Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 12:40, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть основные виды общественного транспорта города Перми, выделить нормативно-правовую базу, регламентирующую его функционал, проанализировать принимаемые управленческие решения, направленные на развитие городского пассажирского транспорта.
Введение …………………………………………………………………………… 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ………………………… 9
1.1. Городской пассажирский транспорт общего пользования города Перми: понятие, виды, история …………………………………………………………… 9
1.2. Основные проблемы транспортного обслуживания населения города Перми……………………………………………………………………………… 15
1.3. Законодательное обеспечение управление городским пассажирским транспортом общего пользования……………………………………………… 27
Глава 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА ПЕРМИ ……………………… 33
2.1. Общая характеристика и основные показатели работы городского пассажирского транспорта ………………………………………………………. 33
2.2. Управление общественным транспортом города Перми на современном этапе ………………………………………………………………………………. 43
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕРМИ ………………………………. 54
Глава 4. ОБОСНОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ГОРОДА ПЕРМИ ……………………….. 69
Заключение ……………………………………………………………………….. 79
Список использованной литературы ……………………………………………. 84
По пунктам 4, 5 с привлечением представителей отделов ГИБДД Управления МВД России по городу Перми и Управления Государственного автодорожного надзора по Пермскому краю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие современных городов сопровождается увеличением их территории, миграцией населения в интенсивно застраиваемые окраинные районы, удалением жилых районов от мест приложения труда, учебных заведений, культурно-развлекательных центров. Как следствие происходит увеличение дальности пути горожан на работу, учебу и соответствующий рост числа жителей города, пользующихся городским пассажирским транспортом.
Маршрутная сеть города Перми на протяжении длительного времени интенсивно развивалась, внедрялись, по мере развития, новые виды городского пассажирского транспорта, увеличивалось количество маршрутов, соединяющих отдаленные районы города, как между собой, так и с центральной его частью. На сегодняшний день маршрутная сеть города согласно отраслевым стандартам качества функционирования сети городского пассажирского транспорта для крупных городов считается достаточно развитой и способной удовлетворить потребности населения в пассажирских перевозках.
Однако в реалии существуют следующие проблемы городского общественного транспорта:
Существующая организация дорожного движения не способствует повышению скорости транспортного сообщения, поскольку большинство пересечений дорог и улиц выполнены на одном уровне, а система светофорного регулирования не способна адаптироваться к изменению интенсивности движения транспортных потоков. Это приводит к снижению интенсивности движения и городского пассажирского транспорта, что вызывает недовольство пассажиров. В основном эта проблема присуща городским автобусам, маршруты которых проходят по оживленным центральным улицам города, на которых в часы «пик» возникают километровые пробки. Это приводит к сбою в расписании маршрута, что в последствие может привести к несоблюдению водителями скоростного режима (в целях «нагнать время»), игнорирование промежуточных остановочных пунктов, невнимательность при посадке и высадке пассажиров, что может привести к серьезным травмам.
Наиболее эффективным транспортом в такие часы является трамвай, хотя и он в полной мере не может обеспечивать доставку пассажиров до необходимых остановочных пунктов, так как их маршруты ограничены системой трамвайных путей, которая в не охватывает в полной мере все районы города.
Также к проблемам, возникающим вследствие отсутствия системы градостроительного планирования, резервирования и отвода земель под строительство городских магистралей, стоянок автомобильного транспорта и других объектов дорожной инфраструктуры, связанным с уровнем развития транспортной инфраструктуры города можно отнести:
Внутригородские перевозки пассажиров осуществляются тремя основными видами транспорта: автобусами, трамваями и троллейбусами. Автобусные перевозки осуществляются частными транспортными компаниями и индивидуальными предпринимателями по договору с департаментом дорог и транспорта администрации города Перми по системе один перевозчик – один маршрут. Всего на 01.03.2012 в пассажирских перевозках участвуют 50 перевозчиков, обслуживающих 71 включенный в единую маршрутную сеть города Перми автобусный маршрут и 4 автобусных маршрута, организованных в качестве эксперимента, ежедневно на линию выпускаются 804 автобуса.
Перевозки городским электрическим транспортом осуществляет МУП «Пермгорэлектротранс», которое располагает парком из 191 трамваев и 114 троллейбусов. Подвижной состав пассажирского транспорта города Перми за 2005-2011 годы претерпел значительные изменения в автобусных перевозках, также обновляется подвижной состав городского электротранспорта.
За последние два года количество жителей, пользующихся городским пассажирским транспортом выросло в среднем на 11,4%, что говорит о развитии траснпортной сети города и, несмотря на существующие проблемы, увеличению спроса у населения на перемещения посредством городского пассажирского транспорта.
На сегодняшний день вопросы формирования единой маршрутной сети городского пассажирского транспорта, управления и контроля входят в компетенцию департамента дорог и транспорта администрации города Перми. По особо значимым вопросам формируются предложения по улучшению качества предоставления транспортных услуг. Проекты предложений представляются на рассмотрение в Пермскую городскую Думу, которая на вышестоящем уровне управления определяет степень важности решения поставленных задач и выносит решения.
Важную роль в обеспечении пассажирских перевозок на территории города Перми играет организация диспетчерского управления, осуществляемая центральной диспетчерской службой МБУ «Гортранс».
В целях развития существующего правового поля в области функционирования системы городского пассажирского транспорта общего пользования принят ряд нормативных документов местного значения:
1. Единая маршрутная сеть города Перми утверждена постановлением Пермской городской Думы от 04.07.2006 г. № 1148 «Об утверждении единой сети маршрутов регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Перми» (в ред. от 20.04.2010).
2. Порядок открытия экспериментальных маршрутов городского пассажирского транспорта утвержден постановлением администрации города Перми от 28.09.2001 № 2520 «О порядке открытия экспериментальных маршрутов городского пассажирского транспорта» (ред. 25.05.2006).
3. Порядок открытия, изменения и закрытия маршрутов регулярных перевозок города Перми утвержден постановлением администрации города Перми от 05.09.2011 № 461 «Об утверждении порядка открытия, изменения и закрытия маршрутов регулярных перевозок города Перми».
Необходимо отметить, что принимаемые на муниципальном уровне нормативно-правовые акты (решения Пермской городской Думы, постановления администрации города Перми) не противоречат федеральному и региональному законодательству, их принятие обусловлено решением конкретных проблем управления общественным транспортом на территории города Перми.
В настоящее время департаментом дорог и транспорта администрации города Перми готовится Концепция развития городского пассажирского транспорта города Перми на 2012 – 2016 годы. Разработанные в Концепции основные направления развития городского пассажирского транспорта города Перми на 2012-2016 годы должны быть реализованы путем комплекса взаимосвязанных мероприятий, решений и программ, которые подлежат уточнению и доработке в процессе их осуществления, но без изменения основных стратегических ориентиров Концепции:
1. Обеспечение безопасности
и качества перевозки
2. Гарантии обеспечения
транспортной подвижности
3. Учет общественных интересов
при обеспечении приоритета
4. Минимизация тарифов на перевозку пассажиров при обеспечении возмещения затрат перевозчиков.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. 19.07.2011).
Режим доступа: http://base.garant.ru/
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. 06.12.2011) «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. 06.11.2011) «Устав
автомобильного транспорта и городского
наземного электрического транспорта».
Режим доступа: http://www.referent.ru/1/
Указ губернатора Пермского края от 9 августа 2006 года № 152 «О Министерстве
общественной безопасности Пермского
края» (ред. 25.07.2007). Режим доступа: http://perm.news-city.info/
Постановление Правительства Пермского
края от 17.08.2006 № 23-п «Об утверждении Положения
о Министерстве общественной безопасности
Пермского края». Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/
Постановление администрации города Перми
от 28.09.2001 № 2520 «О порядке открытия экспериментальных
маршрутов городского пассажирского транспорта»
(ред. 25.05.2006). Режим доступа: http://perm.news-city.info/
Постановление администрации города Перми от 05.09.2011 № 461 «Об утверждении порядка открытия, изменения и закрытия маршрутов регулярных перевозок города Перми» (www.gorodperm.ru, раздел «Официальный бюллетень» (официальный бюллетень № 68 от 09.09.2011)).
Постановление Пермской городской Думы от 04.07.2006 № 1148 «Об утверждении единой сети маршрутов регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Перми» (в ред. от 20.04.2010). («Сборник нормативных актов города», июль, 2006)
Решение Пермской городской думы от 13.03.1996 «Устав города Перми» (ред. 21.06.2011).
Режим доступа: http://www.gorodperm.ru/
Решение Пермской городской Думы от 29.06.2006 № 138 «Об утверждении Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми» (ред. 22.11.2011). Режим доступа: правовая система «Консультант +»
Положение о департаменте дорог и транспорта
администрации города Перми, утвержденное
решением Пермской городской Думы от 24.06.2008
№ 201 (ред. от 21.12.2011).
Режим доступа: http://www.gorodperm.ru/
Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 (в ред. 30.08.2010). Режим доступа: http://www.permgenplan.ru/
Свод правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
Литература
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. / Под ред. О.Н. Русака. – М.: Высшая школа, 2008. – 448с.
Васильев А.П. Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения / А.П. Васильев, В.М. Сиденко – М.: Транспорт, 1990. Минавтодор РСФСР. Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. – М.: Транспорт, 1988 – С. 25-33
Газета «Звезда». – 21.06.1939.
Газета «Вечерняя Пермь». – 06.11.1985.
ГОПАПО. Ф.105. Оп.287. Д.154. Л.119.
ГОПАПО. Ф.105. Оп.290. Д.21. Л.34.
Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения: учебник для автомобильно-дорожных вузов и факультетов / Г.И. Клинковштейн – М.: Транспорт, 1995. – С. 192
Луканин В.Н., Буслаев А.П., Яшина М.В. Автотранспортные потоки и окружающая среда: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Н. Луканина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 646 с.
Образцов В.Н. Комплексное развитие транспорта Молотовской области. – Молотов, 1946. – С.11.
Петров В.Ю. Анализ режимов работы улично-дорожной сети г. Перми / В.Ю. Петров, М.Ю. Петухов, М.Р. Якимов. – Пермь, 2004. – 275 с.
Петров В.Ю., Якимов М.Р. Транспортные модели городов // Современное сотояние и инновации транспортного комплекса: материалы междунар. науч.-техн. конф.: в 2 т. – Пермь: Изд-во Перм.гос.техн.ун-та, 2008. – Т.2. – С. 234-246
Проблемы функционирования и реформирования пассажирского автомобильного транспорта на региональном уровне // Автомобильный транспорт. – 2010. –10. – С.18-22
Трофименко Ю.В., Якимов М.Р. Методика оценки эффективности реализации транспортного спроса на урбанизированной территории // Транспорт Урала. – 2010. - № 3. – С. 34-39.
Якимов М.Р., Левда Н.М. Оптимальные модели формирования и развития транспортной системы города // Вестник ИНЖЕКОНА. Серия: Экономика. – 2010. – Вып. 3(38). – С. 231-238
Якимов М.Р. Концепция транспортного планирования и организации движения в крупных городах: монография / М.Р. Якимов. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. – 175 с.
Интернет – источники
Администрация города Перми. Основные положения материалов
по обоснованию проекта Генерального
плана города Перми, 2010 – стр. 60. Режим
доступа: http://www.glava.perm.ru/
Сайт Пермской городской Думы. Режим доступа: http://duma.perm.ru/resheniya/
Развитие троллейбусных маршрутов на территории города
Перми. Режим доступа: http://perm.ho.ua/trollejbus.
Интернет-портал «Новости Перми». Режим доступа: http://newsperm.ru/novosti/