Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:53, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время вопросы прибыльного и устойчивого функционирования стали занимать ключевые позиции в планах деятельности предприятий. По мере развития экономических связей и усиления конкуренции эффективное управление, позволяющее поддерживать платежеспособность и ликвидность компании, стало одной из основных задач для многих организаций. Очевидно, что фирма в течение своей «жизни» контактирует и взаимодействует с государством (в частности с его различными структурами и органами власти), конкурентами, поставщиками, покупателями, партнерами и т.д. Вместе с тем невозможность отдельного предприятия контролировать и регулировать процессы, происходящие в макросреде, сделала необходимым разработку внутреннего регламента компании, отражающего все условия взаимоотношений с её дебиторами и кредиторами. Этим документом является кредитная политика организации. В ней указываются все нюансы, касающиеся условий, сроков, возможных вариантов работы с дебиторами и кредиторами, а также инструменты, используемые для оптимизации, а соответственно и более эффективного управления, дебиторской и кредиторской задолженностей.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
1 Кредитная политика: виды, инструменты реализации........................................ 8
1.1 Кредитная политика предприятия................................................................. 8
1.2 Долговые инструменты финансирования .................................................. 17
2 Анализ использования векселей и корпоративных облигаций в практике
российских предприятий............................................................................................ 37
2.1 Применение векселей в деятельности организаций.................................. 37
2.2 Облигационные займы – инструмент привлечения средств для
предприятий........................................................................................................... 51
3 Практическое применение векселей и облигаций для финансирования
деятельности предприятия ......................................................................................... 60
3.1 Краткая характеристика ОАО «Трубная металлургическая компания». 60
3.2 Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО
«ТМК» ................................................................................................................... 63
3.3 Использование векселей и облигаций на ОАО «Трубная
металлургическая компания»............................................................................... 70
Заключение................................................................................................. 83
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом использ долгов инструм.doc

— 854.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 13 - Предоставленные займы [составлена автором]

Наименование заемщика

Сумма займа по состоянию на 31.12.2009 г.

Срок погашения

Годовая ставка процентов

IPSCO Tubulars Inc., (тыс.руб.)

6 048 840

31.07.2011

15

NS Group Inc., (тыс.руб.)

540 766

03.12.2011

10

Итого предоставленные займы в стр. 140 Ф.№1, (тыс.руб.)

6 589 606

   

 

Таким образом, в процессе функционирования предприятие имеет возможность сочетать различные инструменты для финансирования своей деятельности, при этом, чтобы применять их с наибольшей эффективностью необходимо учесть преимущества и недостатки каждого из них, а также постоянно отслеживать состояние и качество обслуживания своих обязательств.

 

Выводы по третей главе.

В России продолжаются экономические реформы и развитие правовой, налоговой и административной инфраструктуры, которая отвечала бы требованиям рыночной экономики. Стабильность российской экономики будет во многом зависеть от хода этих реформ, а также от эффективности предпринимаемых Правительством мер в сфере экономики, финансовой и денежно-кредитной политики.

Российская экономика подвержена влиянию рыночных колебаний и снижения темпов экономического развития в мировой экономике. Продолжающийся мировой финансовый кризис привел к нестабильности на рынках капитала, существенному ухудшению ликвидности в банковском секторе и ужесточению условий кредитования внутри России. Несмотря на стабилизационные меры, предпринимаемые Правительством Российской Федерации с целью обеспечения ликвидности и рефинансирования зарубежных займов российских банков и компаний, существует неопределенность относительно возможности доступа к источникам капитала, а также стоимости капитала для Общества и ее контрагентов, что может повлиять на финансовое положение, результаты операций и экономические перспективы Общества.

Руководство ОАО «ТМК» считает, что оно предпринимает все необходимые меры по поддержанию экономической устойчивости ОАО «ТМК» в данных условиях. Однако дальнейшее ухудшение ситуации в описанных выше областях может негативно повлиять на результаты и финансовое положение ОАО «ТМК». В настоящее время невозможно определить, каким именно может быть это влияние.

Изменения в политической ситуации, законодательстве, налоговом и нормативном регулировании оказывают влияние на финансово-хозяйственную деятельность и рентабельность операций ОАО «ТМК». Оценить риски, связанные с такого рода изменениями, с высокой степенью точности не представляется возможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Проведенный анализ использования долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия позволил сделать следующие выводы и обобщения.

В рыночных условиях задачей управления является превращение организации в эффективное, доходное и прибыльное предприятие. Для этого предприятие разрабатывает кредитную политику – регламент, в котором отражаются все аспекты взаимоотношений как с должниками компании, так и с её кредиторами. В связи с этим можно выделить два основных направления кредитной политики: управление дебиторской задолженностью и управление кредиторской задолженностью. В разрабатываемой кредитной политике отражаются все условия работы с контрагентами, в частности сроки, объемы текущей задолженности, условия предоставления отсрочки или привлечения средств, порядок погашения обязательств и другие. Однако в процессе функционирования фирме не стоит забывать о том, что кредиторская и дебиторская задолженности связаны между собой, и необходимо следить за их соотношением. Поэтому осуществляя свою деятельность, организация должна соблюдать одно из основных правил: дебиторская задолженность не должна превышать кредиторскую, а лучше, чтобы дебиторская задолженность была меньше кредиторской (причем это правило касается и объемов, и сроков задолженностей). Иначе может произойти снижение платежеспособности предприятия либо, в худшем случае, возникнет угроза банкротства.

Реализация сформированной кредитной политики должна осуществляться на основе ряда базовых принципов:

    1. кредитов можно выдать столько, сколько можно взять в займы;
    2. предоставлять кредиты можно только на таких условиях и такой срочности, на каких сам привлекаешь;
    3. если нет доверия, то нет и кредита;
    4. методически и организационно не подготовленные кредиты выдавать нельзя.

При этом механизм воплощения кредитной политики в жизнь включает в себя не только соблюдение принципов, но и использование конкретных инструментов реализации «кредитовой» и «дебитовой» кредитной политики.

Данная работа посвящена вопросу финансирования, который связан с формированием кредиторской задолженности, возникающей в результате использования финансовых инструментов для привлечения средств из внешней среды. Одними из таких инструментов, обозначенных в «кредитовой» кредитной политике, являются долговые инструменты, к числу которых относятся:

А) банковский кредит;

Б) векселя;

В) облигации.

Банковский кредит предполагает передачу заемщику (юридическому или физическому лицу) банком (кредитной организацией) на основании специального письменного договора исключительно денежных средств (собственных средств банка и/или заемных) на определенный в таком договоре срок на условиях возвратности и платности в денежной же форме, подконтрольности, а также, как правило, целевого использования и обоснованности. Тем не менее, при использовании кредита присутствует существенное препятствие, заключающееся в ограниченности ресурсной базы банков и проблематичности привлечения крупных сумм на длительные сроки. В связи с этим предприятия не могут с помощью данного инструмента в полном объеме удовлетворить свои потребности в финансовых ресурсах.

Поэтому наряду с традиционным и более привычным банковским кредитом организации используют альтернативные инструменты заимствования, такие как векселя и облигации.

Вексель — это письменное долговое обязательство строго установленной формы, удостоверяющее безусловное обязательство одной стороны уплатить в установленный срок определенную денежную сумму другой стороне и право последней требовать этой уплаты.

Вексель выполняет две функции: средство расчетов и средство кредитования. Обе функции векселя неразрывны и дополняют друг друга. Так, при использовании векселя в качестве средства платежа за поставленный товар, по существу, совершаются две встречные сделки: расчет за товар векселем и кредитование продавцом покупателя, таким образом в данном случае вексель выступает и средством платежа, и средством кредитования. Также многие предприятия используют векселя как инструмент мобилизации капитала, в этом случае первые векселедержатели кредитуют предприятие-эмитента векселей, а вексель выступает средством кредитования. Многие компании используют вексель в качестве инструмента привлечения краткосрочных средств, поскольку это позволяет пополнить оборотные активы, к тому же выпуск векселей не требует длительных регистрационных процедур, ставки заимствования ниже, чем по кредитам. Однако размещение векселей на открытом рынке накладывает на эмитента определенные обязательства по обслуживанию вексельных займов. Поэтому предприятие должно следить за своим финансовым состоянием, своими экономическими показателями и своей репутацией, поскольку все эти факторы будут оказывать влияние на качество его векселей. К тому же многие компании разрабатывают вексельные программы, позволяющие оценить эффективность вексельных займов. Тем не менее, вексель выступает инструментом краткосрочного финансирования. Однако у предприятий наряду с текущими целями существуют и долгосрочные планы, на реализацию которых также требуются денежные ресурсы. Именно в такой ситуации заимствования осуществляются с помощью облигаций.

Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация также может предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом от облигации являются процент и/или дисконт. Облигации выпускаются на определенный срок. Они позволяют привлечь крупные суммы на длительный срок под более низкие процентные ставки, при этом сохраняется контроль над предприятием. Однако выпуск облигаций требует значительных финансовых и временных затрат, а также связан с рисками и накладывает на эмитента обязательства по обслуживанию своих займов, в силу необходимости информационной прозрачности.

Проанализировав практику использования векселей и корпоративных облигаций в России, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день эти оба инструмента продолжают оставаться востребованными со стороны отечественных предприятий. Изменения, которые произошли в инфрастуктуре рынков того и другого инструментов привели к повышению качества обслуживания долгов и самих ценных бумаг. Многие предприятия в целях диверсификации обязательств (соответственно в целях минимизации риска и зависимости от одного инструмента) комбинируют выпуск облигаций и выпуск векселей. При этом чаще вексель выступает инструментом краткосрочного финансирования, а облигация – средне- и долгосрочного финансирования. Тем самым предприятие привлекает средства в различных объемах и на разные сроки и осуществляет своеобразное «страхование».

Проведенный анализ применения векселей и облигаций на ОАО «Трубная металлургическая компания» позволил проследить «эволюцию» использования долговых инструментов. Эта компания является одной из успешных российских организаций и обладает положительной репутацией на рынке. Данное предприятие старалось учитывать специфику того или иного периода в экономическом развитии страны. Поэтому в период пика популярности векселей, компания использовала данный инструмент и в расчетах, и для привлечения средств с финансового рынка. Однако по мере угасания ажиотажа вокруг векселей и роста интереса к облигациям со стороны отечественных организаций, а также в связи с развитием и укреплением деятельности самого предприятия, ОАО «ТМК» начало отказываться от векселей и применять облигации для осуществления заимствований. Причем привлекаемые средства компания использует эффективно, о чем свидетельствуют растущие финансовые и производственные показатели. На сегодняшний день предприятие осваивает практику применения IPO, что обусловлено веянием времени, развитием экономики и ростом популярности данного инструмента.

Однако в настоящий момент у данного предприятия наблюдается концентрация обязательств на облигациях, что приводит к зависимости от одного инструмента, а соответственно к увеличению рисков связанных с данным инструментом. В таком случае предприятию для того, чтобы минимизировать риски и обезопасить себя от негативных последствий, рекомендуется диверсифицировать портфель займов, то есть использовать несколько инструментов для привлечения средств.

Подводя итог, следует отметить, что сегодня существуют различные средства для привлечения ресурсов, поэтому предприятия, чтобы эффективно и прибыльно функционировать, в случае использовании долговых инструментов для финансирования деятельности должны четко определять цель заимствования, учитывать плюсы и минусы каждого из инструментов, а также постоянно следить за своим финансовым положением, репутацией и качеством обслуживания и погашения своих обязательств.

 

 

Список использованных источников

  1. Гавриков М.А. Особенности управления дебиторской задолженностью в российских компаниях // Управление корпоративными финансами. – 2005. – № 3. – 18-25 с.
  2. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций – М.: Финансы и статистика, 2002. – 325 с.
  3. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финанасовый менеджмент – СПб.: Экономическая школа, 1997. – 591 с.
  4. Юн Г.Б. Антикризисное управление предприятиями: теоретические и практические аспекты – М.: Московский издательский дом, 2002. – 580 с.
  5. Гражданский Кодекс Российской федерации: Часть 1 от 30 ноября 1994, № 51-ФЗ – Екатеринбург, 2000. – 143 с.
  6. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 495с.
  7. Тавасиев А.М. Основы банковского дела: учеб. пособие для вузов – М.: Маркет ДС, 2006. – 502 с.
  8. Станкевич А.С. Обзор вариантов долгосрочного финансирования предприятий // Финансы и кредит. – 2006. – № 6. – 34-41 с.
  9. Положение о простом и переводном векселе, введенное в действие постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1937 г. №104/1341
  10. Семикова П.В. Вексель как инструмент оптимизации безналичных расчетов // Финансы и кредит. – 2003. – № 8. – 40-46 с.
  11. Еделькин Д. Коммерческий кредит или вексель // ЭКО. – 1999. – № 6. – 68-73 с.
  12. Воронцов Л.Д. Новые преимущества расчетов векселями // Главбух. – сентябрь 2003. – № 17. – 59-63 с.
  13. Новоселова Л.А. Вексель в хозяйственном обороте. Комментарии практики рассмотрения споров – М.: Статус, 1999. – 213 с.
  14. Килячкова А.А., Чалдаева Л.А. Эмитенты на рынке ценных бумаг // Финансы и кредит. – 1999. – № 9. – 11-17 с.
  15. О рынке ценных бумаг: федер. закон от 22 апреля 1996, № 39-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 17. – ст.1918.
  16. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг – СПб.: Питер, 2005. – 230 с.
  17. Миркин Я., Ефимов М., Воробьева З., Тормозова Т. Коммерческие бумаги: миф или реальность? // Рынок ценных бумаг. – 2004. – № 23. – 82-86 с.
  18. Петров Ю., Пиорунский Д. Вексельное обращение: практика без теории // Российский экономический журнал. – 2000. – № 3. – 34-40 с.
  19. Николкин В. Вексель – новый облик старого знакомого // Рынок ценных бумаг. – 2002. – № 8. – 35-41 с.
  20. Балабанова Ф. Роль банков в организации вексельных программ предприятий: зарубежный опыт и российская практика // Банковское дело. – 2006. – № 3. – 63-68 с.
  21. Ермак А. Вексельный рынок: итоги 2004 года // Рынок ценных бумаг. – 2005. – № 5. – 52-56 с.
  22. Иванов Д. Практика предотвращения ошибок при осуществлении операций с векселями // Рынок ценных бумаг. – 2005. – № 5. – 35-39 с.
  23. Янов В.В. Вексельное обращение в корпоративном управлении инвестиционной деятельностью // Финансы и кредит. – 2002. – № 21. – 33-36 с.
  24. Ермак А. Вексельный рынок: итоги 2005 года // Рынок ценных бумаг. – 2006. – № 4. – 48-53 с.
  25. Акодис И.А., Панченко Ю.А. Корпоративные облигации – перспективный источник инвестиционного капитала // Финансы и кредит. – 2004. – № 7. – 14-17 с.
  26. Смирнов В. Политэкономика на рынке корпоративных облигаций // Рынок ценных бумаг. – 2006. – № 15. – 46-51 с.
  27. Семенов В. Ситуация на рынке корпоративных облигаций // Банковское дело. – 2005. – № 1. – 53-56 с.
  28. Абрамов А. Проблемы конкурентоспособности российского фондового рынка // Вопросы экономики. – 2005. – № 12. – 38-43 с.
  29. www.tmk-group.ru

Информация о работе Использование долговых инструментов для финансирования деятельности предприятия