Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 08:46, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности баз отдыха в предоставлении услуг досуга. В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие конкретные задачи:
показать место баз отдыха в структуре средств размещения;
определить главные причины, сдерживающие развитие внутреннего туризма;
выявить тенденции развития внутреннего туризма в России и Амурской области;
проанализировать конкурентоспособность баз отдыха Благовещенского района;
Введение 6
1 Базы отдыха: особенности и их роль в развитии внутреннего
туризма России 10
1.1 Место баз отдыха в индустрии туризма 10
1.2 Характеристика факторов, оказывающих влияние на
внутренний туризм 17
1.3 Государственное регулирование развития внутреннего
туризма в России 24
2 Базы отдыха в развитии внутреннего туризма России и ее
регионов: проблемы и современное состояние 35
2.1 Внутренний туризм в России: современное состояние и
особенности развития 35
Современное состояние развития внутреннего туризма в
Амурской области 43
Характеристика баз отдыха Благовещенского района 55
3 Совершенствование деятельности баз отдыха по предоставлению
услуг досуга на примере базы отдыха «Зеленая» 64
3.1 База «Зеленая»: этапы становления, определение потребителей
и приоритетных услуг досуга 64
3.2 Финансовое развитие базы отдыха «Зеленая»: прогнозирование
и определение окупаемости 69
3.3 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию деятельности
предоставления услуг досуга (на примере базы «Зеленая») 76
Заключение 93
Библиографический список
Продолжение таблицы 9
1 |
2 |
3 |
программой; беседки; детская площадка; спортивные площадки для волейбола и футбола |
теннис; дискотека; экскурсии; русский бильярд; сауна; видеопроекция в конференц-зале; зимой: санки, коньки, лыжи, лошади. | |
Стоимость размещения |
370-1000 (в зависимости от дня недели и комнаты или коттеджа) |
210-400 руб/сутки (в зависимости от дня недели и комнаты) |
Услуги питания |
В корпусе и во всех домиках имеются кухни со всей необходимой для приготовления пищи бытовой техникой, есть бар |
Стоимость - 215 руб. (завтрак – 65 руб., обед – 80 руб., ужин – 70 руб.). |
Данные таблицы 9 свидетельствуют о том, что базы отдыха «Зеленая» и «Мухинка» располагают довольно хорошей материальной базой, но так как база «Зеленая» была построена лишь в прошлом году, то она отличается более современной инфраструктурой, как средств размещения, так и развлечений. Этим и объясняется такая высокая стоимость услуг базы «Зеленой».
Теперь вышеизложенное необходимо подкрепить анализом качественных и стоимостных параметров (таблица 7) /12, с. 174-176/. Для этого каждый параметр будет оценен в баллах по следующей шкале: очень хорошо (3 балла), удовлетворительно (2 балла) и плохо (1 балл).
Параметры единицы услуги |
Весовые значения параметров |
Значения параметров в баллах |
Параметрический индекс | |
«Мухинка» |
«Зеленая» | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
потребительские параметры | ||||
размещение |
0,5 |
2 |
3 |
1,5 |
питание |
0,2 |
2 |
2 |
1 |
услуги досуга |
0,3 |
2 |
3 |
1,5 |
Продолжение таблицы 10
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
экономические параметры | ||||
цена |
1 |
3 |
2 |
0,7 |
Iп =
ai Пi ,
где
Iп – сводный индекс по потребительским параметрам;
аi – весовое значение итого параметра;
Пi – значение параметрического индекса по итому параметру;
м – число параметров.
Iп = 0,5*1,5+0,2*1+0,3*1,5= 1,4
Iэ =
Эi ,
где
Iэ – сводный индекс по экономическим параметрам;
i - весовое значение экономического параметра;
Эi - значение параметрического
индекса по итому
Iэ = 1*0,7= 0,7
Зная сводные индексы по потребительским и экономическим параметрам можно рассчитать интегрированный показатель относительной конкурентоспособности услуги:
К =
К = 1,4/0,7= 2
Согласно данным таблицы и вышеприведенных формул сводные индексы по потребительским и экономическим параметрам равны 1,4 и 0,7 соответственно. В результате интегрированный показатель относительной конкурентоспособности равен 2, то есть это еще раз доказывает, что услуги базы отдыха «Зеленая» превосходят по конкурентоспособности услугу-образец, в данном случае услуги туристской базы «Мухинка».
В заключение данной главы можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, внутренний туризм в России не развит, но уже наметились положительные сдвиги. Однако, несмотря на улучшения в сфере внутреннего туризма, все же большая часть россиян, не имея возможности отдыхать на курортах и тем самым участвовать в развитии туризма России, предпочитают проводить свои отпуска дома. Этому также способствует наличие малого количества баз отдыха, которые бы предоставляли услуги нового формата и тем самым удовлетворяли потребности населения.
Во-вторых, если рассматривать регионы, то имеющиеся в Амурской области базы отдыха также не отвечают современным требованиям населения: помимо услуг размещения и питания они не располагают необходимым набором вспомогательных сервисов и услуг времяпрепровождения.
В-третьих, несмотря на плохое состояние баз отдыха, в этой сфере также происходят сдвиги. Так, в данной главе рассмотрена база отдыха нового формата «Зеленая», представлены ее конкурентные преимущества по отношению к другим базам. В следующей главе на примере данной базы будут выдвинуты предложения по усовершенствованию деятельности баз отдыха по предоставлению услуг досуга.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗ ОТДЫХА ПО
ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ ДОСУГА НА ПРИМЕРЕ БАЗЫ
ОТДЫХА «ЗЕЛЕНАЯ»
3.1 База «Зеленая»: этапы становления, определение потребителей
и приоритетных услуг досуга
В практической части работы следует выделить несколько этапов становления базы «Зелёная», проходивших при непосредственном участии автора данного дипломного проекта:
1) Базовый этап (по состоянию на июнь 2006 года):
Согласно полученным данным, до 2006 года этот участок земли находился в ведении Центрального банка, и на его территории располагалась ведомственная база отдыха, состоящая из двухэтажного корпуса (см. план корпуса в Приложении А) и площадки для игры в футбол и волейбол.
По состоянию на июнь 2006 года данный участок, площадью 3000 м2, уже принадлежал фирме «Фауст». В распоряжении имелся двухэтажный корпус с устаревшими коммуникациями и обстановкой. Руководством компании было принято решение об обновлении и увеличении материальной базы туристического комплекса.
Для более полной характеристики базы отдыха был проведен SWOT – анализ, который помог определить ее сильные и слабые стороны на тот момент времени.
Таблица 11 – SWOT- анализ
S - Сильные стороны
1. Наличие необходимых финансовых ресурсов. 2. Эффективная рекламная кампания 3. Удобное месторасположение 4. Хороший имидж фирмы-владельца «Фауст»
|
W – Слабые стороны
1. Недостаточно сформировавшийся имидж новой базы. 2. Большие финансовые вложения на начальном этапе. 3. Зависимость от сезонности. |
Продолжение таблицы 11
О – Возможности
1. Расширение территории базы
и комплекса оказываемых услуг
с целью удовлетворения 2. Повышение качества услуг за
счет совершенствования 3. Повышение прибыли. 4. Подключение к Internet для удобного бронирования домиков. |
Т – Угрозы
1. Падение объемов реализации услуг в связи с изменением потребностей клиентов. 2. Повышение налогов. 3. Нестабильная экономическая обстановка в стране 4. Появление на рынке более сильных конкурентов. 5. Природные катаклизмы (наводнение). |
Как видно из таблицы 11, несмотря на наличие реальных угроз для деятельности, у базы отдыха «Зеленая» на тот момент времени существовал большой потенциал и возможности достижения поставленных целей. Более того, база уже на начальной стадии создания имела достаточно много преимуществ, т.е. у нее имелось достаточно сил и средств для борьбы с конкурентами.
Таким образом, у данной базы отдыха были все возможности для проникновения на рынок с помощью развития спортивно-развлекательных видов туризма, также для получения прибыли от ведения деятельности.
Результаты данного анализа помогли автору данной работы совместно с руководством базы наметить дальнейшие пути развития данного туристического комплекса.
Безусловно, помимо положительных сторон в работе базы отдыха «Зеленая», были неучтенные в начале работы недостатки, но постепенно проводится необходимая работа по сокращению этих недостатков. Достоинства, недостатки и пути преодоления отражены в таблице 12.
Таблица 12 - Преимущества, недостатки и меры по преодолению недостатков
базы отдыха «Зеленая»
Преимущества |
Недостатки |
Меры по преодолению недостатков |
1 |
2 |
3 |
Продолжение таблицы 12
1 |
2 |
3 |
1 Удобное месторасположение базы. 2 Приемлемые цены. 3 Предоставление услуг, не имеющихся в наличии у других баз отдыха. 4 Разнородность услуг исходя из разнородности сегментов рынка |
1 Отсутствие некоторых видов туристических услуг. 2 Небольшое количество обслуживаемых туристов |
1 Дальнейшее развитие и расширение деятельности. 2 Увеличение ассортимента предоставляемых услуг. 3 Расширение рекламы.
|
Для того чтобы превосходить конкурентов и укрепить свои позиции на рынке туристических услуг, база отдыха расширяет ассортимент своих услуг и ориентируется на различные категории потребителей. Для этого используются преимущества, как низкого порядка, так и высокого порядка.
2) Этап обновления материальной части (июнь-декабрь 2006 года):
На данном этапе был произведён хороший ремонт основного двухэтажного комплекса, обустроен бар и зал для презентаций, оборудована большая кухня самообслуживания со всем необходимым набором бытовой техники. При этом на базе главного корпуса был создан весь необходимый набор базовых служб и сервисов (прачечная, спортзал с тренажёрами, солярий, просторная кухня самообслуживания и столовая, бар, зал презентаций, комнаты для проживания персонала, медпункт) – всё для комфортного времяпрепровождения туристов. Из имеющихся до этого в главном корпусе 36 спальных мест оставили только семь номеров (20 спальных мест). Помимо этого, для увеличения номерного фонда было сдано в эксплуатацию ещё 8 деревянных двухэтажных коттеджей: 2 домика вместимостью по 6 человек, 5 домиков по 4 спальных места. Наряду с этим, для удобства посетителей была создана служба проката лыж, санок, коньков. Затем построены 3 беседки с мангалами, а так же баня-сауна с бассейном, и, наконец, на территории базы действует круглосуточная охраняемая автостоянка (что снимает проблему владельца автомобиля по сохранности автотранспортного средства, заасфальтирована), служба охраны.
Общее базовое количество спальных мест на базе 50 с возможностью увеличения до 70 (с добавлением раскладывающихся спальных мест).
Кроме этого на базе «Зеленая» к 30 мая будут сданы в эксплуатацию деревянные одноэтажные коттеджи второй очереди: 10 домиков по 4 спальных места. Общее базовое количество спальных мест на базе составит 90 с возможностью увеличения до 115 (с добавлением раскладывающихся спальных мест).
В процессе проведения данного этапа – обновления материального фонда, совместно с руководством базы была проведена аналитическая работа по планированию дальнейшей работы, преобразования базы отдыха «Зелёная».
В результате этого автором данной работы было отмечено, что миссия базы отдыха «Зеленая» заключается в развитии доступного, надежного и комфортного семейного отдыха. Основной идеей развития базы отдыха «Зеленая» для привлечения потребителя является уход от старого понятия «туристическая база», которое включает в себя минимальный перечень услуг, таких как предоставление мест для проживания, услуги питания в лесной и прибрежной полосе, к новому понятию «туристический центр активного семейного отдыха», который включает в себя новые стандарты уюта и комфорта, многовариантные возможности проведения досуга для самых разнообразных категорий туристов.
Для определения основных нововведений определим основных потребителей и их потребности, проанализировав качественный и количественный состав посетителей базы «Зелёная» за первые пять месяцев работы.
Таблица 13 – Определение сегментов, на которые направлена деятельность
базы отдыха «Зеленая»
категории |
возраст |
платежеспособность |
потребности |
примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Студенты |
15-25 |
средняя |
Недорогие условия для проживания, активное времяпрепровождение |
не искушенный потребитель, желательны бесплатные варианты досуга, т.е. оборудованные места для активных игр на |
Продолжение таблицы 13
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
открытом воздухе (футбол, волейбол, коньки, лыжи) | ||||
Работающая молодежь |
25-35 |
Средняя, выше среднего |
Средний и повышенный уровень комфортности, многовариантность активного отдыха, в том числе с возможностью дополнительной оплаты за сервис |
Повышенные требования к местам проживания подразумевают среднее и максимальное благоустройство (отдельные коттеджи, оснащенные всей необходимой бытовой техникой, наличие горячей воды); кроме обычных услуг досуга |
(футбол, купание), особо привлекательны для них новомодные варианты отдыха: прокат аквабайков, квадроциклов; катание на бананах, организация пикников на близлежащих островах, пейнтбол, лесные прогулки на мотовездеходах и прочее. | ||||
Семейные пары с детьми |
3-70 |
Средняя, выше среднего |
Средний и повышенный уровень комфортности, повышенный уровень безопасности (охрана территории), специально оборудованные игровые места для детей |
Повышенные требования к местам проживания подразумевают среднее и максимальное благоустройство (отдельные коттеджи, оснащенные всей необходимой бытовой техникой, наличие горячей воды, душа); кроме активного досуга этой категории |