Розничные продукты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:06, дипломная работа

Краткое описание

Цели данной дипломной работы – проанализировать развитие рынка банковских продуктов и услуг для физических лиц в России после 1998 года и до настоящего времени; изучить нынешнюю структуру рынка банковских продуктов и услуг; проанализировать стратегии поведения банков в современных условиях банковской конкуренции; определить перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг; выработать предложения по повышению эффективности продвижения банками своих продуктов и услуг.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи: изучение законодательных и нормативных актов по теме, тематической литературы, периодических изданий, информации на специализированных Интернет-сайтах; изучение информации, содержащейся в годовых отчетах ОАО «Альфа-Банк» за 2005 – 2011 гг.; изучение продуктовой линейки, предлагаемой в ОАО «Альфа-Банк» клиентам – физическим лицам; изучение продуктовой линейки, предлагаемой конкурирующими банками; анализ формата обслуживания клиентов в отделениях ОАО «Альфа-Банк».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 4
ГЛАВА I. Рынок банковских продуктов и услуг. . . . 6
1.1. История развития рынка банковских продуктов и услуг. . 6
1.1.1. Факторы, определяющие развитие рынка банковских продуктов и услуг. . . . . . . . 6
1.1.2. Развитие рынка банковских продуктов и услуг в России 1998 – 2008 гг. . . . . . . . 8
1.2. Структура рынка банковских продуктов и услуг. . . 20
1.2.1. Участники рынка . . . . . 20
1.2.2. Классификация банковских услуг . . . 20
1.2.3. Кредитные операции . . . . . 22
1.2.4. Депозитные операции . . . . . 23
1.2.5. Расчетные операции . . . . . 26
1.2.6. Валютные операции . . . . . 29
1.2.7. Трастовые операции . . . . . 30
1.2.8. Инвестиции и операции с ценными бумагами . 30
1.2.9. Небанковские продукты и услуги . . . 34
1.3. Банковская конкуренция. . . . . . . 36
1.4. Стратегия выбора банком перечня предлагаемых продуктов и услуг.
. . . . . . . . . . . 42
1.4.1. Поиск идей, проведение маркетингового исследования
. . . . . . . . . . . 43
1.4.2. Сегментация рынка. . . . . . 44
1.4.3. Реализация маркетингового обеспечения . 48

ГЛАВА II. ОАО «Альфа-Банк» в условиях рынка банковских продуктов и услуг. . . . . . . . . . . 49

2.1. Развитие розничного бизнеса в Альфа-Банке. . . . 49
2.2. Продукты и услуги Альфа-Банка для клиентов частных лиц. 58
2.2.1. Кредитные продукты . . . . . 58
2.2.2. Расчетное обслуживание. Пакет услуг. . . 61
2.2.3. Партнерские программы. . . . . 63
2.2.4. Сберегательные продукты. . . . . 64
2.2.5. Страховые продукты . . . . . 68

ГЛАВА III. Перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг.
. . . . . . . . . . . 71
3.1. Автоматизация банковских продуктов и услуг . . 71
3.1.1. Функционал Интернет-Банка «Альфа-Клик» . 72
3.1.2. Перспективы развития Интернет-банка. . . 85
3.2. Финансовые супермаркеты. . . . . . 86
3.2.1. Предпосылки развития финансового супермаркета. 86
3.2.2. Определение финансового супермаркета . . 87
3.2.3. Преимущества финансового супермаркета . 88
3.3. Перспективы развития Альфа-Банка как финансового супермаркета.
. . .

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 

            Факультет      Кафедра

      ________________________   __________________________ 
 
 

Выпускная квалификационная работа на тему:

___________________________________________________________________ 
 
 

     Студентка   _______________  ___________________

                                   (подпись)   (ф., и., о.) 

     Руководитель  _______________  ___________________

                                   (подпись)   (ф., и., о.) 

     Консультант  _______________  ___________________

                                   (подпись)   (ф., и., о.) 

     Рецензент   _______________  ___________________

                                   (подпись)   (ф., и., о.) 

     Зав.кафедрой  _______________  ___________________

                                   (подпись)   (ф., и., о.) 
 

Воронеж, 2009 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 4

ГЛАВА I. Рынок банковских продуктов и услуг. . . . 6

    1. История развития рынка банковских продуктов и услуг. . 6
      1. Факторы, определяющие развитие рынка банковских продуктов и услуг. . . . . . . . 6
      2. Развитие рынка банковских продуктов и услуг в России 1998 – 2008 гг. . . . . . . . 8
    2. Структура рынка банковских продуктов и услуг. . . 20
      1. Участники рынка . . . . . 20
      2. Классификация банковских услуг . . . 20
      3. Кредитные операции . . . . . 22
      4. Депозитные операции . . . . . 23
      5. Расчетные операции . . . . . 26
      6. Валютные операции . . . . . 29
      7. Трастовые операции . . . . . 30
      8. Инвестиции и операции с ценными бумагами . 30
      9. Небанковские продукты и услуги . . . 34
    3. Банковская конкуренция. . . . . . . 36
    4. Стратегия выбора банком перечня предлагаемых продуктов и услуг.

          . . . . . . . . . . . 42

      1. Поиск идей, проведение маркетингового исследования

    . . . . . . . . . . . 43

      1. Сегментация рынка. . . . . . 44
      2. Реализация маркетингового обеспечения . 48
 

ГЛАВА II. ОАО «Альфа-Банк» в условиях рынка банковских продуктов и услуг. . . . . . . . . . . 49 

    1.  Развитие розничного бизнеса в Альфа-Банке. . . . 49
    2. Продукты и услуги Альфа-Банка для клиентов частных лиц. 58 
      1. Кредитные продукты . . . . . 58
      2. Расчетное обслуживание. Пакет услуг. . . 61 
      3. Партнерские программы. . . . . 63
      4. Сберегательные продукты. . . . . 64
      5. Страховые продукты . . . . . 68
 

ГЛАВА III. Перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг.

      . . . . . . . . . . . 71

    • Автоматизация банковских продуктов и услуг . . 71
      1. Функционал Интернет-Банка «Альфа-Клик» . 72
      2. Перспективы развития Интернет-банка. . . 85
    1. Финансовые супермаркеты.  . . . . . 86
      1. Предпосылки развития финансового супермаркета. 86
      2. Определение финансового супермаркета . . 87
      3. Преимущества финансового супермаркета . 88
    2. Перспективы развития Альфа-Банка как финансового супермаркета.

          . . . . . . . . . . . 91

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . 96

Список использованной литературы . . . . . 98

ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . 100 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Рынок банковских продуктов и услуг представляет собой совокупность отношений, возникающих по поводу удовлетворения потребностей клиентов банков в соответствующих видах продуктов и услуг.

     Банковские  продукты – это деньги и денежное выражение посреднических и консультационных услуг, возникающих по мере выполнения банком своих функций. В отличие  от других предприятий и организаций, производящих материальные ценности – товары, изделия, банковские продукты имеют нематериальный характер и связаны с определенными инструментами денежно-кредитной политики.

     Сотрудничество  коммерческих банков с юридическими лицами ограничено узким, стандартным набором предоставляемых услуг: рассчетно-кассовое обслуживание, кредитование, инвестиции. В последние десятилетия этот перечень полнили лизинг, факторинг, трастовые операции, доля которых по-прежнему остается незначительной по сравнению с зарубежной практикой. Конкуренция между банками, вышедшими на рынок продуктов и услуг для корпоративных клиентов, обусловлена лишь стоимостью обслуживания и процентной ставкой по кредиту. Что касается розничных продуктов и услуг, здесь развитие рынка идет намного динамичнее и агрессивнее. Растущие запросы клиентов способствуют тому, что банки остро нуждаются в тщательном изучении рынка и активном продвижении своих услуг. Крупнейшие банки провозглашают приоритетным направлением своей деятельности услуги и продукты для частных лиц. Востребованность этих услуг существенно возросла за последние несколько лет и продолжает расти. Именно в розничной сфере наиболее обострилась конкуренция между банками за привлекательных клиентов, за их временно свободные денежные ресурсы, что ведет к необходимости разработки и внедрения новых продуктов, применения маркетингового подхода.

     Цели  данной дипломной работы – проанализировать развитие рынка банковских продуктов  и услуг для физических лиц  в России после 1998 года и до настоящего времени; изучить нынешнюю структуру рынка банковских продуктов и услуг; проанализировать стратегии поведения банков в современных условиях банковской конкуренции; определить перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг; выработать предложения по повышению эффективности продвижения банками своих продуктов и услуг.

      Для достижения цели были выполнены следующие задачи: изучение законодательных и нормативных актов по теме, тематической литературы, периодических изданий, информации на специализированных Интернет-сайтах; изучение информации, содержащейся в годовых отчетах ОАО «Альфа-Банк» за 2005 – 2011 гг.; изучение продуктовой линейки, предлагаемой в ОАО «Альфа-Банк» клиентам – физическим лицам; изучение продуктовой линейки, предлагаемой конкурирующими банками; анализ формата обслуживания клиентов в отделениях ОАО «Альфа-Банк».

 

    Глава I. Рынок банковских продуктов и услуг 

    1. История развития рынка банковских продуктов и услуг
 

     1.1.1. Факторы, определяющие развитие рынка банковских продуктов и услуг 

     Общественные  и человеческие потребности предопределяют структуру рынка банковских продуктов  и услуг и обусловливают его  эволюцию. Поэтому целесообразно  выделять исторические, политические, экономические, социальные, технологические  и другие факторы, влияющие на специфику рынка.

     К историческим факторам следует относить сложившийся уклад, традиции общественных отношений, укоренившиеся стереотипы, национальный менталитет и т.д. В силу объективных причин банковский рынок в России появился значительно позже, чем в таких странах, как Англия, Франция, Германия, и, несмотря на значительные успехи отечественных банков в последние десятилетия, национальная банковская система не могла самостоятельно обеспечивать нужды бурно развивающейся страны. В то время как европейские, американские, азиатские банковские системы объективно эволюционировали, российская банковская система на протяжении 70 лет развивалась замедленными темпами. Именно поэтому исторические факторы во многом определяют сегодняшние проблемы российского рынка банковских продуктов и услуг. Такой багаж накладывает определенный отпечаток на современный путь развития банковского рынка в России.

     Что касается влияния экономических факторов, большинством специалистов наиболее весомым фактором признается глобализация, в том числе и в банковской сфере. Не последнюю роль играют и международные финансовые кризисы. На национальном уровне к наиболее значимым факторам следует относить темпы экономического развития страны, инфляцию национальной валюты, учетную ставку центрального банка, платежеспособность населения и др.

     Чем выше благосостояние граждан, тем лучше  живут банки — этот тезис может быть применим как к промышленно развитым, так и развивающимся странам. С ростом ВВП на душу населения увеличивается спрос на банковские услуги: прибавляет в весе депозитная база, выше объем денежных переводов и спрос на кредиты. Привлекательность банковского бизнеса стимулирует выход на рынок новых игроков, в результате чего число банков растет. В этой связи показателен приход на российский рынок розничных продуктов иностранных банков на фоне бурного роста потребительских кредитов. Поглощение лидеров рынка, расширение филиальных сетей и продвижение в регионы — движущей силой на рынке розничных продуктов выступает платежеспособный спрос населения. Чем выше доходы населения в регионе, тем больше накопленный объем потребительских кредитов. В частности, в Москве как одном из самых состоятельных городов России совокупный объем выданных кредитов выше, чем в других регионах страны.

     Развитие  банковской системы в России детерминировано  еще и «уникальностью географии  страны, необходимостью развития стратегически  важных отраслей, существенным отставанием  по капитализации». [10, с. 54]

     Особое  значение имеют социальные факторы: доверие населения, его экономическая грамотность, готовность потреблять банковские услуги. Следует отметить огромную социальную ответственность банков, а именно готовность отвечать самым высоким запросам общества, укреплять благосостояние и процветание населения.

     Стремительное развитие технологий и научный прогресс последних десятилетий обусловили сегодняшнюю весомость технологических факторов. К их числу можно отнести развитие средств компьютерной техники, появление сети Интернет, развитие средств коммуникаций.

     1.1.2. Развитие рынка банковских продуктов и услуг в России 1998 – 2008 гг.

     В поздний советский период в СССР действовало всего пять специализированных государственных банков: Внешэкономбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Госбанк [18]. С 1988 г., когда стало возможным создание кооперативных банков, до середины 1990-х гг., когда Россия столкнулась с чередой кризисов, банковский рынок пережил настоящий бум. Численность коммерческих банков в стране приблизилась превысила 2 600 организаций уже летом 1995 г. [6, с. 411]. Исследования объясняют лавинообразный рост числа банков крайне благоприятными условиями ведения банковского бизнеса. Если банки стремятся максимизировать доходы, в условиях высоких процентных ставок и дефицита услуг, рынок способен выдержать бесконечное множество банков. В дальнейшем число банков неизбежно сокращается по мере роста просроченных кредитов.

     После финансово-экономического кризиса 1998 года банковский сектор столкнулся с рядом трудностей в развитии:

  • Недостаточная структурированность зарождающегося рынка банковских продуктов; большинство банков – это вновь созданные структуры, не определившиеся в своей специализации;
  • Кризис платежеспособности клиентов – как предприятий, так и населения;
  • Отсутствие адекватной профессиональной подготовленности, практического опыта и навыков работы банковских сотрудников в условиях рыночной конкуренции;
  • Монопольное положение Сбербанка РФ в сфере депозитно-кредитных отношений, обеспеченное широкой филиальной сетью;
  • Недоверие населения к банкам, порожденное криминогенными действиями в банковском секторе;
  • Отсутствие мотивации банков к кредитованию населения, а также к созданию финансовых организаций и фондов, способных привлечь устойчивые денежные сбережения населения (пенсионные, жилищные фонды, страховые компании и т.д.).

Информация о работе Розничные продукты