Зрительный ВП новорожденных
представляет собой позитивно-негативное
колебание, регистрируемое в проекционной
затылочной области. Наибо¬лее значительные
изменения конфигурации и параметров
таких ВП происхо¬дят в первые два года
жизни. За этот период ВП на вспышку преобразуются
из позитивно-негативного колебания с
латентностью 150-190 мс в много¬компонентную
реакцию, которая в общих чертах сохраняется
в дальнейшем онтогенезе. Окончательная
стабилизация компонентного состава таких
ВП происходит к 5-6 годам, когда основные
параметры всех компонентов зри¬тельных
ВП на вспышку находятся в тех же пределах,
что и у взрослых. Возра¬стная динамика
ВП на пространственно-структурированные
стимулы (шах¬матные поля, решетки) отличается
от ответов на вспышку. Окончательное
оформление компонентного состава этих
ВП происходит вплоть до 11-12 лет.
Эндогенные, или «когнитивные»,
компоненты ВП, отражающие обеспечение
более сложных сторон познавательной
деятельности, могут быть зарегистрированы
у детей всех возрастов, начиная с младенчества,
но в каждом возрасте они имеют свою специфику.
Наиболее систематические факты получены
при исследовании возрастных изменений
компонента Р3 в ситуациях принятия решения.
Установлено, что в возрастном диапазоне
от 5—6 лет до взрослости происходит сокращение
латентного периода и уменьшение амплитуды
этого компонента. Как предполагается,
непрерывный характер изменений указанных
параметров обусловлен тем, что во всех
возрастах действуют общие генераторы
электрической активности.
Как показывают первые исследования,
вклад генотипа в изменчивость ВП в разные
возрастные периоды может оказаться разным.
Об этом свидетельствует изучение зрительных
ВП у близнецов младшего школьного возраста
и подростков.
ПОТЕНЦИАЛЫ МОЗГА, СВЯЗАННЫЕ
С ДВИЖЕНИЕМ (ПМСД)
Наследуемость этих потенциалов
мозга также может изменяться в ходе онтогенеза.
По мере созревания механизмов произвольной
регуляции движения доля генетической
составляющей в изменчивости нейрофизиологических
процессов, обеспечивающих планирование
и подготовку движения, возрастает.
Онтогенетические изменения
в эффектах действия генетических факторов,
механизм которых пока еще неясен, приводят
к тому, что межиндивидуальная изменчивость
фенотипически одного и того же биоэлектрического
признака в разные возрастные периоды
может иметь разные детерминанты. Эти
явления изучены еще очень мало, но есть
данные, свидетельствующие о том, что параметры
ЭЭГ (суммарные энергии, частоты и спектральные
мощности ритмических составляющих, когерентность),
на разных стадиях онтогенеза в различной
степени обусловлены генотипом. То же
самое справедливо и для зрительных ВП,
эндогенных компонентов ССП, а также потенциалов
мозга, связанных с движением. Наряду с
возрастными различиями в наследуемости
упомянутых биоэлектрических признаков
получены немногочисленные, но достаточно
убедительные факты, говорящие о наличии
генетически обусловленной межвозрастной
преемственности в их формировании, пока
на относительно небольших участках индивидуального
развития.
42. Психогенетические
исследования психического дизонтогенеза.
Аутизм.
На всем протяжении существования
психогенетики как науки исследователи
проявляли особый интерес к природе так
называемых неадаптивных форм развития
(дизонтогенеза).
Современная статистика, собранная
Всемирной Организацией Здоровья (ВОЗ),
свидетельствует о том, что каждый десятый
ребенок, проживающий в развитых странах,
подвержен риску девиантного модуса развития
по крайней мере в какой-то одной из его
форм (криминогенное поведение, эпизоды
депрессии или тревожности, неадекватность
умственного, интеллектуального или эмоционального
развития).
Аутизм как клиническое состояние
был впервые описан Л. Каннэром в 1943 г.
на примере 11 детей, отличавшихся, по его
характеристике, врожденным недостатком
интереса к людям и повышенным интересом
к необычным неодушевленным предметам.
Тот факт, что при описании этих детей
Каннэр использовал термин аутизм (прежде
употреблявшийся при описании крайней
эгоцентричности и отчужденности мышления
шизофреников), привел к формированию
ошибочных представлений о связанности
шизофрении и аутизма (А): считалось, что
последствиями детского А являются тяжелые
формы психиатрических заболеваний во
взрослом возрасте, чаще всего — шизофрения.
Однако за последние два десятилетия накоплено
большое количество экспериментального
материала, свидетельствующего об этиологической
самостоятельнос¬ти детского А, в развитии
которого особо значимая роль принадлежит
нейробиологическим факторам.
Первые проявления А наблюдаются
вскоре после рождения или в течение первых
5 лет жизни. Его основными признаками
являются:
О нарушение социального развития
(отсутствие интереса к соци¬льным контактам
с родителями или другими взрослыми, отсутствие
или недоразвитие комплекса оживления,
первых улыбок, эмоциональной привязанности);
О отсутствие или недоразвитие
речи (неспособность ребенка употреблять
язык как средство общения, развитие эхолалий,
неэмоциональность речи и недоразвитие
интенциональности речи);
О необычные реакции на среду
(выраженное стремление к одиночеству,
бесцельность поведения, повторяющийся
характер движений, неспособность к ролевым
играм, фиксация на одном аспекте предмета);
Возможно, несколько взаимодействующих
факторов ведут к формированию наиболее
отклоняющегося фенотипа, коим и является
аутизм, а генетическая предрасположенность
существует и для менее выраженных, менее
тяжелых форм аутизмо-подобного дизонтогенеза.
43. Синдром дефицита
внимания и гиперактивности (СДВГ).
Психогенетические аспекты СДВГ
Синдромом дефицита внимания
и гиперактивности (СДВГ) называется нозологическая
категория, описывающая хроническое расстройство
поведения в детском возрасте. Среди клинических
проявле¬ний СДВГ называются двигательное
беспокойство, невозможность усидеть
на одном месте, легкая отвлекаемость,
импульсивность поведения и мысли, неспособность
учиться на опыте и на сделанных ошиб¬ках,
недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться,
легкая переключаемость с одного задания
на другое без доведениянача¬того до конца,
болтливость, рассеянность, недостаток
чувства опас¬ности и т.д. СДВГ — относительно
новый термин, используемый при описании
названных поведенческих особенностей.
В более ранних клас¬сификациях для обозначения
тех же клинических проявлений исполь¬зовались
термины «гиперактивный синдром», «гиперкинетическийсинд¬ром»,
«минимальная мозговая дисфункция».
Клинические проявления СДВГ
подразделяются на три большие группы:
симптомы дефицита внимания; симптомы
импульсивности; симптомы гиперактивности.
Центральным для диагноза СДВГ
считается расстройство внимания. Среди
сопутствующих проявлений СДВГ часто
называется неспособность к обучению,
тревожность, делинквентное поведение.
В большинстве случаев установление диагноза
СДВГ возможно к 7-8 годам, однако в некоторых
случаях симптомы СДВГ формируются значительно
раньше (в младенчестве) или значительно
позже (в подростковом возрасте СДВГ часто
сопровождается симптомами асоциальное™).
Синдром ДВГ — самый частый
среди нейроповеденческих расстройств
детского возраста. Согласно данным различных
исследований, примерно 50% детей, страдающих
СДВГ, имеют симптомы этого заболевания
и во взрослом возрасте. Взрослая симптоматика
обычно не включает гиперактивность, но
трудности концентрации и импульсивность
по-прежнему остаются составляющими расстройства.
Среди этиологических причин
СДВГ в качестве основной называется расстройство
деятельности ЦНС, которое, в свою очередь,
может быть результатом воздействия генетических
или средовых факторов (мозговых инфекций,
травм, перинатальной патологии, непра¬вильной
диеты при формировании и развитии мозга,
отравления тяжелыми металлами).
Свидетельства того, что СДВГ
представляет собой расстройство, передающееся
по наследству, были найдены в нескольких
исследованиях. Результаты близнецовых
работ показали, что нормальный уровень
активности ребенка контролируется генетически.
Изучались и генетические влияния на СДВГ.
Семейные исследования также подтверждают
гипотезу о том, что СДВГ передается по
наследству.
Другая группа фактов, поддерживающая
идею вовлеченности генов в развитие СДВГ,
была собрана в контексте исследований.братьев
и сестер, имеющих только одного общего
родителя.
44. Неспособность
к обучению. Дислексия. Психогенетические
аспекты неспособности к обучению.
Неспособностью к обучению
(НО) обозначается класс специфических
особенностей развития, когда в условиях
нормального школь¬ного обучения ребенок
не может овладеть определенными навыками
и умениями (чтения, правописания, математики,
общения). Понятие НО не должно отождествляться
ни с понятием неуспеваемости, ни с более
общим понятием синдрома расстройства
обучения. Многие дети не успевают в школе
по причинам, которые никак не связаны
с НО и с синдромом расстройства обучения
и имеют гораздо более простые основания.
Школьная неуспеваемость может быть лишь
первым признаком синдрома расстройства
обучения в какой-то из его форм. Последний
включает в себя неспецифическую неспособность
к обучению (которая может развиваться
в результате психического заболевания,
например, аутизма, травм головного мозга,
отсутствия необходимых социальных навыков)
или специфическую неспособность ребенка
к обучению (СНО). В рамках широкого синдрома
расстройства обучения понятием специфической
НО описывается круг детей, которые обнаруживают
академическую отсталость в определенной
сфере, несмотря на сохранный интеллект.
Эта специфическая неуспеваемость не
может быть объяснена повреждениями слухового,
зрительного или моторного аппарата, умственной
отсталостью, эмоциональным расстройством,
а также культурной или социальной депривацией.
Одним из частых вторичных синдромов
оказался на первый взгляд далекий от
специфической НО синдром асоциального
поведения. При объяснении комплекса девиантных
проявлений, сопутствующих СНО, существуют
три основных точки зрения. Согласно первой,
расстрой¬ства, сопутствующие СНО, представляют
собой ее осложнения и раз¬виваются в
результате неадекватной школьной адаптации,
переживания школьной неуспешности, снижения
мотивации, социальной изолированности
от сверстников. Основной дефект этой
точки зре¬ния — ее неспособность объяснить,
почему многие дети, страдаю¬щие СНО, проявляют
поведенческие и эмоциональные расстройства
до начала школьного обучения. Согласно
второй точке зрения, на¬оборот, именно
наличие эмоциональных и поведенческих
проблем ведет к развитию специфической
НО. Это объяснение также не пред¬ставляется
полностью адекватным, поскольку около
50% детей, стра¬дающих СНО, не проявляют
эмоциональных и поведенческих рас¬стройств.
Наконец, согласно третьей точке зрения,
те же этиологи-ческие корни, что и СНО,
имеют синдромы, сопровождающие общую
НО; они связаны с нарушениями функционирования
головного моз¬га, возникающими, возможно,
в результате влияния определенных генетических
механизмов. Критики этой теории отмечают,
что она, скорее всего, слишком упрощает
реальные связи различных пове-денческих
отклонений.
Дислексия. В случае дислексии
(Д), т.е. специфической неспособности к
чтению (СНЧ), ребенок испытывает трудности
при декодировании написанных слов и при
поиске их разговорных аналогов. Ди¬агноздислексии
ставится в случаях, когда ребенок не обучается
читать при сохранном интеллекте, отсутствии
каких-либо психических заболеваний, которые
могли бы объяснить этот дефект, при отсутствии
в анамнезе падений или ушибов, которые
могли бы привести к травме головного
мозга, и при наличии адекватной его возрасту
сис¬темы школьного (или индивидуального)
обучения.
Обычно наличие Д становится
очевидным в младшем школьном возрасте,
когда детей обучают чтению и письму. Эти
навыки требуют усвоения специального
фонематического кода, соединяющего написанные
слова и их разговорные аналоги. В связи
с тем что Дпроявляется в процессе обучения,
ее считают специфической формой неспособности
к обучению. Термин «дислексия» происходит
от латинских корней dys — «трудный» и греческого
lexis — «речь». Д считается расстройством
развития, вызываемым влиянием генетических
или сре-довых (пре- и постнатальных) факторов.
Очень важно различать Д и простое отставание
в чтении, связанное с нелюбовью к чтению,
от¬сутствием мотивации к нему или недостаточным
мастерством педагога. Д представляет
собой расстройство, проявляющееся в течение
всей жизни.
Д изучается психологами, генетиками,
педагогами, специалистами по развитию
человеческого мозга и дефектологами*.
Общепринятого определения Дне существует.
Согласно современным теориям, в центре
Д находятся два специфических дефицита
— фонематический (неспособность расчленять
слово на фонемы) и дефицит, связанный
с неспо¬собностью быстро перерабатывать
информацию, поступающую в визуальной
форме (например, быстро называть нарисованные
на бумаге предметы). Эти процессы не являются
взаимодополняющими; известны случаи
развития только фонематического дефицита,
однако у дислексиков оба дефицита часто
наблюдаются одновременно, причем в этом
случае Д поддается коррекции труднее,
чем другие ее варианты.