Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:06, дипломная работа
Цели данной дипломной работы – проанализировать развитие рынка банковских продуктов и услуг для физических лиц в России после 1998 года и до настоящего времени; изучить нынешнюю структуру рынка банковских продуктов и услуг; проанализировать стратегии поведения банков в современных условиях банковской конкуренции; определить перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг; выработать предложения по повышению эффективности продвижения банками своих продуктов и услуг.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи: изучение законодательных и нормативных актов по теме, тематической литературы, периодических изданий, информации на специализированных Интернет-сайтах; изучение информации, содержащейся в годовых отчетах ОАО «Альфа-Банк» за 2005 – 2011 гг.; изучение продуктовой линейки, предлагаемой в ОАО «Альфа-Банк» клиентам – физическим лицам; изучение продуктовой линейки, предлагаемой конкурирующими банками; анализ формата обслуживания клиентов в отделениях ОАО «Альфа-Банк».
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 4
ГЛАВА I. Рынок банковских продуктов и услуг. . . . 6
1.1. История развития рынка банковских продуктов и услуг. . 6
1.1.1. Факторы, определяющие развитие рынка банковских продуктов и услуг. . . . . . . . 6
1.1.2. Развитие рынка банковских продуктов и услуг в России 1998 – 2008 гг. . . . . . . . 8
1.2. Структура рынка банковских продуктов и услуг. . . 20
1.2.1. Участники рынка . . . . . 20
1.2.2. Классификация банковских услуг . . . 20
1.2.3. Кредитные операции . . . . . 22
1.2.4. Депозитные операции . . . . . 23
1.2.5. Расчетные операции . . . . . 26
1.2.6. Валютные операции . . . . . 29
1.2.7. Трастовые операции . . . . . 30
1.2.8. Инвестиции и операции с ценными бумагами . 30
1.2.9. Небанковские продукты и услуги . . . 34
1.3. Банковская конкуренция. . . . . . . 36
1.4. Стратегия выбора банком перечня предлагаемых продуктов и услуг.
. . . . . . . . . . . 42
1.4.1. Поиск идей, проведение маркетингового исследования
. . . . . . . . . . . 43
1.4.2. Сегментация рынка. . . . . . 44
1.4.3. Реализация маркетингового обеспечения . 48
ГЛАВА II. ОАО «Альфа-Банк» в условиях рынка банковских продуктов и услуг. . . . . . . . . . . 49
2.1. Развитие розничного бизнеса в Альфа-Банке. . . . 49
2.2. Продукты и услуги Альфа-Банка для клиентов частных лиц. 58
2.2.1. Кредитные продукты . . . . . 58
2.2.2. Расчетное обслуживание. Пакет услуг. . . 61
2.2.3. Партнерские программы. . . . . 63
2.2.4. Сберегательные продукты. . . . . 64
2.2.5. Страховые продукты . . . . . 68
ГЛАВА III. Перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг.
. . . . . . . . . . . 71
3.1. Автоматизация банковских продуктов и услуг . . 71
3.1.1. Функционал Интернет-Банка «Альфа-Клик» . 72
3.1.2. Перспективы развития Интернет-банка. . . 85
3.2. Финансовые супермаркеты. . . . . . 86
3.2.1. Предпосылки развития финансового супермаркета. 86
3.2.2. Определение финансового супермаркета . . 87
3.2.3. Преимущества финансового супермаркета . 88
3.3. Перспективы развития Альфа-Банка как финансового супермаркета.
. . .
Рис.21. Внешний перевод.
Рис.22. Платеж в пользу Интернет провайдеров.
Рис.23.
Платеж в пользу Интернет
провайдеров.
3.1.2.
Перспективы развития
Интернет-банка
На сегодняшний день (май 2012 г.) предлагаются следующие перспективы развития Интернет-банка «Альфа-Клик»:
В данных направлениях необходимо совершенствование программы.
3.2.1.
Предпосылки возникновения
финансовых супермаркетов
В условиях развития рынка банковских услуг создаются благоприятные условия для консолидации, слияния и присоединения банков и небанковских финансовых организаций.
Банковская система любого государства, являясь одним из высших достижений экономической цивилизации, не может устраниться от взаимодействий с банковскими системами других государств. В условиях глобализации международных финансовых рынков укрупнение финансовых институтов является решающим условием их выживания [7, с. 33]. Логика развития международных экономических отношений, формирования мирохозяйственных связей с закономерной неизбежностью привносит «зарубежный колорит» в национальные банковские системы, проявляющийся в миграции иностранного капитала в отечественные банки, создании трансграничного рынка банковских услуг, формировании международных стандартов финансовой отчетности, дерегулировании национальных банковских систем с направленностью на усиление рыночных их основ [10, с. 53].
Рост
конкуренции и падение
3.2.2.
Определение и признаки
финансового супермаркета
Финансовый супермаркет — банковское обслуживание, продажа иных финансовых продуктов и консалтинг для розничных клиентов в банковском офисе. Это наиболее распространенное понимание данного явления, т.к. ни один источник не дает жесткого определения финансового супермаркета, описания бизнес-процессов, системы управления, модели взаимодействия участников, продуктового ряда и т.д.
Одним из наиболее значительных изменений в сфере мирового финансового бизнеса за последние десять лет является интеграция страховой и банковской индустрии. При взаимодействии со страховой компанией банк диверсифицирует и минимизирует свои риски. В мировой практике объединение капиталов банков и страховых компаний началось после ряда решений правительств некоторых стран, которые позволили банкам и страховщикам владеть значительными долями акций друг друга. Сегодня объединение этих капиталов достигло такого уровня, что, по разным оценкам, банки контролируют от 20 до 40% страхового рынка в ЕС [9].
Финансовые супермаркеты в высокоразвитых странах – отнюдь не новинка. В США они появились еще в начале 20-х годов XX века. Сейчас банковское страхование, как один из видов финансового супермаркета, наиболее развито в странах Южной Европы и Америки.
Но настоящий финансовый супермаркет – это не просто альянс крупного банка со страховой или инвестиционной компанией. Финансовый супермаркет должен не только предлагать широкий спектр услуг и использовать экономию, достигаемую за счет увеличения масштабов деятельности, но и предлагать различные каналы предоставления услуг (филиальную сеть, центр телефонного обслуживания, SMS, Интернет и т.д.); хорошо понимать своих клиентов, использовать эти знания для перекрестных продаж дополнительных услуг в соответствии с выявленными потребностями клиентов [7, с. 37].
Основываясь на изученных источниках, можно выявить следующие признаки финансового супермаркета:
3.2.3.
Преимущества финансового
супермаркета
Банк, реализуя концепцию финансового супермаркета, становится провайдером полного пакета финансовых услуг или местом, где можно получить комплексный банковский сервис. Расширение набора предоставляемых услуг при обслуживании клиентов положительно влияет на имидж банка и дает дополнительные конкурентные преимущества для продвижения собственных программ. У банка появляется возможность создавать более универсальные финансовые программы как для корпоративных клиентов, так и для физических лиц. Также банк выигрывает от продажи полисов страхования, поскольку вырученные деньги размещаются на депозитном счете страховой компании в этом же банке. Таким образом, создается долгосрочная ресурсная база из привлеченных страховых резервов, сформированных по заключенным при посредничестве банка договорам. Как правило, большая часть резервов страховых компаний размещается как раз в банковских депозитах. Наконец, банк получает дополнительные безрисковые комиссионные доходы.
В рамках финансового супермаркета должна произойти интеграция фронт-офисов и бэк-офисов банка, страховой, управляющей, лизинговой, факторинговой компании и т.д. Такой подход продиктован экономикой финансового супермаркета. Она требует не только увеличения доходов — от предоставления клиенту комплекса услуг, удержания клиента, увеличения финансового результата в пересчете на одного клиента — но и снижения издержек. Очевидно, что держать по 30 операционистов в банке, страховой и управляющей компании более накладно, чем организовать 50 рабочих мест в едином центре финансовых услуг. То же самое можно сказать и о едином департаменте информационных технологий, управлении персоналом. Когда соответствующие службы работают на всех участников супермаркета, происходит существенная экономия ресурсов и стандартизация процессов. Само собой разумеется, финансовые супермаркеты ведут общую базу данных о клиентах банков. Это облегчает постановку и реализацию маркетинговых задач. С технической точки зрения, идея финансового супермаркета может быть наиболее успешно реализована в рамках какого-либо финансового холдинга, группы компаний, объединенных единым брэндом.
Итак, преимущества финансового супермаркета для банка – это:
3.3. Перспективы
развития Альфа-Банка
как финансового супермаркета
Опираясь на перечисленные признаки финансового супермаркета, можно проанализировать их наличие и уровень сформированности в Альфа-Банке. В данном разделе анализируется организационная структура розничного направления бизнеса, продуктовый ряд для физических лиц, формат обслуживания клиентов. Описываются перспективы развития Альфа-Банка как финансового супермаркета: препятствия в развитии и возможные пути их решения.
С развитием розницы в Альфа-Банке модифицировались не только продуктовый ряд, операционная система, формат отделений и технология продажи продуктов и услуг. Изменения коснулись и организационной структуры банка. Первоначально каждое новое направление деятельности зарождалось как самостоятельное подразделение с собственным бюджетом, специализированным персоналом, отдельной зоной обслуживания клиентов. Так, в 2006 году различные банковские продукты услуги клиентам – физическим лицам предлагали четыре бизнес-подразделения или блока:
Следующим шагом после того, как каждый из блоков прошел свою стадию роста, стала интеграция бизнесов в единый блок «Розничный бизнес». В 2008 году Блок «Потребительское кредитование» присоединился к Блоку «Розничный бизнес», а затем интегрировались и остальные подразделения. В ходе интеграции произошли изменения в структуре топ-менеджмента: в рамках одного города один директор объединенного розничного бизнеса и руководители, курирующие каждое направление.
Формат обслуживания клиентов претерпел следующие изменения:
В
Альфа-Банке клиентам предлагаются
различные интегрированные
Кроме того, в рамках финансового холдинга «Альфа-Групп» ОАО Альфа-Банк» сотрудничает и реализует продукты ООО «Альфа-Страхование-Жизнь», ОАО «Альфа-Страхование» и УК «Альфа-Капитал». Альфа-Банк реализует следующие страховые продукты, дополняющие банковские:
Самостоятельные страховые продукты: