Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:30, курс лекций
Лекции по курсу «Финансы и кредит».
В зависимости от источника заимствований или места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок) государственные долговые займы делятся на внутренние и внешние.
По отношению ко вторичному рынку займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках, таких займов - большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов - негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.
В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные (целевые), беспроигрышные, дисконтные, процентно-дисконтные, твердодоходные. Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат. По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.
Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроцентные выпуски займов гарантируют получение соответствующего товара, строительство в определенной местности моста, дороги, социально-культурного объекта, но не предусматривают выплату доходов инвесторам. Беспроигрышные займы предусматривают выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения. По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций. Если кроме дисконта по займу предусмотрена и выплата процентного дохода, то это процентно-дисконтный заем. По твердо доходному займу доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию.
По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход фиксируется заранее в условиях выпуска займа. Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее установленной базе. Такой базой может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т. п. Государство во избежание потерь использует оба метода. Второй метод большее применение находит в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций.
По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). В России используются все виды займов, срок долгосрочных займов ограничен 30 годами.
По методам размещения займы подразделяются на добровольные, принудительные, добровольно-принудительные. Добровольные займы свободно обращаются на финансовом рынке. Принудительные займы размещаются среди подписчиков в обязательном порядке в силу закона. Добровольно-принудительные займы формально являются добровольными, однако их размещение (в силу проводимой политической кампании, сопутствующей подготовке и выпуску займа), по существу проводится в обязательном порядке.
По форме выпуска займы бывают документарными и бездокументарными. Документарные займы сопровождаются выпуском в обращение облигаций и других ценных бумаг, выполненных на бумажных носителях. Бездокументарные займы оформляются подписанием договоров, соглашений, записями в долговых книгах и выдачей особых свидетельств либо ценные бумаги существуют в виде записей на электронных счетах.
Второй формой государственных и муниципальных заимствований являются кредиты, привлекаемые Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Кредиты могут быть предоставлены Банком России, российскими коммерческими банками, другими кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями. При этом Центробанк РФ может прокредитовать только федеральное правительство, а местные самоуправление не имеет доступа к внешним источникам кредитования.
Кредиты Банка России федеральная власть активно использовала для финансирования дефицита федерального бюджета до 1995 г. Кредиты предоставлялись на длительные сроки под низкие проценты. Кредитование сопровождалось масштабной эмиссией денежных знаков и провоцировало укрепление инфляционных тенденций. Поэтому со второго квартала 1995 г. прямое кредитование Банком России потребностей федерального бюджета было прекращено. В 1995-1998 годах Центробанк РФ продолжал финансировать дефицит федерального бюджета, но делалось это на рыночной основе посредством покупки государственных ценных бумаг. В четвертом квартале 1998 г. восстановлен механизм нерыночного участия Центробанка РФ в финансировании потребностей федерального правительства. Оно оформляется покупкой долгосрочных, низкопроцентных государственных облигаций.
Коммерческие банки и другие кредитные учреждения кредитуют государственные и муниципальные органы на началах обычных заемщиков, на условиях, формирующихся под воздействием закона спроса и предложения. За счет кредитов формируется 2/3 заимствований региональных и муниципальных органов.
Правительства иностранных государств оказывают финансовую поддержку Российской Федерации и субъектам РФ в двух формах - форме межправительственных кредитов и путем предоставления гарантий и страхования кредитов иностранных банков и фирм. Задолженность, формируемая за счет межправительственных кредитов, гарантированных или застрахованных правительствами стран-кредиторов средств, называется официальной. Официальные кредиты являются преимущественно связанными, т. е. они предоставляются на осуществление конкретных программ и мероприятий и не могут быть использованы на финансирование других потребностей.
Международные финансовые
организации предоставляют
Вопрос 3. Управление государственным и муниципальным долгом.
Под управлением государственным и муниципальным долгом понимается совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных и муниципальных заимствований, определению условий и предоставлению государственных и муниципальных гарантий и кредитов и контролю за их целевым использованием.
Управляя своим долгом, государственные органы и органы местного самоуправления определяют соотношение между различными видами долговой деятельности (государственными и муниципальными заимствованиями, гарантиями и кредитами), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных займов, гарантий и кредитов, порядок выпуска и обращения займов, порядок предоставления гарантий и кредитов и выполнения финансовых обязательств по ним. Соответствующие органы устанавливают и все другие необходимые аспекты функционирования государственного и муниципального долга.
В процессе управления государственным и муниципальным долгом решаются следующие задачи:
- удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти соответствующего уровня взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;
- поддержание у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
- минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключение внимания на другие группы инвесторов;
- поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного и муниципального долга;
- обеспечение эффективного и целевого использования заимствованных средств, гарантированных займов, государственных и муниципальных кредитов;
- обеспечение своевременного возврата государственных и муниципальных кредитов и уплаты процентов по ним;
- диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, срокам выплаты доходов и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
- координация действий федеральных органов, органов субъектов РФ и местного самоуправления на рынке государственных и муниципальных долговых обязательств.
Управление государственным и муниципальным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития долга находятся в компетенции Федерального собрания, Президента и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов, решений местного самоуправления; Федеральное собрание РФ и законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ и местного самоуправления их принимают, а Президент РФ, главы региональных и местных администраций их отклоняют или подписывают.
Оперативное управление долгом является функцией исполнительной власти. Активное участие в нём принимают Министерство финансов РФ, финорганы субъектов России и местного самоуправления.
Первым и определяющим моментом в управлении государственным и муниципальным долгом является регулирование уровня внутренней и внешней задолженности и удержание её на приемлемом уровне. Это достигается на основе установления законодательных ограничений по долговым обязательствам федеральных, региональных и муниципальных органов. Бюджетное законодательство и закон об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг устанавливают предельные объемы государственного и муниципального долга, предельные объемы государственных и муниципальных заимствований, предельные объемы расходов на обслуживание и погашение долгов, необходимость разработки и утверждения программ внутренних и внешних заимствований.
Результативность долговой политики во многом определяется условиями и порядком осуществления новых заимствований. Имеет значение всё - номинальная стоимость и валюта облигаций, схема первичного размещения, порядок вторичного обращения, частота и порядок выплаты доходов, порядок погашения и многие другие обстоятельства. Однако определяющее значение для инвестора и заемщика имеют сроки и доходность заимствований.
Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость заимствований в последние годы вынуждали властные структуры постоянно заботиться об удлинении сроков и сокращении доходности новых заимствований. Это достигается, в частности, на основе реструктуризации долга, под которой понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.
В советский период увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсии и консолидации. В централизованной плановой экономике эти мероприятия проводились в принудительном порядке. Под конверсией понималось изменение доходности, а под консолидацией - увеличение сроков функционирования выпущенных займов. В рыночной экономике реструктуризация долга осуществляется на основе использования механизмов финансового рынка.
В сфере внешних заимствований реструктуризация долга проводится на договорной основе. Тогда под реструктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием /сокращением/ суммы основного долга.
С конца 1998 г.
государственный и
Новация явилась следствием долгового кризиса, который в свою очередь вызван кризисом экономики и финансов России. Долговой кризис проявился прежде всего в значительных объемах внутренней и внешней задолженности, неуклонном росте платежей по погашению и обслуживанию государственного долга. К началу 1998 г. государственный долг составил 49,4% валового внутреннего продукта, в том числе внутренний - 19, 3% и внешний - 30, 1%. Доля расходов федерального бюджета на погашение и обслуживание долга увеличилась с 10, 1% в 1995г. до 35, 6% в первом полугодии 1998 г. Задолженность по ГКО-ОФЗ на 1 июля 1996 г. достигла 436, 0 млрд. рублей (это 69, 4% всего внутреннего долга). На погашение соответствующих выпусков облигаций в августе-декабре 1998 г. требовалось по 20-25 млрд. рублей в месяц. На рефинансирование долга никаких надежд не было. Прекращение выплат по ГКО-ОФЗ стало неизбежным.