Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:04, дипломная работа
Цель данной работы: изучить особенности проявления психологической культуры родителей русской и бурятской национальности.
В соответствии с целью и объектом исследования поставлены следующие задачи исследования:
проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы к изучению психологической культуры;
рассмотреть научные подходы к изучению психологической культу-ры в семье;
исследовать психологическую культуру родителей русской и бурятской национальности;
выявить условия проявления психологической культуры родителей;
разработать программу формирования психологической культуры родителей.
ВВЕДЕНИЕ……...……………………..…...………………….………..…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ……..………………….……...5
1.1 Основные подходы к изучению психологической культу-ры.....……...……..5
1.2 Теоретические аспекты формирования психологической культуры
в семье …………………...……….………..…………………..……………………12
Выводы по главе………….…………………...……………………………..……..20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕ-ЛЕЙ………………….……………………………...…...21
2.1 База, процедуры и методы исследования…...……………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования……………………..………………....….23
2.3 Основные направления работы по формированию психологической
культуры родите-лей……………….………………..……………………………...33
Выводы по гла-ве……………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...51
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....……….…52
ПРИЛОЖЕНИЕ ....…………………………………………………....……….….54
Методика проведения. Ведущий: «Возьмите лист бумаги и составьте список всего отрицательного, что вы слышали когда-либо о себе от родителей, учителей, друзей. Проведите минут пять, припоминая такие подробности. Что они говорили о вашем имени, о вашем теле? А что об одежде? О любви и о взаимоотношениях между людьми? О ваших способностях? Так к вам относились, когда вы были ребенком, и это очень грустно. И хотя это было очень давно, вы по-прежнему часто относитесь к себе именно так, не правда ли? Так вас «запрограммировали» в ранние годы, и в этом состоит одна из причин ваших теперешних трудностей в общении с людьми. Вы, как примерный ребенок, до сих пор с готовностью принимаете то, что «они» говорили тогда. И поэтому думаете, что всегда будет так, что вы никогда не будете счастливы. И даже если помечтаете о светлом будущем, после все равно будет плохо. Последнее — неправда. Все теперь в ваших руках».
Упражнение «Список»
Цель: формирование адекватного представления о детских возможностях и потребностях.
Методика проведения: составить список из десяти поступков ребенка, с которыми родители не согласны. Затем найти в каждом из этих поступков такие стороны, которые могут вызвать у родителей ощущение радости, удовольствия. Затем, в состоянии расслабления и покоя, попросить представить, что это не их, а соседский ребенок или любой другой. Ведущий: «Вспомните свои чувства по отношению к нему. Вероятно, вы не раз испытывали и получали удовольствие, наблюдая или общаясь с ним. Почему бы вам не стать более свободным и, отказавшись от ответственности за решения вашего ребенка, приблизиться к нему, стать другом, а не надсмотрщиком?»
Дискуссия. Подведение итогов работы
Упражнение «Клубок»
Цель: завершение занятия, групповое сплочение, фиксация основных достижений тренингового занятия, настрой на позитив.
Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, рассказывает о своих чувствах, о том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.
Занятие 7
Тема: «Творчество».
Цель: формирование навыков детско-родительского взаимодействия, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр.
Задачи: развивать творческое мышление, коммуникативные качества.
Хронометраж
Методы работы |
Продолжительность |
Приветствие, ожидания от занятий, напоминание правил тренинга |
5 мин. |
Упражнение «Обвинение» |
15 мин. |
Упражнение «Жестокие сцены детства» |
15 мин. |
Дискуссия. Подведение итогов работы |
5 мин. |
Описание занятия
Упражнение «Лобное место»
Цель: настрой на работу, снятие напряжения.
Инструкция: каждый из участников делится впечатлениями прошедшего дня, говорит о том, что изменилось, произошло со времени последнего занятия.
Упражнение «Обвинение»
Цель: расширить знания родителей о психологии семейных отношений, психологических законах развития ребенка.
Методика проведения: ведущий предлагает группе поиграть в нечто вроде процедуры суда. Это делается примерно так: «У нас сегодня суд над очень известным правонарушителем, можно сказать, преступником (речь идет о нарушении прав ребенка). Вот он сидит, казалось бы, наш товарищ, а на самом деле злостный преступник и правонарушитель. Мы будем его судить. Процедура будет такой. Встает первый обвинитель и произносит краткую речь, в которой обвиняет нашего героя в конкретном правонарушении, совершенном против ребенка. Не надо обвинять в чем-то фантастическом. Попробуйте вспомнить что-то правдоподобное о нашем герое, что можно положить в основу вашего обвинения. За него решает «штатный защитник» — тот, кто сидит во второй шеренге напротив обвиняемого. «Защитник» должен защитить подсудимого от нападок обвинения. Если это не сможет сделать «штатный защитник», я предоставлю слово любому другому человеку из шеренги защитников. Важно, чтобы заседание обязательно состоялось.
Затем берет слово второй «обвинитель» и произносит свою обвинительную речь. Постарайтесь найти другое обоснование для обвинения подсудимого, отличное от предыдущего (предыдущих). Защищает подсудимого второй «штатный защитник».
Так продолжается до тех пор, пока не выступят все пары «обвинителей» и «защитников». Только после этого предоставляется оправдательное слово «подсудимому».
Упражнение «Жестокие сцены детства»
Цель: отреагирование негативных эмоций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, повышение чувствительности к ребенку и его проблемам.
Методика проведения. Ведущий: «Попробуйте оказаться в своих переживаниях в том доме, где вы выросли. Вспомните какой-нибудь конкретный эпизод из жизни. Вглядитесь в лицо тех людей, которые вас окружали, услышьте снова их голоса, воскресите свои чувства, мысли.
Решимся посмотреть кинофильм «Жестокие сцены детства». Это могут быть глаза вашей матери, когда она впервые ударила вас. Или сердитый голос бабушки, которая ругала папу за что-то. Это может быть эпизод, когда вы — пятилетний ребенок — заигрались на улице и не пришли вовремя домой, а родители, рассердившись, жестоко наказали вас. А может быть, вы вспомните эпизод, когда вы — четырех с половиной лет — проснулись ночью в кроватке в круглосуточном садике. Темно, никого нет рядом. Вы проснулись оттого, что замерзли, но дотянуться до одеяла, лежащего в ногах, не было сил. Ручонки и все тело сковал страх: позвать няню нельзя — отругает или побьет. И вы всю ночь просидели в этом ледяном ужасе.
Это могут быть любые моменты из детства, связанные с жестоким обращением. Позвольте своим воспоминаниям пробиться в сегодняшний день. Посмотрите на эти сцены снова, постарайтесь что-то понять или принять их. Это будут и моменты стыда, и грустные, и страшные, и болезненные ситуации. Постарайтесь увидеть, услышать и почувствовать то, что происходило тогда. Разберитесь в том, что вы чувствуете сейчас и какое влияние эти воспоминания и события оказывают на вас сегодня».
Дискуссия. Подведение итогов работы
Упражнение «Клубок»
Цель: завершение занятия, групповое сплочение, фиксация основных достижений тренингового занятия, настрой на позитив.
Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, рассказывает о своих чувствах, о том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.
Занятие 8
Тема: «Творчество».
Цель: формирование навыков детско-родительского взаимодействия, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр.
Задачи: развивать творческое мышление, коммуникативные качества.
Хронометраж
Методы работы |
Продолжительность |
Приветствие, ожидания от занятий, напоминание правил тренинга |
10 мин. |
Упражнение «Разожми кулак» |
5 мин. |
Упражнение «Я—ребенок» |
10 мин. |
Упражнение «Доверие» |
10 мин. |
Дискуссия. Подведение итогов работы |
5 мин. |
Описание занятия
Упражнение «Здравствуй, мне очень нравится...»
Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.
Методика проведения: приветствие проводится с обязательным использованием фразы: «Здравствуй, мне очень нравится...» Участник вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало должно быть именно таким.
Упражнение «Разожми кулак»
Цель: отработка новых форм взаимодействия.
Методика проведения: упражнение выполняется в парах. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его. По окончании ведущий выявляет, использовались ли «несиловые» методы вроде просьб, уговоров, хитростей.
Упражнение «Я—ребенок»
Цель: повышение сензитивности к ребенку и его проблемам.
Методика проведения. Ведущий: «Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь мысленно подойдите к вашему ребенку и предложите ему поиграть в эту игру. В процессе игры вы должны исполнять роль ребенка, держаться «на равных» с вашим партнером. Осуществление равноправных позиций с ребенком связано с реализацией его справедливых требований, признанием его лидерства, вступлением в равноправный диалог по поводу вводимых в игру правил, стремлением пользоваться детским языком в процессе коммуникации».
Упражнение «Доверие»
Цель: выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях, реконструкция стереотипов поведения с ребенком.
Методика проведения: родители разделяются на подгруппы по 4-5 человек. Ведущий: «Сейчас каждый из вас постарается вспомнить ситуацию, в которой ваше представление о ребенке или его качествах, отношении к вам или другим людям оказалось ошибочным. Когда все будут готовы, по очереди максимально подробно и детально опишите эту ситуацию и постарайтесь сформулировать причину вашей ошибки. Когда все расскажут о своих ситуациях, обобщите обнаруженные вами ошибки и будьте готовы к тому, чтобы сообщить всем нам сделанные выводы».
Дискуссия. Подведение итогов работы
Упражнение «Клубок»
Цель: завершение занятия, групповое сплочение, фиксация основных достижений тренингового занятия, настрой на позитив.
Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, рассказывает о своих чувствах, о том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление
Занятие 9
Тема: «Самоорганизованность».
Цель: формирование навыков детско-родительского взаимодействия;
Задачи: развивать творческое мышление, коммуникативные качества.
Хронометраж
Методы работы |
Продолжительность |
Приветствие, ожидания от занятий, напоминание правил тренинга |
5 мин. |
Упражнение «Список» |
15 мин. |
Упражнение «День рождения» |
10 мин. |
Дискуссия. Подведение итогов работы |
10 мин. |
Описание занятия
Упражнение «Здравствуй, мне очень нравится...»
Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.
Методика проведения: приветствие проводится с обязательным использованием фразы: «Здравствуй, мне очень нравится...» Участник вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало должно быть именно таким.
Упражнение «Список»
Цель: реорганизация стереотипов поведения в семье, формирование установки на будущее. Методика проведения:
1. Участники должны внести в список всех людей, о которых они должны заботиться, то есть тех, за которых несут ответственность.
Ведущий должен обратить внимание, включили ли они в этот список самих себя, и если да, то каким по счету; а также сказать, что, забыв о себе, они взваливают на себя непосильную ношу заботы о других. Если включили, то спросите, уделяли ли они себе столько же заботы и внимания, сколько отдавали другим людям. Нужно предложить участникам принять решение заботиться о себе, о своем внутреннем «Я».
2. Затем каждый должен написать ответ на следующий вопрос: «В чем состоят мои обязанности по отношению к ребенку?». И наконец, написать ответ на вопрос: «В чем состоят обязанности моего ребенка по отношению ко мне?»
3. Сравнить ответы. Имеют ли они двусторонние обязанности?
Упражнение «День рождения»
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Методика проведения: доброволец должен представить, что у него сегодня день рождения. К нему собираются в гости члены группы. Он надеется, что каждый из них принесет какой-то подарок и хорошее настроение. Пространство группы преобразуется в пространство комнаты или квартиры, у дверей которой доброволец-именинник встречает своих гостей. Условием «входа» в эту воображаемую квартиру является произнесение поздравления имениннику и мотивированное вручение ему воображаемого подарка.
Дискуссия. Подведение итогов работы
Упражнение «Мне кажется, нас с тобой объединяет...»
Цель: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе занятий, закрепить новые способы общения в семье.
Методика проведения: один участник бросает другому мяч и говорит: «Здравствуй, мне кажется, нас с тобой объединяет...», а далее называет то качество, которое является общим для них.
Занятие 10
Тема: «Самоорганизованность».
Цель: формирование навыков детско-родительского взаимодействия;
Информация о работе Психологическая культура родителей (на примере русской и бурятской семьи)