Розничные продукты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:06, дипломная работа

Краткое описание

Цели данной дипломной работы – проанализировать развитие рынка банковских продуктов и услуг для физических лиц в России после 1998 года и до настоящего времени; изучить нынешнюю структуру рынка банковских продуктов и услуг; проанализировать стратегии поведения банков в современных условиях банковской конкуренции; определить перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг; выработать предложения по повышению эффективности продвижения банками своих продуктов и услуг.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи: изучение законодательных и нормативных актов по теме, тематической литературы, периодических изданий, информации на специализированных Интернет-сайтах; изучение информации, содержащейся в годовых отчетах ОАО «Альфа-Банк» за 2005 – 2011 гг.; изучение продуктовой линейки, предлагаемой в ОАО «Альфа-Банк» клиентам – физическим лицам; изучение продуктовой линейки, предлагаемой конкурирующими банками; анализ формата обслуживания клиентов в отделениях ОАО «Альфа-Банк».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 4
ГЛАВА I. Рынок банковских продуктов и услуг. . . . 6
1.1. История развития рынка банковских продуктов и услуг. . 6
1.1.1. Факторы, определяющие развитие рынка банковских продуктов и услуг. . . . . . . . 6
1.1.2. Развитие рынка банковских продуктов и услуг в России 1998 – 2008 гг. . . . . . . . 8
1.2. Структура рынка банковских продуктов и услуг. . . 20
1.2.1. Участники рынка . . . . . 20
1.2.2. Классификация банковских услуг . . . 20
1.2.3. Кредитные операции . . . . . 22
1.2.4. Депозитные операции . . . . . 23
1.2.5. Расчетные операции . . . . . 26
1.2.6. Валютные операции . . . . . 29
1.2.7. Трастовые операции . . . . . 30
1.2.8. Инвестиции и операции с ценными бумагами . 30
1.2.9. Небанковские продукты и услуги . . . 34
1.3. Банковская конкуренция. . . . . . . 36
1.4. Стратегия выбора банком перечня предлагаемых продуктов и услуг.
. . . . . . . . . . . 42
1.4.1. Поиск идей, проведение маркетингового исследования
. . . . . . . . . . . 43
1.4.2. Сегментация рынка. . . . . . 44
1.4.3. Реализация маркетингового обеспечения . 48

ГЛАВА II. ОАО «Альфа-Банк» в условиях рынка банковских продуктов и услуг. . . . . . . . . . . 49

2.1. Развитие розничного бизнеса в Альфа-Банке. . . . 49
2.2. Продукты и услуги Альфа-Банка для клиентов частных лиц. 58
2.2.1. Кредитные продукты . . . . . 58
2.2.2. Расчетное обслуживание. Пакет услуг. . . 61
2.2.3. Партнерские программы. . . . . 63
2.2.4. Сберегательные продукты. . . . . 64
2.2.5. Страховые продукты . . . . . 68

ГЛАВА III. Перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг.
. . . . . . . . . . . 71
3.1. Автоматизация банковских продуктов и услуг . . 71
3.1.1. Функционал Интернет-Банка «Альфа-Клик» . 72
3.1.2. Перспективы развития Интернет-банка. . . 85
3.2. Финансовые супермаркеты. . . . . . 86
3.2.1. Предпосылки развития финансового супермаркета. 86
3.2.2. Определение финансового супермаркета . . 87
3.2.3. Преимущества финансового супермаркета . 88
3.3. Перспективы развития Альфа-Банка как финансового супермаркета.
. . .

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

     Препятствием  здесь является то, что кредитная организация не может с достаточной эффективностью продавать «чужой продукт». Между банковским и страховым бизнесом существуют значительные содержательные различия. Сотрудники банков «не заточены» на продажи страховых услуг. И если дополняющие страховые продукты реализуются достаточно успешно, то этого нельзя сказать о самостоятельных страховых продуктах.

     Развитие  альянса двух бизнесов сдерживается еще и тем, что в финансовом супермаркете могут оказываться только стандартизованные услуги. Если говорить о страховании, то такой подход эффективно может быть использован в том случае, когда для оформления полиса достаточно предоставить лишь определенный набор документов. При такой модели заключение договора страхования не предусматривает выезда сотрудника банка для оценки страхуемого имущества. Естественно, для оформления полиса по нестандартному объекту, например промышленному оборудованию, потребуется визит непосредственно в страховую компанию и общение с экспертом, а не с сотрудником банка.

     Как уже было описано выше, физическим лицам предлагаются 3 традиционных вида продуктов: расчетные, кредитные и сберегательные. На базе традиционных продуктов в отделениях Альфа-Банка используется метод перекрестной продажи, когда при совершении какой-либо операции работники банка предлагают клиенту новые или дополнительные услуги. Однако, для населения нашей страны свойственен, как правило, набор из 2-3 финансовых услуг. Уровень финансовой грамотности населения все еще невысок. Это препятствует успешной продаже интегрированных продуктов.

     Еще одно сложностью является и то, что  сотрудники банка, осуществляющие перекрестные продажи услуг, также по-прежнему загружены операционной работой, поэтому их эффективность как продавцов уменьшается. В Альфа-Банке в этом направлении уже предприняты следующие масштабные шаги:

  • Операционная и консультативная работа распределена между разными сотрудниками отделения менеджерами-консультантами и специалистами: менеджеры осуществляют основные продажи, специалисты выполняют операционную работу и перекрестные продажи.
  • Многие банковские операции автоматизированы и доступны клиентам через удаленные каналы управления счетами.

      Особого внимания,  заслуживают  технологические  проблемы, а именно:

    • Проблемы с обменом информацией между отделами, обслуживающими клиентов;
    • Как следствие, дублируется предложение услуги клиенту, либо предложение не делается вообще.

     По-настоящему ориентированная на клиента организация  должна предоставлять услуги, используя  несколько каналов, но имея при этом единый источник информации обо всех случаях взаимодействия с клиентом и должным образом прогнозируя потребности клиента и реагируя на них.

      Для повышения эффективности работы сотрудников отделений банка  и приближения отделений к  формату финансового супермаркета рекомендуются следующее:

  • Четко разграничить продажу сопутствующих и самостоятельных страховых продуктов. Сопутствующие продукты реализуются через перекрестные продажи. Продажа не влечет больших временных затрат, от продавца потребуются первичные навыки продаж: выявление потребности, презентация, отработка стандартных возражений. Продажа самостоятельных страховых продуктов, напротив, потребует не углубленного владения технологией продаж, которая, кроме того, носит специфический характер для данных продуктов. Продажа самостоятельных страховых продуктов должна осуществляться менеджером-консультантом, не занятым операционной деятельностью.
  • На регулярной основе проводить обучение сотрудников фронт-офиса с различным акцентом для разных позиций на перекрестную или основную продажу.
  • В качестве памятки для специалистов рекомендуется «Матрица перекрестных продаж» (Приложение 1). В первом столбце указаны операции, за совершением которых наиболее часто обращаются клиенты в отделение банка. В первой строке перечислены продукты и услуги, которые в том или ином случае могут стать предметами перекрестной продажи. Если в конкретной ситуации высока вероятность успешной продажи того или иного продукта, пересечение соответствующего столбца и строки отмечено «плюсом».
  • Собирать данные о лояльности клиентов и удовлетворенности имеющимся набором услуг.
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате проведенного исследования можно сделать следующий вывод о тенденциях, характеризующих современный российский рынок банковских продуктов и услуг:

  1. Резкое усиление конкурентной борьбы между различными участниками рынка.
  2. Интеграция банковской и страховой индустрии – продажа банковских и страховых услуг через общие каналы распространения.
  3. Ориентация банков на комплексное обслуживание физических лиц с учетом индивидуального подхода.
  4. Повышение качества услуг и их привлекательности для клиентов.
  5. Усиление неценовой конкуренции.
  6. Внедрение современных технических средств и банковских технологий.
  7. Совершенствование системы управления персоналом и повышение требований к квалификации специалистов банка.
  8. Стремление к увеличению комиссионного дохода.
  9. Ориентация на улучшение имиджа банка.
  10. Внедрение систем управления конкурентоспособностью банковских продуктов.

     Данные  тенденции способствуют возникновению  и развитию нового участника рынка  банковских продуктов и услуг – финансового супермаркета. Преимущества финансового супермаркета говорят о целесообразности и перспективности данного явления. Многие крупнейшие банки, в частности, ОАО «Альфа-Банк» по ряду признаков уже используют выгоды данной модели. Однако в полной мере реализованных финансовых супермаркетов в нашей стране пока не существует. Для этого необходимы изменения как в законодательстве, так и внутри самих банков.

     В ходе исследования проведен анализ конкурентной среды ОАО «Альфа-Банк» и сформулированы его конкурентные преимущества; выдвинуты предложения по усовершенствованию Интернет-Банка; предложены рекомендации для повышения эффективности работы сотрудников отделений банка и приближения отделений к формату финансового супермаркета.

     К сожалению, на данный момент не решенной осталась следующая проблема развития банков – Альфа-Банк, как другие банки, уже имеет сложившийся формат отделений. Перестроить сеть в концепции финансового супермаркета требует времени и расходов. Кроме того, пока сложно отказаться от услуг кассовых работников, потому что в России все еще очень большой объем наличности.

 

     

     Список  использованной литературы 

      
  1. Конституция Российской Федерации. – М.: ТД Элит. – 2007. – 28 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: - Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство ЭКМОС, 2007. – 408 с.
  3. ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1, Ст. 5.
  4. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года. ПРИЛОЖЕНИЕ к Заявлению Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 5 апреля 2005 г.
  5. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2004.
  6. Банковские системы в реформирующихся экономиках. Россия в контексте зарубежного опыта. – С.Петербург, ДБ, 2001. – 747 с.
  7. Власенкова Ю.Б. Возможности развития финансовых супермаркетов в России: международный опыт и российская практика / Финансы и кредит, 2007, № 20. – С. 33.
  8. Ермаков С.Л. Рынок потребительского кредитования в России: Современные тенденции развития / Финансы и кредит, 2006, № 21. – С. 24.
  9. Кадыкова М. Финансовый супермаркет – взгляд изнутри / Газета, 2007, №49.
  10. Ковалев П.П. К вопросу о функциональном анализе банковской системы / Деньги и кредит, 2008, № 9. – С. 52.
  11. Мартынова Т. Финансовый супермаркет — недостижимый идеал или будни розничного банка? / Банковское обозрение, 2007, № 12.
  12. Мехряков В.Д. К вопросу об обеспеченности банковскими услугами в России / Банковское дело, 2007, № 8. – С. 17.
  13. Моисеев С. Р. Оптимальная структура банковского рынка: сколько банков нужно России? // Финансы и кредит. – 2006. - №23. – С. 2 – 13.
  14. Пономарева М.А. Зарубежный опыт банков в области менеджмента и маркетинга / Финансы и кредит, 2007, № 20. – С. 45.
  15. Шершень И.В. Конспект лекция по дисциплине «Основы банковского дела». – Воронеж: Новый взгляд, 2005. – 80 с.
  16. Центральный Банк Российской Федерации. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 г. (http://www.cbr.ru/publ/root_get_blob.asp?doc_id=8461)
  17. Годовой отчет 2003 – 2008, «ОАО Альфа-Банк». – (http://www.alfabank.ru).
  18. http://www.cbr.ru/today/history/gosbank.asp
  19. http://www.alfabank.ru/about/
  20. http://rating.rbc.ru/article.shtml?2009/03/12/32332601

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Приложение 1. Сравнение расчетных  продуктов, предлагаемых Альфа-Банком и его  основными конкурентами – Сбербанком и  ВТБ 24. 

  Альфа-Банк Сбербанк   ВТБ 24
Доступность отделений Понедельник-суббота: 9:00—20:00 Понедельник-пятница: 9:00—18:00 Понедельник-пятница: 9:00—20:00 
Суббота: 9:00—17:00
Партнеры Аэрофлот

Cosmopolitan

Всемирный фонд поддержки дикой природы

Аэрофлот 
Фонд "Подари жизнь"
OZON.RU
Интернет-банк Бесплатно. Расширенный  функционал Электронная сберкасса  только для Клиентов г. Москвы Телебанк
Мобильный банк До 59 руб. в месяц. Переводы между своими счетами и  клиентами банка бесплатны Classic 60 руб. 
Electron 60 руб. 
Перевод через МБ на свои счета или счета др.клиентов бесплатный только если счета открыты в одном отделении.

В противном случае 0,75% от суммы

Телебанк
СМС-оповещение До 59 руб. в месяц. Существует платежный функционал Для электронных  карт 60 руб.\мес. 
Для классических карт 30 руб.\мес. 
Для более высоких категорий карт - бесплатно
Нет информации
Годовое обслуживание карты За весь Пакет  услуг: Classic 129 руб.в месяц 
Gold 249 руб.в месяц 
Platinum 499 руб.в месяц
Classic 600 руб. 
Gold 2400 (в т.ч. Аэрофлот)
Electron 7 $ 
Classic 23 $ 
Gold 115 $ 
Platinum 250 $
Годовое обслуживание дополнительной карты Бесплатно до трех дополнительных карт Gold 1800 (в т.ч.  Аэрофлот) Electron 5 $ 
Classic 15 $ 
Gold 75 $ 
Platinum 150 $
Min взнос для выпуска  карты 30 000 руб. для выпуска карты Platinum На усмотрение Клиента Classic 100 $ 
Gold 2000 $ 
Platinum 5000 $
Выписка по счету Бесплатно Бесплатно Повторная 5 $
Перевыпуск  карт Бесплатно 120 руб. Electron 5 $ 
Classic 10 $ 
Gold 10 $ 
Platinum 10 $
Блокировка  карты Бесплатно 1200 руб. 20 $ (Gold 100) 
Разблокировка 30 $
Выдача  средств со счета Бесплатно при сумме свыше 300 тыс.руб.(по Gold) или 150 тыс. руб. (Classic) 0,5 % на сумму свыше указанной при сумме от 3 млн. 5 %
Переводы  на свои счета или  счета др.клиентов Бесплатно 0,75% от суммы,  кроме банкоматов территориального  банка в другие филиалы 0,5 % от суммы, мин. 50 руб. В валюте 0,75 %, не менее 5 ед.
Внесение  через банкомат Бесплатно 0,75% от суммы,  кроме банкоматов территориального  банка Бесплатно
Ставка  по вкладу до востребования До 8,8 % годовых На остаток  средств на карте - не начисляется 0,01 % годовых
Выдача  карты Бесплатно 300 руб. (комиссия устанавливается территориальным банком) Бесплатно

 

Приложение  2. Матрица перекрестных продаж.

  Интернет-Банк 
Альфа-Клик
SMS-Банк 
Альфа-Чек
Мобильный банк 
Альфа-Мобайл
Кредитная карта Ко-брэндовая 
карта
Карта с индивидуальным дизайном Моя Альфа Пакет услуг Туристическая страховка Альфа-Тур Страхование пластиковой карты Депозит / Сберегательный счет
Клиент  делает выписку по счету + + +             +
Клиент  получает дебетовую  карту + + + + + +   + + +
Клиент  перевыпускает карту + + + + + +   + + +
Держатель кредитной карты + + +         + + +
Действующий пакет услуг + + + + + + +     +
 
Клиент совершает  разовый перевод
            +     +
Перевод с Текущего счета             +     +
Расторжение депозита       +           +
Клиент  получает справку  для посольства               +   +
Досрочное погашение кредита       +     +     +

Информация о работе Розничные продукты