Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 12:40, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть основные виды общественного транспорта города Перми, выделить нормативно-правовую базу, регламентирующую его функционал, проанализировать принимаемые управленческие решения, направленные на развитие городского пассажирского транспорта.
Введение …………………………………………………………………………… 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ………………………… 9
1.1. Городской пассажирский транспорт общего пользования города Перми: понятие, виды, история …………………………………………………………… 9
1.2. Основные проблемы транспортного обслуживания населения города Перми……………………………………………………………………………… 15
1.3. Законодательное обеспечение управление городским пассажирским транспортом общего пользования……………………………………………… 27
Глава 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА ПЕРМИ ……………………… 33
2.1. Общая характеристика и основные показатели работы городского пассажирского транспорта ………………………………………………………. 33
2.2. Управление общественным транспортом города Перми на современном этапе ………………………………………………………………………………. 43
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕРМИ ………………………………. 54
Глава 4. ОБОСНОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ГОРОДА ПЕРМИ ……………………….. 69
Заключение ……………………………………………………………………….. 79
Список использованной литературы ……………………………………………. 84
Следовательно, субъекты транспортного обслуживания населения в лице органов местного самоуправления осуществляют правовое регулирование реализуемой функции, выполняют возложенные на них права и обязанности в границах своих полномочий, а перевозчики – непосредственно предоставляют населению услуги пассажирского транспорта исходя из собственных интересов, интересов муниципальных образований и руководствуясь правовыми нормами.
Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:
Основными функциями органов исполнительной власти города по управлению транспортным комплексом города являются:
В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. В Перми таким подразделением является Департамент дорог и транспорта администрации города Перми.
Транспортная политика – официальная декларация целей, принципов и генерального курса действий, определенная в отношении транспортной системы.
Транспортное планирование – определение направлений развития транспортной системы города, в целях обеспечения объективно обусловленных потребностей в перемещении населения по территории города.
Транспортное планирование и организация дорожного движения является составляющей общей транспортной политики органов местного самоуправления и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:
Транспортное планирование и организация дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления города путем воздействия на отдельные компоненты транспортной системы города при справедливом распределении общественных ресурсов.
Общественный ресурс – пропускная (провозная) способность действующей улично-дорожной сети, бюджетные ассигнования на ее развитие и содержание.
Потребитель транспортной услуги (водитель, пассажир, пешеход) должен оплачивать потребление ресурса, а также компенсировать обществу негативные экологические последствия, связанные с его потреблением в соразмерном объеме своего потребления и доли негативного воздействия.
Подводя итог, можно говорить о том, что принимаемые на муниципальном уровне нормативно-правовые акты (решения Пермской городской Думы, постановления администрации города Перми) не противоречат федеральному и региональному законодательству, их принятие обусловлено решением конкретных проблем управления общественным транспортом на территории города Перми.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА ПЕРМИ
2.1. Общая характеристика и основные показатели работы городского пассажирского транспорта
Город Пермь является крупным промышленным, транспортным и социально-культурным городом России с населением 1 000 679 человек по состоянию на 01 января 2012 года.17
Внутригородские перевозки пассажиров осуществляются тремя основными видами транспорта: автобусами, трамваями и троллейбусами. Однако в 2004 в качестве скоростного внеуличного транспорта в систему городского транспорта был включен городской электропоезд. «Городская электричка» обслуживает участок железной дороги от станции Оверята до станции Голованово. Но данный вид городского пассажирского транспорта время не играет на сегодняшний день существенной роли в пассажирских перевозках, поэтому в рамках проводимого анализа рассматриваются в качестве основных видов городского пассажирского транспорта автобусы, троллейбусы и трамваи. Ниже в таблице приведена их сравнительная характеристика.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика видов городского пассажирского транспорта общего пользования г. Перми
Вид транспорта |
Количест во маршрутов |
Количество графиков |
Средний возраст ТС, лет |
Средняя скорость движения, км/ч |
Среднесуточный пассажиропоток (21.03.2012 г.)18, чел. |
Автобус |
71 |
804 |
13 |
20,7 |
796 696 |
Трамвай |
11 |
125 |
15 |
15,8 |
117 719 |
Троллейбус |
9 |
84 |
5,7 |
14,8 |
54 278 |
Итого |
91 |
1013 |
12,6 |
17,1 |
968 693 |
Автобусные перевозки осуществляются частными транспортными компаниями и индивидуальными предпринимателями по договору с департаментом дорог и транспорта администрации города Перми по системе один перевозчик – один маршрут. Всего на 01.03.2012 в пассажирских перевозках участвуют 50 перевозчиков, обслуживающих 71 включенный в единую маршрутную сеть города Перми автобусный маршрут и 4 автобусных маршрута, организованных в качестве эксперимента, ежедневно на линию выпускаются 804 автобуса.
Перевозки городским электрическим транспортом осуществляет МУП «Пермгорэлектротранс», которое располагает парком из 191 трамваев и 114 троллейбусов. Ежедневный выпуск на линию составляет 127 трамваев и 84 троллейбуса. С июля 2008 года по инициативе городской администрации на трамвайном маршруте № 4 «Станция Пермь II – микрорайон Висим» осуществляется проект «Пермский трамвай», который показал положительные результаты в рамках одного маршрута (повышение востребованности). Основными направлениями при реализации проекта являются обособление пути следования трамвайных маршрутов от других видов транспорта, обновление подвижного состава, реконструкция трамвайных путей.
Маршрутная сеть городского пассажирского транспорта общего пользования утверждена Постановлением администрации города Перми от 04.07.2006 № 1148 «Об утверждении единой сети маршрутов регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Перми» (ред. от 07.04.2011) и включает в себя 1088 действующих остановочных пунктов, в том числе 46 конечных. Ввиду большой протяженности города вдоль реки Камы и наличия двух отдаленных районов (Кировского и Орджоникидзевского) показатель плотности маршрутной сети составляет 1,6 км/км2, что на 30-40% ниже значения, рекомендуемого для крупных промышленных городов России. Согласно п.11.14 свода правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» плотность сети линий наземного общественного пассажирского транспорта на застроенных территориях необходимо принимать в зависимости от функционального использования и интенсивности пассажиропотоков, как правило в пределах 1,5-2,5 км/км2. В центральных районах крупных и крупнейших городов плотность этой сети допускается увеличивать до 4,5 км/км2.
Маршрутная сеть города Перми организована таким образом, что большинство маршрутов городского пассажирского транспорта связывают все районы города с центром или проходят через его центральную часть, отсюда и низкий показатель скорости движения транспорта в центре города – менее 14 км/час. Несоответствие дорожной инфраструктуры быстрому росту парка транспортных средств приводит к тому, что пропускная способность на ряде магистралей центральной части города Перми не соответствует транспортному потоку, что приводит к появлению постоянных «транспортных пробок» и заторов, загрязнению окружающей среды, возникновению аварийных ситуаций, а с точки зрения пассажиров – снижения качества осуществляемых перевозок на маршрутах городского пассажирского транспорта.
Наземные виды общественного транспорта охватывают улично-дорожную сеть протяженностью около 414 км, в том числе автобусные маршруты занимают 392, 176 км, трамвайные – 46, 417 км, троллейбусные – 38, 302 км. Протяженность маршрутной сети, включающая сумму протяженностей всех маршрутов, составляет 1232, 5 км, из которых автобусные маршруты занимают 1022,8 км, трамвайные маршруты – 119,6 км, троллейбусные маршруты – 90,1 км.
Подвижной состав пассажирского транспорта города Перми за 2005-2011 годы претерпел значительные изменения в автобусных перевозках, также обновляется подвижной состав городского электротранспорта. В 2010 году по федеральной программе город закупил 55 новых троллейбусов, то есть почти половину троллейбусного парка оставляют в настоящее время новые троллейбусы. Обновление трамвайного парка реализуется в рамках программы «Пермский трамвай». Только в 2011 году за счет городского бюджета приобретено 45 новых трамваев, а с учетом обновленных в предыдущие годы парк обновлен почти на треть (75 вагонов из 197 возрастом до 5 лет).
Изменения в структуре автобусного рынка городских пассажирских перевозок привели к тому, что услуги по перевозке пассажиров в данном сегменте рынка предоставляются, как было сказано ранее, только частными транспортными компаниями. Обновление парка автобусов стимулируется путем установления критериев при отборе перевозчиков по конкурсу. Одним из основных критериев последнего конкурса был средний возраст имеющегося подвижного состава, то есть, чтобы выиграть право перевозки на определенном маршруте, необходимо было обновлять подвижной состав. В настоящее время средний год выпуска автобусов – 1998, соответственно средний возраст автобусов составляет 13-14 лет.
Созданная за десять лет в Перми инфраструктура по техническому обслуживанию и ремонту бывших в употреблении автобусов немецкого производства и отсутствие подобной инфраструктуры по автобусам отечественного производства не способствуют быстрому обновлению подвижного состава транспортных предприятий, даже с учетом серьезного повышения таможенных пошлин на ввоз в страну транспортных средств со сроком службы более 7 лет.
В настоящее время производственно-техническая база (далее – ПТБ) городского пассажирского транспорта состоит из трех основных частей: автобусного, трамвайного и троллейбусного парков. ПТБ автобусного парка состоит из четырех баз бывших муниципальных парков и баз индивидуальных предпринимателей. Ремонтная база трамвайного парка состоит из производственных баз депо «Красный Октябрь» и депо «Балатово». ПТБ троллейбусного парка состоит из производственной базы троллейбусного депо.
Некоторые частные транспортные компании вообще не имеют собственной ПТБ, в лучшем случае, пользуются услугами сторонних ремонтных мастерских, в худшем случае, производят ремонт и техническое обслуживание силами самих водителей в неприспособленных для этого местах. Это не позволяет контролировать не только процесс технического обслуживания, но и техническое состояние транспортных средств при выходе на линию. Как следствие, не обеспечиваются в полном объеме требования Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. 19.07.2011).
Ежедневно автобусными маршрутами городского пассажирского транспорта перевозится около 83 % всех пассажиров города, трамвайными маршрутами - около 12% и троллейбусными маршрутами – около 5%. Распределение пассажиров по видам транспорта отражено на рисунке 1.
Рис.1 - Перевозка пассажиров городским пассажирским транспортом на территории города Перми за I квартал 2012 года
Согласно п.11.2 свода правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» затраты времени на передвижение от места жительства до места работы для 90% трудящихся (в один конец) не должны превышать 40 минут. На практике эти нормы распространяются на пассажиров, место работы и место жительства которых находится в одном районе либо в близлежащих районах города. Так, например жители Орджоникидзевского района города Перми, работающие либо обучающиеся в центре города, тратят на поездку в один конец в среднем от 45 до 60 минут. Причем на проезд от места работы до места жительства в вечернее пиковое время тратится времени от 1,5 до 2 раз больше, чем на поездку к месту работы. Это связано с ежедневными заторами по улице Уральской от улицы Работницы до улицы Свердлова и по улице Свердлова до улицы Лифанова (автобусная остановка улица 1905 года).
Аналогичные проблемы существуют у жителей Кировского района города Перми, работающих на территории Мотовилихинского района. Добираться до работы приходится с пересадками, хотя согласно Отраслевым стандартам качества функционирования сети городского пассажирского транспорта для крупных городов предусматривают до 2-х пересадок, а на территории города Перми можно перемещаться между отдаленными районами на городском пассажирском транспорте всего с одной пересадкой, в связи с чем увеличиваются затраты времени на одну поездку в среднем на 10-15 минут.