Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка

Краткое описание

№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_vozrastnaya_psikhologia_Fink.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Отрицательные типы развития, психологически неблагополучные:

1) агрессивные ворчуны,

 2) разочаровавшиеся в себе и в собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, глубоко несчастные.

Новообразования старческого возраста:

-чувство принадлежности к группе  или группам;

-чувство, что «ты здесь дома»  – личностный комфорт во взаимодействии  с людьми;

-чувство общности с другими  людьми, переживание похожести на них;

-вера в других – чувство, что в каждом человеке есть  что-то хорошее;

-мужество быть несовершенным  – ощущение того, что ошибки  делать естественно, что   совсем  не обязательно быть всегда  и во всем «первым» и «правильным», «лучшим» и «непогрешимым»;

-ощущение себя человеком –  чувство, что ты часть человечества;

-оптимизм – чувство, что мир  можно сделать лучшим местом  для жизни.

 

 

51.Когнитивное  развитие в пожилом возрасте.Причины  когнитивного условия поддержания  интеллектуальной активности.

Одно из главных изменений в когнитивной сфере в период поздней взрослости

 – снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Одна из моделей объяснения изменений при старении -гипотеза общего замедления – связывает их с замедлением передачи информации на уровне нейронов. В связи с этим интеллектуальные функции, которые сильно зависят от параметра скорости, обнаруживают спад в этом периоде развития. В поздней взрослости у людей возрастает время реакции, замедляется обработка информации, снижается скорость когнитивных процессов.

В таких видах памяти как сенсорная, кратковременная, память на отдаленные события существенных возрастных различий не выявлено. Однако они обнаружены по долговременной памяти. В целом лучше всего сохраняется логическая память человека.В поздней взрослости сохраняет действенность общая закономерность, согласно которой образование противостоит старению интеллектуальных функций. Если уровень образования человека выше среднего, то заметное угасание будет начинаться на  то количество лет, которое взрослый затратил на дополнительное образование.

Психические функции, которые были ведущими в профессиональной деятельности, сохраняются лучше всех остальных. 

Однако у части  пожилых людей в поздней взрослости все же может наблюдаться  снижение познавательной деятельности – как временное, так и прогрессирующее.

Снижение скорости и качества когнитивных функций проявляется в:

-Возрастание времени реакции

-Замедление обработки информациии

-Снижение скорости запоминания  и воспроизведения

-Снижение скорости речи.

Между тем, есть одна особенность, по которой пожилые люди превосходят молодых. Это когнитивное свойство, имеющее в своей основе кристаллизованный интеллект, называется мудростью.

Причины когнитивного спада подразделяются на прямые и косвенные.

 Прямые причины: сосудистые поражения, болезнь Альцгеймера (разрушение мозговых клеток)

Косвенные:

-Психическое и психологическое здоровье

-Уровень образования, интеллектуальная пассивность

-Физическая форма человека

-Психологические ожидания

-Пищевая недостаточность

-Применение некоторых лекарств

-Алкоголь и  т.п.

Условия поддержания интеллектуальной активности

-Снижение личностной тревожности и «пораженческих настроений»

-Мотивация успешности

-Прямое научение решению задач

-Самостоятельный поиск решения задач

-Тренировка памяти

 

 

52.Профессиональный  цикл в возрасте поздней зрелости.

Поздняя взрослость - это этап завершения профессионального цикла,однако достижения личности пенсионного возраста не означает автоматического завершения им профессиональной деятельности. Многие старики сохраняют профессионализм и, имея желание работать, продолжают свою трудовую деятельность. Это особенно касается гуманитарных профессий, опыт представителей деятельности которых не так быстро подвергается старению. Накопление профессионального и личностного опыта , его трансформация в житейскую мудрость способствуют прогрессу профессионализма таких специалистов. Психолог Е.О. Климов считает уровнем развития специалиста именно наставничество, когда он может передать свой опыт другим работникам Важной функцией наставничества является объединение ценностей и норм молодого работника и опытного поколения специалистов, обеспечивая при этом преемственность профессиональной деятельности.

Родственники и друзья представителя поздней взрослости существенно влияют на его восприятие выхода на пенсию. Положительное восприятие ими завершения трудовой карьеры передается человеку преклонного возраста, но имеет значение согласованности их ожиданий относительно занятости личности на пенсии. Конфликт может вызвать навязывание пенсионеру его близкими каких-то нежелательных для него дел или обязанностей.

Пенсионная зрелость -новообразования психики пожилого человека, что проявляется в позитивном восприятии перспективы выхода на пенсию, готовности к завершению профессионального цикла.

Некоторые представители поздней взрослости вынуждены работать не по профессии, поддерживая собственное экономическое положение или оказывая финансовую помощь семье.

 «Я»  как профессионал» в пожилом возрасте:

-Продолжение работы в своей профессиональной сфере, но с изменением её характера (научная – научно-административная – научно-литературная)

-Перемещение в другую профессиональную сферу

-Развитие «Я как профессионал» в условиях семьи

Фазы пенсионного процесса в связи с завершением профессионального цикла:

-Адаптационное привыкание к новой социальной роли

-«Медовый месяц»

-Разочарование

-Переориентация

-Стабильность

 

 

 

53.Особенности  социального взаимодействия в  поздней взрослости. Фазы горевания

Большинство пожилых и старых людей включены в разнообразные отношения с членами семьи, друзьями, соседями. В качестве идеального варианта социального взаимодействия в поздней взрослости указывается следующий - наличие тесных связей с социумом при достаточно высоком уровне независимости человека. Он отражает рациональное сочетание ощущения семейной заботы и личной автономии. В поздней взрослости увеличивается значимость внутрисемейных контактов. Общение с членами семьи становится важным источником удовлетворения потребности в безопасности, любви, принятии. Многие супружеские пары говорят об усилении роли брака для их эмоциональной жизни.

В поздней взрослости важной сферой межличностных контактов являются и отношения пожилых родителей с детьми. Выделяют четыре типа взаимодействия пожилых родителей и их взрослых детей:

1) равенство статуса — взаимодействие  двух дружественных взрослых;

2) статус-кво — ребенок подконтролен родителю;

3) конфликт статуса — борьба  за права и власть;

4) обмен статусом (или перемена  ролей) — родитель зависит от взрослого ребенка.

Для пожилых людей существенным является наличие в семье внуков. Наличие внуков влияет на характер структурирования времени в поздней взрослости, на распространенность среди пожилых людей тех или иных занятий.

В поздней взрослости возрастает интерес к жизни братьев, сестер, усиливается связь между ними. Отношения, которые раньше были недостаточно близкими, могут обновляться, становиться более оживленными. Особенно важны подобные отношения для людей, не состоящих в браке.

Социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большее влияние на благополучие человека в поздней взрослости, чем контакты с  детьми или родственниками. Дружеские отношения в пожилом возрасте снижают чувство одиночества, повышают самоуважение, в то время как семейные отношения зачастую конфликтны и могут стать источником неудовлетворенности и даже депрессии..

 

В последние годы жизни люди чаще вспоминают прошлое, как бы заново переживая его. Это обозрение жизни (то есть воспоминания и размышления о прошлом) является важной ступенью, на которую поднимается человек в конце жизненного пути. Это процесс ведет к подлинному личностному росту: человек разрешает старые конфликты, переосмысливает жизнь, и даже открывает в себе нечто новое.

Родным и близким умершего человека нужно справиться с потерей и приспособиться к ней.Краткосрочное приспособление к утрате включают в себя первичные эмоциональные реакции на утрату – горевание.

Несмотря на то, что многие специалисты сомневаются в возможности выделения универсальной последовательности фаз горевания, все некоторые исследователи считают это возможным. Они выделяют в горевании три фазы:

фаза, для которой характерен шок;

фаза включает активное переживание горя (плач, причитание, физические симптомы, депрессия);

фаза связана с приспособлением человека к новым обстоятельствам жизни.

Такие события как потеря супруга или друзей вызывают особенно сильный стресс у человека в поздней взрослости. Если в течение небольшого промежутка времени пожилой человек теряет нескольких близких людей, он испытывает перегрузку утратами. Долгосрочное приспособление к утрате включают смену образа жизни, привычного распорядка, ролей и занятий человека. Эти перемены могут быть вызваны необходимостью заполнить пустоту, вызванную утратой.

Таким образом, смерть представляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций. Она имеет личное и культурное значение и затрагивает не только умирающего, но и его близких.

 

 

54. Осознание человеком  завершения жизни, стадии приспособления к мыслям о смерти.

В последние тридцать лет психологи активно занимаются изучением различных аспектов смерти. В центре их внимания находятся мысли и страхи, окружающие смерть, поиски «гуманной смерти», то, как люди переживают и оплакивают горе. Э. Кюблер-Росс одна из первых проводила систематические исследования приспособления к мыслям о смерти и умиранию. В этом процессе она выделила пять стадий:

1. стадия отрицания, когда человек отказывается признать возможность своей смерти и ищет более обнадеживающие мнения;

2. стадия гнева наступает, как только человек осознает, что он умирает. Его охватывают гнев. Обида, зависть к окружающим;

3. стадия торга, на которой человек ищет способы продлить жизнь, пытается «договориться» с врачами, близкими, даже Богом;

4. стадия депрессии характеризуется ощущением безнадежности, которое охватывает человека;

5. стадия принятия, когда человек смиряется с предстоящей смертью и спокойно ожидает ее.

Как отмечает Э.Кюблер-Росс, люди не обязательно проходят все данные стадии. Кроме того, их последовательность также может быть иной.

На реакции умирающего человека оказывают влияние культура, особенности личности, религиозные взгляды, продолжительность и характер болезни.

В последние годы жизни люди чаще вспоминают прошлое, как бы заново переживая его. Это обозрение жизни (то есть воспоминания и размышления о прошлом) является важной ступенью, на которую поднимается человек в конце жизненного пути. Это процесс ведет к подлинному личностному росту: человек разрешает старые конфликты, переосмысливает жизнь, и даже открывает в себе нечто новое.

Родным и близким умершего человека нужно справиться с потерей и приспособиться к ней. Краткосрочное приспособление к утрате включают в себя первичные эмоциональные реакции на утрату – горевание.

Такие события как потеря супруга или друзей вызывают особенно сильный стресс у человека в поздней взрослости. Если в течение небольшого промежутка времени пожилой человек теряет нескольких близких людей, он испытывает перегрузку утратами. Долгосрочное приспособление к утрате включают смену образа жизни, привычного распорядка, ролей и занятий человека. Эти перемены могут быть вызваны необходимостью заполнить пустоту, вызванную утратой.

 

55.Писхологическая готовность к школе. Кризис 7 лет.

Психологическая готовность -это высокий уровень интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер. Это целостное образование личности; необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения учебной программы и освоения новой социальной роли. Это уровень актуального развития ребёнка, при котором школьная программа соответствует уровню  «зоны его ближайшего развития»(Л.С. Выготский).

 В дошкольном возрасте освоение умений и навыков включено в игровую деятельность.Определяя школьную готовность, нельзя оценивать ее только по формальному уровню умений и навыков письма, чтения, счета.

По мнению П.Я. Гальперина, к концу дошкольного возраста имеются три линии развития:

1) формирование произвольного поведения, когда ребенок может подчиняться правилам;

2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, которые позволяют ребенку перейти к пониманию сохранения количества;

3) переход от эгоцентризма к центрации.

Сюда надо включить и мотивационное развитие. Прослеживая развитие ребенка с учетом этих параметров, можно определить его готовность к обучению в школе. Рассмотрим параметры определении уровня школьной готовности более подробно.

Интеллектуальная готовность. Она определяется по следующим пунктам: 1) ориентировка в окружающем мире; 2) запас знаний; 3) развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать); 4) развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической); 5) развитие произвольного внимания.

Мотивационная готовность. Особое значение имеет наличие внутренней мотивации: ребенок идет в школу потому, что ему там будет интересно и он хочет много знать. Подготовка к школе подразумевает формирование новой «социальной позиции». Сюда включается отношение к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. По мнению Е.О. Смирновой, для обучения важно также наличие у ребенка личных форм общения со взрослым.

Волевая готовность. Ее присутствие очень важно для дальнейшего успешного обучения первоклассника, ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что хочется, но и то, что надо. К 6 годам уже начинают формироваться основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить этот план, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствий, оценить результат своего действия.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"