Самоопределение старших школьнеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:19, практическая работа

Краткое описание

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями обучения и воспитания.

Содержание

Отчет о прохождении психолого-педагогической практики 1

Анализ воспитательного мероприятия из цикла: Профориентация учащихся 3

Методическая разработка урока: Виды и механизмы памяти 5

План-конспект урока: Виды и механизмы памяти 6

Методическая разработка урока: Характер и темперамент человека 10

План-конспект урока: Характер и темперамент человека 11

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. 16

Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся 19

Психолого-педагогический анализ урока 21

Дневник практики 24

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание на сессию.docx

— 313.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Отчет о прохождении психолого-педагогической практики 1

 

Анализ воспитательного  мероприятия из цикла: Профориентация учащихся 3

 

Методическая разработка урока: Виды и механизмы памяти 5

 

План-конспект урока: Виды и  механизмы памяти 6

 

Методическая разработка урока: Характер и темперамент человека 10

 

План-конспект урока: Характер и темперамент человека 11

 

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. 16

 

Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся 19

 

Психолого-педагогический анализ урока 21

 

Дневник практики 24

Отчет о прохождении психолого-педагогической практики

 

 В период с 1 января  по 11 февраля 2007 годя я проходила психолого-педагогическую практику на базе школы №73. В связи с тем, что моя будущая специальность связана не только с психологической деятельности, но и предполагает возможность преподавания психологии, целью мой практики было закрепление на практике теоретических знаний по педагогике и психологии, полученных мною во время обучения в институте, и приобретение навыков и качеств, способствующих моему профессиональному становлению.

 

Практическая работа в  школе открыла для меня возможность  познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить  мои представления об организации  учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться  с различными техниками и приемами обучения. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями обучения и воспитания.

 

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроке  литературы для школьников 10 класса. Так как целью моего присутствия  было не усвоение материала урока, а  анализ деятельности педагога, все  мое внимание было сосредоточено  на его действиях. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному  наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя – это  не просто огромный труд, но и своего рода искусство. С позиции простого ученика, просто слушая материал, заметить это очень трудно, так как целью  является усвоение определенных знаний. Позиция же наблюдателя открывает  новые факты, идеи, закономерности основ  преподавательской деятельности.

 

Помимо присутствия на уроке, мне удалось и самой  почувствовать себя в роли педагога. Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при  подготовке уроков для школьников, эта деятельность принесла мне большое  моральное удовлетворение, и, конечно  же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.

 

Мною были подготовлены и  проведены две лекции. В процессе их проведения совершенствовались мои  навыки преподавания, речь и действия становились более уверенными, развивалось  умение находить контакт с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании  внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительно учебной мотивации.

 

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее  отношение педагогов. Никто не отказывал  мне в помощи, некоторые преподаватели  давали ценные советы, помогали при  разработке уроков.

 

Нужно заметить, что со стороны  учеников я тоже поддержку и одобрение. Они проявляли дисциплинированность, уважение и заинтересованность. Естественно, такое отношение значительно  облегчило мою задачу при проведении занятий. Несомненно, в организации  уроков и управлении коллективом  учеников, мне помогли знания, полученные при изучении возрастной, социальной, педагогической психологии и др. дисциплин.

 

Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом  классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти  подход, и, в большинстве случаев, мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что  очень важно следить за грамотностью своей речи, не допускать просторечных выражений, слов-паразитов, но при этом не усложнять речь непонятными для  учеников терминами, т.е. содержание преподаваемого материала должно соответствовать  возрастным и образовательным особенностям группы. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым  к возникновению у учеников вопросов. Игнорировать их нельзя, так как  можно потерять интерес, доверие  и уважение класса. Чтобы быть готовым  к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательное планирование и обдумывание всех аспектов при подготовке учебного материала.

 

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление  характеристики учащегося и коллектива учеников. Это задание было не простым, но очень интересным, оно выработало у меня навыки ведения беседы, научило  правильно наблюдать, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям  личности.

 

Участие в подготовке воспитательного  мероприятия дало мне возможность  понять и оценить важность педагогического  воздействия на формирование личности, стремлений, мотивации и познавательной активности учащихся.

 

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в психологии и педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); развить умение выявлять, анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса общие психологические закономерности; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

Анализ воспитательного  мероприятия из цикла: Профориентация учащихся

 

Воспитательное мероприятие "Мир профессий" проводилось  для учеников 10 "Г" класса. Данное мероприятие является одним из общего цикла и посвящено профессиональной ориентации школьников. Проводится регулярно  в форме классных часов, организатором  и постоянным ведущим является куратор  класса. По моей просьбе проведение одного классного часа было доверено мне.

 

Основная направленность данного цикла мероприятий –  помочь школьникам сориентироваться в  мире профессий, адекватно оценить  свои склонности и способности при  выборе будущей профессии, подробно рассказать о содержании различных  видах трудовой деятельности, помочь колеблющимся и сомневающимся ученикам сделать осознанный выбор. Цикл мероприятий  задуман по инициативе родителей, учеников и организован руководством школы.

 

Актуальность этой темы состоит  в том, что класс является предвыпускным и учащимся на данном этапе уже необходимо определиться с выбором будущей профессии и двигаться к намеченной цели.

 

План мероприятия.

 

1. Введение, ознакомление  учеников с социальной ситуацией  современного российского общества.

 

2. Профессиональное самоопределение  школьников.

 

3. Обсуждение выбора высшего  учебного заведения.

 

4. Заключительная часть,  выводы, ответы на вопросы.

 

Ход мероприятия.

 

1. Во вводной части мероприятия а рассказывала ученикам о том, что современные нестабильные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения.

 

Среди качеств, которыми должен владеть подросток и которые  позволили бы ему успешно адаптироваться к определённой системе социальных норм и ценностей, признанных в обществе, прежде всего такое - осмысленность  жизни (наличие целей и перспективы  в жизни).

 

Важная характеристика подростка - обращённость в будущее. Среди наиболее важных решений, которые необходимо принять в подростковом возрасте, это выбор профессии. К сожалению, многие подростки недостаточно знают  о конкретных особенностях каждого  вида деятельности и не всегда учитывают  свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Исходя из этого, представляется чрезвычайно актуальным рассмотрение проблемы профессионального  определения подростков.

 

2. Вторая часть мероприятия  была направлена на ознакомление  учащихся с основными факторами,  которые необходимо учитывать  при выборе профессии, выявлению  причин, препятствующих профессиональному  самоопределнию. Я ознакомила учащихся с требованиями, предъявляемым к различным специальностям, предложила шаги, которые можно сделать уже сейчас для того, чтобы приблизиться к профессиональному самоопределению. Учащиеся ознакомились с различными видами трудовой деятельности, узнали много интересных фактов о различных профессиях. Были приведены статистические данные о востребованности различных профессий на современном российском рынке труда.

 

3. Третья часть была  посвящена обзору учебных заведений,  в которых ученики смогли бы  продолжить образование по выбранной  специальности. Обсуждались трудности,  которые могут возникнуть при  поступлении. Я старалась убедить  учеников в том, что поступление  в вуз – очень ответственный  шаг, первая ступень во взрослую, самостоятельную жизнь. И для  того, чтобы успешно преодолеть  эту ступень, необходимо уже  сейчас все свои усилия направить  на учебную деятельность, это  служит залогом успеха в будущем.

 

4. В заключительной части  мероприятия я отвечала на  вопросы учеников, интересовалась  их мнением относительно того, насколько проводимые мероприятия  помогают ученикам в профессиональном  самоопределении, принимала просьбы  и пожелания учеников, касающихся  проведения будущих классных  часов.

 

Подводя итоги мероприятия, можно отметить, что его замысел  полностью соответствует потребностям и интересам класса. Учащиеся проявляли  инициативность, демонстрировали активность и заинтересованность в обсуждаемой  проблеме. Я же, в свою очередь, старалась  приводить как можно больше убеждающих фактов, прислушивалась к мнению учеников, отвечала на возникающие вопросы  в порядке их поступления. За время  занятия ученики получили довольно большой объем необходимой им информации, которую им еще необходимо тщательно обдумать и взвесить. Можно  сказать, что поставленные цели в  рамках одного занятия достигнуты, но впереди еще предстоит не раз  возвращаться к этой проблеме, так  как у многих учеников могут возникать  вопросы, касающихся данной темы.

 

По моему мнению, польза от проведенного мероприятия несомненна: оно способствовало мотивации познавательных интересов и учебной деятельности, сформировало правильное отношение к формированию и достижению долгосрочных целей, ученики получили недостающую информацию по интересующим их вопросам.

Методическая разработка урока: Виды и механизмы памяти

 

 Обоснование выбора  темы: память играет ведущую роль  в познавательной и в любой  другой деятельности человека  и в его общении с людьми. Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали  способностью запечатлевать и  сохранять продолжительное время  в памяти то, что они узнали  о действительности в процессе  восприятия и мышления. Не менее  важную роль играет память  и в процессе формирования  личности. Ученикам не известны  эти взаимосвязи, они не знакомы  с видами и процессами памяти, мало кто задумывался о том,  почему какая-то информация запоминается  легко и надолго, а при изучении  сложного материала необходимо  приложить массу усилий, почему  некоторые факты мы помним  всю жизнь, а что-то бесследно  выпадает из памяти. Урок посвящен  описанию этих механизмов, поможет  учащимся проникнуть в их сущность, позволит взглянуть на привычные  факты из жизни с позиций  научного объяснения механизмов  памяти. При этом важно не перегружать  содержание урока научными терминами  и сложными объяснениями ее  нейрофизиологической основы, а  донести до понимания учащихся  существенные стороны процессов  памяти.

 

Аудитория: учащиеся 11 класса с гуманитарным уклоном. Уровень  подготовки – общеобразовательный.

 

Форма организации: монологическое высказывание с элементами эвристической  беседы.

 

Цель урока: раскрыть сущность механизмов и закономерностей памяти, рассказать о видах памяти, обратить внимание учащихся на связь процесса запоминания с другими сторонами  психики (мышлением, восприятием, волей  и т.д.), ознакомить с эффективными приемами запоминания.

 

План урока.

 

I. Приветствие – 2 минуты

 

II. Объяснение нового материала  – 30 минут.

 

1. Понятие памяти.

 

2. Виды памяти.

 

3. Основные процессы памяти.

 

III. Упражнение на запоминание  – 10 минут.

 

IV. Заключение, выводы, ответы  на вопросы – 3 минуты.

План-конспект урока: Виды и  механизмы памяти

 

1. Память – форма психического  отражения, заключающаяся в закреплении,  сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая возможным  его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания. Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является важнейшей  познавательной функцией, лежащей  в основе развития и обучения.

Информация о работе Самоопределение старших школьнеков