Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:30, курс лекций

Краткое описание

Лекции по курсу «Финансы и кредит».

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по курсу.doc

— 562.50 Кб (Скачать файл)

За счет страховых  взносов формируется 9/10 финансовых ресурсов фонда. Средства федерального бюджета обеспечивают около 1% всех поступлений. Они предоставляются для выплаты пособий,  санаторно-курортного  лечения  и оздоровления  граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС, сверх  установленных  норм;  возмещения  вреда,  причиненного здоровью работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых  шахтах  и  разрезах  угольной  и  сланцевой  промышленности; погашения задолженности Пенсионного фонда перед ФССР.

Для всех работодателей  установлен единый тариф страховых  взносов в размере 5, 4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.

Средства  фонда  направляются  на  выплату пособий по  временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до  достижения  им  возраста  полутора  лет,  на  погребение;  на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; на   частичное   содержание   санаториев-профилакториев,   санаторных   и оздоровительных лагерей для детей и юношества,  лечебное  (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно, на другие цели государственного  социального  страхования;   на  создание  резерва  для обеспечения финансовой устойчивости  ФССР  на  всех уровнях;  обеспечение текущей  деятельности,  содержание  аппарата  управления;  финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти,  обеспечивающих государственную защиту трудовых прав и охрану труда работников; проведение научно-исследовательской работы  по  вопросам  социального  страхования  и охраны  труда;  подготовка  и  повышение  квалификации  кадров;  участие  в финансировании   программ  международного   сотрудничества   по   вопросам социального страхования; осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами ФССР.

Подавляющая часть  расходов фонда приходится на выплату пособий. Они составляют 3/4 затрат. Более 1/6 средств фонда используется на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей,  1/20 средств - на оздоровление детей. Менее 3% средств выделяется на финансирование расходов по содержанию аппарата исполнительных органов ФССР.

В соответствии с Федеральным  законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в ближайшее время за счет средств фонда будут финансироваться затраты по социальной защите и возмещению вреда, причиненного  здоровью  и  жизни  застрахованных  при  исполнении  ими обязанностей   по    трудовому   договору    (контракту),    расходы   на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма    и профессиональных   заболеваний.   Эти   расходы   будут финансироваться преимущественно за счет страховых взносов работодателей.

Средства фонда социального  страхования формируются и используются в соответствии с бюджетом ФССР, который утверждается федеральным законом на каждый финансовый год.

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (далее - ФОМС) образован в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. №1499-11 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в редакции Закона РФ от 2 апреля 1993 г. В субъектах РФ были сформированы территориальные фонды ОМС.

Федеральный  фонд  ОМС  формируется  для  финансового  обеспечения установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет  средств  ОМС,  обеспечения  финансовой  устойчивости  системы  ОМС  и создания условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой  гражданам на  всей  территории  России  в  рамках  базовой программы ОМС.

Финансовые ресурсы  ФОМС образуются за счет части (0,2%)  страховых взносов хозяйствующих субъектов и иных  организаций,  ассигнований  из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках ОМС,  добровольных  взносов  юридических  и  физических  лиц,  доходов  от использования  временно  свободных  финансовых  средств,   нормированного страхового запаса, прочих источников.

Подавляющая часть (более 9/10)  финансовых средств ФОМС формируется за счет страховых взносов, около 1% - за счет возврата ранее размещенных на финансовом рынке временно свободных финансовых ресурсов и доходов от их использования.

Средства ФОМС направляются на цели выравнивания финансовых условий  деятельности территориальных фондов ОМС,  выполнения целевых программ по оказанию  медицинской  помощи  по  ОМС,   компьютеризации  системы  ОМС, подготовки  и  переподготовки  кадров,  проведения  научных  исследований, международного сотрудничества, содержания аппарата ФОМС и другие цели.

Более  4/5  финансовых  ресурсов  фонда  используются  на  выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов, 1/10 часть средств направляется на финансирование целевых программ по оказанию медицинской помощи по ОМС, примерно по 2% расходов уходит на компьютеризацию системы и содержание аппарата федерального фонда.

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее -ГФЗН) образован в соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации". Он предназначен для финансирования  мероприятий,  связанных  с  разработкой  и  реализацией  государственной политики занятости населения.

Фонд занятости  формируется за счёт страховых взносов работодателей, средств соответствующих бюджетов  бюджетной  системы  РФ,  доходов  от размещения средств на депозитных счетах, от приобретения государственных ценных бумаг,  от учредительской  (соучредительской) деятельности, доходов от кредитных вложений, добровольных взносов юридических и физических лиц, прочих поступлений (внереализационных доходов, финансовых санкций).

Страховые взносы работодателей  установлены в размере 1, 5% по отношению к начисленной по всем основаниям оплате труда (до 1999 г.  - 2%).  Они обеспечивают более 9/10 всех доходных поступлений фонда.

Средства  ГФЗН  используются  на  финансирование  специальных  программ занятости  (организацию рабочих мест,  организацию  занятости молодежи и длительно   безработных,   организацию   поддержки   предпринимательства, организацию    общественных    работ, временную    занятость    подростков, трудовую   реабилитацию   инвалидов),    программ   обучения   признанных безработными лиц (в частности,  программ профессиональной ориентации и профессионального обучения),  программ материальной поддержки признанных безработными  лиц  (пособия  по  безработице,  оплата  периода  временной нетрудоспособности, материальная помощь безработным гражданам, возмещение затрат  Пенсионному  фонду  РФ  по  выплате  досрочных  пенсий),  программ информационного  обеспечения  государственной  политики  занятости,  оплаты труда работников  территориальных органов  службы занятости,  капитальных вложений  и  капитального  ремонта,     научно-исследовательских  работ, подготовки и повышения квалификации работников службы занятости,  других расходов.

В  федеральной части  ГФЗН  централизуется  обычно  20%  отчислений  от страховых  взносов и используются они преимущественно  на предоставление дотаций территориям  и на реализацию пилотных проектов на территориях с критической  ситуацией на рынке труда.

До 7/10 средств ГФЗН направляется на выплату  пособий по безработице и финансирование   других   программ   материальной   поддержки   признанных безработными граждан. До 1/10 средств используется на организацию рабочих мест  и  осуществление  других  специальных  программ  занятости.  До  1/10 средств  фонда расходуется на реализацию программ обучения безработных граждан и программ информационного обеспечения государственной политики занятости.  До  7%  всех  расходов  фонда  направляются  на  оплату  труда работников территориальных органов службы занятости.

Во  всех  субъектах  рф  действуют   территориальные   (региональные, муниципальные)  фонды  социального  характера.  В первую  очередь к ним относятся территориальные фонды  обязательного  медицинского  страхования (далее  -  ТФОМС).  Они  предназначены  для  финансирования  обязательного медицинского  страхования  на  соответствующей  территории,  предоставления кредитов страховщикам,  накапливания финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС,  содержания ТФОМС,  обеспечения разъяснительной работы и иных расходов, связанных с проведением ОМС.

Бюджеты  территориальных  фондов  наполняются  за  счет  источников, аналогичных  источникам  формирования  Федерального  фонда  ОМС.  Однако  в распоряжении территориальных фондов остается 3, 4% из 3, 6% установленного страхового тарифа взносов на ОМС. Обязательные страховые платежи наряду с поступлениями из территориальных бюджетов и формируют подавляющую часть доходов ТФОМС.

В субъектах  Федерации по инициативе местных  властей функционируют и другие  фонды  социального  назначения.  Они  имеют  различные  названия (например,  в  Москве  такой  фонд  называется  "Фонд  финансовых  ресурсов социальной  защиты  населения"),  но  назначение  везде одно  и то  же  - поддержка наименее  защищенных  слоев населения:  пенсионеров,  детей, многодетных   семей.   Территориальные,   региональные   и   муниципальные социальные фонды формируются за счет добровольных взносов юридических и физических  лиц,   бюджетных  источников,   штрафов  за  административные правонарушения и других поступлений.

Отраслевые  внебюджетные  фонды социального характера создаются в распоряжении  министерств и ведомств  по  решениям  федерального  правительства.  Источниками формирования финансовых ресурсов  фондов  обычно выступают  чистая  прибыль  подведомственных  предприятий  и  организаций, доходы от оказания платных услуг, иные поступления. К числу отраслевых внебюджетных фондов социального характера относятся, например, фонды поддержки учебных заведений и поддержки центральных учреждений здравоохранения МПС России. 

 

Вопрос 3. Внебюджетные фонды экономического и иного  назначения.

На федеральном, региональном и местном уровнях создаются  внебюджетные фонды экономического, административно-правового, экологического и иного назначения. Внебюджетные фонды экономического характера представлены отраслевыми и межотраслевыми фондами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (фонды НИОКР), Российским фондом технологического развития, Фондом для развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, Резервным фондом по безопасности функционирования транспортных систем, региональными и муниципальными фондами развития жилищного строительства, фондами инвестиций и другими.

Источниками образования внебюджетных фондов экономического назначения могут выступать отчисления от себестоимости продукции (работ, услуг), отчисления от прибыли предприятий и организаций, доходы от оказания платных услуг, доходы от коммерческой деятельности фондов, добровольные пожертвования, заемные средства и другие источники,

Например, фонды НИОКР формируются за счет добровольных отчислений от себестоимости  продукции организаций в размере  до 1,5 стоимости реализуемой продукции, доходов от оказания платных услуг, доходов от коммерческой деятельности, добровольных взносов. 25% средств внебюджетных фондов НИОКР образуют Российский, фонд технологического развития

Внебюджетные  фонды административно-правового  характера представлены внебюджетным фондом развития исполнительного производства, фон дом развития прокуратуры РФ, фондами поддержки правоохранительных органов субъектов РФ. Эти фонды формируются за счет части сумм исполнительских сборов, отчислений предприятий и организаций части средств, поступающих им по инициативе прокуратуры, доходов от хранения временно свободных денежных средств в кредитных организациях, добровольных взносов и иных поступлений,

Решениями региональных и местных органов  власти могут быть созданы внебюджетные фонды экологического и иного назначения для решения конкретных задач в рамках соответствующих территорий. В каждом конкретном случае определяются источники формирования фондов и целевые направления использования средств.


Информация о работе Лекции по "Финансам"