Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:21, дипломная работа
В последние годы в мире большое внимание уделяется обогащению хлебобулочных изделий различными полезными веществами, придающими им лечебные и профилактические свойства.
Лечебный и профилактический эффект от употребления диетических хлебобулочных изделий обеспечивается либо введением в рецептуру необходимых дополнительных компонентов, либо исключением нежелательных, а также изменения технологии их приготовления.
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………...
1 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ХЛЕБНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ФАКТОРЫ ИХ ФОРМИРУЮЩИЕ……………………………………….
Пищевая ценность и химический состав диетических хлебных изделий…………………………………………………………………...
Классификация и характеристика диетических хлебных изделий…………………...………………………………………………
Факторы, формирующие качество: сырье, технология производства диетических хлебных изделий…………………………………...……..
Требования к качеству, упаковка, маркировка, дефекты……………...
Показатели безопасности………………………………………………..
Фальсификация……...…………………………………………………...
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ХЛЕБНЫХ ИЗДЕЛИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ОАО «АЗАРЭННЕ»..……
Объекты и методы исследования продуктов диетического питания…
Результаты исследования и их обсуждение…………………………...
Анализ ассортимента, реализуемого в ОАО «Азарэнне»…………..
АВС-анализ ассортимента диетических хлебных продуктов..…….
Матрица БКГ диетических хлебобулочных продуктов…………….
Позиционирование в матрице «цена-качество» диетических хлебобулочных продуктов……………………………………………
Оценка качества исследуемых образцов…………………………….
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА ДИЕТИЧЕСКИХ ХЛЕБНЫХ ИЗДЕЛИЙ…………...………………….
Маркетинговые исследования…………….…………………………….
Пути совершенствования ассортимента диетических хлебных изделий……………………………………..…………………………….
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………………...
Кислотность вычисляют по формуле:
Х = 2V * К,
где X – кислотность, град
V – объем раствора гидроокиси натрия с молярной концентрацией 0,1 моль/дм3 , израсходованный на титрование исследуемого раствора, см3
К – поправочный коэффициент приведения используемого раствора гидроокиси натрия к раствору концентрацией 0,1 моль/ дм3
1. Определение кислотности хлеба «Гречневый диабетический»
V = 1,2 см3
К = 1
Х = 2*1,2*1 = 2,4 град
2. Определение
кислотности хлеба
V = 1,4 см3
К = 1
Х = 2*1,4*1 = 2,8 град
3. Определение кислотности хлеба бессолевого «Тыквенная диета»
V = 2,5 см3
К = 1
Х = 2*2,5*1 = 5 град
4. Определение кислотности хлеба «Старажытны» с фруктозой диабетический
V = 1,9 см3
К = 1
Х = 2*1,9*1 = 3,8 град
5. Определение кислотности хлеба «Пикник любительский»
V = 2,3 см3
К = 1
Х = 2*2,3*1 = 4,6 град
6. Определение кислотности хлеба диетического подового «Смолевический элитный»
V = 2,6 см3
К = 1
Х = 2*2,6*1 = 5,2 град
7. Определение кислотности хлеба заварного витаминизированного
V = 2,7 см3
К = 1
Х = 2*2,7*1 = 5,4 град
8. Определение кислотности хлеба «Вейский» с тмином нарезанный
V = 2,7 см3
К = 1
Х = 2*2,7*1 = 5,4 град
9. Определение кислотности хлеба «Островской»
V = 1,2 см3
К = 1
Х = 2*1,2*1 = 2,4 град
10. Определение кислотности хлеба «Хлебный дар» диетический
V = 2,7 см3
К = 1
Х = 2*2,7*1 = 5,4 град
Результаты органолептической оценки отобранных образцов диетических хлебобулочных изделий представлена в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Органолептическая оценка хлебобулочных изделий
Наименование изделия |
Внешний вид |
Состояние мякиша |
Вкус |
Запах | ||
форма |
поверхность |
цвет |
||||
Хлеб «Гречневый диабетический» |
Соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка, с несколько выпуклой верхней коркой, без боковых выплывов |
Гладкая, небольшая шероховатость |
Светло-коричневый |
Хорошо пропеченный, не влажный на ощупь, эластичный |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха |
Таблица 2.8. Продолжение
Хлеб диетический
«Гомельский зерновой» |
Соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка, с несколько выпуклой верхней коркой, без боковых выплывов |
Гладкая, небольшая шероховатость |
Темно-коричневый |
Хорошо пропеченный, не влажный на ощупь, эластичный |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха |
Хлеб бессолевой «Тыквенная диета» |
Продолговато-овальная с округленными концами, не расплывчатая |
Гладкая, небольшая шероховатость, наколы |
Светло-коричневый |
Слегка липкий на ощупь |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха |
Хлеб «Старажытны» с фруктозой диабетический |
Продолговато-овальная с округленными концами, с двух боковых сторон не имеется корок |
Гладкая, небольшая шероховатость |
Светло-коричневый |
Хорошо пропеченный, не влажный на ощупь, эластичный |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха |
Хлеб «Пикник любительский» |
Соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка |
Гладкая, небольшая шероховатость |
Темно-коричневый |
Хорошо пропеченный, не влажный на ощупь, эластичный |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха |
Хлеб диетический подовой «Смолевический элитный» |
Овальная, не расплывчатая без притисков |
мучнистая поверхность |
Светло-коричневый |
Слегка липкий на ошупь |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха |
Таблица 2.8. Продолжение
Хлеб заварной витаминизированный |
Продолговатая форма |
Шероховатая с наличием отрубей и пшеничной дробленой крупки |
Коричневый |
Сухой и шероховатый на ошупь, крошковатый |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха |
Хлеб «Вейский» с тмином нарезанный |
Продолговатая форма |
Шероховатая с наличием пшеничной дробленой крупки |
Коричневый |
Сухой и шероховатый на ошупь, крошковатый |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха |
Хлеб «Островской» |
Округлая, не расплывчатая без притисков |
Гладкая с надрезами |
Светло-желтый |
Хорошо пропеченный, не влажный на ощупь, эластичный |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха |
Хлеб «Хлебный дар» диетический |
Продолговато-овальная,
не расплывчатая, без притисков и
боковых |
Гладкая, небольшая шероховатость |
Коричневый |
Хорошо пропеченный, не влажный на ощупь, эластичный |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса |
Свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха |
Проведя экспертизу по органолептическим показателям, можно сделать вывод, все образцы диетических хлебобулочных изделий соответствуют требованиям стандарта СТБ 1007-96 «Изделия хлебобулочные диетические и обогащенные. Общие технические условия» по внешнему виду, состоянию мякиша, вкусу и запаху.
Результаты исследования физико-химических показателей качества диетических хлебобулочных изделий представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Определение влажности мякиша, кислотности и пористости хлебобулочных диетических изделий
Наименование изделия |
Расчетные значения показателей |
Требования стандарта |
Заключение о качестве | ||||
влажность, % |
пористость, % |
кислотность, град. |
влажность, %, не более |
пористость, %, не менее |
кислотность, град, не более |
||
Хлеб «Гречневый диабетический» |
43 |
83 |
2,4 |
61 |
70 |
5 |
Соответствует стандарту |
Хлеб диетический
«Гомельский зерновой» нарезанн |
52 |
80,6 |
2,8 |
59 |
63 |
7 |
Соответствует стандарту |
Хлеб бессолевой «Тыквенная диета» |
48 |
74 |
5 |
48 |
55 |
11 |
Соответствует стандарту |
Хлеб «Старажытны» с фруктозой диабетический |
47 |
81 |
3,8 |
48 |
55 |
10 |
Соответствует стандарту |
Хлеб «Пикник любительский» |
43 |
83 |
4,6 |
48 |
72 |
10 |
Соответствует стандарту |
Хлеб диетический подовой «Смолевический элитный» |
47 |
70 |
5,2 |
48 |
70 |
10 |
Соответствует стандарту |
Хлеб заварной витаминизированный |
47 |
67 |
5,4 |
47 |
63 |
7 |
Соответствует стандарту |
Хлеб «Вейский» с тмином нарезанный |
44 |
67 |
5,4 |
47 |
63 |
7 |
Соответствует стандарту |
Хлеб «Островской» |
33 |
72 |
2,4 |
39 |
63 |
3 |
Соответствует стандарту |
Хлеб «Хлебный дар» диетический |
44 |
81 |
5,4 |
47 |
63 |
6 |
Соответствует стандарту |
Таким образом, по результатам исследования влажности, пористости и кислотности можно сказать, что все образцы диетических хлебобулочных изделий соответствуют требования стандарта СТБ 1007-96 «Изделия хлебобулочные диетические и обогащенные. Общие технические условия».
Маркировка и содержащаяся информация на упаковках образцов диетических хлебобулочных изделий соответствуют требованиям СТБ 1100-2007. Описание информации на упаковках данных образцов приведено в пункте 2.1.
Таким образом, по результатам исследований во 2-й главе, можно сделать следующие выводы:
- все образцы
диетических хлебобулочных
- все образцы
диетических хлебобулочных
- маркировка и содержащаяся информация на упаковках образцов диетических хлебобулочных изделий соответствуют требованиям СТБ 1100-2007.
Для оценки конкурентоспособности
диетических хлебобулочных
Базовый образец – хлеб «Отрубной» диетический. Он по всем показателем получил наилучшие оценки и отзывы покупателей.
Таблица 2.10 – Балльная шкала оценки диетических хлебобулочных продуктов
Количество баллов при оценке | |||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
Полностью соответствует базовому продукту |
Немного уступает базовому продукту |
Значительно уступает базовому продукту |
Очень сильно уступает базовому продукту |
Не соответствует базовому продукту |
Градация:
4,8 – 5 – высокая конкурентоспособность;
4,0 – 4,7 –
удовлетворительная
3,0 – 3,9 – низкая конкурентоспособность;
Ниже 2,9 – не конкурентоспособный продукт.
Таблица 2.11 –
Балльная оценка конкурентоспособности
диетических хлебобулочных
Наименование продукта |
Показатели |
Всего, сумма баллов |
Средний балл | |||||||||||
Внешний вид |
Состояние мякиша |
Вкус |
Запах |
Влажность, % |
Пористость, % |
Кислотность, град. |
||||||||
Хлеб «Гречневый диабетический» |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
33 |
4,7 | |||||
Хлеб диетический
«Гомельский зерновой» |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
32 |
4,5 | |||||
Хлеб бессолевой «Тыквенная диета» |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
32 |
4,5 | |||||
Хлеб «Старажытны» с фруктозой диабетический |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
32 |
4,5 | |||||
Хлеб «Пикник любительский» |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
33 |
4,7 | |||||
Хлеб диетический подовой «Смолевический элитный» |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
34 |
4,8 | |||||
Хлеб заварной витаминизированный |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
31 |
4,4 | |||||
Хлеб «Вейский» с тмином нарезанный |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
33 |
4,7 | |||||
Хлеб «Островской» |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
31 |
4,4 | |||||
Хлеб «Хлебный дар» диетический |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
31 |
4,4 |
Таким образом, по всем показателям средний балл всех образцов по градации конкурентоспособности попадает под значение «удовлетворительная конкурентоспособность», т.е. данные образцы конкурентоспособны и имеют высокие оценки по оцениваемым показателям. Самый конкурентоспособный продукт по оценке – это хлеб диетический подовый «Смолевический элитный». Менее конкурентоспособны хлеб «Хлебный дар» диетический, хлеб «Островской», хлеб заварной витаминизированный.
3 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Маркетинговые исследования
Потребность в проведении маркетингового исследования возникает в случаях, когда:
1) фирма не достигла поставленных маркетинговых целей;
2) фирма уступает позиции конкуренту;
3) фирма собирается диверсифицировать свою деятельность;
4) фирма готовит новый бизнес-план;
5) любые другие
случаи, когда менеджеры затрудняются
в выборе действий или
предполагают значительные
Маркетинговые исследования позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений. Очень часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке. Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда маркетинга, цена товаров, продвижение товаров. Результатом маркетингового исследования являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.
Мы проводим анализ по следующим методам: анализ ассортимента товарной группы по основным свойствам и показателям (широта, глубина, полнота, устойчивость, обновляемость и рациональность), анкетный опрос. Начнём с анализа ассортимента. АВС-анализ и анализ БКГ-матрица был проведен во 2-м разделе дипломной работы.
Структура ассортимента хлебных изделий в натуральном выражении отражена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 –
Структура торгового
Подгруппа |
Число наименований на момент регистрации, ед. |
Удельный вес, % к итогу |
Хлеб |
7 |
47,1 |
Булочные изделия |
5 |
17,6 |
Диетические хлебные изделия |
3 |
35,3 |
ИТОГО |
15 |
100 |