Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

● Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой  человеком пищи и находятся в  большой зависимости от чувства голода.

● Температурные ощущения – это ощущения тепла и холода.

● Тактильные ощущения совместно  с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек  отражает качественные особенности  предметов – их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов.

● Болевые ощущения сигнализируют  о повреждениях и раздражениях органов  человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

● Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора.

● Ощущения ускорения  – это ощущения, отражающие развивающиеся  при движении человека центробежные и центростремительные силы.

3. Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение нашего тела.

● С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о положении всех его органов, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.

 

 

48. Память: виды и типы

Память является важнейшей  познавательной функцией, связывающей  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и лежащей в основе развития и обучения. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Рассмотрим основные классификации видов памяти.

1. Классификация  видов памяти по характеру  психической активности

Критерий – характер психической активности, преобладающей  в деятельности

Двигательная  память – запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных навыков – практических, профессиональных.

Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства.

Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образных явлений (представления, звуки, запахи и др.). В соответствии с ведущей модальностью человека образная память делится на следующие виды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Словесно-логическая память – специфически человеческий вид памяти, характеризуется наличием языковых и логических схем. Содержанием этого вида памяти являются мысли, которые не существуют без языка, отсюда и название вида.

2. Классификация  видов памяти по продолжительности удержания материала

Критерий – продолжительность  удержания материала.

Для долговременной памяти (ДП) характерно длительное хранение знаний, навыков и умений. Объем долговременной памяти огромен, и поэтому успешное хранение информации возможно только при условии высокой степени ее организации.

Кратковременная память предназначена для непродолжительного хранения информации, поступающей из органов чувств и из долговременной памяти.

Сенсорная память – удержание информации в течение очень короткого времени (около одной секунды) и представляет собой непосредственный отпечаток информации, поступающей в органы чувств.

3. Классификация  видов памяти по характеру  целей деятельности

Критерий – характер целей деятельности.

Непроизвольное запоминание – непреднамеренное запечатление воздействий без специальной цели их запомнить.  Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, однако и этому виду памяти свойственна избирательность – лучше закрепляется то, что непосредственно связано с жизненной необходимостью, интересами и потребностями человека, а также с целями и задачами его деятельности.

Произвольное  запоминание – форма запоминания, характеризующаяся наличием определенной цели – запомнить, и специальных средств для ее осуществления.

Если рассматривать  типы памяти, то так называемых «чистых» типа памяти существует четыре: слуховая, зрительная, тактильная (память тела) и эмоциональная. Но кроме них, где каждый тип является каналом, несущим информацию, существуют еще и сложные, состоящие одновременно из нескольких типов (от 2 до 4) и комбинированные, когда один тип запускает (или активизирует) другой, несущий основную информацию. Однако запоминание информации не произойдет, если не будут соблюдены условия ее поступления.

 

 

49. Понятие  нормы в психодиагностике

Одной из характеристик  эффективных тестов является наличие  нормативных данных. Нормы - это множество показателей из четко определенных выборок, а разработка и процедуры получения этих показателей составляют процесс стандартизации теста.

Принято различать два  вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для  оценки стилевых и мотивационных  черт, второй вид - для оценки способностей и достижений. Статистическая норма – это средний показатель значений измеряемого свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (т.е. выход за пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта называется акцентуированной.

Другой вид норм - социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.

Нормы позволяют использующему тест адекватно интерпретировать показатели, которые он получает от индивидуумов, и сравнивать отдельные показатели между собой. Применение тестовых норм в психодиагностике основывается на переводе тестовых баллов из “сырой” шкалы в “стандартную”. Эта процедура называется стандартизацией тестового балла.

 

 

50. Предмет  и основные задачи психологии  как науки

Психология - это:

 • наука о фактах, закономерностях и механизмах  психики как складывающегося  в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, которые носят у человека личностный характер;

 • наука о закономерностях  развития и функционирования  психики, образования связей между  психическими явлениями как особой  формы жизнедеятельности организма;

 • объективное  изучение реального человеческого  поведения и психологических  функций, проявляющихся в поведении  человека. Эти функции ни в  коей мере не даются человеку, а постепенно образуются и  изменяются всей деятельностью  человека; они отражаются в творениях - продукте деятельности, а творения, в свою очередь, формируют среду для их формирования и организации (Ж.П. Вернет);

• наука, описывающая  душевные явления;

• наука, объясняющая  поведение;

Таким образом, психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Термин «психология» составлен из двух слов: «психе» - душа и «логос» - знание или изучение.

Психологию на ее многовековом историческом пути считали наукой о  душе, сознании, психике, поведении.

Объектом психологии является совокупность изучаемых ею явлений реального мира, взаимодействующих с психикой. Поскольку психика проявляется в поведении и деятельности, то они выступают как основные объекты психологии.

Предметом изучения психологии являются закономерности формирования, развития и становления психики человека и животных, включающие в себя многие субъективные явления.

Задачами психологии являются:

- научиться понимать  сущность психических явлений  и их закономерности;

- научиться управлять  ими;

- использовать полученные  знания с целью повышения эффективности  тех отраслей практики, на пересечении  с которыми лежат ее уже  оформившиеся науки и отрасли;

- быть теоретической  основой практики психологической  службы.

Основная задача психологии - изучение механизмов закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний и свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и специфики формирования психических особенностей личности

 

 

51. Предмет и задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология – это отрасль психологической  науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику их психики.

Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый  человек.

Предмет возрастной психологии  - возрастные периоды развития, причины  и механизмы перехода от одного возрастного  периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Теоретические задачи возрастной психологии:

- изучение движущих  сил, источников и механизмов  психического развития на всем  протяжении жизненного пути человека;

- периодизация психического  развития в онтогенезе;

- изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания);

- установление возрастных  возможностей, особенностей, закономерностей  осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

- исследование возрастного  развития личности, в том числе  к конкретных исторических условиях.

 Проблемы современной  возрастной психологии:  проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей;  проблема соотношения и выявления задатков и способностей; проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; проблема разработки разделов возрастной психологии;  проблема возрастной периодизации;  проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов.

Выделяется 4 раздела  возрастной психологии:

1) перинатальная психология (от зачатия до рождения); 2) детская психология (от рождения до 17 лет); 3) психология взрослых, зрелых возрастов; 4) геронтология, или психология пожилого возраста.

Возрастная психология тесно связана с другими областями  психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Кроме наук психологического цикла, возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.

Продвижение в решении  теоретических задач возрастной психологии расширяет возможности ее практического внедрения. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать.

<p

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"