Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 12:40, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть основные виды общественного транспорта города Перми, выделить нормативно-правовую базу, регламентирующую его функционал, проанализировать принимаемые управленческие решения, направленные на развитие городского пассажирского транспорта.
Введение …………………………………………………………………………… 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ………………………… 9
1.1. Городской пассажирский транспорт общего пользования города Перми: понятие, виды, история …………………………………………………………… 9
1.2. Основные проблемы транспортного обслуживания населения города Перми……………………………………………………………………………… 15
1.3. Законодательное обеспечение управление городским пассажирским транспортом общего пользования……………………………………………… 27
Глава 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА ПЕРМИ ……………………… 33
2.1. Общая характеристика и основные показатели работы городского пассажирского транспорта ………………………………………………………. 33
2.2. Управление общественным транспортом города Перми на современном этапе ………………………………………………………………………………. 43
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕРМИ ………………………………. 54
Глава 4. ОБОСНОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ГОРОДА ПЕРМИ ……………………….. 69
Заключение ……………………………………………………………………….. 79
Список использованной литературы ……………………………………………. 84
Перевозчики, как субъекты рынка, непосредственно предоставляющие услуги по перевозке пассажиров, находятся в прямой зависимости от своих доходов, определяемых данными параметрами рынка. Изменения стоимости величины тарифа и стоимости проездных документов приведены в Приложении 1.
Таблица 5.
Изменение средней эксплуатационной скорости на маршрутах городского пассажирского транспорта, количество ДТП с участием пассажирского транспорта в период с 2004 по 2011 годы
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Скорость, км/ч |
17,53 |
Нет данных |
Нет данных |
16,13 |
15,88 |
15,69 |
15,51 |
15,32 |
Кол-во ДТП |
Нет данных |
20 |
18 |
15 |
11 |
18 |
Нет данных |
Нет данных |
В таблице представлены скорости движения только по автобусным маршрутам центральной части города, что не меняет общей тенденции снижения средней скорости движения. Это ведет к снижению привлекательности пассажирского транспорта, а как следствие, падению пассажиропотока. Дополнительно с этим снижается эффективность использования общественного транспорта, когда за то же время общественный транспорт выполняет меньший объем рейсов.
Статистические данные о структуре городских пассажирских перевозок на территории города Перми представлены в Приложении 2.
В дальнейшем, если не предпринять необходимых мер, тенденция падения востребованности городского электрического транспорта, наблюдающаяся последнее десятилетие, продолжится и, в конечном итоге, закончится отказом от данных видов общественного транспорта в связи с чрезмерно высокой стоимостью перевозки одного пассажира.
Внедренная в 2008 – 2009 годах система диспетчерского контроля и управления пассажирским транспортом, основанная на спутниковой навигации, использует иностранную систему спутникового позиционирования GPS. Это позволило повысить качество контроля за работой пассажирского транспорта, получить новые данные для принятия управленческих решений по изменению расписаний и маршрутов. В свою очередь использование подобной системы ставит департамент дорог и транспорта администрации города Перми в зависимость от параметров ее работы, контролируемых другим государством, что снижает уровень гражданской безопасности.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что отрасль пассажирских перевозок города Перми в настоящий момент не имеет четко поставленных задач. Проводящиеся в настоящий момент управленческие мероприятия не входят в единую систему взаимосвязанных между собой мероприятий и могут в определенных ситуациях взаимоисключать друг друга.
Таким образом, 2012-2016 годы следует рассматривать как период повышения значимости общественного транспорта, определение его как приоритетного способа перемещения в пределах города с учетом предоставления высокого уровня безопасности и качества пассажирских перевозок.
За основу предлагаемой Концепции организации и развития городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми приняты следующие подходы к организации транспортного обслуживания:
Концепция организации и развития городского пассажирского транспорта общего пользования осуществляется по следующим направлениям:
Одна из актуальных проблем городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми – недостаточный уровень обновления парка подвижного состава частных перевозчиков. Попытка решения указанной проблемы была осуществлена администрацией города в 2009 году путем введения в условия конкурса по распределению автобусных маршрутов городского пассажирского транспорта такого критерия как год выпуска подвижного состава. Опыт показал, что новые автобусы отечественного производства не удовлетворяют потребностям пассажиров в отличие от автобусов иностранного производства более ранних годов выпуска.
В связи с этим предлагается включить в критерии проведения конкурса по распределению автобусных маршрутов параметр экологический класс транспортного средства с целью снижения уровня загрязнения окружающей среды отработанными газами.
Помимо этого, для повышения возможности передвижения маломобильных категорий граждан предлагается ввести такой параметр как низкопольность транспортного средства с условием наличия на маршруте не менее 10% данных транспортных средств от общего числа автобусов или не менее 1 единицы при общем числе автобусов меньше 10 единиц.
Маршрутная сеть является основным элементом городского пассажирского транспорта общего пользования, на котором сходятся интересы всех участников рынка городских пассажирских перевозок.
Сложившаяся в настоящее время маршрутная сеть города отражает не только потребности населения города в транспортных перевозках, но и проблемы, которые были порождены массовым выходом на рынок транспортных услуг частных перевозчиков. К таким проблемам относятся:
В связи с этим процесс оптимизации маршрутной сети необходим и должен соответствовать следующим принципам предоставления приоритета движению общественного транспорта:
Трамвай, как единственный вид наземного транспорта, способный обеспечивать обслуживание мощных пассажирских потоков, в крупных городах развитых стран осуществляет перевозки до 50% пассажиров. По своим потребительским качествам трамвай приближается к метрополитену при значительно меньших потребностях в капитальных вложениях.
В концепции предлагается осуществить следующие мероприятия по проектированию и строительству новых трамвайных путей:
Для решения вышеуказанных проблем необходимо выполнение мероприятий по сокращению маршрутов, дублирующих маршруты трамвая.
Развитие троллейбусной маршрутной сети в рамках данной концепции не рассматривается.
Для развития автобусной маршрутной сети необходимо создать условия для освоения новых городских путей сообщения, в том числе появляющихся в связи с реализацией мероприятий Генерального плана города Перми.
Транспортная доступность и охват сети общественного транспорта напрямую зависят от развития транспортной инфраструктуры, включающей в себя:
Развитие транспортной инфраструктуры должно быть направлено на повышение транспортной доступности, для чего необходимо предусмотреть мероприятия по: