Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:37, реферат
В отличие от эмпирической теоретическая типология заостряет внимание на системности и закономерности связующих элементов между различными типами правопонимания, являясь при этом идеальной моделью, отражающей выявленную опытным путем систему всех правовых образов. Подобная классификация имеет более высокую по сравнению с эмпирической познавательную ценность, которая делает ее предпочтительной для использования в теоретических исследованиях.
по сути дела одна и та же дисциплина имеет две номинации — «социальная антропология» в Европе и «культурная антропология» в США. Действительно, в Старом и Новом Свете исторически сложились два направления в трактовке антропологии. Согласно одному из них (американская традиция, связанная прежде всего с исследованиями Ф. Боаса), эту науку стали называть культурной антропологией и понимать ее в качестве составной части единого антропологического знания, включающего в себя четыре основные субдисциплины — физическую антропологию, археологию, лингвистическую антропологию и собственно культурную антропологию. Приоритетные исследовательские интересы тех, кто называет себя культурными антропологами, лежат в сфере изучения культурных составляющих общественной жизни. В соответствии с другим (британская традиция, идущая от А.Р. Радклифф-Брауна), антропология есть особая отрасль социологического знания, одно из направлений изучения жизни общества; ближайшими и смежными ей являются другие социальные науки. Такому пониманию соответствовало название «социальная антропология». Различия между двумя этими трактовками, хотя и существуют, являются весьма незначительными. Чтобы подчеркнуть это, многие авторы даже предпочитают употреблять термин социально-культурная антропология (В.А. Тишков и др.).
Для Санкт-Петербургской
школы социальной антропологии характерно
такое понимание этой дисциплины,
которое тесно увязывает
Первый — принцип «инаковости», или «изучения иного» — означает, что антрополог работает в «иных», «чужих» для себя обществах и культурах. Так, классическая антропология конца XIX -начала XX вв. изучала в первую очередь экзотические (с точки зрения европейцев), так называемые «примитивные» народы, проживавшие, как правило, на отдаленных заморских территориях. Однако в современной науке это «иное» имеет для антропологии другой смысл. Мир не только чрезвычайно многообразен, и в нем огромное множество других человеческих сообществ и культур, не похожих на те, которые привычны и обычны для нас. Наше собственное общество и наша собственная культура очень неоднородны, они включают в себя множество различных социальных субсистем и субкультур. Примерами таких субсистем и субкультур могут служить очень разные образования — молодежная тусовка, религиозная община, этническая группа, рынок, тюремная зона и т.д. Каждое из них представляет собой нечто такое, что отличается от привычного, данного нам в ежедневном опыте. Более того, часто даже в хорошо знакомом обнаруживаются элементы неизвестного — стоит только посмотреть на какое-либо явление с иной точки зрения.
Но антропология не только концентрируется на исследовании «иного». Она демонстрирует объект своего изучения как нечто целостное, то есть как систему, все элементы которой находятся в тесном, неразрывном единстве друг с другом. Здесь мы имеем дело со вторым принципом социальной антропологии — принципом «целостности», целостного подхода к анализу социальной и культурной действительности. Для исследователя это означает, что какое бы явление реальности ни было избрано в качестве объекта изучения, оно всегда должно быть показано в совокупности всех его сторон, связей и взаимодействий, ибо без этого невозможно добиться его понимания, осмысления и адекватной интерпретации. Например, молодежную субкультуру невозможно понять без максимально полного анализа используемых ее членами символики и сленга. Антропологическое исследование современной фирмы также потребует «войти» в ее внутренний мир, отличающийся использованием характерного «фирменного» жаргона, соблюдением некоторых особых правил, возможно, ритуалов и т.д. При этом особенно важно подчеркнуть, что антропологи интересуются прежде всего повседневной жизнью людей во всем многообразии ее проявлений. Скажем, для антрополога, выбравшего в качестве объекта своего исследования, например, какую-либо политическую партию, будут интересны не столько ее программа, лозунги и шансы прийти к власти, сколько то, как проходят ее собрания, какая символика и почему ею используется, о чем говорят ее функционеры за чашкой кофе, какова структура неформальных отношений между ее членами и т.д. Все, что может показаться мелочами представителям других наук, для антрополога имеет существенное значение, поскольку из анализа множества повседневных действий и отношений, взятых в их взаимосвязи друг с другом, через раскрытие их явного или тайного смысла и складывается общая целостная картина объекта исследования. Эту мысль хорошо выразил один из крупнейших историков современности Ф. Бродель: «Из маленьких происшествий, из путевых заметок вырисовывается общество. И никогда не бывает безразлично, каким образом на разных его уровнях едят, одеваются обставляют жилище. Эти «мимолетности» к тому же фиксируют от общества к обществу контрасты и несходства вовсе не поверхностные» [7]. В этой связи становится очевидной необходимость и третьего — исследовательского — принципа рассматриваемой нами дисциплины — «включенного наблюдения»: чтобы получить возможность изучать и верно понимать повседневную жизнь людей, антрополог должен стать «одним из них», то есть он должен наблюдать и регистрировать поведение людей в естественных условиях. Поэтому специфическим, оригинальным методом антропологической науки является так называемое участвующее, или включенное, наблюдение, проводимое в процессе полевой работы: исследователь должен быть реально включен в повседневные реалии изучаемого явления. Хотя полевые исследования других культур или субкультур сталкивают антрополога с проблемами, отличающимися от свойственных его собственной культуре, ученый в идеале должен видеть проблемы «изнутри» и «снаружи». Поэтому метод включенного наблюдения является ключевым в антропологическом исследовании. Чтобы собрать информацию о другом обществе, другой культуре или субкультуре, антрополог должен шагнуть за пределы своего собственного мира и попытаться максимально близко познакомиться с иным, часто очень отличающимся от привычного образом жизни. Именно это и делают антропологи, когда ведут полевую работу. Включенное (участвующее) наблюдение подразумевает долговременное пребывание среди «других», освоение их языка (жаргона), понимание образа их мышления и поведения. Этот исследовательский метод является оригинальным для антропологии, и хотя его давно взяли на вооружение другие науки (социология, в частности), корни его — антропологические.
Таким образом, социальная (культурная) антропология не претендует — да и не может претендовать — на статус некой универсальной науки о человеке. В задачи социально-культурной антропологии отнюдь не входит философский анализ «сущности человека», поскольку по своей сути и содержанию это прежде всего наука об обществе. Человек, безусловно, интересует социальных антропологов, но в совершенно определенном ракурсе рассмотрения: с точки зрения его деятельности, протекающей в условиях различных форм поселения, в составе многочисленных социальных и этнических сообществ, различающихся своеобразным и социально наследуемым жизненным укладом, называемым культурой.
Научное понимание человека исходит из того, «что человек, хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции» (Марков Б.М., 2001, с. 3).
Впервые мысли об эволюции
природы [Эволюция предполагает наличие
трех признаков: изменения, совершенствования,
единство субъекта. Изменение предполагает,
что каждое новое состояние по
отношению к предшествующему мы
Вновь идея эволюции, как
развития природного мира, актуализируется
в эпоху Возрождения в учении
оккультиста Джордано Бруно (Гайденко
П.П.). Он представлял мироздание, состоящим
из системы монад различной
Конец XVIII века стал судьбоносным для философской антропологии. И. Кант, не будучи приверженцем эволюционизма, издает текст лекции: «Антропология в прагматическом отношении» (1772-1773 гг.), где впервые рассматривает учение о человеке, как вид жизненной философии, понимающей человека целостно во всех проявлениях его жизнедеятельности. После Канта многие немецкие философы понимали под антропологией знание о специфической сущности человека, дающее представление об особенностях его физической, психической, моральной, духовной и культурной жизни.
С конца XVIII века изменяется содержание антропологического знания. Антропология постепенно, по мере секуляризации, освобождается сначала от учения о божественном происхождении человека и его понимания как венца творения, затем она прекращает заниматься рассмотрением целей и задач человеческой жизни, и в конце концов, начинает изучать человека с точки зрения естественной классификации или положения его в природе, как создания, подобного другим организмам, особенно животным. Такое определение человека упраздняет дуалистические подходы (Платона, Декарта) в понимании природы человека, чем облегчает теоретические построения и практическую деятельность научных исследований.
Но своё основное развитие эволюционная идея получает не в трудах философов, а в работах ученых естествоиспытателей. В 1795 году Дж. Геттон сформулировал теорию эволюции геологических формаций. П. Лаплас в 1796 году предложил космогоническую идею происхождения Солнечной системы.
Одним из первых исследователей
нового естественнонаучного
За ним особое место в мире животных определил человеку Жан Батист Ламарк (1744-1829 гг.), посвятивший ему третью часть своей «Философии зоологии» (1809 г.), где последовательно изложил основы психической жизни человека, связав ее с психическими проявлениями у близко стоящих к человеку животных (приматов).
Эразмус Дарвин - дед знаменитого Чарльза Дарвина, врач, практикующий психиатр, поэт, философ, ботаник и зоолог, опубликовал теорию эволюции жизни в виде поэмы «Зоономия» ("Zoonomia or the laws of organic life" 1794-1796 гг.), в которой описывал идеи эволюции животных под влиянием внешней среды.
Постепенно антропологи из общего свода вопросов познания человека исключили медицинское и психологическое направления, и перешли к изучению происхождения человека как вида [Понятие о виде совпадает с обыденным представлением о породе животных или растений. Вид - это группа особей, обладающих совокупностью сходных признаков, воспроизводящихся устойчиво в течении многих поколений и изолированных от других организмов, невозможно смешение одного видового генофонда с другим].
Для сравнения можно посмотреть содержание учебника начала XIX века по антропологии Эрнста Бурдаха (1801-1876 гг.), сына известного профессора анатомии и физиологии Карла Бурдаха (1776-1847 гг.), под названием «Антропология, или Рассмотрение человеческой природы с ее различных сторон» (1847г.). В "Антропологии" Бурдаха есть главы:
- о крови, ее составе, об органах кровообращения и дыхания;
- о нервной системе, об органах чувств и органах движения, особенностях скелета и т. д.;
- о духовной сфере человека, его восприятии, чувствительности и воле, здесь же говорится о творчестве и религиозных верованиях;
- о течении человеческой жизни от рождения до старости и смерти;
- о месте человека в природе и животном мире, описывает человеческие расы и их расселение.
Учебник заканчивается провозглашением веры в светлую будущность человечества, улучшенного просвещением и религией. Карл Бурдах был хорошо знаком с Фихте, Шеллингом и Гегелем, в философии которых теория развития получает отчетливое и полное обоснование в приложении к явлениям как эмпирического, так и социального миров, выступая в первом случае, как идея эволюции, а во втором как идея социального прогресса.
Процесс сокращения областей антропологического познания, после изменения его содержания постепенно нарастал. Так к середине XIX века в философской антропологии еще более усиливается влияние взглядов представителей естественнонаучного и культурно-исторического направления.
На первое место выходит вопрос о времени и форме происхождения человека, идет спор об изменяемости видов в животном мире, предварял эти вопросы в своем философском учении В. Лейбниц, а естественнонаучную концепцию эволюции первым описал Жан Ламарк (1744-1829 гг.). Его теория (ламаркизм), гласила, что постоянства видов нет. Под воздействием внешних условий изменяются потребности организма, что в свою очередь влечет изменение деятельности, что сказывается на всей организации живого существа. Приобретенные изменения закрепляются наследственно и передаются потомкам. Естественный отбор, как способ борьбы за существование, крайние ламаркисты отвергали. В противоположность этой точке зрения стало формироваться биологическое направление, считающее естественный отбор главным фактором эволюции (дарвинизм).
Эволюционную теорию происхождения человека активно развивали англичане Ч. Дарвин (1809-1882 гг.), Т. Гексли (1825-1895 гг.) и Ч. Лайель (1797-1875 гг.).
Чарльз Лайель, основатель современной геологии, в своей книге «Основы геологии» (1830-1833 гг.) даже устанавливает время появления человека на земле в эпоху образования новейших отложений, предшествующих ледниковым образованиям. При этом историю земли он объясняет действием сил, изменявших земную поверхность (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и т.д.), чем зарождает сомнения в библейской версии происхождения земли и живых существ. После открытия Буше де Пертом в долине Соммы останков доисторического человека, Лайель с увлечением начинает собирать данные о первобытном человеке, которые публикует под названием «Древность человека». Эта работа послужила мощным толчком для активных исследований в области доисторической археологии. Он же убедил Ч. Дарвина в необходимости публикации работы «Происхождение видов», считая безупречными доводы последнего в объяснении эволюционной теории происхождения жизни на земле.