Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка
№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.
Типология детей по уровню готовности к школе
1.Готовы к школе - школьная действительность воспринимается как учебная ситуация:
Учебный тип (вполне готовы – учебная мотивация, регулятор поведения – решение учебных задач)
Предучебный тип ( условно готовы - дети готовы решать учебные задачи, но лишь в присутсвии взрослого, фиксация во внутренней позиции на внешних моментах обучения, «интеллектуальная робость»)
Коммуникативный тип – (условно готовы - склонность к демонстративности, поиску внимания взрослого
2. Не готовы к школе:
Не принимается школьная ориентация обучения (учебная задача, достижение результата, завершение действия)
Игровая ориентация в обучении
Поиск внимания и похвалы взрослого
Отсутствует самокритичность
Не сформирована произвольность, умение подчиняться требованиям учебной дисциплины
Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Причины:
-Противоречия между новыми потребностями ребёнка и системой социальных отношений
-стремление выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность,
-занимать новую социальную позицию в отношениях со взрослыми.
Основные признаки этого кризиса:
1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;
2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;
3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.
Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению.
Последствия кризиса 7 лет:
Формирование внутренней позиции личности
Перестройка системы ценностей
Возникновение обобщённых переживаний
Формирование смысловой ориентировки в своих внутренних действиях (переход от импульсивности к рассудочности, прогнозированию последствий действий)
Способность скрывать свои переживания и колебания
Уменьшается «зона открытости Я»
56.Учебная деятельность в младшем школьном возрасте.
Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать. Поэтому задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка учиться.Одной из главных задач успешности учебной деятельности является формирование познавательной мотивации, которая тесно связана с содержанием и способами обучения.Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал».
Д.Б. Эльконин представил следующую структуру учебной деятельности:
1) мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;
2) учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;
3) учебные действия – те действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик производит на уроке (специфические для каждого предмета и общие);
4) действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;
5) действие оценки – те действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи.
На начальных этапах -это совместная деятельность учителя и ученика.
Цукерман выделила две характеристики учебной деятельности.
1. Независимость от взрослого. Роль взрослого состоит в организации работы и ее «запуске», а затем дети работают самостоятельно. К учителю они обращаются очень редко, но взаимодействуют со сверстниками. Это обеспечивает учет позиции партнера, его точки зрения, способствует децентрации, что ведет к развитию рефлексии.
2. Обращенность не столько на результат, сколько на способ своих и партнера действий. Работа строилась в форме «ситуации педсовета»: дети выполняли роль учителей разных классов и обсуждали, на какие правила надо дать задания тому или иному классу. В ходе обсуждения отмечался высокий мотивационный уровень учащихся.
Виды трудностей в обучении:
-Поддержание оптимального
-Целостность восприятия
-Анализ и обработка
-Планирование и контроль деятельности
-Коммуникативные барьеры –
низкий уровень
Учебная деятельность связана с другими видами деятельности младших школьников – игровой и трудовой
57. Личностное развитие
и новообразования младшего
В личностном развитии младшего школьника можно выделить следующий ряд психологических изменений:
1.происходит преобразование мотивационно-потребностной сферы: потребности во внешних впечатлениях развиваются в познавательные потребности. Познавательные потребности, как и потребности в общении, — ведущие в младшем школьном возрасте. Развитие потребностей младшего школьника в целом идет в сторону доминирования духовных потребностей над материальными, социальных над личными. Отличительной линиейразвития потребностей в младшем школьном возрасте является нарастание их осознанности и самоуправляемости, что свидетельствует о формировании нового уровня самосознания;
2. новый уровень самосознания ребенка обнаруживает себя в самопознании ребенка и формировании «Я-концепции», в самооценке и системе притязаний, в самоконтроле и саморегуляции;
3.отмечается нарастание тенденции подчеркнуть свою индивидуальность, свою принадлежность к определенной группе;
4.на протяжении младшего школьного возраста развивается также рефлексия — способность ребенка взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами;
5.общеенаправление развития эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий;
6.эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется — появляются сложные высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, а также гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), практические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами);
7. именно в этом возрасте могут быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах;
8.происходит развитие трудолюбия как качества личности, проявляющееся в учебной и других продуктивных видах деятельности.
Новообразования младшего школьного возраста:
-Внутренняя позиция школьника
-Перестройка социальных отношений – социогенез высших форм поведения
-Учебная мотивация
-Ведущая деятельность – учебная
-Теоретическое мышление
-Произвольность психических функций
-Обобщение переживаний
-Самокритичность, адекватная самооценка.
58. Межличностные отношения и общение младших школьников.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе.
Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.
Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Ко II и III классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.
Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием… Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности.
Успехи в школе принимаются учениками как главная характеристика личности.
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.
Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер.
Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.
Межличностное взаимодействие в младшем школьном возрасте
Общение:
-Расширение круга общения
-Возникновение разных кругов общения: друг, приятель, одноклассник
Отношения:
-Появление устойчивых привязанностей (аттрактивных связей)
-Неустойчивость эмоциональных отношений
-Превалирование оценочной мотивации в отношениях
-Уменьшение гендерной сегрегации и появление смешанных объединений