Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 10:31, реферат
I. Правовая действительность жизни трудового кодекса и проблемы совершенствования трудового законодательства.
II. Предложения по внесению изменений в законодательство РФ об административной ответственности (в КоАП РФ), с целью повышения уровня ответственности работодателей за нарушения прав работников.
В целях преодоления существующих проблем и их последствий предлагается внедрение новой модели организации деятельности ГИТ в субъектах РФ. Указанное нововведение выразится, прежде всего, в организации взаимодействия должностных лиц ГИТ с гражданами на основе качественно новых принципов. Прием граждан в ГИТ должен быть организован согласно установленным единым требованиям комфортности, обеспечена информационная и методическая поддержка, обеспечен индивидуальных подход к решению конкретных трудовых ситуаций. Посыл Концепции в данном случае такой – несмотря на то, что проблема работника может быть не поддающейся решению (в случае, если работник неправ), он должен уйти из инспекции удовлетворенный.
В реализации мероприятий Концепции планируется участие как заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (Минтруд, Роструд, Минэкономразвития, Минобрнауки и других), так и субъектов Рф в рамках реализации мероприятий, содействующих повышению эффективности соблюдения трудового законодательства на территории отдельных субъектов РФ.
Тема 2.6 Правовые основы охраны труда, государственные нормативные требования охраны труда, государственное регулирование управлением охраной труда и профессиональными рисками.
1. Государственное управление охраной труда
Государственное управление выражается в практической деятельности государственных органов по реализации политики государства. В силу системности общественного устройства и функционирования гос. управление также имеет системный характер. Территориальная и национальная специфика Российской Федерации, а также характер базисных отношений собственности и прав управления ею привели к существованию в Российской Федерации нескольких основных уровней управления: общегосударственного (федерального), субъекта федерации (регионального), местного (муниципального), частного (корпоративного).
Основная структура государственной системы управления охраной труда зафиксирована статьей 216 «Государственное управление охраной труда» ТК РФ, которая предусматривает, что гос. управление ОТ осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России). В его структуре вопросами организации и управления ОТ в РФ занимается специальный Департамент условий и охраны труда. В своем составе он имеет Отдел политики охраны труда.Таким образом, оперативное повседневное непрерывное государственное управление охраной труда на федеральном уровне реализуется через деятельность Отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России. Важнейшими задачами и функциональными обязанностями федерального уровня управления охраной труда, по своей сути, являются: 1) создание правовой базы деятельности всех органов власти и хозяйствующих субъектов права в сфере охраны труда и 2) долгосрочное (экономическое) и оперативное (административное) управление всей этой деятельностью.
Важнейшими задачами и функциональными обязанностями регионального уровня управления охраной труда являются: 1) организация правоприменительной практики и адаптация правовой базы государственного управления охраной труда применительно к специфике региона; 2) координация деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, включая органы государственного надзора и контроля, и региональных административных структур в сфере управления охраной труда и безопасностью производственной деятельности социальных партнеров; 3) организация научно-внедренческой и образовательно-информационной инфраструктуры корпоративного управления охраной труда (создание и регулирование рынка услуг по охране труда); 4) оперативное (административное) управление всей этой деятельностью на территории региона.
Государство контролирует выполнение работодателем гос. нормативных требований ОТ с помощью специально предназначенных для этого федеральных органов исполнительной власти (надзоров, инспекций, служб) в области гос. надзора. Высший государственный надзор за точным и единообразным исполнением всего законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, куда входит охрана труда, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему нижестоящими прокурорами. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права всеми работодателями, на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда (ст.354-536 ТК РФ). Положение о Федеральной службе по труду и занятости утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. Важную роль в определении полномочий проверяющего, сроков проверки и тому подобного играет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” и требования КоАП РФ.
Одной из функций государственного управления охраной труда является осуществление государственной экспертизы условий труда. Общие требования к проведению государственной экспертизы условий труда изложены в Статье 216.1 ТК РФ.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:- качества проведения специальной оценки условий труда;- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;- фактических условий труда работников. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден Приказом Минтруда России №549н от 12 августа 2014 г.
2. Правовые основы охраны труда.
Основные положения и нормы трудового права в РФ установлены Конституцией РФ, ТК РФ, иными НПА РФ и субъектов РФ.
В ст. 37 Конституции РФ сказано:
«1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.»
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются коллективными договорами, соглашениями и локальными НА, содержащими нормы трудового права.
Основную роль в правовом обеспечении организации управления ОТ на корпоративном уровне играют: ТК РФ, ФЗ: - «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», - «О специальной оценке условий труда», - «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», - «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», - «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и ряд других законов, затрагивающих вопросы охраны труда, здоровья и окружающей среды, безопасности производственной деятельности.
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются соответствующими НПА, которые обязательны для исполнения юр. и физ. лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" утвержден порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
Данным Постановлением к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся: -стандарты безопасности труда, - правила и типовые инструкции по охране труда,-государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса.)
ФЗ от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" вывел практически все мероприятия, составляющие понятие охраны труда, из-под действия государственного технического регулирования. В соответствии со статьей 3, «действие данного федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда», оставив в области регулирования только технические мероприятия, регламентируемые техническими регламентами. Статья 4 этого же федерального закона говорит о том, что «настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области ОТ, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Т.е. именно в соответствии с данным федеральным законом гос. стандарты в области ОТ стали носить добровольный характер, что нашло своё отражение в упомянутом выше Постановлении Правительства, где гос. стандарты в качестве нормативных правовых актов, содержащих гос. нормативные требования в области ОТ, уже не упоминаются.
Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 года N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке гос. нормативных требований ОТ.
Локальные нормативные акты работодателя в сфере охраны труда являются непосредственной правовой базой управления охраной труда на уровне работодателя.
К локальным нормативным актам по охране труда, которые работодатель принимает с учетом мнения представительного органа работников, относятся: - акты, устанавливающие нормы труда (ст. 162 ТК РФ), - графики сменности (ст. 103 ТК РФ), акты (положения) об оплате труд (ст. 135 ТК РФ), - акты о стимулирующих выплатах (положения о премировании надбавках, вознаграждении по итогам работы за год, за выслугу лет и т.п.) (ст. 144 TI РФ), - правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), - акты, устанавливающие порядок разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ) и проведения работ в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ), - очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК РФ), - систему оплаты и стимулирования труда (ст. 135 ТК РФ) и его нормирование (ст. 159 ТК РФ), - учет мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ) и гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов (ст. 374 ТК РФ) и др. По решению работодателя могут приниматься и другие локальные нормативные акты (положение о системе управления охраной труда, положение о комиссии по охране труда и т.п.).
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организациях:. 1) Обязанности работодателя по нормативно-правовому регулированию охраны труда. 2) Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников. 3) Обязанности работодателя по информированию и обучению работников. 4) Обязанности работодателя, связанные с расходами на материально-техническое обеспечение соблюдения требований охраны труда. 5) Обязанности работодателя контрольного характера.
3. Специальная оценка условий труда
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ ФОИВ нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 статьи 3 ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда на каждом рабочем месте проводится с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет.
Порядок проведения специальной оценки укрупненно представлен в виде единого комплекса последовательно выполняемых процедур:
- подготовка к проведению
специальной оценки условий
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах;
- проведение исследований (измерений) выявленных на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов.
- формирование отчета о специально оценке условий труда;
- формирование плана
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение работодателем
предписания гос. инспектора труда
о проведении внеплановой
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
Информация о работе Мое видение направлений совершенствования Трудового Законодательства