Проблемы управления развитием городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 12:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть основные виды общественного транспорта города Перми, выделить нормативно-правовую базу, регламентирующую его функционал, проанализировать принимаемые управленческие решения, направленные на развитие городского пассажирского транспорта.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ………………………… 9
1.1. Городской пассажирский транспорт общего пользования города Перми: понятие, виды, история …………………………………………………………… 9
1.2. Основные проблемы транспортного обслуживания населения города Перми……………………………………………………………………………… 15
1.3. Законодательное обеспечение управление городским пассажирским транспортом общего пользования……………………………………………… 27
Глава 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА ПЕРМИ ……………………… 33
2.1. Общая характеристика и основные показатели работы городского пассажирского транспорта ………………………………………………………. 33
2.2. Управление общественным транспортом города Перми на современном этапе ………………………………………………………………………………. 43
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕРМИ ………………………………. 54
Глава 4. ОБОСНОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ГОРОДА ПЕРМИ ……………………….. 69
Заключение ……………………………………………………………………….. 79
Список использованной литературы ……………………………………………. 84

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Даше.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

Основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ требования по обеспечению безопасности дорожного движения распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств23.

 Для того чтобы провести предрейсовый медицинский осмотр, необходимо предоставить специальное помещение, отвечающее всем требованиям проведения данного вида медосмотров. Для проведения предрейсового медосмотра водителей в организацию приглашаются медицинские специалисты.

Предрейсовый медосмотр водитель и кондуктор проходят перед выходом на линию. При прохождении предрейсового медицинского медосмотра водитель должен иметь путевой лист. В ходе осмотра особое внимание уделяется общему самочувствию: температуре тела, состоянию кожного покрова, артериальному давлению. Кроме этого, врач в ходе проведения предрейсового медосмотра может задать несколько вопросов о самочувствии. Существует много причин, по которым врач имеет право отстранить водителя и кондуктора от управления транспортным средством: если температура тела составляет 370С и выше, при пониженном или повышенном давлении, головная, зубная боль, признаки инфекционного заболевания24.

Веским основания для недопущения водителя и кондуктора к работе является употребление алкоголя, наркотических и психотропных препаратов. Результаты предрейсового медосмотра заносятся в специальный журнал, а также ставятся отметки в путевом листе.

Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что количество ДТП с участием пассажирских автобусов и микроавтобусов с каждым годом растет. Одной из причин, как выясняется, является несоблюдение Закона № 196-ФЗ. За 11 месяцев 2011 года на территории города Перми произошло 63 дорожно-транспортных происшествия с участием автобусов (снижение уровня аварийности на 16%), в которых погибло 6 человек (снижение на 25%), 66 человек получили ранения (снижение на 32,7%). Всего на территории Пермского края произошло 139 ДТП. Анализ показал, что из всех ДТП с участием общественного транспорта 45,3% происшествий произошли в городе Перми.

По вине водителей автобусов произошло 20 ДТП (рост – 31,7%), в которых 3 человека погибло (рост – 100%), 23 человека получили ранения (рост 15%). Рост ДТП по вине водителей автобусов произошел в Индустриальном (5 ДТП – рост 150%), Дзержинском (5 ДТП – рост 100%) районах города. ДТП по вине водителей автобусов:

ООО «Союзтранс», Ш. Космонавтов, 330а – 1;

ООО «Дизель», Соликамская, 311 – 1;

ООО «Транзит», Менжинского, 54 – 1;

ООО «Закамский автобус», Геофизиков, 3 – 1;

ООО «Каскадавто», Фоминская, 38 – 1.

По одному ДТП у индивидуальных предпринимателей: Тетерин, Кирсанов, Новоселов, Окулова, Камбур, Богданов, Антипин, Кореков, Анисимов.

К причинам роста аварийности на пассажирском транспорте следует отнести низкий уровень организации профилактической работы перевозчиков с водительским составом.

Отделом ГИБДД Управления МВД России по городу Перми при осуществлении технического надзора и профилактической работе в АТП проделана следующая работа:

– проведено оперативно-профилактических мероприятий (ОПМ) – 244;

– проведено выпусков на линию – 499;

– проведено проверок состояния транспортных средств – 4 433;

– запрещена эксплуатация – 1 769, в том числе с неисправной тормозной системой, рулевым управлением – 297;

– выдано предписаний – 290;

– привлечено к административной ответственности должностных лиц – 34125.

В целях стабилизации аварийности на пассажирском транспорте, согласно плану основных организационных мероприятий Управлением МВД России по городу Перми ежемесячно на территории города по инициативе отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Перми проводится не менее двух ОПМ «Автобус». Всего за 5 месяцев 2011 года на территории города Перми проведено 134 ОПМ «Автобус». При проведении профилактической работы в АТП и при надзоре за дорожным движением проверено 8 438 автобусов. Выявлено 2 026 фактов управления автобусами с техническими неисправностями, запрещена эксплуатация со снятием государственных номеров 309 автобусов. Выявлено 24 автобуса, эксплуатировавшихся с не пройденным государственным техническим осмотром. 4 174 водителя привлечено к административной ответственности, выявлено 13 случаев выезда на полосу встречного движения, 406 нарушений, связанных с превышением скорости, 4 водителя при управлении автобусами не имели категорию «D».

По фактам выявленных нарушений было направлено 4 материала в суд и 69 материалов в Управление Государственного автодорожного надзора по Пермскому краю. Проведено 11 районных комиссий по безопасности дорожного движения, на которых одним из рассматриваемых вопросов был вопрос аварийности на пассажирском транспорте26.

Оперативно-профилактическая операция «Автобус» в 2011 году проводилась в два этапа: первый – с 30.05.2011 по 10.06.2011, второй – с 17 по 26 сентября 2011.

В ходе первого этапа было проведено 78 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при выпуске транспортных средств на линию, осмотрено 2 945 автобусов, запрещена эксплуатация 583 технически неисправных автобусов, из них со снятием государственных номеров 46. Выдано предписаний должностным лицам АТП и ИП – 58, привлечено к административной ответственности 57 должностных лиц.

Всего было выявлено 111 нарушений правил дорожного движения водителями автобусов, был выявлен факт управления автобусом водителем, не имеющим категории «D». Выявлено 47 фактов, связанных с нарушением правил проезда перекрестков, 58 случаев превышения установленной скорости движения.

В ходе второго этапа было проведено 74 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при выпуске транспортных средств на линию. Осмотрено 2 171 автобус, запрещена эксплуатация 691 технически неисправного автобуса, из них со снятием государственных номеров 64. Выдано предписаний должностным лицам АТП и ИП – 53, привлечено к административной ответственности 63 должностных лица. Всего было выявлено 712 нарушений правил дорожного движения водителями автобусов27.

В настоящее время проблеме обеспечения безопасности дорожного движения уделяется повышенное внимание, в том числе на государственном уровне. Одним из органов, координирующих деятельность всех служб, заинтересованных в вопросах укрепления безопасности движения, является комиссия по безопасности дорожного движения при администрации города Перми.

Вторая причина низкого уровня обеспечения безопасности на общественном транспорте – несоблюдение правил перевозки пассажиров.

Согласно п.5.3. Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.06.2006 № 138 «Об утверждении Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми» (ред. 22.11.2011):

–  безопасность регулярных перевозок является одним из основных условий при организации пассажирских перевозок;

– перевозчики должны обеспечивать безопасность пассажиров при пользовании автомобильным транспортом, создание им удобств, культурное обслуживание пассажиров.

– безопасность перевозок на маршрутах регулярных перевозок обеспечивается реализацией комплекса задач, основными из которых являются:

– выполнение перевозчиками установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов);

– содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии;

– обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок;

– организация перевозочного процесса, обеспечивающая безопасные условия перевозок пассажиров.

В реальности обеспечение безопасности на общественном транспорте города Перми со стороны перевозчиков и водительского состава находится на очень низком уровне. Отсутствие должного контроля за проверкой технического состояния транспортного средства перед выходом на линию впоследствии может привести к неожиданным поломкам в процессе перевозки пассажиров на маршруте, что может привести к возникновению заторов, сбою работы маршрута в целом, справедливым нареканиям со стороны пассажиров.

Водитель должен проверить в книге учета выхода на линию транспортных средств наличие подписи мастера, подтверждающей, что данное транспортное средство технически исправно, и годно к эксплуатации на маршруте. Транспортное средство, выходящее из депо, должно соответствовать утвержденной эксплуатационно-ремонтной документации. Документом на право выхода транспортного средства из парка и движение его по маршруту является путевой лист, подписанный диспетчером по выпуску и мастером.

При приемке в эксплуатацию транспортного средства водитель должен проверить:

– полноту и правильность экипировки транспортного средства;

– внешнее и внутреннее состояние кузова, качество уборки салона, крепление поручней и сидений;

– исправность запоров всех люков, кожухов и крышек;

– работу: звукового сигнала, звонка зуммера, фар, габаритных фонарей, стоп-сигналов, дверных механизмов, стеклоочистителей, кнопок кондуктора;

– действие светового сигнала положения дверей пассажирского помещения;

– при отключенном автоматическом выключателе, работу контроллера водителя,  реверсора, группового реостатного контроллера, порядок включения и выключения контакторов и реле, плавность хода педалей управления.

В случае обнаружения какой-либо неисправности водитель должен заявить об этом диспетчеру автопарка. На практике существуют случаи выхода на линию технически неисправного транспортного средства, которые приводили к травмированию перевозимых пассажиров (открывались входные двери в переполненном автобусе, падали подпотолочные поручни).

Еще одним моментом, влияющим на безопасность перевозок пассажиров общественным транспортом, является состояние дорог и улиц, по которым проходят маршруты общественного транспорта. Неудовлетворительное состояние проезжей части на определенных участках движения общественного транспорта создает угрозы травмирования пассажиров в результате набора высокой скорости по неровной поверхности дороги и резких торможений при появлении на пути препятствий для проезда. Транспортные заторы на дорогах способствуют нарушению водителями правил дорожного движения, допущения выезда на полосы встречного движения, маневрирования между рядами движения транспорта, тем самым создания аварийных ситуаций.

В большей степени безопасность перевозок пассажиров обеспечена на городском электрическом транспорте (троллейбусы, трамваи). Это обусловлено существованием выделенных полос движения для данного вида общественного транспорта и существенным ограничением скорости движения по сравнению с автобусами. Главной проблемой в функционировании трамвайной сети города является пренебрежение другими участниками движения правилами дорожного движения и создание помех для движения трамваев, будь то дорожно-транспортные происшествия на трамвайных путях или автомобильные заторы на улицах города, сопряженные с выездом на трамвайные пути.

Озвученные проблемы по обеспечению безопасности при осуществлении пассажирских перевозок общественным транспортом прорабатываются департаментом дорог и транспорта администрации города Перми совместно отделами ГИБДД Управления МВД России по городу Перми и другими функциональными подразделениями администрации города Перми.

Для повышения качества транспортного обслуживания населения города Перми и обеспечения безопасности на общественном транспорте необходимо принять во внимание следующие моменты:

1. Ужесточить требования к перевозчикам  при заключении договоров на  осуществление пассажирских перевозок  автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, а именно учитывать:

– состояние аварийности подвижного состава каждого перевозчика;

– транспортную дисциплину водителей перевозчика;

– наличие материально-технической базы, позволяющей в полном объеме проводить предусмотренные законодательством мероприятия по поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии.

2. Не реже двух раз в год  проводить расширенные заседания  комиссий по обеспечению безопасности  дорожного движения по вопросам  обеспечения безопасности пассажирских перевозок.

3. Раз в год проводить заседания  «Круглого стола» по вопросам  состояния аварийности на автомобильном  транспорте и мерах, направленных  на повышение уровня безопасности  дорожного движения с приглашением  руководителей и должностных лиц перевозчиков, общественных организаций, средств массовой информации.

4. Организовать профилактические беседы на автопредприятиях по вопросам безопасности движения общественного транспорта.

5. Утвердить на год график  плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками.

Информация о работе Проблемы управления развитием городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми