Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:06, дипломная работа
Цели данной дипломной работы – проанализировать развитие рынка банковских продуктов и услуг для физических лиц в России после 1998 года и до настоящего времени; изучить нынешнюю структуру рынка банковских продуктов и услуг; проанализировать стратегии поведения банков в современных условиях банковской конкуренции; определить перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг; выработать предложения по повышению эффективности продвижения банками своих продуктов и услуг.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи: изучение законодательных и нормативных актов по теме, тематической литературы, периодических изданий, информации на специализированных Интернет-сайтах; изучение информации, содержащейся в годовых отчетах ОАО «Альфа-Банк» за 2005 – 2011 гг.; изучение продуктовой линейки, предлагаемой в ОАО «Альфа-Банк» клиентам – физическим лицам; изучение продуктовой линейки, предлагаемой конкурирующими банками; анализ формата обслуживания клиентов в отделениях ОАО «Альфа-Банк».
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 4
ГЛАВА I. Рынок банковских продуктов и услуг. . . . 6
1.1. История развития рынка банковских продуктов и услуг. . 6
1.1.1. Факторы, определяющие развитие рынка банковских продуктов и услуг. . . . . . . . 6
1.1.2. Развитие рынка банковских продуктов и услуг в России 1998 – 2008 гг. . . . . . . . 8
1.2. Структура рынка банковских продуктов и услуг. . . 20
1.2.1. Участники рынка . . . . . 20
1.2.2. Классификация банковских услуг . . . 20
1.2.3. Кредитные операции . . . . . 22
1.2.4. Депозитные операции . . . . . 23
1.2.5. Расчетные операции . . . . . 26
1.2.6. Валютные операции . . . . . 29
1.2.7. Трастовые операции . . . . . 30
1.2.8. Инвестиции и операции с ценными бумагами . 30
1.2.9. Небанковские продукты и услуги . . . 34
1.3. Банковская конкуренция. . . . . . . 36
1.4. Стратегия выбора банком перечня предлагаемых продуктов и услуг.
. . . . . . . . . . . 42
1.4.1. Поиск идей, проведение маркетингового исследования
. . . . . . . . . . . 43
1.4.2. Сегментация рынка. . . . . . 44
1.4.3. Реализация маркетингового обеспечения . 48
ГЛАВА II. ОАО «Альфа-Банк» в условиях рынка банковских продуктов и услуг. . . . . . . . . . . 49
2.1. Развитие розничного бизнеса в Альфа-Банке. . . . 49
2.2. Продукты и услуги Альфа-Банка для клиентов частных лиц. 58
2.2.1. Кредитные продукты . . . . . 58
2.2.2. Расчетное обслуживание. Пакет услуг. . . 61
2.2.3. Партнерские программы. . . . . 63
2.2.4. Сберегательные продукты. . . . . 64
2.2.5. Страховые продукты . . . . . 68
ГЛАВА III. Перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг.
. . . . . . . . . . . 71
3.1. Автоматизация банковских продуктов и услуг . . 71
3.1.1. Функционал Интернет-Банка «Альфа-Клик» . 72
3.1.2. Перспективы развития Интернет-банка. . . 85
3.2. Финансовые супермаркеты. . . . . . 86
3.2.1. Предпосылки развития финансового супермаркета. 86
3.2.2. Определение финансового супермаркета . . 87
3.2.3. Преимущества финансового супермаркета . 88
3.3. Перспективы развития Альфа-Банка как финансового супермаркета.
. . .
Отличительная особенность потребительского кредитования в Альфа-Банке состоит в том, что клиенту выдается локальная карта, не являющаяся международной банковской картой, предназначенная для: идентификации Клиента в отделении банка и/или в банкомате для получения информации по текущему кредитному счету и внесения наличных денежных средств на текущий кредитный счет для погашения задолженности по кредиту.
Вторичными продажами являются продажи банковских продуктов уже существующим клиентам банка, т.е. тем клиентам, у которых уже имеется\ имелся ранее какой-либо продукт банка.
Клиентам, имеющим/имевшим продукт «Потребительский кредит», предлагается потребительская карта Visa Electron Instant Issue или Visa Classic Unembossed. При оформлении Потребительского кредита в точке продаж консультант Банка дополнительно выдает потребительскую карту, либо Карты направляются по почте тем клиентам, которые ранее оформляли потребительский кредит и проявили себя как добросовестные плательщики. Продукт «Карта Visa» является нецелевым и многоразовым (возобновляемым).
Автокредитование. Кредит предоставляется для приобретения:
2.2.2.
Расчетное обслуживание.
Пакет услуг
Расчетное обслуживание клиентов – физических лиц осуществляется в Альфа-Банке с предоставлением Пакета услуг – интегрированного продукта, включающего в себя (Рис. 5):
Рисунок
5. Пакет услуг
Альфа-Банка.
С помощью текущего счета Клиент имеет возможность проводить максимально широкий спектр действий со своими деньгами:
Проводить наличные операции:
Проводить безналичные операции:
Проводить
различные технические
Текущий счет открывается на условиях «до востребования», то есть срок его действия не ограничен. Текущий счет может быть открыт в валютах: RUR, USD, EUR. В рамках одного Пакета услуг Клиенту может быть открыто не более трех текущих счетов, по одному счету в каждой валюте. К своим текущим счетам клиент может выпустить до четырех международных пластиковых карт, посредством которых будут осуществляться операции по счетам.
Счет
«Мой сейф» по своему назначению является
сберегательным продуктом, который позволяет
Клиенту накапливать денежные средства.
Одновременно Клиент имеет возможность
в любой момент воспользоваться своими
средствами. Счет открывается на условиях
«до востребования». Клиент в рамках пакета
услуг может открыть 3 счета «Мой Сейф».
Но не более одного для каждой выбранной
Клиентом валюты.
2.2.3.
Партнерские программы
Помимо традиционных электронных, классических, золотых и платиновых карт Альфа-Банк выпускает международные пластиковые карты по следующим партнерским программам (Рис. 6):
Рисунок
6. Партнерские программы
Альфа-Банка.
World Wildlife Fund (WWF) – Всемирный Фонд Дикой Природы – одна из крупнейших в мире независимых международных природоохранных организаций. В рамках совместного проекта Visa, WWF и Альфа-Банка выпускается международная пластиковая карта. Цель программы – привлечь новых клиентов к деятельности Фонда и побудить существующих клиентов активнее пользоваться расчетной картой в торговых точках и сервисных предприятиях. Клиент может использовать карту как обычное платежное средство для совершения покупок и снятия наличных средств как в России, так и за рубежом. Банк перечисляет из собственных средств определенный процент от суммы каждой покупки, совершенной по карте, в Фонд WWF. Это дает любому человеку возможность лично поучаствовать в восстановлении заповедников и защите исчезающих видов животных.
Банковская
карта АЛЬФА-БАНК–Cosmopolitan-
Пластиковая
карта Аэрофлот – MasterCard –
Предоставление
клиентам привилегий в рамках партнерских
программ – это не только дополнительный
комиссионный доход банка, но и привлечение
новых клиентов, повышение лояльности
существующих клиентов, обеспечение уникальности
и конкурентоспособности Альфа-Банка
на рынке банковских продуктов и услуг.
2.2.4.
Сберегательные продукты
В рамках сберегательных продуктов Альфа-Банк предлагает клиентам – физическим лицам депозиты и паевые инвестиционные фонды.
На сегодняшний день в Альфа-Банке клиент может оформить депозиты Премия, Капитал, Потенциал, Премьер и Мультивалютный. Каждый из предложенных депозитов обладает определенным набором характеристик, который отличает его других (Рис. 7). Среди таких характеристик клиент может выбрать следующие.
При открытии депозита клиент имеет возможность выбрать депозит как с автоматическим продлением срока, так и без него. Пролонгация (продление) депозита – возобновление срока депозита на первоначальный срок под ставку процентов годовых, установленную Банком на момент пролонгации.
Клиент может оформить депозит с капитализацией либо с ежемесячной выплатой процентов.
Существует срочный депозит, особенность которого заключается в том, что процентные ставки автоматически повышаются в результате накопления суммы депозита. В момент, когда сумма депозита (благодаря пополнению и капитализации) переходит в следующий диапазон сумм, происходит увеличение процентной ставки.
Существует возможность внесения дополнительных взносов или частичного снятия средств с депозита в пределах сумм, превышающих размер неснижаемого остатка. Неснижаемый остаток устанавливается при открытии депозита.
Рисунок 7. Депозиты Альфа-Банка.
Одной из возможностей получения дохода является вложение денежных средств в ПИФ. Паевые инвестиционные фонды – это форма коллективного инвестирования, при которой денежные средства многих инвесторов (физических или юридических лиц) передаются в доверительное управление Управляющей Компании с целью их прироста.
Паевые инвестиционные фонды обладают высокой ликвидностью. Инвестиционные паи открытого фонда можно купить и продать Управляющей компании в любой рабочий день.
Управление
активами фондов осуществляется лицензируемыми
управляющими компаниями, имеющими в
своем штате аттестованных
Хорошо проработанная законодательная база обеспечивает защищенность инвесторов. Основным нормативным документов, регламентирующим деятельность ПИФов, является ФЗ № 156 от 29 ноября 2001г. «Об инвестиционных фондах»; постоянный контроль со стороны государства. В настоящее время разработано множество нормативных документов, регламентирующих работу всех структур, обслуживающих фонд, а также определяющих требования к оценке стоимости чистых активов, раскрытию информации и ведению инвестиционной деятельности.
Паевые инвестиционные фонды, благодаря объему привлеченных средств, несут относительно малые операционные издержки по сравнению с индивидуальными инвесторами. Низкие операционные расходы благоприятно сказываются на общем инвестиционном результате.
Управляющая компания обязана с установленной законом периодичностью (для открытых паевых инвестиционных фондов — ежедневно) через средства массовой информации раскрывать данные о фонде: стоимость пая и стоимость чистых активов фонда. Кроме того, всю необходимую информацию можно получить на сайте управляющей компании в сети Интернет или по телефону.
Паевые инвестиционные фонды не являются юридическими лицами и поэтому не платят налог на прибыль. Таким образом, прирост имущества паевых фондов, в том числе в виде дивидендов и процентов, налогом на прибыль не облагается.
Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Сделано это для того, чтобы все доходы, полученные фондом в процессе управления не облагались налогом на прибыль. Таким способом решается проблема двойного налогообложения. Налоги платятся только в одном случае, когда инвесторы продают свои паи.
2.2.5.
Страховые продукты
Страховые
продукты предоставляются банком совместно
в ООО «Альфа-Страхование-
Страхование владельцев кредитных карт. У клиентов ОАО Альфа-Банк, владельцев кредитных карт, есть возможность застраховать свои риски, связанные с временной или постоянной неплатежеспособностью по приобретенным кредитам.
Данный вид страхования включает в себя и такие страховые случаи, как:
1) Получение инвалидности I и II нерабочей группы – программа страхования освобождает владельца кредитной карты от погашения кредитной задолженности, включая начисленные проценты и штрафы;
2) Временная нетрудоспособность – программа страхования освобождает владельца кредитной карты от уплаты большей части необходимого Минимального платежа.
3)
Смерть Застрахованного по