) выраженности родительского отношения относится большая часть выборки. Они заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараются оказывать ему во всём помощь, проявляют сочувствие к нему.
Результаты исследования родительского отношения – симбиоз представленных в таблице 11.
Таблица 11
Распределение выборки по выраженности родительского отношения – симбиоз (баллы)
М |
Ж | |
Русские |
3 |
6 |
Буряты |
4 |
5 |
Из таблицы 11 видно, что высокие баллы (6-7 баллов) демонстрируют женщины русской национальности. Они ощущают себя с ребенком единым целым, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей, ощущают тревогу за ребенка. Могут быть хорошими учителями и воспитателями для ребенка.
Вместе с тем, средние баллы (3-5 балла), демонстрирующие незначительную разницу от высоких, свойственны большей части выборки. Они не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему.
Результаты исследования родительского отношения – контроль представленных в таблице 12.
Таблица 12
Распределение выборки по выраженности родительского отношения – контроль (баллы)
М |
Ж | |
Русские |
4 |
4 |
Буряты |
4 |
4 |
По таблице 12 видно, что средний уровень (3-5 баллов) демонстрирует основная часть выборки. Они требуют от ребёнка послушания, задают ему дисциплинарные рамки. Следят за его индивидуальными особенностями, мыслями, привычками и чувствами.
Результаты исследования родительского отношения – отношение к неудачам ребенка представленных в таблице 13.
Таблица 13
Распределение выборки по выраженности родительского отношения – отношение к неудачам ребенка (баллы)
М |
Ж | |
Русские |
3 |
1 |
Буряты |
2 |
1 |
Из приведённой выше таблице 13 видно, что средними баллами (3-5 баллов) обладают мужчины русской национальности. Они способны адекватно воспринимать интересы, увлечения и чувства своего ребёнка. Ребёнок представляется приспособленным и успешным
Низкими баллами (1-2 балла) обладают женщины русской национальности, а также мужчины и женщины бурятской национальности. Неудачи ребенка они считает случайными и верят в него ни смотря, ни на что. Такие родители являются неплохими учителями и воспитателями.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что средний уровень выраженности психологический культуры, характерный для большинства представителей выборки, определяет и средний уровень выраженности типов родительского отношения к детям. Данные показатели вызвали необходимость разработки практических рекомендаций, направленных на развитие психологической культуры родителей.
Сотрудничество психолога и родителей представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности, психологического просвещения. Мы предлагаем следующие формы работы с родителями для повышения их психологической культуры.
Занятие 1
Тема: «Самопонимание».
Цель: формирование осознанного, позитивного восприятия родительства.
Задачи: знакомить участников с проблематикой, развивать коммуникативные качества, творческое мышление.
Хронометраж
Методы работы |
Продолжительность |
Знакомство и ожидания от занятий |
5 мин. |
Упражнение «Причинно-следственное проектирование» |
15 мин. |
Упражнение «Заключение контракта» |
15 мин. |
Дискуссия. Подведение итогов работы |
5 мин. |
Описание занятия
Упражнение «Знакомство»
Цель: знакомство участников тренинга; концентрация внимания участников группы на своих ощущениях и чувствах, снятие напряжения.
Инструкция: каждый участник тренинга представляется и рассказывает о своих ожиданиях от тренинга, о своем эмоциональном состоянии.
Правила:
Упражнение «Причинно-следственное проектирование»
Цель: осознание своих родительских чувств, их влияния на ребенка;
Инструкция: участники разделяются на группы из 4-5 человек и задумываются над вопросами:
В пределах группы участники делятся ответами на вопросы.
Упражнение «Заключение контракта»
Цель: осознание своих родительских чувств, их влияния на ребенка;
Инструкция: напишите на бумаге ваши ответы на следующие вопросы:
Дискуссия. Подведение итогов работы
Упражнение «Клубок»
Цель: завершение занятия, групповое сплочение, фиксация основных достижений тренинга, настрой на позитив.
Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, рассказывает о своих чувствах, о том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.
Занятие 2
Тема: «Осознание родительства».
Цель: формирование осознанного, позитивного восприятия родительства;
Задачи: знакомить участников с проблематикой, развивать коммуникативные качества, творческое мышление.
Хронометраж
Методы работы |
Продолжительность |
Знакомство и ожидания от занятий |
10 мин. |
Упражнение «Сообщения» |
15 мин. |
Ассоциативный эксперимент на тему, «Какой я родитель?» |
10 мин. |
Дискуссия. Подведение итогов работы. Домашнее задание. |
5 мин. |
Описание занятия
Информация о работе Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)