Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:30, курс лекций

Краткое описание

Лекции по курсу «Финансы и кредит».

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по курсу.doc

— 562.50 Кб (Скачать файл)

2. Государственные и  муниципальные заимствования.

3. Управление государственным  и муниципальным долгом. 

 

Вопрос 1. Сущность и  значение государственного и муниципального кредита.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство  может  привлекать  к  покрытию  своих  расходов  свободные  финансовые ресурсы  экономических  субъектов  и  средства  населения. Главным способом  их получения является  государственный  и  муниципальный  кредит.  При осуществлении кредитных операций государственные и местные органы власти обычно выступают как заемщики, а многочисленные юридические и физические лица - их кредиторами. Вместе с тем государство может предоставлять гарантии исполнения другими лицами своих долговых обязательств. В этом случае органы власти выступают как гаранты. Наконец, органы власти могут выдавать кредиты, например, юридическим лицам и иностранным государствам. Тогда они выполняют роль кредиторов.

Государственный  и  муниципальный  кредит  -  это специфические финансовые отношения по поводу перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и части стоимости национального богатства, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов и использованием бюджетных средств на возвратной основе или для обеспечения гарантий, в которых государственные и местное органы власти выступают как заемщики, гаранты или кредиторы.

Особенность  государственного  и  муниципального  кредита  как  финансовой категории состоит в возвратности,  срочности и платности предоставляемых взаймы средств.  Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.  Ссудный капитал используется для кредитования хозяйственных субъектов в целях обеспечения бесперебойности   процесса   расширенного   воспроизводства   и   повышения   его эффективности. Банковское кредитование отражает производительное в основном использование банковского капитала (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных  коллективов).  Использование кредитных ресурсов  как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения производимой добавленной стоимости.

Когда речь идет о государственном и муниципальном кредите, то взятые взаймы денежные  средства  поступают  в  распоряжение  органов  государственной  власти  и местного самоуправления, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, являются источником погашения государственных и муниципальных заимствований, а выплата процентов по ним осуществляется за счет средств   бюджета.   Государственный   и   муниципальный   кредит,   связанный   с функционированием властных структур и движением бюджетных средств, выражает часть финансовых отношений общества.

Государственный  и  муниципальный  кредит  выражает  отношения  вторичного распределения  стоимости  валового  внутреннего  продукта  и  части  стоимости  национального богатства. В сферу государственных и муниципальных кредитных отношений попадает только часть  доходов и денежных  фондов,  сформированных  на  стадии  первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Государственный и муниципальный  кредит может быть  внутренним и внешним. Основная  доля  государственных и муниципальных расходов  осуществляется  в национальной  валюте,  поэтому преимущественное  развитие  получает  внутренний государственный и муниципальный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями  и научно-техническими  идеями,  оказание  финансовой  помощи иностранным государствам   -   все   это   обусловливает   интенсивное   развитие международного государственного кредита.

В  соответствии  с  характером  операций  государственные  и  муниципальные кредитные  отношения  проявляются  в  форме  государственных  и  муниципальных заимствований,  государственных  и  муниципальных гарантий,  государственных и муниципальных кредитов.

Государственные и  муниципальные заимствования осуществляются в виде займов и кредитов. Государственные и муниципальные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных и муниципальных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство государственных и местных органов власти, является облигация.

Для  кредитов,  привлекаемых  органами  государственной  и  местной  власти, характерно  то,  что  инвесторы  непосредственно  (не  опосредствуя  эти  операции покупкой государственных и муниципальных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов органов исполнительной власти различных уровней. Прямое заимствование средств может производиться,  в частности,  среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств.

Государственные  и  муниципальные  гарантии  предоставляются по  займам  и кредитам,  привлекаемым органами власти субъектов Федерации,  органами местного самоуправления,  экономическими  субъектами.  Государственные и местные органы гарантируют не только безусловное   погашение займов  (кредитов),  но и выплату процентов по ним. В этом случае речь идет о гарантированных заимствованиях.

Государственные и  муниципальные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств экономическим субъектам,   региональным  и местным  органам  власти, иностранным государствам, международным организациям. При этом в зависимости от категории заемщика различают бюджетные  кредиты,  бюджетные ссуды и собственно государственные кредиты. Средства, предоставляемые на возвратной основе российским юридическим лицам, получили название бюджетные кредиты. Если заемщиком является российский орган власти, то это - бюджетная ссуда. Финансовую помощь иностранным государствам,  их  юридическим  лицам  и  международным  организациям  называют государственными кредитами.

Использование государственных  и муниципальных заимствований  и гарантий ведет к   образованию   государственного   и   муниципального   долга.   Предоставленные государственные и муниципальные кредиты формируют государственные (муниципальные) финансовые активы или долг перед соответствующим органом власти.

Государственный   и   муниципальный   долг   выражает   собой   финансовые обязательства,  вытекающие  из  государственных и муниципальных заимствований и гарантий,   предоставленных  органами  власти  по  обязательствам  других  лиц. Государственные и муниципальные финансовые активы - это финансовые обязательства экономических субъектов,  иностранных государств,  международных организаций и других дебиторов,  вытекающие их получаемых ими государственных и муниципальных кредитов. Разница между государственным (муниципальным) долгом и соответствующими финансовыми активами представляет собой чистый долг.

В  реальной  практике  государственный  и  муниципальный  долг  выражает  на определенную дату результат взаимосвязей органов власти Российской Федерации с физическими и юридическими лицами  (резидентами и нерезидентами),  иностранными государствами и международными организациями в части формирования заимствованных и гарантированных средств для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей Российской Федерации.

Различают капитальный,  основной и текущий государственный и муниципальный долг.  Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государственных и местных органов власти и гарантированных ими долговых обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам; основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств органов власти и гарантированных ими заимствований; текущий - предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государственными и муниципальными органами, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Как и сами долговые отношения  государственный и муниципальный  долг может быть внутренним и внешним.  Внутренний долг формируется на основе отношений с юридическими и физическими лицами - резидентами, внешний - на основе отношений с иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами, международными организациями.

Согласно  существующим  уровням  власти  различают  государственный  долг федеральный и региональный, муниципальный долг.

Государственные  и  муниципальные  финансовые  активы  представляют  собой результат на  определенную дату  взаимосвязей  органов власти  с организациями-резидентами, органами власти других уровней, иностранными государствами и их  юридическими лицами,  международными  организациями по  поводу  использования бюджетных средств на возвратной основе. Финансовые активы могут быть внутренними и внешними, а по уровням власти - федеральными, региональными и муниципальными.

Выражаемые  государственным  и муниципальным кредитом финансовые  отношения затрагивают  интересы  властных  структур,   всего  многообразия  юридических  и физических лиц, правительств иностранных государств и международных организаций. Они оказывают влияние  на состояние  государственных и муниципальных финансов, денежного  обращения, инвестиционного климата,  структуру потребления,  развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного и муниципального кредита в развитии страны. 

 

 

 

Вопрос 2. Государственные  и муниципальные заимствования.

Заимствования   властных   структур   исторически   явились   первой   формой государственного  и  муниципального  кредита.   С  развитием  государственности, усложнением системы государственных органов и появлением местного самоуправления к государственным    заимствованиям    центрального    правительства    добавились государственные заимствования членов федеративного государства и муниципальные заимствования  органов  местного  самоуправления.   Таким  образом,   в   России государственные  и  муниципальные  заимствования  представляют  собой  передачу  в собственность   Российской   Федерации,   субъектам   Российской   Федерации   или муниципального образования  средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования.

Государственные  и  муниципальные  заимствования  могут  быть  внутренними и внешними.  При этом Российская Федерация и её субъекты могут осуществлять как внутренние,  так и внешние заимствования,  а муниципальные образования - только внутренние.

Заимствования проводятся в двух формах - государственных и муниципальных займов и прямых кредитов.  Государственные и муниципальные займы - передача в собственность заемщика средств путем приобретения заимодателями государственных и муниципальных  ценных  бумаг.  Займы  осуществляются  Российской  Федерацией,  её субъектами,  муниципальными  образованиями.  Государственные  займы  могут  быть внутренними и внешними, а муниципальные - только внутренними.

За годы существования  России в условиях переходной экономики  было опробовано функционирование различных видов государственных и муниципальных ценных бумаг. Среди них - облигации, казначейские векселя, казначейские обязательства, векселя Министерства финансов РФ, золотые сертификаты, жилищные сертификаты.

Самым распространенным видом государственных и муниципальных ценных бумаг является  облигация.  Облигация  государственного  и муниципального  займа  -  это эмиссионная ценная  бумага,  закрепляющая  право её  держателя на  получение от эмитента   облигации   в   установленный   срок   её   номинальной   стоимости   и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента.

Орган  власти  устанавливает  нарицательную  стоимость  (номинальную  цену) облигации. Она обозначается на ценной бумаге и выражает собой денежную сумму, которая выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются  проценты.  Процентный  доход,  установленный  к  номиналу  облигации, выражает номинальную доходность займа.

Однако реальная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента.  Это обусловлено тем,  что облигации продаются по  курсовой цене.  Она отклоняется  от  нарицательной  стоимости.  Это отклонение называется курсовой разницей и зависит оно от целого ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина номинального процента, уровень ставки рефинансирования, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами, привлекательность условий выпуска корпоративных ценных  бумаг,  состояние хозяйственной конъюнктуры,  степень доверия населения правительству.

Займы классифицируются по нескольким признакам. В зависимости  от субъекта, реализующего право эмиссии  долговых обязательств, займы подразделяются на федеральные, субфедеральные (региональные) и муниципальные (местные). Федеральные и субфедеральные займы являются государственными.

По признаку держателей государственных и муниципальных  ценных бумаг займы делятся на универсальные и специальные. Универсальные займы распространяются как среди физических, так и юридических лиц. Специальные займы реализуются либо только среди  населения,  либо  только  среди  организаций.  Выпуск  специальных  займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется  специально  для  распространения среди   физических   лиц,   то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями.  Выпуск же  универсальных  займов    способствует  более  успешному проведению  заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей ценных бумаг.

Информация о работе Лекции по "Финансам"