Основные проблемы в реализации приоритетных национальных проектов в РФ и направления их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - является разработка научно-методических основ и механизмов, обеспечивающих повышение эффективности управления реализацией национальных проектов в социальной сфере; изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
В соответствии с поставленной целью были установлены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
- изучить механизм реализации управления приоритетных национальных проектов в России;
- провести анализ основных направлений бюджетной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России и Оренбургской области;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом БГТИ Дугиной.doc

— 867.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  одной из наиболее обсуждаемых тем  является процесс разработки и реализации сформулированных Президентом Российской Федерации приоритетных национальных проектов. Дебаты ведутся относительно различных аспектов национальных проектов, и это неудивительно, поскольку результаты усилий государства в данном направлении должны затронуть все российское общество, существенным образом повлиять на развитие страны и качество жизни граждан. Все это говорит о несомненной актуальности темы приоритетных национальных проектов. Еще в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году отмечалось, что в последние несколько лет «были сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие. И сегодня наши основные усилия направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан. Реализуются национальные проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, в жилищном строительстве. Проблемы здесь накапливались, вы знаете, даже не годы, а десятилетия. Они крайне чувствительны для людей. Требовалось накопить немало ресурсов и сил, чтобы на них, наконец, сосредоточиться, за них взяться».

Финансирование приоритетных национальных проектов в 2008 году было осуществлено в объеме 98,2% от плановых показателей. На финансирование нацпроекта «Образование» в 2008 году предусматривалось 45,3 млрд. рублей, на нацпроект «Здоровье» — 128,7 млрд., на нацпроект «Доступное жилье» — 90,5 млрд. Согласно закону федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов, утверждённому Государственной Думой 19 декабря 2008 года в 2009  году на реализацию приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Образование» из федерального бюджета было  выделено 234 млрд. руб. Наибольшее количество средств было зарезервировано для нацпроекта «Здоровье»: на его реализацию в 2009 году было  направлено  111,9 млрд. руб. В 2010 году расходы на эти цели предположительно составили 105,9 млрд. руб., в 2011 году – 109,3 млрд. руб. 

На проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2009 году в законе  федерального бюджета было заложено 91,2 млрд. руб., в 2010 году – 69,1 млрд. руб., в 2011 году – 10,6 млрд. руб. На нацпроект «Образование» в 2009 году федеральный центр было  израсходовать 30,9 млрд. руб., а в 2010 и 2011 годах – по 7,9 млрд. руб. Из этих средств на развитие Южного и Сибирского федеральных университетов ежегодно выделяется по 3 млрд. руб. Федеральная программа по развитию агропромышленного комплекса, унаследовавшая основные направления национального проекта «Развитие АПК», получила финансирование в объеме 118 млрд. руб. в 2009 году.

Повышение социальной ответственности  государства выступает фактором развития общества, приобретает приоритетное значение для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения страны. В различных структурах общества активно ведется обсуждение сути национальных проектов, предшествующего опыта страны в данной области, выбора приоритетов. По мнению Д.А.Медведева, требуется серьезное развитие законодательства в социальной сфере. «Государство обязано обеспечивать равенство стартовых возможностей граждан, защищать их социальные права в качестве основных и неотчуждаемых. Провозгласив Российскую Федерацию социальным государством, Конституция прямо указывает, что в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, обеспечиваются государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, права инвалидов и пожилых людей. Несмотря на то, что все эти положения нашли отражение в действующем законодательстве, конечно, огромное количество проблем еще не решено, мы пытаемся решить их поэтапно, исходя из возможностей бюджета, текущей экономической ситуации. При этом мы занимались и будем последовательно заниматься модернизацией социальных отраслей. Будем реализовывать национальные проекты. Меры демографической политики. В конечном счете, мы обязаны перейти к качественно новой социальной политике – политике социального развития. Все эти задачи требуют вдумчивого подхода и полноценного развитого законодательства». Сейчас уже никто не оспаривает тот факт, что современное российское государство все в больше степени реализует свое содержание через социальную составляющую функционирования государственных органов.

Национальные проекты не только влияют на социальные показатели, но и стимулируют рост экономической активности в обществе.  Давно известно, что развитие строительства жилья, образование, здравоохранение неизбежно вовлекают в этот процесс и регионы, и всё новые отрасли, создают рабочие места, стимулируют вложение инвестиций. Отсутствие прямого диалога между государством и строительным бизнесом, игнорирование мнения профессиональных участников инвестиционно-строительного процесса при принятии важных решений в этой области может привести и приводит к негативным последствиям.

 

Список использованных источников

1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. – Маркетинг, 2009. – 39 с - ISBN 5-94462-025-0.

2   Бюджетный кодекс РФ: офиц. Текст: по состоянию на 01.10.2010 г./М-во финансов Рос. Федерации. М.: Маркетинг, 2010 – 159 с. - ISBN 5-98119-131-7.

3   О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: федер. Закон РФ от 24.11.2008 г. №204-ФЗ//Рос. газ. -  2008.  30 ноября

4   О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: федер. Закон РФ от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ//Рос. газ. -  2009.  5 декабря

5    О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: федер. Закон от 26.04.07 №63-ФЗ//Рос. газ. -  2009.  17 сентября

6   О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: федер. Закон РФ от 13.12. 2010 г. N 357-ФЗ//Рос. газ. -  2009.  22 декабря

7 Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах

8 Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах

9   Поляк, Г.Б. Финансы/ Под ред. Акад.Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-С. 512с. ISBN 5-238-00240-8

10   Романовский, М.В. Финансы/ Под ред. проф. Романовского М.В.  -М.: Юрайт-М, 2007.- С. 504 с. ISBN 5-88045-041-4

11   Годин, А.М., Максимов, Н.С., Подпорина, И.В. Бюджетная система РФ / Под ред. Годин А.М., Максимов Н.С., Подкорина И.В. - Дашков и К, 2010.- С. 568. -   ISBN 5-94798-569-1

12   Вахрин, П.И. Бюджетная система РФ / Под ред. Вахрина П.И. - М.: Дашков и К, 2009.- С. 344. - ISBN 5-94798-326-5

13 Артемьева, С.В. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики. - 2009. - № 5. - С.137-143.

14  Врубленской, О.В., Романовского, М.В. Бюджетная система Российской Федерации. Ученик / Под ред. О.В. Врубленской, М.В. Романовского. – 4-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – С. 405. ISBN 5 94879 084

15   Вахрин, П.И., Нешитый, А.С. Финансы: учебник для вузов, 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2010. – 345с. - ISBN 5-94798-326-5

16   Ковалёва, В.В. Финансы / Под ред. проф.В. В. Ковалева В.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «ТК Велби», 2009.-С.640.- ISBN: 5-482-00162-8

17 Красноперова, О.А. Новое в бюджетном законодательстве Российской Федерации (изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2009 году) // Гражданин и право.-2009 г.- №1.-С.34-45

 18     Любимцев, Ю.Н. Приоритеты совершенствования межбюджетных отношений // Экономист. - 2009. - № 6. - С. 21 – 33

 19    Максимов, А.В. Концепция межбюджетных отношений субъекта федерации России. - Ростов н/Д, 2009. – С. 123.- ISBN 5-7972-0392-8

 20     Максимова, Л. Санкционирование расходов – 2009 // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение.- 2009.-№3.-С.34-37

 21     Николаев, И.А. Бюджетные расходы до 2010 года // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2010.-№5. – С.56-67

 22   Тюнина, С.В., Шамьюнов, М.М. Профессиональный взгляд на новый Бюджетный Кодекс // Финансы.-2009.-№5.-С.12-23

 23   Поздняков, А.М., Беденков, А.Р., Масаков, В.М. Методические положения совершенствования межбюджетных отношений / Поздняков А.М., Беденков А.Р., Масаков В.М., Суслов В.И. - М., 2009. - 31с. ISBN 5-85840-294-

24    Петрова, Г.В. Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации / Под ред. к.ю.н. Г.В. Петровой. СПб., 2010. - С. 86. ISBN 5-85840-294-1

25 Силуанов, А.Г. Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами в 2007-2009 годах // Финансы. – 2010. - № 1. – С. 3-9.

26   Третнер, К.Х. Реформирование межбюджетный отношений в Германии // Финансы. - 2009. - № 1. - С.66-70.

27   Трофимова, А.А. Федеративные межбюджетные отношения: современные тенденции и перспективы // Вопросы экономики. - 2009. - № 5. - С.84-102.

28     Максимова, Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. – 2009. - №6. – С.5-6.

 29   Лисица, В. Н. Правовое обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» / В. Н. Лисица // Жилищное право. — 2007. — № 11. — С. 2 — 12.

30   Лочан, С. А. Управление недвижимостью и формирование стратегии инвестиционной деятельности строительной компании / С. А. Лочан // Закон и право. — 2006. — № 1. — С. 69 — 71.

31    Миронов, А. Л. Государственная стратегия обеспечения граждан доступным жильем / А. Л. Миронов, Ю. А. Мышко // Вестник Московского университета МВД России. — 2008. — № 3. — С. 8 — 10.

 32  Силуанов, А.Г. Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами в 2006-2008 годах // Финансы. – 2010. - № 1. – С. 3-9.

33  Третнер, К.Х. Реформирование межбюджетный отношений в Германии // Финансы. - 2009. - № 1. - С.66-70.

Приложение  А

(справочное)

Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Образование»

В миллиардах рублей

 
Наименование мероприятий

2009 год (бюджетная роспись)

 

2010 год

 

2011 год

 

2012 год

Всего

27,1

16,0

16,0

16,0

Субсидии бюджетам субъектов  Российской Федерации

19,4

14,5

14,5

14,5

из них:

       

Установление вознаграждения за классное руководство в общеобразовательных  учреждениях

11,1

     

Установление ежегодного поощрения лучших учителей

1,0

0,2

0,2

0,2

Государственная поддержка  субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования

5,3

11,5

11,5

11,5

Развитие дистанционного образования детей-инвалидов

1,0

2,5

2,5

2,5

Совершенствование организации  питания учащихся в общеобразовательных  учреждениях

1,0

0,3

0,3

0,3

Прочие мероприятия

7,8

1,5

1,5

1,5

из них:

       

 

Продолжение Приложения А

 
Наименование мероприятий

2009 год (бюджетная роспись)

 

2010 год

 

2011 год

 

2012 год

Внедрение современных  образовательных технологий

1,1

     

Развитие сети национальных университетов

1,3

1,3

1,3

1,3

Развитие сети национальных исследовательских университетов

3,0

     

Государственная поддержка талантливой молодежи

0,2

0,1

0,1

0,1

Государственная поддержка  подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных отраслей

1,8

     

Обучение в высших учебных заведения лиц, прошедших  военную службу по контракту

0,2

0,05

0,05

0,05

Начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

0,04

     

Методическое обеспечение  и информационная поддержка

0,2

0,1

0,1

0,1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Основные проблемы в реализации приоритетных национальных проектов в РФ и направления их совершенствования