Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности и разработка мероприятий по снижению кредиторской и дебиторской задолженности исследуемой организации с целью повышения ее финансовой устойчивости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность расчетов с дебиторами и кредиторами;
- изучить классификацию дебиторской и кредиторской задолженности;
- проанализировать соотношение дебиторской задолженности и кредиторской задолженности в рассматриваемой организации;
- изучить систему управления задолженностью в организации;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ВЗФЭИ.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий.

Экономическая сущность кредиторской задолженности состоит в том, что это не только часть имущества организации, как правило, денежные средства, но и товарно-материальные ценности, например, в обязательствах  по товарному кредиту. Как правовая категория, кредиторская задолженность  - особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют права требования на нее. Данная часть имущества – долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации-должника. Таким образом, кредиторская задолженность имеет двойственную юридическую природу: как часть имущества она принадлежит организации на праве ведения или праве собственности относительно полученных заимообразно денег или вещей; как объект обязательных правоотношений – это долги организации перед кредиторами, то есть лицами, управомоченными на истребование или взыскание от организации указанной части имущества.

По существу, выручка от продаж является единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности. Поступление денежных средств от продаж определяет возможности предприятия по погашению долгов кредиторам. Как правило, большая часть дебиторской задолженности формируется как долги покупателей. Установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное поступление средств для осуществления платежей кредиторам – главная задача управления движением дебиторской задолженности.

 

 

1.2 Роль и значение дебиторской и кредиторской задолженности в обеспечении финансовой устойчивости предприятия

 

Дебиторская задолженность, являясь активом предприятием, связано с юридическими правами, включая право на владение. В целом под активом понимается имущество, имущественные блага и права субъекта, имеющие стоимостную оценку. Будущая экономическая выгода, воплощенная в активе – это потенциальный, прямой или косвенный вклад в приток денежных средств субъекта. Следовательно, дебиторская задолженность – это будущая экономическая выгода, воплощенная в активе, и связанная с юридическими правами, включая право на владение.

Актив дебиторской задолженности имеет три существенные характеристики:

1.                    Он выполняет будущую выгоду, обеспечивающую способность прямо или косвенно создавать прирост денежных средств.

2.                    Активы представляют собой ресурсы, которыми управляет хозяйствующий субъект. Причем права на выгоду или потенциальные услуги должны быть законны или иметь юридическое доказательство возможности их получения.

Например, при отражении факта продажи актива у продавца образуется дебиторская задолженность. Договор купли – продажи позволяет определить вероятную будущую выгоду.

3.        К активам не относится выгода, которая будет получена в будущем, но в настоящее время не находится под контролем предприятия. При этом ключевым моментом является решение бухгалтера о том, что та или иная хозяйственная операция произойдет.

При выработке политики платежей предприятие исходит из сравнения прибыли, дополнительно получаемой при смягчении платежей и, следовательно, росте объемов продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности. В свою очередь, увеличение дебиторской задолженности инициирует предприятие на:

- увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки);

- увеличение периода оборота дебиторской задолженности;

- увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.

Широкое распространение в управлении дебиторской задолженностью (в формировании политики условий продаж) получили коэффициенты инкассации. Коэффициенты инкассации  - доля поступлений от задолженности определенного срока по отношению к объему реализации периода возникновения задолженности. Данный              коэффициент на каждую дату рассчитывается по отдельным группам задолженности. Например, коэффициенты инкассации в марте включают коэффициент инкассации текущей (мартовской) задолженности, коэффициент инкассации задолженности по продукции, отгруженной в феврале и т.д. Суммарный коэффициент инкассации равен отношению погашения дебиторской задолженности за все периоды к объемам поставок за последний период. Если К > 1, то означает, что за март дебиторская задолженность снизилась; если К < 1, то дебиторская задолженность и вероятность формирования безнадежной задолженности растут.

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для руководства предприятия. Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит.

Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности, является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара. Например, при полной предоплате предоставляется скидка в размере 5 % от стоимости товара, при частичной предоплате (более 50 % от стоимости отгруженной партии) – скидка 3 %, при оплате по факту отгрузки – скидка 1 %.При предоставлении рассрочки платежа на 7 дней скидки не предусмотрены.

В финансовом менеджменте немаловажное значение занимает и управление кредиторской задолженностью, под которой подразумевается не только задолженность поставщикам, но и кредиты, займы, расчёты с
бюджетом и прочие пассивы. Большое значение имеет классификация
задолженности в разрезе сроков погашения обязательств. Как
правило, при этом задолженность делится на две большие группы:
долгосрочную и краткосрочную. Такое деление важно при анализе ликвидности, главной целью которого является выявление способности предприятия погасить свои обязательства.

В  настоящее время большинство предприятий расчеты за товары, выполненные работы или оказанные услуги  производят на условиях последующей оплаты. В связи с этим можно говорить о получении предприятием кредита от поставщиков и подрядчиков.  Поэтому от того, насколько сроки предоставленного предприятию кредита соответствуют общим условиям его производственной и финансовой деятельности, зависит финансовое благополучие предприятия.

 

 

 

1.3 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью

 

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

К приемам управления дебиторской задолженностью относят: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами времени – на выписку счета – фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета – это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Отправлять счета следует одновременно с товаром. Время почтовой доставки – между подготовкой счета – фактуры и получением его покупателем.

Кредитные условия. Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженности является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям), которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, то у предприятия будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибыли  и  негативной реакции покупателей.

С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, предприятие может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Продление кредита  также влечет за собой дополнительные издержки: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они высылаются покупателям в различные периоды времени, но важным условием является то, что счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени их составления. Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода. Необходимо помнить, что счета на крупные суммы должны составляться немедленно.

Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовое состояние покупателя. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово-неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 % коммерческих организаций терпят крах в течение первых двух лет).  Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете).

Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность предприятия  противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Факторинг. Можно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

В целом  управление дебиторской задолженностью включает:

1) анализ дебиторов;

2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

4) разработку политики авансовых расчетов;

5) оценку и реализацию факторинга.

Анализ дебиторов предполагает, прежде всего, анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий предоставления коммерческих кредитов и условий договоров факторинга. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот – о возможности снижения процента по кредитам.

Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва по сомнительным долгам. Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью. Анализ и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной. Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах (соблюдение платежной дисциплины клиента в прошлом, прогнозные возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров). Необходимая для анализа  клиентов информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.

Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью