Развитие турбазы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности баз отдыха в предоставлении услуг досуга. В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие конкретные задачи:
 показать место баз отдыха в структуре средств размещения;
 определить главные причины, сдерживающие развитие внутреннего туризма;
 выявить тенденции развития внутреннего туризма в России и Амурской области;
 проанализировать конкурентоспособность баз отдыха Благовещенского района;

Содержание

Введение 6
1 Базы отдыха: особенности и их роль в развитии внутреннего
туризма России 10
1.1 Место баз отдыха в индустрии туризма 10
1.2 Характеристика факторов, оказывающих влияние на
внутренний туризм 17
1.3 Государственное регулирование развития внутреннего
туризма в России 24
2 Базы отдыха в развитии внутреннего туризма России и ее
регионов: проблемы и современное состояние 35
2.1 Внутренний туризм в России: современное состояние и
особенности развития 35
Современное состояние развития внутреннего туризма в
Амурской области 43
Характеристика баз отдыха Благовещенского района 55
3 Совершенствование деятельности баз отдыха по предоставлению
услуг досуга на примере базы отдыха «Зеленая» 64
3.1 База «Зеленая»: этапы становления, определение потребителей
и приоритетных услуг досуга 64
3.2 Финансовое развитие базы отдыха «Зеленая»: прогнозирование
и определение окупаемости 69
3.3 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию деятельности
предоставления услуг досуга (на примере базы «Зеленая») 76
Заключение 93
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие турбазы - диплом.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик /28, с. 114/.

С одной стороны, состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.

С другой стороны, отмечаются значительные темпы строительства туристских объектов, отвечающих мировым стандартам, значительное увеличение выездов граждан в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций.

Следует отметить общероссийские тенденции /7/:

  • снижается спрос на групповые поездки и активизируется индивидуальный туризм;
  • пользуются повышенным спросом автобусные маршруты;
  • растет предложение для семейных туристов в количестве 5-6 человек;
  • растет предложение специализированных туров;
  • развлекательный компонент в инсентив - туризме в последнее время заменяется образовательным (инсентив -туры должны быть насыщенными и полезными);
  • туристские компании предпочитают включать проведение конгрессов, как один из компонентов инсентив - программ.

Большим спросом стали пользоваться краткосрочные туры по городам, поездки выходного дня. Активные формы отдыха окончательно вытеснили пассивные. В этой связи приключенческие и спортивные поездки становятся все более популярными. Одним из самых перспективных видов туризма называют экотуризм - отдых в уголках нетронутой природы. Растет туризм на специализированные спортивные, культурные мероприятия.

Любой регион, являющийся популярным туристским направлением находится в более выгодном экономическом положении по сравнению с регионами, имеющими неразвитую туристскую инфраструктуру.

В связи с этим улучшение туристской инфраструктуры по основным компонентам системы туристского обслуживания, таким как транспортная доступность, гостиничный сектор, предприятия питания, информационное обслуживание туристов, кадровый потенциал, уровень и разнообразие туристского обслуживания, создание новых туристских маршрутов, развитие конгрессно-выставочной деятельности, проведение массовых культурно-спортивных мероприятий, вопросы безопасности туристов и нормативно-правовая база ведет за собой рост числа туристов.

На конъюнктуру внутреннего туристского рынка влияют в основном следующие факторы /7/:

  1. большая доля транспортной составляющей в общей стоимости тура, делающая неконкурентоспособным предложение на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поездками;
  2. недостаточное использование системы скидок на транспорт и размещение ориентируют внимание отечественных туроператоров на иностранные рынки;
  3. значительный рост стоимости предложения на внутреннем рынке, достигшей международного уровня при более низком качестве обслуживания, что также стимулирует переориентацию спроса на зарубежные поездки;
  4. уменьшение общей подвижности населения; более чем в 2 раза увеличилась доля населения, проводящая отпуск на даче, у родственников и знакомых; до 60 % населения проводит отпуск дома;
  5. разрушение системы руководства отраслью, что привело к ее распаду на отдельные звенья, потере координации деятельности объектов, ликвидации региональных маршрутов;
  6. недостаток квалифицированных кадров менеджеров, способных работать в новых экономических условиях.

Также согласно выводам прошедшей в Москве конференции "Бизнес в искусстве: сохранение культурного наследия России" во многих российских учреждениях культуры, включая музеи, налицо - отсутствие эффективной системы управления, что негативно влияет на внутренний туризм. Актуальна и проблема качества экскурсионного обслуживания. Решить ее можно путем создания государственных курсов подготовки профессиональных гидов, как это сделано в Кремле. Ряд экспертов сетует на безудержный рост цен в музеях, признавая при этом, что они очень скудно финансируются /17/.

На взгляд автора причины этих негативных явлений заключаются в действии следующих факторов:

    • разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма, отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управления;
    • вялая и не совсем верная методика организации совместных и смешанных предприятий с участием зарубежных инвесторов;
    • политическая и экономическая нестабильность в стране;
    • удаленность от основных западноевропейских столиц не позволяет широко использовать автобусные маршруты (поездки в Россию связаны с авиационным транспортом, что резко увеличивает их стоимость);

- слабое  проявление туристских потоков, экономическое значение которых  было трудно прогнозировать. Следует  вывод о неудовлетворительном использовании государственными органами своей управляющей функции, роли регулятора и организатора туристского развития.

Кроме того, сдерживающим фактором роста является и емкость гостиничной базы основных туристических центров. Увеличение количества мест здесь напрямую связано с решением проблемы сезонности внутреннего туризма. Причем речь идет не столько о разных объемах обслуживания клиентов в летние и зимние месяцы, сколько о проблеме недозагрузки в будние дни /8, с. 198-199/.

Сезонность внутреннего туризма оказывает сдерживающее влияние на поступление инвестиций в туристскую инфраструктуру региональных городов, а также ценообразование в сфере туристских услуг. Но сегодня пути решения этой проблемы вполне очевидны. Речь, прежде всего, идет о развитии событийного и конгрессного туризма. Мы так же отмечаем значительный рост "самодеятельного" индивидуального туризма. Увеличивается количество частных автомашин, повышается уровень безопасности путешествий, улучшается качество дорог и их инфраструктуры (заправки, места отдыха, питания), становится более доступной информация, благодаря которой клиент может самостоятельно сформировать свою программу путешествия и бронировать туристские услуги напрямую у поставщиков /20, с. 57-58/.

Таким образом, туризм в целом представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование "местных ресурсов" – историко-культурного наследия, традиций, природы.

    1. Государственное регулирование развития внутреннего туризма в России

О туризме говорят многие и много. Нет ни одной газеты, ни одного журнала, телеканала или радиостанции, которые бы как минимум раз в неделю не посвящали свои материалы отдыху за порогом дома. И это объяснимо. В мире количество странствующих становится сопоставимым с численностью населения планеты – их число приближается к пяти миллиардам, из которых почти миллиард путешествующих пересекают границы государств, а четыре – отдыхают «дома».

В странах, где политические, экономические, законодательные власти следят за тенденциями туристского рынка, не возникает проблем с получением логичных ответов на столь простые вопросы как «где?», «когда?» и «по какой цене?» отдыхать лучше. И только у нас в стране ответы на эти вопросы способны здравомыслящего человека поставить в тупик: отдых в Подмосковье, например, дороже, чем за две тысячи километров, на побережье Средиземного моря. И не в равных, а в лучших условиях.

В этом примере отражены все беды российской индустрии туризма: и недостаток инвестиций, и неумелое пользование рыночными инструментами, и незнание реальных ресурсов отрасли, и недостаток квалифицированных кадров, и отсутствие серьезного научного обеспечения, и, наконец, несовершенная законодательная база. Именно последнее и порождает все вышеперечисленные беды.

Причина кроется в том, что ни политические, ни экономические, ни законодательные власти не воспринимают туризм как крупную отрасль хозяйства, способную весьма существенно пополнять бюджеты всех уровней и решающим образом влиять на воспроизводство живых сил человека, главного элемента производительных сил общества /24, с. 11-16/.

Вместе с тем, по данным Всемирной туристской организации, эта отрасль формирует 11 % мирового ВВП, хотя ее доля в мировых основных фондах не превышает 7 %. Эта отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: 1 рубль вложений приносит 4 рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости – 1 рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта.

При всем при этом, доля России в мировых показателях ничтожна. Обладая рекреационными ресурсами не меньшими, чем в странах, успешно зарабатывающих на туризме, она не может похвастать подобными результатами. В России всего три из каждых 100 новых рабочих мест вызваны к жизни туризмом против 10 в тех странах.

Разрыв между странами-лидерами туристского рынка и Россией увеличивается. Это происходит потому, что отсутствует системный подход при формировании государственной политики в рекреационной сфере и в ее законодательном обеспечении.

Сейчас всю рекреационную сферу обслуживает, по сути, один закон – «Об основах туристской деятельности в РФ», который не охватывает ее в полной мере, не затрагивает соучаствующие в рекреационном обеспечении иные отрасли хозяйства. Никак не связывает элементы системы в единый рекреационный комплекс.

Признав туризм как одну из приоритетных отраслей экономики России (в статье 3 ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ»), государство с течением времени утратило наступательность в выработке стратегических ориентиров и механизмов развития отрасли /24, с. 11-16/.

До последнего времени в России не было единой системы законодательства о туризме. Отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере туристской деятельности, содержались в разных нормативно-правовых актах различных отраслей права. И именно отсутствие системности зачастую приводило к несогласованности, противоречивости требований в различных документах, неопределенности, отсутствию единства понятийной и терминологической базы.

Таким образом, государственная политика как завершенная система законодательных основ и продуманных механизмов развития туристской отрасли так и не была сформулирована, а приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности по поддержке и развитию внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма (статья 4 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ») остались нереализованными.

Более того, Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» в 2003 году вообще была свернута.

При этом нелишне напомнить, что еще в 1923 году правительство молодого государства, только-только вышедшего из Гражданской войны, приняло постановление о создании сети домов отдыха для «восстановления сил работников». Организация учреждений отдыха стала государственной политикой, непрерывающейся вплоть до начала 90-х гг. Доходы всех рекреационных учреждений были освобождены от каких-либо налогов, государство поощряло отнесение расходов на организацию отдыха работников и их детей на издержки производства, поскольку это отвечало социальным и экономическим интересам общества.

Ныне корпорации освободили себя от забот по организации отдыха работников, а государство «де-факто» и «де-юре» освободило себя от контроля над рациональным использованием рекреационного времени и рекреационных ресурсов. Общественные фонды, из которых ранее черпались средства для организации отдыха работников и их детей, свернуты, но сэкономленная таким образом сумма не вернулась налогоплательщику. Катастрофическое сокращение средней продолжительности жизни за последние 15 лет в немалой степени объясняется неустроенностью отдыха основной части граждан, в первую очередь в продуктивных возрастных группах населения.

Следует иметь в виду, что у работника как носителя живой силы даже после полноценного трех-четырех недельного отдыха через 4-6 месяцев потенциал работоспособности иссякает. И не будь приняты предупредительные меря, наступит утомление, переходящее в хроническое. Синдром хронической усталости грозит индивиду развитием каких-либо патологий, обществу – малопроизводительным трудом, а то и авариями, катастрофами. Поэтому отдых индивида как носителя живой силы, важнейшего элемента производительных сил общества – не частное дело. От качества отдыха работника в прямой зависимости находятся и уровень производительности, и производственной безопасности, и работоспособность налогоплательщика /24, с. 12/.

Именно поэтому государство не имеет права уходить из рекреационной сферы, целиком перелагая решение ее проблем на рыночные механизмы, отказываясь от института социального страхования.

Отсутствие целенаправленной государственной политики по оздоровлению населения с использованием активной рекреации привело к тому, что она стала терять свою социальную направленность, ее материальная база деградирует, из-за чего внутренний и особенно молодежный туризм потерял былую массовость. И никаких предпосылок для ее возрождения не создается. Даже для среднего слоя населения, не говоря уже о малоимущих, сделалось проблемой стать туристом хоть раз в году.

Тем не менее, в последнее время стал ощущаться определенный поворот государства к проблемам туризма. Во-первых, в сентябре 2004 г. в Хабаровске совместно с Комитетом Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму был проведен Первый Дальневосточный туристический форум «Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России». Главными темами обсуждения на форуме стали проблемы, затрагивающие вопросы совершенствования правового регулирования туризма в РФ, взаимодействия власти и бизнеса, состояния и перспектив развития туризма на российском Дальнем Востоке и Забайкалье. Рекомендации в виде решений участников были направлены в Правительство РФ и Государственную Думу. А в сентябре 2005 г. состоялся уже Первый Дальневосточный международный экономический конгресс, который проводился при поддержке парламента России. Туризм и здесь показал, что он является локомотивом и влияет как на социальное и экономическое, так и на политическое развитие регионов. В рамках конгресса был проведен «круглый стол» «Развитие индустрии туризма на Востоке России» /3, с. 2-5/.

Во-вторых, 23 июля 2004 года под председательством Президента РФ В.В. Путина в Геленджике состоялось заседание Президиума Государственного совета, где впервые за последние годы серьезно обсуждались вопросы развития курортно-рекреационного комплекса России. Указом Президента России 18 ноября 2004 г. было образовано самостоятельное Федеральное агентство по туризму с прямым подчинением Правительству Российской Федерации.

Информация о работе Развитие турбазы