Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование теории и практики контроля и оценки эффективности контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях
Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
2. Провести анализ организации и проведения контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
3. Предложить совершенствование контроля и оценки эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1. Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты 6
1.2. Формирование и управление финансовыми ресурсами в РК 14
1.3. Методические аспекты эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях 24
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДА ПАВЛОДАРА 35
2.1. Тенденции формирования и использования финансовых ресурсов в Республике Казахстан 35
2.2. Социально-экономические положение Павлодарской области 46
2.3 Оценка эффективность контроля использования финансовых ресурсов в городе Павлодара 53
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 62
3.1. Государственные меры по повышению эффективность контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях 62
3.2. Программа повышения эффективности использования финансовых средств в павлодарской области 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Эти функции возлагаются  на Министерство финансов, в частности  на Комитет финансового контроля. Эта работа будет в своем роде индикатором способности КФК пересмотреть свои подходы к работе и развить потенциал по оценке исполнения бюджета, исходя из показателей эффективности, а не только по показателям контроля соответствия законодательству. Председателю комитета финансового контроля необходимо должным образом организовать работу, в том числе выносить вопросы методологического характера на рассмотрение департаментов центрального аппарата Министерства.

Хотелось бы остановиться на эффективном использовании государственного имущества.

Комитет госимущества ежегодно осуществляет проверки целевого и эффективного использования государственного имущества.

Выявленное в ходе проверок неиспользуемое, или используемое не по назначению, государственное  имущество подлежит продаже, списанию или перераспределению.

Минфином внесен проект постановления Правительства о  пересмотре нормативов положенности площадей, служебных и специальных автомобилей.

В то же время, дважды проведенное  сокращение штатной численности  госаппарата, не привело к пропорциональному сокращению занимаемых площадей и соответствующих расходов на их содержание. Так, по предварительным данным, превышение площадей составляет 75 833 кв.м.

Проект Закона "О  государственном имуществе" находящийся  в Парламенте, после его принятия, позволит Комитету изымать неиспользуемое, или используемое не по назначению имущество, включая помещения, по истечении 6 месяцев после проверок без согласования с государственными органами.

В связи с чем, поручаю  Комитету госимущества после принятия постановления провести инвентаризацию госорганов, по результатам которой определить высвобождаемую площадь, с учетом сокращения штатов и новых нормативов.

Далее внести предложения  по оптимальному размещению государственных  органов, Бюджетным департаментам  учесть при рассмотрении заявок государственных органов расходной части бюджета, а Комитету финансового контроля уделить особое внимание этому вопросу при проведении контроля государственных органов.

Агентству по делам строительства  считаю необходимым, при экспертизе ПСД на строительство административных зданий также учитывать нормативы положенности площадей.

Повышение эффективности  государственных расходов – это  не просто задача финансовая – это, прежде всего задача политическая, поскольку речь идет о расходовании средств налогоплательщиков.

Поэтому важным является повышение прозрачности исполнения бюджета.

К слову, Казахстан имеет  низкий показатель в международном  рейтинге по открытости бюджета.

Для повышения открытости бюджета не потребуется принятие каких-либо законодательных актов, требуется, прежде всего, публикация информации об исполнении бюджета в понятном для общества формате.

В международной практике такая практика называется гражданским  бюджетом.

Министерство финансов в ближайшее время начнет размещать  информацию по исполнению бюджета 2010 года, не в том формате, по которым готовится отчет в соответствии с бюджетным кодексом, а в формате, который был бы в большей мере понятен населению.

На сайте Министерства финансов будет раздел "Гражданский  бюджет" с подразделами по основным направлениям использования бюджетных средств.

В середине прошлого года в бюджетное законодательство были внесены изменения, касающиеся текущего контроля за бюджетными расходами.

При этом, анализ дебиторской  задолженности за три года показал  рост данного показателя. В частности, рост дебиторской задолженности на 1 января 2011 года по сравнению с предыдущим годом составил более 50%, с 46,7 млрд тенге до 70,4 млрд.тенге21.

В связи с этим, необходимы дополнительные меры по усилению текущего контроля за бюджетными расходами, а именно:

- необходимо при оплате  по актам выполненных работ  уменьшить сумму, подлежащую выплат, на пропорциональную часть авансовых  платежей;

- ввести обязательность  проведения окончательного расчета  (например 5% от стоимости объекта) только при наличии положительного заключения государственной приемочной комиссии;

- необходимо восстановить  практику сдачи периодической  бюджетной отчетности государственными  учреждениями в территориальные  подразделения казначейства для  анализа (контроля) наличия и состояния дебиторской задолженности, что также позволит контролировать своевременное отражение в балансах государственных учреждений построенных и введенных в эксплуатацию объектов и приобретенных активов.

Министерством проведены  работы по дальнейшему внедрению системы электронного документа "Казначейство-клиент" в пилотной зоне, и совместно с национальным оператором в области финансовых информационных систем работы по модернизации системы, в частности расширение ее функционала.

Комитетом казначейства проведены работы по внедрению системы  электронного документооборота "Казначейство-клиент" с государственными учреждениями, имеющими необходимый уровень технического оснащения к подключению, в пилотной зоне в городах Астана, Алматы и Акмолинской области.

В связи с тем, что  подключение к системе требует  от пользователей соответствия минимальным  техническим требованиям. Среди  государственных учреждений был  проведен опрос на предмет наличия  технических средств, включающие отдельное  рабочее место с выходом в интернет.

В ходе проведенного опроса, выяснилось, что техническая готовность из 14717 государственных учреждений по Республике составила 34%.

Причинами не готовности являются отсутствие средств на приобретение компьютерной и иной техники, соответствующей требованиям, а также рабочего места, подключенного к интернету.

Все эти вопросы необходимо решить при формировании бюджета  на 2012 год.

Эффект внедрения системы  очевиден.

Это увеличение скорости обслуживания государственных учреждений. Если раньше, например, процесс приема и обработки счетов к оплате на бумажном носителе занимал 4-5 дней, а с учетом возвратов на доработку до 7 дней, то в электронном формате этот процесс занимает 1-2 дня. Кроме того, это сокращение бумажных, временных и транспортных затрат государственных учреждений.

Важнейшее направление  в деятельности Министерства – повышение  эффективности налогообложения  и самой налоговой системы.

Одной из задач Налогового кодекса с 01 января 2009года был перенос налоговой нагрузки с нулевого на сырьевой сектор за счет снижения ставки КПН и введения НДПИ.

Введение НДПИ с едиными  ставками по видам полезных ископаемых вместо Роялти со ставками, отраженными  в контрактах на недропользование, привело к увеличению изъятия  природной ренты.

Так, сумма поступлений по НДПИ (роялти), за исключением платежей ТШО и СРП, за 2008-2010 годы выросла со 186,5 млрд.тенге до 450,2 млрд.тенге.

В целом, налоговая нагрузка на экономику в течение 2005-2010гг. находится  примерно на одном уровне. При этом последовательно снижается нагрузка на не сырьевой сектор экономики. Так, за период 2005-2010 гг. налоговая нагрузка в % к ВВП по не сырьевой экономике снижена с 20,9% в 2005 году до 12,1% за 2010 год22.

Принятые меры по перераспределению  налоговой нагрузки на сырьевой сектор экономики позволили увеличить размер налоговой нагрузки по специальным налогам и платежам с недропользователей от 3,0% к ВВП в 2007г. до 7,1% к ВВП за 2010г. (по оперативным данным). При этом рост налоговой нагрузки отмечен даже несмотря на существенное снижение цен на нефть в 2009г.

В рамках исследования "Doing Business-2011" проведена оценка налоговой  ставки по 183 странам мира, по результатам  которой Казахстан занимает 38 позицию, опередив такие страны, как Великобритания, Норвегия, Россия, США, Германия и т.д.

Те меры которые мы предпринимаем в целом позволяют  Казахстану иметь конкурентоспособную  по налоговым нагрузкам фискальную систему, которая, безусловно, привлекает инвесторов.

Действующим Налоговым  кодексом предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование развития специальных экономических зон.

Так, для организаций, осуществляющих деятельность на территориях  специальных экономических зон, сумма исчисленного корпоративного подоходного налога уменьшается  на 100 процентов, при исчислении земельного налога применяется коэффициент 0 к соответствующим ставкам и при исчислении налога на имущество применяется ставка 0 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения.

Общая сумма предоставленных  преференций в связи с льготным налогообложением составила в 2008-2010 гг. порядка 48 млрд. тенге.

Практика показывает, что к вопросу развития специальных  экономических зон необходимо подходить  комплексно и предусматривать стимулирующие  меры не столько в области налогообложения, сколько в развитии инфраструктуры, логистики, менеджмента и прочих мер.

Наличие изъятий из общеустановленной  системы налогообложения налоговой  льготы создают условия для появления  различных схем уклонения от налогов, и возникновения различных фиктивных  цепочек поставщик – покупатель.

Государство оказывает  большую поддержку сельскому  хозяйству. Это важнейшая отрасль, которая во всем мире получает поддержку  от государства в виде субсидий.

За 2010 год в рамках специального налогового режима юридическими лицами – сельхозтоваропроизводителями было уплачено 7041,2 млн.тенге (30%), льготированная сумма налогов (70%) составила порядка 16 429,5 млн.тенге.

Если принять во внимание, что в республиканском бюджете  на 2010 год предусмотрено целевых  текущих трансфертов на развитие сельского хозяйства в сумме 40,8 млрд.тенге, то если исключить эти льготы, а 16429,5 млн.тенге добавить в качестве субсидий сельхозпредприятиям, то для добросовестных сельхозтоваропроизводителей такая мера будет нейтральна по экономическому эффекту, зато подорвет основу для махинаций в этой сфере. В тех секторах, в которых оказывается значительная государственная поддержка, не должно быть почвы для каких-либо махинаций.

Бюджетный кодекс был  принят в 2009 году и 2 года вполне достаточный  срок, чтобы оценить эффективность администрирования, которая безусловна, требует совершенствования, а также оценить, в какой мере востребованы, предусмотренные законодательством формы отчетности.

Если в 2009 году по сравнению  с 2008 годом количество форм налоговой  отчетности сократилось на 37%, то считаю еще можно будет сократить на 30% в 2012 году с учетом поправок в законодательство.

Налоговым законодательством  предусмотрено, что с 2013 года будут  устранены разовые талоны. То есть, на работу по регистрации тех, кто  работает по разовым талонам, в качестве индивидуальных предпринимателей и переводу их на другие налоговые режимы отводится 2 года. В целом если перерегистрироваться, с учетом тех ставок, которые вводятся, выгодно будет работать не по разовым талонам.

К примеру, те, кто работает по патенту, в среднем за месяц платят ИПН и соцналог по ставке 2% на сумму 4400 тенге + пенсионные взносы и соцотчисления. Лица же, работающие по разовому талону, платят больше, то есть в среднем за месяц – ИПН на сумму 6900 тенге + пенсионные взносы и соцотчисления.

Таким образом, переход  торгующих на рынках на режимы патента  или упрощенной декларации не только не повлечет увеличения налоговой нагрузки, но и снизит ее.

Отмена разовых талонов  пугает индивидуальных предпринимателей налоговой отчетностью, поэтому требуется не только сократить, но и существенно упростить налоговую отчетность по тем режимам, на которые перейдут торговцы базаров.

Эта большая задача, ее необходимо решать в текущем году, с тем, чтобы в следующем году эта работа была выполнена. Проведение данной работы будет способствовать транспарентности, легализации бизнеса, социальной защищенности торгующих, путем вовлечения в пенсионную систему, систему социального страхования. Это важно как для государства, так и для них самих, они будут участниками социальной программы. При введении всеобщего декларирования они смогут воспользоваться льготами, вычетами, которые будут предоставляться гражданам в рамках всеобщего декларирования.

То есть, на сегодня, прежде всего, для налогоплательщиков, так и для налоговых органов важна урегулированность тех или иных вопросов, касающихся налогообложения, в других отраслевых законодательствах.

Так же необходимо при  внесении изменений в Налоговый  кодекс переносить нормы из подзаконных  актов в кодекс, чтобы он был максимально прямого действия.

При проработке основных методологических вопросов всеобщего  декларирования наиболее важным является вопрос определения перечня и  размера налоговых вычетов для  целей обложения индивидуальным подоходным налогом.

В настоящее время налоговые вычеты при предоставлении работником подтверждающих документов применяются работодателем, которые не всегда используются в полной мере. В случае внедрения всеобщего декларирования физические лица смогут самостоятельно применять все налоговые вычеты.

Информация о работе Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты