Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:06, дипломная работа
Цели данной дипломной работы – проанализировать развитие рынка банковских продуктов и услуг для физических лиц в России после 1998 года и до настоящего времени; изучить нынешнюю структуру рынка банковских продуктов и услуг; проанализировать стратегии поведения банков в современных условиях банковской конкуренции; определить перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг; выработать предложения по повышению эффективности продвижения банками своих продуктов и услуг.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи: изучение законодательных и нормативных актов по теме, тематической литературы, периодических изданий, информации на специализированных Интернет-сайтах; изучение информации, содержащейся в годовых отчетах ОАО «Альфа-Банк» за 2005 – 2011 гг.; изучение продуктовой линейки, предлагаемой в ОАО «Альфа-Банк» клиентам – физическим лицам; изучение продуктовой линейки, предлагаемой конкурирующими банками; анализ формата обслуживания клиентов в отделениях ОАО «Альфа-Банк».
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 4
ГЛАВА I. Рынок банковских продуктов и услуг. . . . 6
1.1. История развития рынка банковских продуктов и услуг. . 6
1.1.1. Факторы, определяющие развитие рынка банковских продуктов и услуг. . . . . . . . 6
1.1.2. Развитие рынка банковских продуктов и услуг в России 1998 – 2008 гг. . . . . . . . 8
1.2. Структура рынка банковских продуктов и услуг. . . 20
1.2.1. Участники рынка . . . . . 20
1.2.2. Классификация банковских услуг . . . 20
1.2.3. Кредитные операции . . . . . 22
1.2.4. Депозитные операции . . . . . 23
1.2.5. Расчетные операции . . . . . 26
1.2.6. Валютные операции . . . . . 29
1.2.7. Трастовые операции . . . . . 30
1.2.8. Инвестиции и операции с ценными бумагами . 30
1.2.9. Небанковские продукты и услуги . . . 34
1.3. Банковская конкуренция. . . . . . . 36
1.4. Стратегия выбора банком перечня предлагаемых продуктов и услуг.
. . . . . . . . . . . 42
1.4.1. Поиск идей, проведение маркетингового исследования
. . . . . . . . . . . 43
1.4.2. Сегментация рынка. . . . . . 44
1.4.3. Реализация маркетингового обеспечения . 48
ГЛАВА II. ОАО «Альфа-Банк» в условиях рынка банковских продуктов и услуг. . . . . . . . . . . 49
2.1. Развитие розничного бизнеса в Альфа-Банке. . . . 49
2.2. Продукты и услуги Альфа-Банка для клиентов частных лиц. 58
2.2.1. Кредитные продукты . . . . . 58
2.2.2. Расчетное обслуживание. Пакет услуг. . . 61
2.2.3. Партнерские программы. . . . . 63
2.2.4. Сберегательные продукты. . . . . 64
2.2.5. Страховые продукты . . . . . 68
ГЛАВА III. Перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг.
. . . . . . . . . . . 71
3.1. Автоматизация банковских продуктов и услуг . . 71
3.1.1. Функционал Интернет-Банка «Альфа-Клик» . 72
3.1.2. Перспективы развития Интернет-банка. . . 85
3.2. Финансовые супермаркеты. . . . . . 86
3.2.1. Предпосылки развития финансового супермаркета. 86
3.2.2. Определение финансового супермаркета . . 87
3.2.3. Преимущества финансового супермаркета . 88
3.3. Перспективы развития Альфа-Банка как финансового супермаркета.
. . .
Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков. Еще несколько лет тому назад банки работали в условиях централизованной распределительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки стремятся осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор дополнительных, небанковских услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе идет тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.
В частности, большинство коммерческих банков на сегодняшний день сотрудничают со страховыми компаниями и осуществляют продажу страховых услуг в комплексе с банковскими продуктами. Например, «в комплекте» с кредитными продуктами, как правило, оформляется полис страхования жизни и трудоспособности заемщика. По условиям полиса страховая компания обязуется погасить задолженность клиента частично или полностью при наступлении с ним страхового случая. Помимо страхования жизни и здоровья, посредством банков реализуется и имущественное страхование: страхование КАСКО на приобретенные в кредит автомобили, гарантирование стоимости автомобиля (GAP-страхование), страхование международных пластиковых карт от утраты и мошеннических действий, страхование от непредвиденных расходов в поездках и т.д.
С развитием информационных технологий, банки стали осуществлять услуги по автоматизированному управлению счетами посредством сети Интернет, GPRS и сотовой связи: операции со счетами в Интернет-банке, SMS-уведомления о состоянии счета, совершение операций по счетам посредством GPRS, внешние платежи и переводы посредством каналов удаленного управления.
1.3.
Банковская конкуренция
Движущей силой развития рынка банковских продуктов и услуг является банковская конкуренция.
Банковская конкуренция – это процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных организаций, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг.
Особенность конкуренции в банковском деле проявляется в "узости поля" конкурентной борьбы. Это обусловлено известной ограниченностью перечня традиционных банковских услуг и является следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью.
Данная особенность заставляет банки конкурировать в весьма узком спектре операций и сделок, следствием чего является необходимость специализироваться, например, в удовлетворении потребностей различных групп потребителей.
Нынешняя банковская конкуренция имеет целый ряд специфических черт, отличающих ее от конкуренции в других секторах рынка.
Особенности банковской конкуренции состоят в следующем:
Для оценки рынка конкретизируется доля, принадлежащая банку, делается сравнение рынка данного коммерческого банка с рынком других конкурирующих банков.
Анализ конкурентов позволяет:
Анализ конкурентов тесно связан с анализом стратегии конкурента и оценке его стратегических возможностей.
В соответствии с тем положением, которое банк занимает на рынке, выявляются основные конкуренты (банки и небанковские структуры), по которым и проводится исследование и анализ.
Чаще всего банки классифицируют конкурентов по следующим группам:
Для анализа степени влияния конкурентов необходима информация о конкурентах.
Количественная информация:
Качественная информация:
Имея информацию о конкурентах, целесообразно проводить сравнительный анализ собственной деятельности банка по отношению к конкурентам. Он позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности как собственно банка, так и у конкурентов. Эффективным инструментом для проведения сравнительного анализа традиционно служат матрицы (Табл. 2).
Таблица
2. Сравнение ценовых
стратегий конкурентов
по ряду услуг.
Приведем сравнительный анализ расчетных продуктов, предлагаемых основными конкурентами Альфа-Банка (Приложение 1). На основе проведенного анализа можно выявить следующие преимущества расчетных продуктов Альфа-Банка с аналогичными предложениями основных банков-конкурентов:
- Страховка от мошенничества по картам;
- Страховка выезжающих за рубеж и путешествующих по России;
- Накопительное пенсионное страхование / детский счёт;
- Страховка ответственности перед банком.
Упрощенно "формулу" конкурентоспособности можно представить в виде:
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ = КАЧЕСТВО + ЦЕНА + УРОВЕНЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Управление конкурентоспособностью банковского продукта (услуги) тесно связано с управлением его жизненным циклом. Жизненный цикл банковского продукта это разработка конкретно банковского товара, его выход на рынок и до момента своевременного устранения с рынка.
Управление
жизненным циклом банковских товаров
означает способность банка обеспечивать
конкурентоспособную номенклатуру, а,
следовательно, преимущества в конкурентной
борьбе и устойчивое положение на рынке.
На основе изучения информации о рынке коммерческий банк разрабатывает свою маркетинговую политику, которая может быть различна: продажа освоенных услуг старым клиентам, реализация прежних услуг новым клиентам на старом рынке, продажа старых услуг на новом рынке, оказание новых услуг на старом, давно освоенном рынке, предоставление новых услуг на новом рынке. Опыт показывает, что этот последний тип стратегии банка является наиболее рискованным, но, обычно, и самым прибыльным.
Для разработки нового продукта/услуги нужны определенные ресурсы, знания, организация работ, поэтому можно говорить об определенной технологии. Это приводит к тому, что все большее число банков обращаются к маркетингу, разрабатывают маркетинговые стратегии, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды и обеспечить успех в конкурентной борьбе.
Применение маркетинговых стратегий имеет большое значение и выгоды для банка:
1.4.1.
Поиск идей, проведение маркетингового
исследования