Развитие турбазы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности баз отдыха в предоставлении услуг досуга. В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие конкретные задачи:
 показать место баз отдыха в структуре средств размещения;
 определить главные причины, сдерживающие развитие внутреннего туризма;
 выявить тенденции развития внутреннего туризма в России и Амурской области;
 проанализировать конкурентоспособность баз отдыха Благовещенского района;

Содержание

Введение 6
1 Базы отдыха: особенности и их роль в развитии внутреннего
туризма России 10
1.1 Место баз отдыха в индустрии туризма 10
1.2 Характеристика факторов, оказывающих влияние на
внутренний туризм 17
1.3 Государственное регулирование развития внутреннего
туризма в России 24
2 Базы отдыха в развитии внутреннего туризма России и ее
регионов: проблемы и современное состояние 35
2.1 Внутренний туризм в России: современное состояние и
особенности развития 35
Современное состояние развития внутреннего туризма в
Амурской области 43
Характеристика баз отдыха Благовещенского района 55
3 Совершенствование деятельности баз отдыха по предоставлению
услуг досуга на примере базы отдыха «Зеленая» 64
3.1 База «Зеленая»: этапы становления, определение потребителей
и приоритетных услуг досуга 64
3.2 Финансовое развитие базы отдыха «Зеленая»: прогнозирование
и определение окупаемости 69
3.3 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию деятельности
предоставления услуг досуга (на примере базы «Зеленая») 76
Заключение 93
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие турбазы - диплом.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Рассмотрев данный график можно сказать, что, вложив в покупку данного сервиса 1088000 рублей, период окупаемости составит 10 месяцев, т.е. в конце первого года эксплуатации  данная техника вернет вложенные в нее инвестиции.

Рисунок 17 - Расчет точки безубыточности проката квадроциклов

Последний этап финансового плана заключается в расчете точке безубыточности. Минимальный объём реализации Qmin (точка безубыточности), покрывающий затраты на производство и реализацию, рассчитывается по формуле:

Qmin = Zconst / (P – Zсрvar) ,                                                                                 (4)

где

      Qmin – количество единиц продукции;

      Zconst – постоянные расходы за месяц;

      Р – цена единицы  продукции;

      Zсрvar – величина переменных затрат в цене единицы продукции.

Точка безубыточности = 25200/ (310 - 4)= 82,4

Из уравнения следует, что точка безубыточности = 82,4 (т.е. 83), столько  раз в месяц необходимо сдавать квадроцикл в прокат,  чтобы покрыть все свои месячные расходы, имея нулевую прибыль.

- прокат аквабайков;

-  катание на «банане»;

-  прогулки на катере;

Данные три вида водных сервисов будут предоставляться за плату: катание на аквабайке – 200 рублей/5 мин, на «банане» - 100 рублей/5 мин и на катере – 500 рублей за 30 минут. Как быстро окупятся данные сервисы можно рассмотреть в таблице С.1  и Т.1 приложения.

Расчет проводился с учетом летних месяцев (основного периода эксплуатации) на ближайшие 3 года. При этом в случае с прокатом аквабайков было решено, что данным сервисом будут в основном пользоваться такие категории, как семейные пары и молодежь, а при катании на «банане» и катере – все категории без исключения.

Если спрогнозировать, что 50 % потенциальных клиентов сервиса  проката аквабайка посетивших базу воспользуются услугой (прогноз на основе статистической информации предоставленной базой отдыха «Серебряный ключ» (г.Самара) и центра активного отдыха «Видное» (г.Волгодонск)), то выручка сервиса за первый год (3 летних месяца) составит – 305011, за второй год – 610022, за третий – 762528 рублей.

Следующим этапом расчета является определение постоянных и переменных издержек. Сюда относится заработная плата, налоги, амортизационные отчисления и стоимость ГСМ. Итак, на заработную плату 2-х инструкторов и спасателя будет выделено 27000 рублей (при этом на данный сервис приходится только 1/3 этой суммы, т.к. эти же люди будут обслуживать два других водных сервиса). Определение затрат на бензин производилось из расчета 15 л/час и стоимости бензина 20 рублей за 1 литр.

Исходя из того, что на покупку 2 аквабайков и 7 спасательных жилетов потребовались инвестиции в размере 400000 рублей, будут произведены затраты в первом году в размере 40120 рублей, во втором – 46220, в третьем – 49271 рубль, окупится данный сервис в четвертом месяце, т.е. в начале второго года. Это можно увидеть на следующем графике:


 

 

 

 

 

 

Рисунок 18 – Определение точки окупаемости сервиса проката

аквабайков

Последний этап финансового плана заключается в расчете точке безубыточности.

Точка безубыточности = 18300/ (300 - 5)= 93,8

Из уравнения следует, что точка безубыточности = 93,8 (т.е. 94), столько  раз в месяц необходимо сдавать аквабайк в прокат,  чтобы база отдыха смогла покрыть свои расходы, имея нулевую прибыль. Графический расчет точки безубыточности можно рассмотреть на рисунке 19.

Рисунок 19 - Расчет точки безубыточности проката аквабайка

Такой же расчет был произведен и по сервису катания на «банане» и катере (таблица Т.1 приложения). Они были объединены, т.к. «банан» закрепляется за катер и получается, что катер используется в двух вариантах.

Также если представить, что 50 % потенциальных клиентов базы и данного сервиса воспользуются услугой, то  общая выручка по двум сервисам составит в первом году 207240 рублей, во втором – 369480, в третьем – 450600 рублей.

Затем расчет постоянных и переменных издержек был произведен таким же способом, как и при расчете затрат на сервис проката аквабайков. Затраты в первом году (3 летних месяца) составили 71285 рублей, во втором – 74530, в третьем – 76152 рубля.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 20 - Определение точки окупаемости сервиса катания на «банане» и катере

Рассмотрев данный график можно сказать, что, вложив в покупку данных сервисов 465000 рублей, период окупаемости составит 6 месяцев, т.е. в конце второго года эксплуатации  данная техника вернет вложенные в нее инвестиции.

Рисунок 21 - Расчет точки безубыточности катания на «банане»

Судя по последнему графику, точка безубыточности сервиса «катание на «банане» будет равна 130, т.е. столько  раз в месяц необходимо эксплуатировать «банан» и катер,  чтобы база отдыха смогла покрыть свои расходы, имея нулевую прибыль.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные виды сервисов довольно быстро окупаются, и имеет смысл внедрять такого рода развлечения на наших базах отдыха.

- пейнтбол.  Данный сервис также  будет предоставляться за плату. В среднем участник будет тратить около 700 рублей (аренда защитного костюма, маркера и покупка 200 шариков) при продолжительности игры около 1,5 часов (5-6 боёв). Финансовый план данного сервиса можно увидеть в таблице У.1 приложения.

Расчет проводился на семь месяцев в году (апрель-октябрь) с учетом трех лет. При этом было решено, что данным сервисом будут в основном пользоваться такие категории, как «семейные пары с детьми», выезды родственников, «работающая молодежь» и корпоративные клиенты. Кроме того, в данной таблице был введен коэффициент пользования сервисом: в апреле-мае и сентябре-октябре он составляет 20 %, с июня по август – 10 % (прогноз на основе статистической информации предоставленной базой отдыха «Серебряный ключ» (г.Самара) и центра активного отдыха «Видное» (г.Волгодонск),. Исходя из этого, выручка в первом году составит 566965 рублей, во втором – 1301315, в третьем – 1626643 рубля.

Следующим этапом расчета явилось определение постоянных и переменных издержек. Сюда относится заработная плата, налоги, стоимость шаров и расчет углекислого газа для заправки маркера. Итак, на заработную плату одного инструктора будет выделено 8000 рублей в месяц. Определение затрат на углекислый газ производилось из расчета 50 заправок маркера – 300 рублей. Стоимость шаров вычислялась из расчета, что один шар стоит 70 копеек, и каждый клиент в среднем приобретает 200 штук. В результате все издержки за первый год составили 188813 рублей, во втором – 341977, в третьем – 409831 рубль.

Рисунок 22 - Определение точки окупаемости сервиса пейнтбола

Рассмотрев данный график можно сказать, что, вложив в покупку данного сервиса 150000 рублей, период окупаемости составит 4 месяца, т.е. в первом году эксплуатации  данная техника вернет вложенные в нее инвестиции.

Рисунок 23 - Расчет точки безубыточности пейнтбола

Расчет точки безубыточности производился по такой же формуле, что и предыдущие сервисы:

Точка безубыточности = 15780/ (700 – 6,3)= 22,7

Из уравнения следует, что точка безубыточности = 22,7 (23), т.е. такое количество человек должно воспользоваться этим сервисом в месяц,  чтобы база отдыха смогла покрыть свои расходы, имея нулевую прибыль.

Анализируя развитие базы «Зелёная» мы видим примеры быстрой окупаемости  внедрённых сервисов. И на сегодняшний момент многие сервисы уже востребованы.

Кроме внедрения данных сервисов, для комфорта отдыхающих базу отдыха «Зеленую» необходимо  оснастить не имеющей аналогов в Амурской области системой уничтожения кровососущих насекомых, радиус действия которой равен 2 км. А также руководству следует подумать об организации на базе «Зеленая» отдыха по системе таймшер, что позволит снизить зависимость от сезонности.

Таким образом, в данной главе на примере базы отдыха «Зеленая», во-первых, были определены категории лиц, которые посещают наши базы отдыха, и их потребности в области досуга.

Во-вторых, это позволило составить предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности баз отдыха в предоставлении услуг времяпрепровождения. Данные предложения были подробно описаны и экономически обоснованы.

В итоге можно сделать вывод, что эти предложения подходят не только для базы «Зеленая», но и могут реализовываться на других базах, находящихся вблизи города Благовещенска. Потребители уже давно хотят активного летнего отдыха, а базы отдыха пока предложить им это не в состоянии.

Отсюда следует, что необходимо как можно быстрее уходить от старого понятия «туристическая база», которое включает в себя минимальный перечень услуг, таких как предоставление мест для проживания, услуги питания в лесной и прибрежной полосе, к новому понятию «туристический центр активного семейного отдыха», который включает в себя новые стандарты уюта и комфорта, многовариантные возможности проведения досуга для самых разнообразных категорий туристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10 % мирового валового продукта и потребительских расходов, до 30 % торговли услугами и около 7 % мировых капиталовложений. Туризм является 3-й по доходности отраслью мировой экономики. В 1999 году в мире было совершено свыше 664 млн. международных туристских поездок, а доходы от туризма достигли порядка 455 млрд. долларов в год. Туризм приобрел значение массового социального явления. Он перешел из категории элитного продукта к категории продукта, доступного потребителю.

Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики, на которую постоянно воздействует огромное количество факторов, как положительных, так и негативных. Перспективы развития внутреннего туристического рынка также во многом зависят от политических и экономических факторов. Если рост благосостояния россиян продолжится, то внутренний туризм будет развиваться гораздо быстрее, чем сейчас. Конечно, при условии своевременного развития соответствующей инфраструктуры и сбалансированной политики в области цен и качества услуг.

Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. В последнее время все больше наших соотечественников при выборе места отдыха отдают предпочтение российским курортам и туристическим центрам.

Сейчас внутренний туризм - самый динамичный сегмент туристического рынка России. Рост объемов туристских потоков здесь составляет не менее 25-30 % в год, что заметно выше, чем в секторе выездного туризма. В нашей стране широкие возможности для пляжного, экскурсионного, активного, экологического, этнографического и прочих видов туризма. По данным социологов, зарубежные поездки совершают 2-3% россиян, в то время как в России организованно отдыхают 15-18 % ее граждан. Кроме того, в России уже начали появляться туристские базы, перешедшие на новый формат предоставления услуг, как размещения, так и досуга. Однако этого нельзя сказать об Амурской области. В нашей области не существует сети баз отдыха по предоставлению активного отдыха.

Имеющиеся староформатные открытые для общего доступа базы отдыха в большей своей части на летний период отдаются под детские летние лагеря. А те, что остаются не отвечают современным требованиям населения: летом наши базы пользуются меньшим спросом, так как помимо размещения и услуг питания население хочет активного отдыха на воде или иных вариантов времяпрепровождения на открытом воздухе. Поэтому отдыхающие выезжают на неподготовленные «дикие» пляжи, в лесную зону. В данных местах, естественно,  нет никаких сервисов. В результате мы имеем огромный неудовлетворённый спрос на качественные интересные услуги «оперативного» отдыха (прежде всего в летний период).

В данной дипломной работе была поставлена цель внести предложения по совершенствованию деятельности баз отдыха в предоставлении услуг досуга. На примере базы «Зелёная» мы можем видеть удачный опыт внедрения новой стратегии предоставления услуг оперативного отдыха, услуг досуга. На смену староформатному подходу к базе отдыха приходит новый подход: старая база превращается в новый Центр Активного Семейного Отдыха (повышенной комфортности).

В данной дипломной работе были выдвинуты предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности баз отдыха в предоставлении услуг времяпрепровождения. Данные предложения были подробно описаны и экономически обоснованы. В итоге можно сделать вывод, что эти предложения подходят не только для базы «Зеленая», но и могут реализовываться на других базах, находящихся в окрестностях города Благовещенска и прочих областных центров. Потребители уже давно хотят активного, комфортного летнего отдыха, а базы отдыха пока предложить им это не в состоянии. Отсюда следует, что необходимо как можно быстрее уходить от старого понятия «туристическая база», которое включает в себя минимальный перечень услуг, таких как предоставление мест для проживания, услуги питания в лесной и прибрежной полосе, к новому понятию «туристический центр активного семейного отдыха», который включает в себя новые стандарты уюта и комфорта, многовариантные возможности проведения досуга для самых разнообразных категорий туристов.

У туристских баз Амурской области есть хорошая база для качественных и количественных перемен. Для изменения существующего плачевного положения баз отдыха Амурской области необходимо, во-первых, расширить спектр услуг в сфере развлечений – это повысит конкурентоспособность. Во-вторых, не бояться вкладывать деньги в этот бизнес, ведь базы пользуются огромным спросом у населения области, и все вложенные ресурсы быстро окупятся.

По мнению автора работы, главной преградой на пути развития баз отдыха Амурской области является сложность привлечения инвестиций для модернизации и обновления материального парка. Для успешного решения данной проблемы необходимо налаживать сотрудничество с частными инвесторами при поддержке муниципальных органов власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Анализ экономического развития субъектов Дальневосточного федерального округа / Амуроблкомстат – Б., 2005. – 210 с.
  2. Балабанов А.И. Экономика туризма: учеб. пособие / А.И. Балабанов, И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.: ил.
  3. Барзыкин Ю.А. Актуальные проблемы государственного регулирования развития туризма в России // Туризм:  право и экономика. – 2006. - №1. – С. 2-5.
  4. Биржаков М.Б. Индустрия туризма: Перевозки. / М.Б. Биржаков, В.И. Никифоров – СПб.: Издательский дом Герда, 2001. – 400 с.
  5. Богданова С. Закон о туризме: поправки приняты и одобрены // Туризм. – 2007. - №1. – С. 16-18.
  6. Большой глоссарий терминов международного туризма / Под общ. ред. М.Б. Биржакова. – Москва – С-Пб.: Издательский дом «Герда», 2002.
  7. Внутренний туризм России // Ростуризм [Офиц. сайт]. 2002. http://www.tyristy. org/index.php?str=9 (24.11.06).
  8. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. А.Д. Чудновского. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» – изд-во «Эксмос», 1999. – 352 с.
  9. Дементьев С., Хвилер Я. Визитная карточка России // Турбизнес. – 2006. - №4.
  10. Дурович А.П. Организация туризма: Учеб. Пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. – Минск: Новое знание, 2003. – 632 с.
  11. Закон в вопросах и ответах: новые способы государственного регулирования // Туризм. – 2007. - №2. – С. 50-55.
  12. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник / Е.Н. Ильина – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.: ил.
  13. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник / Н.И. Кабушкин. – Минск: Новое знание, 2004. – 409 с.
  14. Карпова Г.А. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. – М.- С-Пб.: Герда, 1998. – 412 с.
  15. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 320 с.: ил.
  16. Ковынева Л.В. Региональный туризм: монография / Л.В. Ковынева. – Хабаровск: ДВГУПС. – 2005.
  17. Конференция «Бизнес в искусстве» // Московская Областная Гостиничная Ассоциация [Офиц. сайт]. 2005. www.moga.ru/index.php?mode=print     (12.03.2007).
  18. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 787 с.
  19. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник / И.В. Зорин, А.И. Зорин, Т.А. Ирисова и др. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 272 с.: ил.
  20. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учебник / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов и др. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 288 с.: ил.
  21. Молодежный туризм // Ростуризм [офиц.сайт]. http://www.tyristy. org/index.php?str=13 (24.11.06).
  22. Морозов М. В России у детского туризма социальный статус // Туризм. – 2004. - №2.
  23. Морозов М. Анализ рынка российского детского туризма: состояние, проблемы, перспективы // Туризм. – 2004. - №10. – С. 38-40.
  24. Некипелов А.Д. Системный взгляд на государственную политику Российской Федерации в области туризма // Туризм: право и экономика. – 2005. -№4. - С. 11-16.
  25. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: Федер.закон Рос. Федерации от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2007. - №7, ст. 833. – С. 1773-1788.
  26. Российский статистический ежегодник. 2007.: Стат.сб. – М.: Госкомстат, 2007. – 750 с.
  27. Селюков В.Е. Актуальные вопросы взаимодействия субъектов Дальнего Востока России по развитию туризма в регионе // Туризм: право и экономика. – 2005. - №6. – С. 6-8.
  28. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. / В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.
  29. Соколов А. Как нам реорганизовать туризм // Турбизнес. – 2004. - №12. – С. 4-5.
  30. Тур-информ. Как проводят отпуск россияне? // Туризм. – 2006. - №8. – С. 27.
  31. Туризм в Амурской области: Т 87 Зап. / Амурстат - Б., 2006. – 33 с.
  32. Туризм в Амурской области. // Статистический сборник.- Б.: Амурский областной комитет государственной статистики, 2005. – С. 78.
  33. Туризм в России: такой страны не знают // Турбизнес [Офиц. сайт]. 2006. - №14. http://www.tourbus.ru (22.11.2006).

Информация о работе Развитие турбазы