Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 12:40, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть основные виды общественного транспорта города Перми, выделить нормативно-правовую базу, регламентирующую его функционал, проанализировать принимаемые управленческие решения, направленные на развитие городского пассажирского транспорта.
Введение …………………………………………………………………………… 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ………………………… 9
1.1. Городской пассажирский транспорт общего пользования города Перми: понятие, виды, история …………………………………………………………… 9
1.2. Основные проблемы транспортного обслуживания населения города Перми……………………………………………………………………………… 15
1.3. Законодательное обеспечение управление городским пассажирским транспортом общего пользования……………………………………………… 27
Глава 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА ПЕРМИ ……………………… 33
2.1. Общая характеристика и основные показатели работы городского пассажирского транспорта ………………………………………………………. 33
2.2. Управление общественным транспортом города Перми на современном этапе ………………………………………………………………………………. 43
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕРМИ ………………………………. 54
Глава 4. ОБОСНОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ГОРОДА ПЕРМИ ……………………….. 69
Заключение ……………………………………………………………………….. 79
Список использованной литературы ……………………………………………. 84
На основании средних данных по объему перевезенных пассажиров в месяц и численности населения можно определить транспортную подвижность населения в месяц, то есть среднее количество поездок, совершаемых одним жителем города Перми в месяц.
Таблица 2.
Динамика среднего количества поездок на 1 жителя города Перми в месяц
2010 |
2011 |
2012 | |
Количество поездок |
25 038 037 |
25 488 557 |
29 060 790 |
Численность населения |
986 500 |
991 500 |
1 000 679 |
Количество поездок на 1 жителя |
25,4 |
25,7 |
29 |
Рис. 2 - Динамика среднего количества поездок на городском пассажирском транспорте на 1 жителя в месяц
Как видно из графика, за последние два года количество жителей, пользующихся городским пассажирским транспортом выросло в среднем на 11,4%, что говорит о развитии траснпортной сети города и, несмотря на существующие проблемы, увеличению спроса у населения на перемещения посредством городского пассажирского транспорта. Однако показатель транспортной подвижности реально не отражает, сколько поездок совершается одним жителем, действительно пользующимся общественным транспортом.
На всех маршрутах городского пассажирского транспорта установлен единый фиксированный тариф, а также действуют льготные проездные документы для отдельных категорий граждан. Стоимость проезда на сегодняшний день составляет: в автобусах – 12 рублей, в маршрутных такси – от 10 до 20 рублей, в городском электрическом транспорте – 12 рублей.
Таблица 3.
Динамика суточного объема перевозок различными видами ГПТ
с 2010 по 2012 годы, чел19
Вид транспорта |
2010 |
2011 |
2012 |
Автобус |
789 418 |
817 446 |
796 696 |
Трамвай |
106 494 |
109 271 |
117 719 |
Троллейбус |
49 104 |
49 088 |
54 278 |
Всего |
945 016 |
975 805 |
968 693 |
Рис. 3 - Динамика суточного объема перевозок (будни) различными видами городского пассажирского транспорта за 2010-2012 г.г.
Развитие маршрутной сети общественного транспорта города Перми также во многом зависит от сотояния улично-дорожной сети. В настоящее время вопросы увеличения пропускной способности улично-дорожной сети города решается очень активно: за последние 5 лет построено и реконструировано много магистралей города, например: Красавинский мост, связывающий правый и левый берег города; скоростная магистраль Стахановская - Ива; восточный обход города, снижающий поток транзитного транспорта через центр города.
Изменений протяженности улично-дорожной сети, занимаемой общественным транспортом, возросло за последние 5 лет незначительно. Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 (в ред. решения Пермской городской думы от 30.08.2010 № 175) предполагает развитие сетей электротранспорта, главный приоритет в развитии городского пассажирского транспорта общего пользования отдается трамваю как наиболее провозному виду общественного транспорта. Также Генеральным планом в соответствии с запланированной рационализацией троллейбусной сети предусмотрено значительное сокращение числа троллейбусных линий с восьми до двух, связывающих городской центр с отдаленными районами.
Ежегодного МБУ «Гортранс» по приказу департамента дорог и транспорта администрации города Перми проводится обследование пассажиропотока на городских маршрутах регулярных перевозок с целью выявления востребованности маршрутов, а также определения количества пассажиров различных категорий пользующихся общественным транспортом.
Таблица 4.
Распределение пассажиропотока по категориям пассажиров за 2010-2012 годы
Категория пассажиров |
2010 |
2011 |
2012 |
Оплачиваемые |
657 238 |
684 496 |
674 948 |
Студенческие |
103 015 |
111 434 |
112 233 |
Школьные |
35 355 |
34 731 |
38 667 |
Федеральные |
108 004 |
30 960 |
32 538 |
Региональные |
57 997 |
55 620 | |
Муниципальные |
35 439 |
53 461 |
52 004 |
Гражданские |
2 900 |
2 726 |
2 683 |
Как видно из таблицы, по сравнению с 2010 годом с 2011 года категорию пассажиров под общим названием «Количество поездок пассажиров по социальным проедным документам (СПД)» разделили на две: пассажиры, которые осуществляют проезд по федеральным проездным документам и пассажиры, которые осуществляют проезд по региональным проездным документам, что позволяет вести учет льготных категорий граждан, пользующихся льготами на основании законодательных актов, принимаемых на различных уровнях власти.
Рис. 4 – Распределение пассажиропотока по категориям пассажиров
за 2011-2012 годы
На основании данных обследования пассажиропотока определяется также экономическая целесообразность обследуемых маршрутов, что влияет на распределение субсидий между перевозчиками на перевозку льготных категорий граждан.
Вследствие того, что городской пассажирский транспорт является в большей части своей убыточным, но имеет огромную экономическую и социальную значимость, он (часть автобусных маршрутов и электротранспорт) субсидируется из бюджета города. Если субсидируемые автобусные маршруты, это, как правило, маршруты, связывающие удаленные районы города или районы с низкой плотностью населения, то субсидирование трамвайных и троллейбусных маршрутов связано высокой степенью их дублирования автобусными маршрутами и необходимостью содержания инфраструктурной составляющей (путевое хозяйство, тяговые подстанции).
Ежегодно департаментом дорог и транспорта администрации города Перми организуются сезонные садоводческие маршруты, которые обеспечивают перевозку жителей города Перми до садоводческих кооперативов. В настоящее время утверждено и запущено в работу восемь таких маршрутов, планируется проведение обследования пассажиропотока для определения востребованности маршрутов среди населения города Перми.
По итогам вышеизложенного можно сказать, что маршрутная сеть города Перми достаточно развита. Внутригородские перевозки пассажиров осуществляются тремя основными видами транспорта: автобусами, трамваями и троллейбусами. Автобусные перевозки осуществляются частными транспортными компаниями и индивидуальными предпринимателями по договору с департаментом дорог и транспорта администрации города Перми по системе один перевозчик – один маршрут. Всего на 01.03.2012 в пассажирских перевозках участвуют 50 перевозчиков, обслуживающих 71 включенный в единую маршрутную сеть города Перми автобусный маршрут и 4 автобусных маршрута, организованных в качестве эксперимента, ежедневно на линию выпускаются 804 автобуса.
Перевозки городским электрическим транспортом осуществляет МУП «Пермгорэлектротранс», которое располагает парком из 191 трамваев и 114 троллейбусов. Подвижной состав пассажирского транспорта города Перми за 2005-2011 годы претерпел значительные изменения в автобусных перевозках, также обновляется подвижной состав городского электротранспорта.
За последние два года количество жителей, пользующихся городским пассажирским транспортом выросло в среднем на 11,4%, что говорит о развитии траснпортной сети города и, несмотря на существующие проблемы, увеличению спроса у населения на перемещения посредством городского пассажирского транспорта.
2.2. Управление работой общественного транспорта города Перми на современном этапе
Транспортное обслуживание городского населения является не только показателем качества жизни, но и важнейшим фактором, влияющим на производственно-хозяйственную деятельность регионов и территорий.
Задача органов местного самоуправления города в области транспортного планирования и организации дорожного движения – установление системы приоритетов и выработка механизмов, позволяющих эффективно развивать и рационально распределять общественный ресурс.
На сегодняшний день вопросы формирования единой маршрутной сети городского пассажирского транспорта, управления и контроля входят в компетенцию департамента дорог и транспорта администрации города Перми. Департамент дорог и транспорта администрации города Перми (далее - Департамент) является функциональным органом администрации города Перми и подотчетен в своей деятельности главе администрации города Перми, курирующему заместителю главы администрации города Перми. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Пермской области и Пермского края, правовыми актами города Перми и Положением о департаменте дорог и транспорта администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 24.06.2008 № 201 (ред. от 21.12.2011). Структура Департамента представлена на Рисунке 5:
Рис. 5 – Структура департамента дорог и транспорта администрации
города Перми
Основными целями деятельности Департамента являются организация дорожной деятельности в части проектирования автомобильных дорог местного значения в границах города, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
Основные задачи Департамента:
В области развития всех видов городского пассажирского транспорта, оптимизации транспортной пассажирской сети города Перми, координации деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки пассажиров на территории города Перми, Департамент: