Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:30, дипломная работа
Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6
1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53
2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….……………………78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….81
1
Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа»
у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома.
дипломная работа
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6
1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53
2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современные исследования зарубежных и отечественных психологов (А.М.Прихожан, Л.М.Шипицына, Н.Н. Толстых и другие) показали, что дети, воспитывающиеся в условиях детских домов, в приютах, школах-интернатах, зачастую имеют особенности психического развития, задержку психического развития, специфику личностного развития, а также сложно адаптируются в условиях социума.
В связи с этим актуальными становятся исследования, изучающие межличностные отношения и их воздействие на личностные образования в подростковом возрасте, позволяющие адекватно вписаться в систему отношений, интернализировать социальные роли и успешно самореализоваться в обществе.
Одним из личностных образований является «Я-образ» - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими. «Я-образ» складывается под влиянием мнений окружающих, в ходе взаимодействия индивида с другими людьми [37;49].
«Я-образ» отвечает на вопрос «Кто Я?». Проблема ответа на поставленный вопрос - одна из важнейших проблем в современной психологии вообще и в отечественной в частности (Д.Райгородский).[37;2]
Данную проблему исследовали: С.Л.Рубенштейн, Д.Б.Эльконин, И.С.Кон, В.С.Мухина, И.И.Чеснокова и другие. Однако многочисленные исследования
«Я-образа» характеризуют психологические особенности подростков, проживающих в семьях и недостаточно раскрывают специфику подростков, воспитывающихся в условиях детских домов, и их межличностные отношения.
Возникает необходимость психологических исследований, направленных на выявление связи межличностных отношений с формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся вне семьи. В подростковый период отношения со сверстниками выходят на первый план.
Потребность разобраться и оценить качества собственной личности создает у подростков повышенную чувствительность к оценке окружающих [55; 208]. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в общении с окружающими, что отражается на формировании познавательной деятельности, эмоционально-волевых процессах, качествах личности, на Я-образе подростков.
Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.
Задачи:
1. Теоретический анализ проблемы межличностных отношений и формирования «Я – образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома;
2. Эмпирическое исследование межличностных отношений и формирования
«Я - образа» подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в детском доме.
Исследование проводилось на базе -
Методики исследования:
1. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях
(В.В. Бойко).
2. Диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников).
3. Опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).
4. Тест «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).
5. Методика «Перцептивно-образная самооценка» (В.В. Бойко).
Методологическую основу нашего исследования составили: положения отечественных психологов о значении социальной ситуации развития в формировании личности и новообразованиях подросткового возраста (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и другие); положение о взаимовлиянии внутренней и внешней детерминации на развитие личности (Л.С.Рубенштейн), научные положения о содержании и структурной организации «Я-образа» (А.В.Петровский, И,С.Кон, К.Хорни, В.В.Столин, И.И.Чеснокова и другие); разработки проблемы социальных установок (Д.Н.Узнадзе, У.Томас, В.Н.Мясищев, В.А.Ядов и другие); положение отечественных психологов о социально-исторической обусловленности психики и поведения человека (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.А.Бодалев).
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, синтез, тестирование и методы статистической обработки данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы по теме исследования и приложений.
Список литературы включает 58 наименований. Текст работы иллюстрирован таблицами и диаграммами.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
1.1.Сущность понятия межличностных отношений
Межличностные отношения изучались в трудах многих исследователей (А.А.Бодалев, В.А.Лабунская, В.Н.Мясищев, С.Л. Рубенштейн, Д.Майерс, М.Рокич, М. Фишбейн, Г.Олпорт, Д.Узнадзе, У.Томас, Ф.Знанецкий и другие.).
Проблема отношений занимает в психологии существенное место, в отечественной психологии она в значительной степени разработана в работах В.Н. Мясищева [29].
По мнению Мясищева, фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа – изучения объектов природы в их связи с окружающей средой.[29;2]
Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его связи с миром, роли объектов связи, строго распределены. Там, где существует какое-нибудь отношение, оно задано именно как человеческое отношение, оно направлено в силу активности субъекта. Но содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.
В этом многообразии необходимо прежде всего различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности, их так же называют «человеческими» или «межличностными».
Общественные отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.[1;45] Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.[1;47] В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений – межличностных (или, как их иногда называют, например, у Мясищева В.Н., психологических). [1;48] Рассмотрим более подробно сущность межличностных отношений.
Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. То есть субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения Межличностные отношения- это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. [13;264]
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент — включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми.
2) эмоциональный (аффективный) компонент — включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми (симпатии или антипатии; удовлетворенность собой, партнером, работой и так далее; эмпатия);
3) поведенческий компонент — включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности — неудовлетворенности группы и ее членов.
Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения — складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и других проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу.
2) бытовые взаимоотношения — складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3) формальные (официальные) отношения — нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;
4) неформальные (неофициальные) отношения — взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и так далее.
На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как: пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и другие.
Выделяют несколько этапов развития межличностных отношений:
1) этап знакомства — первый этап — возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;