Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:30, курс лекций

Краткое описание

Лекции по курсу «Финансы и кредит».

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по курсу.doc

— 562.50 Кб (Скачать файл)

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ,

кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

1) внутренние источники в следующих  формах:

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

кредиты, полученные от кредитных  организаций;

2) внешние источники, определяемые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных  ценных бумаг от имени муниципального образования;

кредиты, полученные от кредитных  организаций.

,

Вопрос 2.Межбюджетные отношения.

. Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

. Межбюджетные отношения основываются  на принципах:

распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы;

разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным  нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

равенства бюджетных прав субъектов  РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

выравнивания уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  РФ, муниципальных образований;

равенства всех бюджетов  во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства  местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может  быть осуществлено в следующих формах:

предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;

предоставление бюджетной ссуды  на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета  субъекта РФ.

. Финансовая помощь из федерального  бюджета на выравнивание уровня  минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта РФ предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство.

 Субъект РФ - получатель финансовой  помощи из федерального бюджета  на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права:

ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета  субъекта РФ, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы);

предоставлять бюджетные кредиты  юридическим лицам в размере, превышающем 3 процента расходов бюджета  субъекта РФ;

предоставлять государственные гарантии субъекта РФ в размере, превышающем 5 процентов расходов бюджета субъекта РФ.

. Финансовая помощь из федерального  бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание  уровня минимальной бюджетной  обеспеченности, определяется на  основе нормативов финансовых  затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты.

. Перечень, виды и количественные  значения минимальных государственных  социальных стандартов устанавливаются  федеральным законом и определяются  возможностями консолидированного бюджета РФ.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы  минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ.

. Все бюджеты составляются и  исполняются на основе принципа  приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.

Пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы, не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов, либо расходы, обеспечивающие финансирование отдельных государственных социальных стандартов выше минимального уровня при недофинансировании других при безусловном исполнении долговых обязательств.

 Порядок предоставления и  расчета конкретных размеров  финансовой помощи на выравнивание  уровня минимальной бюджетной  обеспеченности определяется федеральным законом.

 Субвенции бюджетам субъектов  РФ предоставляются на финансирование  расходов, имеющих целевой характер, а именно:

расходов по федеральным целевым  программам;

капитальных расходов;

расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;

иных целевых расходов.

 Субъекты РФ имеют право  на привлечение целевых бюджетных  ссуд на финансирование кассовых  разрывов, обусловленных сезонным  характером затрат либо сезонным  характером поступлений доходов,  на срок до шести месяцев  на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

 В случае если предоставленные  бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году.

Если бюджет субъекта РФ не получает финансовой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ.

 При получении субъектом  РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50 процентов расходов его консолидированного бюджета, ревизия бюджета субъекта РФ проводится в обязательном порядке.

 Ревизию бюджета субъекта  РФ могут проводить контрольный  орган Министерства финансов, Счетная  палата РФ.

 Оказание финансовой помощи  из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах:

предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований  субъектов РФ, образуемых в бюджетах субъектов РФ, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной  обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов.

предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;

иные формы, предусмотренные бюджетным  законодательством субъекта РФ.

Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды  из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих  при исполнении местного бюджета.

Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально - экономического развития определяются законом субъекта РФ либо законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Порядок предоставления и расчет субвенций  на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов  РФ определяются законом субъекта РФ либо законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом и законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

 Новый механизм оказания  финансовой помощи из федерального  бюджета региональным - трансферты. Финансовая помощь предоставляется  за счет специально создаваемого  фонда финансовой поддержки регионов.  В него  направляется определенный процент всех собираемых федеральных налогов и сборов, кроме таможенных пошлин.

Критерий отбора нуждающихся регионов - душевой бюджетный доход региона, скорректированный на индекс бюджетных  расходов. Индекс учитывает региональные различия стоимости одинакового объема бюджетных услуг (социально-культурных, жилищно-коммунальных и т.д.), вызванные климатическими и другими условиями, и позволяет привести в сопоставимый вид бюджетные показатели. Трансферты получают регионы, имеющие самые низкие уровни душевых бюджетных доходов. Количество регионов, получающих трансферт и размер трансфертов определяется по специальной методике исходя из объема фонда финансовой поддержки.

Естественно, трансферты не отменяют остального регулирования (например, Москва имеет высокий душевой бюджетный доход, но, тем не менее, получала субвенции).

Важное значение имеет бесперебойное  поступление средств из регионов (оставляют часть средств у  себя). При нарушении отдельными регионами правил уплаты налогов  и сборов в бюджет предусмотрены санкции:

1) Приостановление финансирования  из федерального бюджета программ  и мероприятий, осуществляемых  на территории региона (в т.ч.  трансферты, субвенции).

2) Приостановление поставки продукции  из централизованных государственных ресурсов.

3) Прекращение выдачи лицензий  на экспорт предприятиям данного  региона.

Вопрос 3. Бюджетный  процесс 

Под бюджетным процессом  понимается составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов различных уровней.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально - экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

 Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства  РФ, соответствующих органов исполнительной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления. Непосредственное  составление проектов бюджетов  осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. 

 

 В целях своевременного и  качественного составления проектов  бюджетов финансовые органы имеют  право получать необходимые сведения  от финансовых органов другого  уровня бюджетной системы, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

 К сведениям, необходимым  для составление проектов бюджетов, относятся сведения о:

действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

нормативах отчислений от собственных  и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы;

предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы;

видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой;

нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных  услуг;

нормативах минимальной бюджетной  обеспеченности.

 Составление бюджета основывается  на:

Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

прогнозе социально - экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

основных направлениях бюджетной  и налоговой политики соответствующей  территории на очередной финансовый год;

прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

плане развития государственного или  муниципального сектора экономики  соответствующей территории на очередной  финансовый год. 

 

В процессе составления бюджета  каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия.

нормативы финансовых затрат на единицу  предоставляемых государственных  или муниципальных услуг.

Информация о работе Лекции по "Финансам"