Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка

Краткое описание

№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_vozrastnaya_psikhologia_Fink.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Задачи возраста поздней взрослости:

-Приспособление к убыванию физических  сил и здоровья.

-приспособление к выходу на  пенсию и снижению доходов.

-Установление прочных связей  со своей возрастной группой.

-Выполнениесоциальных и гражданских обязанностей.

-Обеспечение удовлетворительных  жизненных условий.

Задачи возраста по Э.Эриксону:

Обретение Эго-интеграции. Достижение «интеграции»-это обретение мудрости-отстранённый интерес к жизни перед лицом смерти.

 Мудрость-зрелость ума, тщательная обдуманность суждений, глубокое всеобъемлющее понимание.

Утрата(отсутствие Эго-индентичности)- чувство безисходности,отчаяние, страх смерти.

Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность – целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Э. Эриксон выделяет несколько характеристик переживания чувства интегративности:

-это всевозрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности;

-это пост-нарцисстическая любовь  человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то  мировой порядок и духовный  смысл, независимо от того, какой  ценой они достаются;

-это приятие своего единственного  жизненного пути как единственно  должного и не нуждающегося  в замене;

-это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям;

-это товарищеское, причастное, присоединительное  отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий.

 

 

 

46.Виды,свойства  и синдромы старения.

Старение – неотвратимый процесс развития не только для отдельной личности, но и для общества в целом.

Виды старения:

- Естественное- старение развивается в определенном темпе и характеризуется последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим и адаптационным возможностям данной человеческой популяции

-Ускоренное- характеризуется проявлением более ранних возрастных изменений или при ярком их проявлении в какой-то возрастной период. Ускоренное старение наступает в силу влияния на функции систем организма заболеваний, особенно хронических, и внешних воздействий (факторов среды).

-Преждевременное(акселлерированное)- возникает в относительно молодом возрасте в результате длительного действия на организм человека некоторых вредных факторов внешней и внутренней среды (болезни, травмы, тяжелые бытовые и производственные условия, алкоголизм, неблагоприятная наследственность и пр.)

-Замедленное(ретардированное- старение, при котором темпы возрастных изменений более медленные, чем в среднем в данной популяции организмов. При предельно низком темпе старения организма проявляется феномен, известный как долголетие.

-Прогерия(крайне-выраженное  ускоренное старение-) редкая генетическая аномалия, ведущая к ускоренному старению и преждевременной смерти — до сих пор считается совершенно неизлечимой.

Свойства старения:

1.Старение – универсальный процесс, ему подвержены все  люди

2.Это прогрессирующий непрерывный  процесс

3.Это свойство любого живого  организма

4.Старение сопровождается дегенеративными  изменениями (в противовес процессу  созревания и взросления).

Синдромы старения:

-Генодинамический синдром-изменения в сердечно-сосудистой системе.

-Нейрогенный-изменения в нервной системе.

-Респираторный-изменения в дыхательной системе

 

 

 

47.Причины и  проявления старения.

Старение-естественный физиологический процесс и само по себе не является болезнью. Хотя старение человека и является нормальным процессом, оно сопровождается сложным комплексом возрастных изменений практически во всех органах и системах организма. Постепенно увядает кожа, седеют волосы. Кости становятся хрупкими, суставы теряют подвижность. Слабеет работа сердца, сосуды становятся менее эластичными, замедляется скорость кровотока. Меняется обмен веществ. Нарушается деятельность системы дыхания, пищеварения. Снижается активность иммунной системы. Уменьшается зоркость, слабеет слух, снижается острота других органов чувств. Возрастные изменения организма вызывают ощущение болезненности. В процессе старения страдает и психика. Снижается психическая гибкость, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, падает активность и общий тонус, появляется чувство слабости и общего недомогания, замедляются психические процессы, ухудшаются память и внимание, уменьшается способность радоваться и эмоционально реагировать на события жизни, появляется своеобразный старческий консерватизм. Эти изменения психики, выраженные в большей или меньшей степени, сопровождают процесс старения практически у каждого человека. Процесс старения отличается крайней неравномерностью. Признаки старения в разных органах и системах организма появляются неодновременно. Иными словами одни органы «стареют» раньше, а другие – позже.

Причины старения:

-нарушение механизмов саморегуляции.

-нарушение процессов переработки  информации на разных уровнях  жизнедеятельности(в системе генетического  аппарата клеток, в системе нейрогумолярной  регуляции всего организма).

Проявления старения:

-внешние проявления в телесных  изменениях человека.

-Снижение выносливости и силы.

-Потеря эластичности кровеносных сосудов.

-Снижение способности лёгких  к газообмену.

-снижение выработки антител  в иммунной системе.

-уменьшение массы и объёма мозга.

 

 

48. Теории старения. Условия сохранения качества  психической жизни личности в  поздней зрелости.

Существует несколько теорий старения:

1Группа

1.Теории программированного старения-эволюция запрограммировала функционирование организма на период его активной жизнедеятельности и период репродукции («биологической полезности»)

2.Теория эндокринных желез -старение -результат смены деятельности отдельных желез (подростково-юношеский возраст -эпифиз, молодость -тимус, зрелость -половые железы, старость - надпочечники)

3.Теория «встроенных часов»

4.Теория «генов старения»-старение определяется запрограммированными действиями специфических генов.

2 Группа

Стохастические теории (теории изнашивания(амартизационные))-старение -это снижение способности клеток к самовосстановлению, результат накопления клеточных дисфункций и повреждений, что нарушает внутриклеточные обменные процессы.

3 Группа

 Адаптационно-регуляторная теория В.Фролькиса-старение –процесс адаптационных изменений, направленных на стабилизацию жизнеспособности организма, повышение надёжности его функционирования, увеличение долгосрочности его существования. Старение генетически не запрограммировано, но генетически детерминировано, предопределено биологической организацией и свойствами организма.

 Витаукт – механизм противостояния старению, обеспечивающий восстановление повреждений в процессе старения, антистарение.

 

Ведущими факторами развития продуктивного старения являются самоактуализация «Я» и ориентация на творческую деятельность. Удовлетворенность жизнью в поздней взрослости зависит от состояния здоровья человека, материального, социального, семейного положения, жилищных условий, особенностей общения с окружающими, способности принять жизненные перемены. Социальное сравнение и социальная интегрированность, означающая сохранение в жизни человека значимых социальных ролей, референтных групп, оказывает позитивное влияние на пожилых и старых людей, способствует достижению целей развития в этом возрасте.

В поздней взрослости наблюдается определенная возрастная динамика мотивов. По данным Е.И.Ильина, для возрастной группы 60-70 лет характерны те же потребности, что и для более молодых взрослых. Это - потребность в самореализации; потребность в созидании и передаче опыта следующим поколениям; потребность в активном участии в жизни общества.

С возрастом ослабляется связь человека с обществом, что находит отражение и в иерархии его мотивов. У взрослых после 70 лет она выглядит следующим образом: потребность в поддержании физического здоровья; потребность заниматься любимым делом (хобби); потребность в познании.

Диапазон психологического старения очень широк. И.С.Кон описывает шесть типов старости, выделяя среди них как благополучные, так и неблагоприятные. К благополучным типам старости он относит:

-активную творческую старость, предполагающую участие человека в общественной жизни;

-старость, направленную на удовлетворение потребностей и интересов человека, на которые раньше у него не было времени;

-старость, предполагающая основную направленность человека на семейную жизнь;

-старость, направленную на заботу о собственном здоровье.

Главным достижением в психическом развитии на данном возрастном этапе выступает способность человека адаптироваться к новым условиям своего существования, к тем изменениям, которые происходят внутри его самого. Активизация компенсаторных механизмов обеспечивают сохранность личности, ее субъективного комфорта.

 

49.Личностное развитие  в пожилом возрасте. Типы старения, личностные типы старости.

Личностные изменения человека в поздней взрослости существенно определяют ее отношение к старению. Развитие человека продолжается и в старости, но если до сих пор он смотрел на мир через призму самого себя и своих достижений в мире вокруг него, то в старости он видит себя глазами мира и снова обращается вовнутрь, к своему жизненному опыту, реализованным целям и возможностям с точки зрения их анализа и оценки. Для многих людей, приближающихся к 60 годам, становится очевидной необходимость рефлексировать жизненный путь с точки зрения оценки его реализованности и оценки перспектив на будущее. Типичными размышлениями этого времени считаются такие: «как летит время», «как быстро прошла жизнь», «непонятно, на что было потрачено так много времени», «если бы впереди было много времени, то я бы...», «как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок» и т.п.

Исследователи этого периода жизни особо отмечают возраст около 56 лет, когда люди, находящиеся на пороге старения, переживают чувство, что можно и нужно еще раз преодолеть трудное время, попытаться, если надо, что-то изменить в собственной жизни. Большинство стареющих людей переживают этот кризис как последнюю возможность реализовать в жизни то, что они считали смыслом или целью своей жизни, хотя некоторые, начиная с этого возраста, начинают просто «отсиживать» время жизни до смерти, «ждать своего часа», считая, что возраст не дает шансов серьезно что-то изменить в судьбе. Выбор той или иной стратегии зависит от личностных качеств и тех оценок, которые личность дает собственной жизни.

Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность – целостность личности,либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Э. Эриксон выделяет несколько характеристик переживания чувства интегративности:

-это всевозрастающая личностная  уверенность в своей склонности  к порядку и осмысленности;

-это пост-нарцисстическая любовь  человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются;

-это приятие своего единственного  жизненного пути как единственно  должного и не нуждающегося  в замене;

-это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям;

-это товарищеское, причастное, присоединительное  отношение к принципам отдаленных  времен и различным занятиям  в том виде, как они выражались  в словах и результатах этих  занятий.

Утрата или отсутствие эго-интеграции приводит к расстройству нервной системы, чувству безысходности, отчаяния, страху смерти. Здесь реально пройденный человеком жизненный путь не принимается им как предел жизни.

Личностные типы старения(К.Рощак):

-конструктивный.

-Активно-агрессивный.

-Защитный.

-пассивное старение.

Личностные типы старения(К.Юнг):

-Эмоционально-депрессивный(прошлое  время)

-Импульсивно-ощущающий(настоящее  время).

-Инициативный(перспективы будущего  времени).

Личностные типы старости(И.Кон)

Психологически благополучные:

–активная творческая старость.

–социально-психологическая адаптированность.

Женский тип старения-семья. Мужской тип старения-старость в заботе о здоровье.

  2.Психологически неблагополучные:

    -старики ворчуны

    -разочарованные в себе  и своей жизни.

 

 

 
50.Новообразования  возраста, личностные  типы старости( по И.Кону).

И.С. Кон в качестве критерия для выделения социально- психологических типов старости использует направленность деятельности:

Позитивные, психологически благополучные типы старости:

1)   продолжение после выхода  на пенсию общественной жизни, активное и творческое отношение;

2)   устройство собственной  жизни — материальное благополучие, хобби, развлечения, самообразование; хорошая социальная и психологическая  приспособленность;

3)  приложение сил в семье, на благо другим ее членам; чаще это женщины. Хандры и скуки нет, но удовлетворенность жизнью ниже, чем в двух первых группах;

4)  смысл жизни связывается  с укреплением здоровья; более  характерно, для мужчин. Этот вид  организации жизнедеятельность  дает определенное моральное удовлетворение, но иногда сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью в отношении здоровья.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"