Развитие турбазы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности баз отдыха в предоставлении услуг досуга. В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие конкретные задачи:
 показать место баз отдыха в структуре средств размещения;
 определить главные причины, сдерживающие развитие внутреннего туризма;
 выявить тенденции развития внутреннего туризма в России и Амурской области;
 проанализировать конкурентоспособность баз отдыха Благовещенского района;

Содержание

Введение 6
1 Базы отдыха: особенности и их роль в развитии внутреннего
туризма России 10
1.1 Место баз отдыха в индустрии туризма 10
1.2 Характеристика факторов, оказывающих влияние на
внутренний туризм 17
1.3 Государственное регулирование развития внутреннего
туризма в России 24
2 Базы отдыха в развитии внутреннего туризма России и ее
регионов: проблемы и современное состояние 35
2.1 Внутренний туризм в России: современное состояние и
особенности развития 35
Современное состояние развития внутреннего туризма в
Амурской области 43
Характеристика баз отдыха Благовещенского района 55
3 Совершенствование деятельности баз отдыха по предоставлению
услуг досуга на примере базы отдыха «Зеленая» 64
3.1 База «Зеленая»: этапы становления, определение потребителей
и приоритетных услуг досуга 64
3.2 Финансовое развитие базы отдыха «Зеленая»: прогнозирование
и определение окупаемости 69
3.3 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию деятельности
предоставления услуг досуга (на примере базы «Зеленая») 76
Заключение 93
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие турбазы - диплом.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

В федеральном бюджете 2005 г. Правительство РФ выделило финансирование на поддержку развития туризма в 110 млн рублей, в бюджете на 2006 г. было предусмотрено финансирование в объеме более 128 млн рублей, а в 2007 году из федерального бюджета на рекламу России за рубежом будет выделено 137 млн рублей (на 6,5 % больше, чем в 2006 г.). Эти средства пойдут на участие в выставках, наружную, имиджевую рекламу, проведение презентаций и других тематических мероприятий за рубежом /3, с. 2-5/.

При этом 24 января 2007 г. Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Данный закон разработан в целях совершенствования действующего законодательства в сфере туризма и формирования механизма экономической ответственности туроператоров перед потребителями туристских услуг.

Закон направлен на изменение методов государственного влияния на туристический бизнес и обеспечение финансовой защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг в условиях прекращения с 1 января 2007 г. лицензирования турагентской и туроператорской деятельности. Новые способы государственного регулирования, официально прописанные в новой редакции закона, даются в статье 4. Это, в частности, разработка и реализация федеральных, отраслевых, целевых и региональных программ развития туризма /25, с. 1773-1788/.

Также очень важный вопрос с точки зрения государственного регулирования – стандартизация и классификация объектов туристской индустрии рассматривается в статье 5.

Законом предусмотрено введение в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» понятия «финансовая гарантия», определяемого как гарантия возмещения убытков, возникающих вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств туроператора перед потребителями туристских услуг. В качестве финансовых гарантий могут применяться банковская гарантия возмещения убытков или страхование гражданской ответственности. Размеры финансовой гарантии дифференцированы в зависимости от вида туроператорской деятельности (международная туристская деятельность и внутренний туризм). Размер финансовой гарантии составляет /5, с. 16-18/:

  • для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, - 10 млн рублей;
  • для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма, - 1 млн рублей;
  • для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма, - 10 млн рублей.

Кроме того, согласно закону финансовое обеспечение не требуется для организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание не более 24 часов подряд. Не требуются финансовые гарантии для федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий; учреждений, которые работают в системе социального туризма, оказания государственной муниципальной помощи в пределах территории Российской Федерации. Кстати, центры детского и юношеского туризма, зарегистрированные как учреждения в регионах, также освобождаются от финансовой ответственности.

Следствием введения финансовых гарантий будет являться прозрачность бизнеса, а также повышение инвестиционной привлекательности нашей страны. Сейчас Россия находится на пороге вступления в ВТО. К нам активно идут международные туроператоры. И задача государства в законодательном плане – укрепление бизнеса, умение отстаивать и защищать свои интересы в условиях жесткой международной конкуренции.

Для обеспечения реализации механизма финансовой гарантии законом также предусматривается ведение федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма Единого федерального реестра туроператоров.

Сверх того, достоинством нового документа, по мнению главы Ростуризма, является то, что он определяет четкие правила взаимоотношений между туроператорами и турагенствами, разграничивает их ответственность /11, с. 50-55/.

Регламентировать деятельность агентств и операторов будет порядок оказания туристских услуг, определяемый правительством РФ. В настоящее время идет доработка проекта этого правового акта. Работа по подготовке договоров между туроператорами и банками носит пока добровольный характер. Но Ростуризм готовится внести изменения в части установления административной и уголовной ответственности за осуществление туроператорской деятельности без финансового обеспечения. На согласовании с Минфином находится также проект нормативного акта, утверждающего форму туристической путевки как бланка строгой отчетности.

Вместе с тем, закон уточняет используемые в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» основные понятия. Гораздо шире стало само определение туризма, оно приведено в соответствие с требованиями и статистикой Всемирной туристской организации. Например, старая редакция закона от 1996 г. фактически исключала деловой туризм. Хотя по всем международным требованиям россияне, выезжающие в командировку, рассматривались как деловые туристы.

Не менее важно расширение понятия социального туризма. Раньше он опирался только на бюджетные средства. Новая формулировка – это туризм, который полностью или частично осуществляется за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, а также средств работодателей. Благодаря этой формулировке теперь появилась возможность для развития так называемой системы отпускных чеков, механизм действия которых давно обсуждался, но не имел законодательной поддержки. Дальнейшее развитие данной нормы – внесение соответствующих поправок в налоговое законодательство и предоставление работодателям налоговых льгот для финансирования отдыха. Ограничение мест для налоговых послаблений лишь пределами Российской Федерации даст возможность развивать внутренний туризм.

Понятие туристской индустрии также существенно расширено. В частности, гармонизировано с еще одним новым законом об особых экономических зонах туристско-рекреационного типа: добавлены объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, что фактически расширяет туротрасль еще на сферу рекреации и санаторно-курортную отрасль.

В число объектов и субъектов туриндустрии добавлены операторы туристских информационных систем, то есть фактически вся система бронирования и резервирования, которая до принятия закона выпадала из сферы регулирования.

Закон также четко дает определения экскурсанта, экскурсовода, гида-переводчика, инструктора-проводника. Введение понятия «инструктор-проводник» создает определенную систему безопасности, которая важна для внутреннего и въездного туризма. Понятие введено с учетом необходимости снизить риски путешествий на объектах и территориях, связанных с опасностью для жизни и здоровья туристов. Теперь туроператоры, организующие экстремальные туры, будут обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников /11, с. 50-55/.

Помимо внедрения данного закона применяются и другие меры для дальнейшего развития туризма в стране. Так в 2006 году Ростуризм выполнил функции государственного заказчика по федеральной целевой программе «Юг России», в результате чего были обеспечены финансирование и контроль хода работ на 15 объектах инженерной инфраструктуры для развития туристско-рекреационных комплексов в шести регионах Южного федерального округа.

Совместно с Министерством культуры РФ подготовлена концепция подпрограммы «Культура Русского Севера», с Министерством регионального развития РФ подготовлен проект целевой программы «Сохранение архитектурного наследия малых и средних исторических городов» на 2008-2012 гг. Федеральные целевые программы по развитию туризма сегодня реализуются в 27 субъектах РФ, в 10 идет их разработка /27, с. 6-8/.

В 2007 г. на развитие туристической инфраструктуры в рамках уже реализуемых федеральных целевых программ предполагается выделить 14,3 млрд рублей. По инициативе Ростуризма были внесены изменения и дополнения к проекту поправок к ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ». Закон разрешает вести туристическую деятельность на территории музеев-заповедников.

Вместе с тем,  на развитие туриндустрии в России положительно скажется утверждение Минюстом РФ системы классификации пляжей и горнолыжных баз, которая одобрена органами исполнительной власти субъектов РФ, в ряде регионов уже начата работа по ее реализации.

В текущем году серьезное внимание будет уделяться классификации гостиниц, которая в настоящее время носит добровольный характер. Многие гостиницы эту процедуру уже прошли. Более того, владельцы отелей стали учитывать стандарты государственной классификации еще на этапе строительства. Показательно, что действующая ныне система квалификации отелей не вызвала нареканий у Международного олимпийского комитета, оценочная комиссия которого недавно посетила Сочи и отметила, что она вполне соответствует европейскому уровню. По мнению главы Ростуризма, если Сочи получит статус хозяина Олимпийских игр, к 2014 г. поток туристов на этот курорт вырастет до 6-6,5 млн человек в год /11, с. 50-55/.

И в заключение, в соответствии с рекомендациями ООН при Федеральном агентстве по туризму образован межведомственный экспертный совет по статистике туризма. Проведена работа по систематизации данных и показателям туристского рынка России. В настоящее время каждый субъект РФ использует свои методики статистического наблюдения, которые вызывают сомнения в объективности полученных данных. В первом полугодии 2007 г. Ростуризм полностью завершит формирование единой методики подсчета статистических показателей.

 Все  вышесказанное позволяет сделать  следующие выводы. Во-первых, туризм  является одной из крупнейших  и динамичных отраслей экономики, на которую постоянно воздействует огромное количество факторов, как положительных, так и негативных. Высокие темпы развития туризма активно влияют на различные сектора экономики России, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

И, во-вторых, создание современной высокодоходной и конкурентоспособной туристской индустрии в нашей стране возможно только при постоянной совместной работе Государственной Думы, Правительства, Торгово-промышленной палаты РФ, регионов, представителей туристской общественности. Отрадно отметить, что такие примеры взаимодействия у нас уже есть. Поэтому необходимо их продолжать. Нужны только профессиональный, комплексный, научно обоснованный подход и желание, настойчивость со стороны администраций регионов и туристского бизнеса заниматься вопросами развития туристской индустрии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. БАЗЫ ОТДЫХА В РАЗВИТИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

         РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ: ПРОБЛЕМЫ  И СОВРЕМЕННОЕ

         СОСТОЯНИЕ

 

 

    1. Внутренний туризм в России: современное состояние и

      особенности развития

Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. В последнее время все больше наших соотечественников при выборе места отдыха отдают предпочтение российским курортам и туристическим центрам. Это подтверждают данные статистики и экспертные оценки независимых специалистов. Проведенный  Ростуризмом анализ статистических данных по туристским услугам, а также по  услугам гостиниц и аналогичных средств размещения  за 2006 год  показал следующее.

Таблица 1 - Объем платных услуг населению по видам туристской

                    деятельности за  2005-2006 гг. /26, с. 306/

 

 

 

 

2005год,

млрд. руб.

 

2006год, млрд. руб.

 

2006  год

к

2005 году

(в  % )

Платные услуги (всего)

в том числе:

 

2 265,5

 

2 803,0

 

123,7

Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

 

58,9

 

72,4

 

122,9

 

Туристские

 

32,6

 

42,6

 

130,7


Рисунок 3 - Объем платных услуг населению по видам туристской деятельности за  2005-2006 гг., млрд рублей

 Согласно данным таблицы 1 и  рисунка 3, в  2006 году  объем услуг  гостиниц и аналогичных средств  размещения вырос  на 13,5 млрд. руб. по сравнению с 2005 г. и составил  72,4 млрд. рублей.

Также наблюдается  опережающий  рост  туристских услуг  по сравнению с ростом общего объема платных услуг: 30,7 % и 23,7 % соответственно. Общий  объем туристских услуг за 2006 год достиг 42,6 млрд. рублей.

В структуре объема платных услуг населению  доля услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в  2006 г. по сравнению с 2005 г. практически не изменилась, и составила 2,5 % (от всех видов услуг).

Доля  туристских  услуг  в структуре объема платных услуг населению в 2006 году также  осталась на  уровне 2005 года  и составила  1,5 % (от всех видов услуг).

Эти данные свидетельствуют о том, что внутренний туризм в России в последние годы стал развиваться достаточно успешно. По итогам 2006 года специалисты ожидают как минимум 10-процентного роста. Что же касается прошлого года, то в 2005 году в нашей стране отдохнули 23 100 тысяч россиян, причем из них 15 миллионов это организованные туристы, заявил руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Владимир Стржалковский. При средней стоимости путевки в 19 тысяч рублей, которая сегодня по России все же несколько выше, чем поездка за границу, доход отрасли составил порядка 444 миллиардов рублей, или 16,5 миллиарда долларов. Таким образом, общий объем рынка внутреннего туризма в РФ в 2005 году составил более 285 миллиардов рублей. Такой расчет был представлен Высшей экономической школой /33/. Внутренний туризм приносит стране доход значительно больший, чем выездной туризм. Но более активное его развитие сдерживает большая процентная ставка по кредитам при инвестировании в туристскую сферу. Кроме того, «рубль укрепляется, а доллар дешевеет. А это значит, что поездки россиян по стране становятся дороже, путешествия за границу – дешевле», - говорит господин Стржалковский.

Информация о работе Развитие турбазы