Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 08:46, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности баз отдыха в предоставлении услуг досуга. В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие конкретные задачи:
показать место баз отдыха в структуре средств размещения;
определить главные причины, сдерживающие развитие внутреннего туризма;
выявить тенденции развития внутреннего туризма в России и Амурской области;
проанализировать конкурентоспособность баз отдыха Благовещенского района;
Введение 6
1 Базы отдыха: особенности и их роль в развитии внутреннего
туризма России 10
1.1 Место баз отдыха в индустрии туризма 10
1.2 Характеристика факторов, оказывающих влияние на
внутренний туризм 17
1.3 Государственное регулирование развития внутреннего
туризма в России 24
2 Базы отдыха в развитии внутреннего туризма России и ее
регионов: проблемы и современное состояние 35
2.1 Внутренний туризм в России: современное состояние и
особенности развития 35
Современное состояние развития внутреннего туризма в
Амурской области 43
Характеристика баз отдыха Благовещенского района 55
3 Совершенствование деятельности баз отдыха по предоставлению
услуг досуга на примере базы отдыха «Зеленая» 64
3.1 База «Зеленая»: этапы становления, определение потребителей
и приоритетных услуг досуга 64
3.2 Финансовое развитие базы отдыха «Зеленая»: прогнозирование
и определение окупаемости 69
3.3 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию деятельности
предоставления услуг досуга (на примере базы «Зеленая») 76
Заключение 93
Библиографический список
Продолжение таблицы 13
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
интересны варианты спокойного отдыха (гамаки, прогулки по лесу) | ||||
Корпоративные клиенты (проведение презентаций, тренингов, корпоративные праздники, свадьбы, дни рождения) |
25-70 |
Выше среднего |
Средний и повышенный уровень комфортности, повышенный уровень безопасности (охрана территории), наличие помещений для одновременного размещения большого количества посетителей (зал для презентаций, собраний и т.д.) |
Так как контингент посетителей самый разнообразный все выше указанные примечания актуальны и для этого сегмента |
Итак, деятельность базы отдыха «Зеленая» направлена на четыре основные группы потребителей, о чем можно судить по таблице 13. Определены основные направления нововведений. Нововведения касаются двух основных направлений: комфортности проживания и вариантов проведения досуга отдыхающих.
3.2 Финансовое развитие базы отдыха «Зеленая»: прогнозирование
и определение окупаемости
Следующим этапом работы является определение точки окупаемости базы «Зеленая». Для этого необходимо спрогнозировать примерный финансовый план деятельности базы на ближайшие 3 года.
Прогноз объема продаж. Точно рассчитать объемы продаж очень трудно, так как база отдыха новая, была запущена в эксплуатацию лишь 5 месяцев назад (23 декабря 2006 года).
Рисунок 14 – Посещаемость базы «Зеленая» за период январь-май 2007 года
Согласно данному графику можно сказать о том, что база отдыха «Зеленая» пользуется хорошим спросом для новой базы. Но с другой стороны посещаемость базы сильно привязана к выходным и праздничным дням: база заполнена на 100 % почти каждые выходные и простаивает в будние дни. Подтверждением того является посещаемость базы «Зелёная» в период рождественских каникул и майских праздников.
В данной работе не была рассчитана себестоимость путевки (койко-места), так как это не является главной целью исследования. Экономистами базы отдыха «Зеленая» было принято решение на формирование цен, исходя из рыночной стоимости услуг баз отдыха города Благовещенска, т.е. базой для расчёта цен реализации койко-места была максимально возможная рентабельность исходя из конкретной рыночной ситуации и конкурентных преимуществ базы.
Для удобства проведения прогнозных расчетов автором был сформирован средний показатель стоимости койко-места по базе отдыха «Зеленая» - он составил 782 рубля. Рассчитывался следующим образом: изначально была рассчитана средняя величина стоимости койко-места отдельно в коттеджах и комнатах главного корпуса в будни и выходные дни, далее используя данный показатель, рассчитали среднюю величину стоимости сдачи койко-места по всей базе.
Для того чтобы спрогнозировать примерный объем продаж, был использован такой качественный метод, как метод экспертной оценки. Согласно общей тенденции рынка, анализа объемов продаж за первые пять месяцев работы, можно сказать, что на полную мощь (100 %) база «Зеленая» выйдет лишь на третьем году своего существования.
Таблица 14 - План продаж на 2007 год (по месяцам)
Объем продаж, единиц |
декабрь 2006 |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
итого |
116 |
362 |
318 |
482 |
318 |
320 |
998 |
1123 |
1123 |
1061 |
811 |
562 |
7594 |
Таблица 15 - План продаж на 2008-2009 годы
Объем продаж, единиц |
2008 |
2009 | ||||||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого |
1 полугодие |
2 полугодие |
Итого | |
3370 |
3869 |
6490 |
4867 |
18595 |
9048 |
14196 |
23244 |
Исходя из таблицы Б.1 (приложение) и таблицы 14, в первый год (2007 г.) продажи составят только 33 % от планируемых, так как база отдыха «Зеленая» и предлагаемые ею услуги будут являться новыми на рынке, и необходимо время, для того чтобы о базе узнали. Во второй год объем продаж будет равен 80 % от запланированных, так как у базы отдыха еще не до конца будет сформирована клиентская база (таблица 15). При этом, распределяя количество отдыхающих, желающих посетить базу отдыха в определенный месяц, руководствовались тем, что пик туристического сезона будет приходиться на июнь-начало сентября, а также период новогодних отпусков, поэтому, клиентов будет больше, чем в феврале, апреле, мае, ноябре. Средняя цена за койко-место будет постоянна, и равна – 782 рубля. Всего выручка за первый год составит – 5938821, за второй год – 14541446, за третий – 18176808 рублей.
Следующим этапом финансового плана является планирование затрат. Расчеты поместим все в той же таблице Б.1 (Приложение).
Коммуникационная политика. Данная политика будет проводиться в нескольких направлениях. Прежде всего, это реклама. Рекламе следует уделить немалое внимание. Перед выходом на рынок фирма «Фауст», которая является владельцем базы отдыха «Зеленая», провела рекламную кампанию, на которую было выделено 75000 рублей. Так как база только открывалась и начинала свою деятельность, использовалось несколько каналов распространения рекламы: реклама на радио и телевидении, печатная реклама. Кроме этого через месяц после открытия был запущен Интернет сайт, где описывается база и есть возможность заказать путевку. На его создание фирма «Фауст» выделила 15000 рублей и теперь тратит по 3000 рублей в месяц на его поддержку (таблица 16).
Таблица 16 – Затраты на рекламу в течение 2007 года
Затраты на рекламу |
Создание сайта | |
декабрь |
75000 |
18000 |
январь |
10000 |
3000 |
февраль |
10000 |
3000 |
март |
10000 |
3000 |
апрель |
10000 |
3000 |
май |
10000 |
3000 |
июнь |
30000 |
3000 |
июль |
10000 |
3000 |
август |
15000 |
3000 |
сентябрь |
15000 |
3000 |
октябрь |
15000 |
3000 |
ноябрь |
15000 |
3000 |
итого |
225000 |
51000 |
Как видно из таблицы, в год на рекламу базы «Зеленая» фирма «Фауст» собирается тратить 225000 рублей. На поддержку сайта в 2007 году выделено будет 51000 рублей, далее по 37000 рублей в год. По такому же плану база отдыха «Зеленая» будет и в последующие 2 года проводить свою рекламную кампанию.
Производственно - организационный план. Общее количество сотрудников, обслуживающих базу отдыха «Зеленая» - 12 человек, их обязанности четко распределены, каждый выполняет определенную работу. В месяц фирма «Фауст» выделяет 90000 рублей на выплату заработной платы (в год – 1080000 рублей). Данные расходы входят в структуру постоянных затрат. Также к статьям постоянных расходов можно отнести расходы на связь и электроэнергию.
В месяц затраты на связь составляют 600 рублей, на канцелярские товары –300 рублей. Максимальная нагрузка по электричеству 42000 руб/ мес. В декабре-феврале коэффициент пользования электричеством равен 1, ноябрь, март -0,9, октябрь, апрель – 0,8, май-сентябрь – 0,2.
Всего за первый год на долю постоянных расходов приходится - 1916400, за второй и третий год – по 1886400 рублей
Также, помимо постоянных затрат, в финансовом плане отражена такая статья как «непредвиденные расходы». В течение трех лет каждый месяц на нее будет приходиться 10000 рублей. Они также учитываются в общей сумме предстоящих расходов базы отдыха.
Следующий этап заключается в прогнозе прибылей и убытков. Этот прогноз показывает, сколько прибыли планирует принести бизнес (расчеты показаны в таблице Б.1).
Судя по плану прибылей и убытков, доходы предприятия за первый год составят – 5938821, за второй год – 14541446, за третий – 18176808 рублей. Расходы (в том числе постоянные и непредвиденные затраты) за первый год - 2078400, за второй - 2048400, за третий год – 2048400 рублей. Общая сумма чистой прибыли за первый год составит – 3860421, за второй год – 12493046 и за третий – 16128408 рублей.
Кроме того, на базе данного учреждения проводится прочая деятельность. Так бар на втором этаже главного корпуса сдается в аренду индивидуальному предпринимателю за 15000 рублей в месяц. За такую же стоимость в аренду отдана часть территории базы под организацию сервиса проката квадроциклов.
Помимо этого фирма «Фауст» постоянно вкладывает денежные средства для успешного развития базы отдыха.
Расчет инвестиций. На сегодняшний день провести точный инвестиционный расчет не представляется возможным – можно только приблизительно сказать, что уже на строительство и оборудование базы отдыха «Зеленая» ушло 25000000 рублей (данная информация была предоставлена фирмой «Фауст»). Это отражено в таблице 17.
Таблица 17 – Структура инвестиций
№ |
Объект инвестирования |
Период инвестирования |
Сумма инвестиций |
Доля в общем объеме инвестиций |
1 |
Капитальный ремонт 2-х этажного корпуса, строительство 8 |
08.2006-11.2006 |
11000000 |
44 |
коттеджей разной планировки |
||||
2 |
Закупка мебели, бытовой техники |
10.2006-12.2006 |
4000000 |
16 |
3 |
Закупка оборудования и конструкций для организации сервиса, досуга |
02.2007-07.2007 |
3000000 |
12 |
4 |
Строительство 10 коттеджей, их оборудование |
04.2007-05.2007 |
7000000 |
28 |
всего |
25000000 |
100 |
Данные таблицы 17 сводятся к следующему: фирма «Фауст» довольно много денежных средств выделяет как на модернизацию услуг размещения, так и не забывает о закупке необходимого оборудования и техники для диверсификации услуг времяпрепровождения отдыхающих на базе «Зеленая».
Следующий этап финансового плана предполагает прогнозирование денежных средств по основной деятельности и по всем видам деятельности. Основная деятельность предполагает финансовые расчеты по тем видам услуг, которые приносят основной доход. По всем видам деятельности – выражает финансовые расчеты не только по основным оказываемым услугам, но и по прочей деятельности.
Прогноз денежных средств по основной деятельности базы отдыха содержит всю информацию, которую рассчитывали во всем финансовом плане. Это и притоки, то есть прибыль которую получило предприятие, и оттоки, которые включают затраты на заработную плату, связь, рекламу и налоги. Рассчитывая соотношения притоков и оттоков, получаем денежные средства в периоде: -22106541 за первый год, 9494715 за второй год и 12257590 рублей за третий.
Также в таблице Б.2 приложения можно увидеть прогноз движения денежных средств по всем видам деятельности за данный период времени. Данные таблицы отражают сведения по основной и прочей деятельности базы отдыха. За 2007 год накопленные денежные средства по основной деятельности составят: -22106541 рубль, по прочей деятельности – 360000, от всех видов деятельности – -21746541 рубль.
Последний этап - расчет срока самоокупаемости базы отдыха «Зеленая». Данные представлены в следующей диаграмме.
Рисунок 15 – Определение точки самоокупаемости базы отдыха «Зеленая»
Из данной диаграммы видно, что база «Зеленая» оправдает первоначальные и текущие издержки в июле-августе третьего года. Таким образом, срок самоокупаемости по данному проекту составит 30 месяцев, что является достаточно хорошим показателем для такого рода проектов.
3.3 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию
деятельности баз отдыха Амурской области в предоставлении
услуг досуга на примере базы отдыха «Зелёная»
Общее положение дел в сфере организованного отдыха на туристских базах (особенно в летнее время) в городе Благовещенске можно охарактеризовать как критическое. В среднем на 250 тысяч человек (включая приезжих) нет ни одного аттестованного и разрешённого к эксплуатации пляжа. Имеющиеся староформатные открытые для общего доступа базы отдыха в большей своей части на летний период отдаются под детские летние лагеря. А те, что остаются не отвечают современным требованиям населения: летом наши базы пользуются меньшим спросом, так как помимо размещения и услуг питания население хочет активного отдыха на воде или иных вариантов времяпрепровождения на открытом воздухе. Поэтому отдыхающие выезжают на неподготовленные «дикие» пляжи, в лесную зону. В данных местах, естественно, нет никаких сервисов. В результате мы имеем огромный неудовлетворённый спрос на качественные интересные услуги «оперативного» отдыха (прежде всего в летний период).