Проблемы управления развитием городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 12:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть основные виды общественного транспорта города Перми, выделить нормативно-правовую базу, регламентирующую его функционал, проанализировать принимаемые управленческие решения, направленные на развитие городского пассажирского транспорта.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ………………………… 9
1.1. Городской пассажирский транспорт общего пользования города Перми: понятие, виды, история …………………………………………………………… 9
1.2. Основные проблемы транспортного обслуживания населения города Перми……………………………………………………………………………… 15
1.3. Законодательное обеспечение управление городским пассажирским транспортом общего пользования……………………………………………… 27
Глава 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА ПЕРМИ ……………………… 33
2.1. Общая характеристика и основные показатели работы городского пассажирского транспорта ………………………………………………………. 33
2.2. Управление общественным транспортом города Перми на современном этапе ………………………………………………………………………………. 43
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕРМИ ………………………………. 54
Глава 4. ОБОСНОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ГОРОДА ПЕРМИ ……………………….. 69
Заключение ……………………………………………………………………….. 79
Список использованной литературы ……………………………………………. 84

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Даше.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день решения, касающиеся развития общественного транспорта города Перми принимаются в несколько этапов. Путем экспертных оценок качества функционирования улично-дорожной сети и маршрутов регулярных перевозок пассажирского транспорта сотрудниками Департамента выявляются основные проблемы и узкие места. Анализируется работа перевозчиков на предмет качественного предоставления услуг населению, рассматриваются письменные жалобы и предложения по совершенствованию единой маршрутной сети города Перми, ведется прием граждан по вышеуказанным вопросам.

По особо значимым вопросам формируются предложения по улучшению качества предоставления транспортных услуг. Проекты предложений представляются на рассмотрение в Пермскую городскую Думу, которая на вышестоящем уровне управления определяет степень важности решения поставленных задач и выносит решения.

Управление городским пассажирским транспортом является одной из первоочередных задач администрации города. Существующая структура управления транспортом представлена на нижеприведенной схеме:

 



 




 

          Оперативное управление подвижным  составом на линии;


          Управление субъектами рынка в процессе организации пассажирских перевозок


Рис. 6 – Существующая система управления общественным пассажирским транспортом города Перми

Ее основными недостатками являются:

  • несистемный подход при принятии управленческих решений, когда принимаемые решения могут противоречить уже принятым;
  • отсутствие конструктивного диалога между структурами управления городским пассажирским транспортом и хозяйствующими субъектами рынка пассажирских перевозок города Перми;
  • отсутствие тесного взаимодействия между функциональными органами администрации города по вопросам развития пассажирского транспорта.

Важную роль в обеспечении пассажирских перевозок на территории города Перми играет организация диспетчерского управления, осуществляемая центральной диспетчерской службой МБУ «Гортранс». Внедренная в 2008 – 2009 годах система диспетчерского контроля и управления пассажирским транспортом, основанная на спутниковой навигации, позволила, во-первых, повысить качество контроля работы перевозчиков, как по маршруту следования, так и по расписанию, а также по скорости движения. Во-вторых, повысить информированность диспетчерской службы о ситуации на дорогах (организация дорожного движения, уборка улиц и т.п.) за счет возможности организации речевого сеанса связи практически в любой момент времени. Полученные возможности позволяют вести дальнейшую, уже организационную работу, направленную на минимизацию отклонения фактических параметров работы транспорта от плановых. В-третьих, повысить информированность пассажиров за счет запуска остановочного информационного табло, программы для мобильных телефонов и на специальной он-лайн программе, что кроме повышения качества предоставляемой услуги по перевозке пассажиров, одновременно отвечает требованиям поставленных задач перед службой автомобильного транспорта гражданской защиты по вопросам гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций на транспорте.

В целях развития существующего правового поля в области функционирования системы городского пассажирского транспорта общего пользования принят ряд нормативных документов местного значения:

1. Единая маршрутная сеть города Перми (ЕМС) представляет собой паспорт функционирования системы городского пассажирского транспорта общего пользования (ГПТОП). Единая маршрутная сеть города Перми утверждена постановлением Пермской городской Думы от 04.07.2006 г. №  «Об утверждении единой сети маршрутов регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Перми» (в ред. от 20.04.2010) и включает в себя информацию по:

а) остановкам:

  • номер и наименование маршрута;
  • интервал прибытия маршрута на остановку в час пик;
  • количество прибытий маршрута в час пик;
  • средний интервал прибытия всех маршрутов на остановку;
  • среднее количество прибытия всех маршрутов на остановку.

б) маршрутам:

  • номер наименование маршрута;
  • путь следования маршрута по остановочным пунктам и участкам улиц в прямом и обратном направлении;
  • количество графиков на маршруте;
  • время начала и окончания движения маршрута;
  • интервалы движения маршрута в час пик.

2. Порядок открытия экспериментальных маршрутов городского пассажирского транспорта, утвержденный постановлением администрации города Перми от 28.09.2001 № 2520 «О порядке открытия экспериментальных маршрутов городского пассажирского транспорта» (ред. 25.05.2006), был принят с целью наиболее полного удовлетворения потребности жителей города в пассажирских перевозках. Новый маршрут городского пассажирского транспорта открывается с соблюдением следующей процедуры:

1. Предварительный расчет  предполагаемого пассажиропотока  на основе любых данных: социологические исследования, обращения граждан, анализ кондукторской выручки, специальные исследования пассажиропотока и др. Предполагаемый режим обслуживания маршрута: обычный маршрут, экспрессный или маршрутное такси.

2. Разработка маршрута движения и остановок, подтверждение на соответствие безопасности ГИБДД.

3. Расчет бюджета маршрута  для определения величины его  финансовой привлекательности.

4. Экспериментальное открытие  маршрута сроком на три месяца.

5. Привлечение частных транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей для работы на маршруте на период эксперимента и заключение договоров с ними на условиях полной самоокупаемости от перевозочной деятельности.

6. Контроль движения. Сбор  данных о фактическом пассажиропотоке.

7. Анализ, выводы, предложения  по эксперименту.

8. Подготовка проекта  постановления Главы города об  открытии маршрута21.

На сегодняшний день в соответствии с вышеуказанным порядком Департаментом согласовано пять маршрутов, организованных по обращениям жителей города в порядке эксперимента.

3. Порядок открытия, изменения, закрытия маршрутов. Данный документ является итоговым в последовательности нормативных документов и определяет порядок процедуры открытия и закрытия маршрутов ГПТОП, а также фиксирует возможные ограничения по открытию и закрытию маршрутов, связанные с:

а) дублированием смежных маршрутов;

б) инфраструктурными ограничениями.

Документ содержит в себе ссылки на стандарты пропускной способности транспортной инфраструктуры, а также определяет:

а) минимальный пассажиропоток для закрытия существующего маршрута;

б) минимальный пассажиропоток для включения маршрута в единую маршрутную сеть.

Вышеуказанный порядок утвержден постановлением администрации города Перми от 05.09.2011 № 461 «Об утверждении порядка открытия, изменения и закрытия маршрутов регулярных перевозок города Перми». Принятие данного нормативного документа позволяет рассматривать поступающие предложения по организации новых и изменению существующих маршрутов в правовом поле, опираясь на конкретные показатели качества функционирования маршрутной сети городского пассажирского транспорта. Поскольку в своем большинстве инициатива по открытию новых маршрутов исходит от пассажиров общественного транспорта, проживающих в отдаленных районах города, а работающих, например, в центре,  предлагаемые маршруты имеют большую протяженность и значительное дублирование существующих, а узловые конечные остановочные пункты итак перегружены общественным транспортом. Руководствуясь данным порядком Департамент, принимая во внимание пожелания жителей города, принимает взвешенные рациональные решения по развитию маршрутной сети города Перми.

В особом порядке в Департаменте принимаются решения по организации пассажирских перевозок в праздничные дни и религиозные праздники. На основании проводимого анализа транспортного обслуживания населения города Перми за прошлые годы готовится прогноз на текущий год с учетом возможного роста (снижения) пассажиропотока, погодных и дорожных условий. Департамент тесно взаимодействует с отделами ГИБДД Управления МВД России по городу Перми по вопросам организации постов ДПС на узловых участках прохождения организуемых маршрутов с целью предотвращения возникновения аварийных ситуаций и заторов на дорогах.

Подытожим. На сегодняшний день вопросы формирования единой маршрутной сети городского пассажирского транспорта, управления и контроля входят в компетенцию департамента дорог и транспорта администрации города Перми. По особо значимым вопросам формируются предложения по улучшению качества предоставления транспортных услуг. Проекты предложений представляются на рассмотрение в Пермскую городскую Думу, которая на вышестоящем уровне управления определяет степень важности решения поставленных задач и выносит решения.

Важную роль в обеспечении пассажирских перевозок на территории города Перми играет организация диспетчерского управления, осуществляемая центральной диспетчерской службой МБУ «Гортранс». 

В целях развития существующего правового поля в области функционирования системы городского пассажирского транспорта общего пользования принят ряд нормативных документов местного значения:

1. Единая маршрутная сеть города Перми утверждена постановлением Пермской городской Думы от 04.07.2006 г. № 1148 «Об утверждении единой сети маршрутов регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Перми» (в ред. от 20.04.2010).

2. Порядок открытия экспериментальных маршрутов городского пассажирского транспорта утвержден постановлением администрации города Перми от 28.09.2001 № 2520 «О порядке открытия экспериментальных маршрутов городского пассажирского транспорта» (ред. 25.05.2006).

3. Порядок открытия, изменения и закрытия маршрутов регулярных перевозок города Перми утвержден постановлением администрации города Перми от 05.09.2011 № 461 «Об утверждении порядка открытия, изменения и закрытия маршрутов регулярных перевозок города Перми».

Необходимо отметить, что отставание нормативно-правовой базы от реальных условий организации транспортного обслуживания населения сдерживает решение многих вопросов управления городским пассажирским транспортом. Так, отсутствие общего закона РФ по вопросам транспорта, а также специфического автотранспортного законодательства вынуждают заниматься законотворческой деятельностью на региональном и муниципальном уровне.

 

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕРМИ НА 2012 – 2016 ГОДЫ

Необходимость разработки Концепции обоснована Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Заказчиком Концепции выступает администрация города Перми, исполнителем департамент дорог и транспорта администрации города Перми.

Целью данной Концепции является обеспечение перемещения жителей города Перми в рамках ограниченных ресурсов (территория, время, финансовые затраты).

Так как общественный транспорт является наиболее эффективным средством перевозки людей, чем любой другой транспорт, задача развития транспортной инфраструктуры – сделать общественный транспорт привлекательным даже для владельцев индивидуального транспорта.

В связи с этим, для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:

1. Совершенствование структуры  парка подвижного состава пассажирского  транспорта общего пользования.

2. Совершенствование маршрутной  сети пассажирского транспорта общего пользования.

3. Совершенствование инфраструктуры  маршрутной сети пассажирского  транспорта общего пользования.

4. Развитие производственно-технической  базы электрического транспорта города Перми.

5. Совершенствование организации  дорожного движения пассажирского транспорта общего пользования.

6. Совершенствование системы диспетчерского  управления пассажирским транспортом  общего пользования.

7. Совершенствование системы информирования населения города Перми о работе пассажирского транспорта общего пользования.

8. Создание прозрачного  механизма взаимодействия между  администрацией города Перми  и перевозчиками.

Ожидаемым конечным результатом реализации Концепции является сокращение времени транспортных корреспонденций всех жителей города Перми, выражающийся через следующие расчетные показатели:

1. Повышение средней эксплуатационной  скорости движения общественного  транспорта.

2. Увеличение пассажиропотока на  всех видах общественного транспорта.

3. Повышение количества  поездок на общественном транспорте  на 1 жителя города в месяц.

Необходимость в принятии концепции по организации и развитию пассажирских перевозок на территории города Перми проявилась в силу ряда причин, которые можно разделить на три группы:

1. Управленческие.

    1. Необходимость постоянного изменения стоимости тарифа на перевозку пассажиров, обусловленная ростом стоимости затрат на осуществление перевозочной деятельности, стоимости льготных проездных документов, количества видов льготных проездных документов, создает конфликтные ситуации между организатором перевозок и перевозчиками, в виду невозможности последних влиять на вышеуказанные параметры.

Информация о работе Проблемы управления развитием городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми