Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"
● Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.
● Температурные ощущения – это ощущения тепла и холода.
● Тактильные ощущения совместно
с мышечно-двигательными
2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов.
● Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.
● Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора.
● Ощущения ускорения – это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.
3. Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение нашего тела.
● С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о положении всех его органов, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.
48. Память: виды и типы
Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим и лежащей в основе развития и обучения. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Рассмотрим основные классификации видов памяти.
1. Классификация видов памяти по характеру психической активности
Критерий – характер психической активности, преобладающей в деятельности
Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных навыков – практических, профессиональных.
Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства.
Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образных явлений (представления, звуки, запахи и др.). В соответствии с ведущей модальностью человека образная память делится на следующие виды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
Словесно-логическая память – специфически человеческий вид памяти, характеризуется наличием языковых и логических схем. Содержанием этого вида памяти являются мысли, которые не существуют без языка, отсюда и название вида.
2. Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала
Критерий – продолжительность удержания материала.
Для долговременной памяти (ДП) характерно длительное хранение знаний, навыков и умений. Объем долговременной памяти огромен, и поэтому успешное хранение информации возможно только при условии высокой степени ее организации.
Кратковременная память предназначена для непродолжительного хранения информации, поступающей из органов чувств и из долговременной памяти.
Сенсорная память – удержание информации в течение очень короткого времени (около одной секунды) и представляет собой непосредственный отпечаток информации, поступающей в органы чувств.
3. Классификация видов памяти по характеру целей деятельности
Критерий – характер целей деятельности.
Непроизвольное запоминание – непреднамеренное запечатление воздействий без специальной цели их запомнить. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, однако и этому виду памяти свойственна избирательность – лучше закрепляется то, что непосредственно связано с жизненной необходимостью, интересами и потребностями человека, а также с целями и задачами его деятельности.
Произвольное запоминание – форма запоминания, характеризующаяся наличием определенной цели – запомнить, и специальных средств для ее осуществления.
Если рассматривать типы памяти, то так называемых «чистых» типа памяти существует четыре: слуховая, зрительная, тактильная (память тела) и эмоциональная. Но кроме них, где каждый тип является каналом, несущим информацию, существуют еще и сложные, состоящие одновременно из нескольких типов (от 2 до 4) и комбинированные, когда один тип запускает (или активизирует) другой, несущий основную информацию. Однако запоминание информации не произойдет, если не будут соблюдены условия ее поступления.
49. Понятие нормы в психодиагностике
Одной из характеристик эффективных тестов является наличие нормативных данных. Нормы - это множество показателей из четко определенных выборок, а разработка и процедуры получения этих показателей составляют процесс стандартизации теста.
Принято различать два вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт, второй вид - для оценки способностей и достижений. Статистическая норма – это средний показатель значений измеряемого свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (т.е. выход за пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта называется акцентуированной.
Другой вид норм - социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.
Нормы позволяют использующему тест адекватно интерпретировать показатели, которые он получает от индивидуумов, и сравнивать отдельные показатели между собой. Применение тестовых норм в психодиагностике основывается на переводе тестовых баллов из “сырой” шкалы в “стандартную”. Эта процедура называется стандартизацией тестового балла.
50. Предмет и основные задачи психологии как науки
Психология - это:
• наука о фактах,
закономерностях и механизмах
психики как складывающегося
в мозгу образа
• наука о закономерностях
развития и функционирования
психики, образования связей
• объективное
изучение реального
• наука, описывающая душевные явления;
• наука, объясняющая поведение;
Таким образом, психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Термин «психология» составлен из двух слов: «психе» - душа и «логос» - знание или изучение.
Психологию на ее многовековом историческом пути считали наукой о душе, сознании, психике, поведении.
Объектом психологии является совокупность изучаемых ею явлений реального мира, взаимодействующих с психикой. Поскольку психика проявляется в поведении и деятельности, то они выступают как основные объекты психологии.
Предметом изучения психологии являются закономерности формирования, развития и становления психики человека и животных, включающие в себя многие субъективные явления.
Задачами психологии являются:
- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
- научиться управлять ими;
- использовать полученные
знания с целью повышения
- быть теоретической
основой практики
Основная задача психологии - изучение механизмов закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний и свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и специфики формирования психических особенностей личности
51. Предмет и задачи и методы возрастной психологии
Возрастная психология
– это отрасль психологической
науки, изучающая факты и
Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.
Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
Теоретические задачи возрастной психологии:
- изучение движущих
сил, источников и механизмов
психического развития на всем
протяжении жизненного пути
- периодизация психического развития в онтогенезе;
- изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания);
- установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
- исследование возрастного
развития личности, в том числе
к конкретных исторических
Проблемы современной возрастной психологии: проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей; проблема соотношения и выявления задатков и способностей; проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; проблема разработки разделов возрастной психологии; проблема возрастной периодизации; проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов.
Выделяется 4 раздела возрастной психологии:
1) перинатальная психология (от зачатия до рождения); 2) детская психология (от рождения до 17 лет); 3) психология взрослых, зрелых возрастов; 4) геронтология, или психология пожилого возраста.
Возрастная психология
тесно связана с другими
Продвижение в решении теоретических задач возрастной психологии расширяет возможности ее практического внедрения. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать.
<p