Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 17:09, курсовая работа
Цель дипломной работы - является разработка научно-методических основ и механизмов, обеспечивающих повышение эффективности управления реализацией национальных проектов в социальной сфере; изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
В соответствии с поставленной целью были установлены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
- изучить механизм реализации управления приоритетных национальных проектов в России;
- провести анализ основных направлений бюджетной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России и Оренбургской области;
В настоящее время одной из наиболее обсуждаемых тем является процесс разработки и реализации сформулированных Президентом Российской Федерации приоритетных национальных проектов. Дебаты ведутся относительно различных аспектов национальных проектов, и это неудивительно, поскольку результаты усилий государства в данном направлении должны затронуть все российское общество, существенным образом повлиять на развитие страны и качество жизни граждан. Все это говорит о несомненной актуальности темы приоритетных национальных проектов. Еще в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году отмечалось, что в последние несколько лет «были сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие. И сегодня наши основные усилия направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан. Реализуются национальные проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, в жилищном строительстве. Проблемы здесь накапливались, вы знаете, даже не годы, а десятилетия. Они крайне чувствительны для людей. Требовалось накопить немало ресурсов и сил, чтобы на них, наконец, сосредоточиться, за них взяться».
Финансирование приоритетных национальных проектов в 2008 году было осуществлено в объеме 98,2% от плановых показателей. На финансирование нацпроекта «Образование» в 2008 году предусматривалось 45,3 млрд. рублей, на нацпроект «Здоровье» — 128,7 млрд., на нацпроект «Доступное жилье» — 90,5 млрд. Согласно закону федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов, утверждённому Государственной Думой 19 декабря 2008 года в 2009 году на реализацию приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Образование» из федерального бюджета было выделено 234 млрд. руб. Наибольшее количество средств было зарезервировано для нацпроекта «Здоровье»: на его реализацию в 2009 году было направлено 111,9 млрд. руб. В 2010 году расходы на эти цели предположительно составили 105,9 млрд. руб., в 2011 году – 109,3 млрд. руб.
На проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2009 году в законе федерального бюджета было заложено 91,2 млрд. руб., в 2010 году – 69,1 млрд. руб., в 2011 году – 10,6 млрд. руб. На нацпроект «Образование» в 2009 году федеральный центр было израсходовать 30,9 млрд. руб., а в 2010 и 2011 годах – по 7,9 млрд. руб. Из этих средств на развитие Южного и Сибирского федеральных университетов ежегодно выделяется по 3 млрд. руб. Федеральная программа по развитию агропромышленного комплекса, унаследовавшая основные направления национального проекта «Развитие АПК», получила финансирование в объеме 118 млрд. руб. в 2009 году.
Повышение социальной ответственности государства выступает фактором развития общества, приобретает приоритетное значение для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения страны. В различных структурах общества активно ведется обсуждение сути национальных проектов, предшествующего опыта страны в данной области, выбора приоритетов. По мнению Д.А.Медведева, требуется серьезное развитие законодательства в социальной сфере. «Государство обязано обеспечивать равенство стартовых возможностей граждан, защищать их социальные права в качестве основных и неотчуждаемых. Провозгласив Российскую Федерацию социальным государством, Конституция прямо указывает, что в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, обеспечиваются государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, права инвалидов и пожилых людей. Несмотря на то, что все эти положения нашли отражение в действующем законодательстве, конечно, огромное количество проблем еще не решено, мы пытаемся решить их поэтапно, исходя из возможностей бюджета, текущей экономической ситуации. При этом мы занимались и будем последовательно заниматься модернизацией социальных отраслей. Будем реализовывать национальные проекты. Меры демографической политики. В конечном счете, мы обязаны перейти к качественно новой социальной политике – политике социального развития. Все эти задачи требуют вдумчивого подхода и полноценного развитого законодательства». Сейчас уже никто не оспаривает тот факт, что современное российское государство все в больше степени реализует свое содержание через социальную составляющую функционирования государственных органов.
Национальные проекты не только влияют на социальные показатели, но и стимулируют рост экономической активности в обществе. Давно известно, что развитие строительства жилья, образование, здравоохранение неизбежно вовлекают в этот процесс и регионы, и всё новые отрасли, создают рабочие места, стимулируют вложение инвестиций. Отсутствие прямого диалога между государством и строительным бизнесом, игнорирование мнения профессиональных участников инвестиционно-строительного процесса при принятии важных решений в этой области может привести и приводит к негативным последствиям.
Список использованных источников
1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. – Маркетинг, 2009. – 39 с - ISBN 5-94462-025-0.
2 Бюджетный кодекс РФ: офиц. Текст: по состоянию на 01.10.2010 г./М-во финансов Рос. Федерации. М.: Маркетинг, 2010 – 159 с. - ISBN 5-98119-131-7.
3 О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: федер. Закон РФ от 24.11.2008 г. №204-ФЗ//Рос. газ. - 2008. 30 ноября
4 О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: федер. Закон РФ от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ//Рос. газ. - 2009. 5 декабря
5 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: федер. Закон от 26.04.07 №63-ФЗ//Рос. газ. - 2009. 17 сентября
6 О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: федер. Закон РФ от 13.12. 2010 г. N 357-ФЗ//Рос. газ. - 2009. 22 декабря
7 Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах
8 Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах
9 Поляк, Г.Б. Финансы/ Под ред. Акад.Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-С. 512с. ISBN 5-238-00240-8
10 Романовский, М.В. Финансы/ Под ред. проф. Романовского М.В. -М.: Юрайт-М, 2007.- С. 504 с. ISBN 5-88045-041-4
11 Годин, А.М., Максимов, Н.С., Подпорина, И.В. Бюджетная система РФ / Под ред. Годин А.М., Максимов Н.С., Подкорина И.В. - Дашков и К, 2010.- С. 568. - ISBN 5-94798-569-1
12 Вахрин, П.И. Бюджетная система РФ / Под ред. Вахрина П.И. - М.: Дашков и К, 2009.- С. 344. - ISBN 5-94798-326-5
13 Артемьева, С.В. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики. - 2009. - № 5. - С.137-143.
14 Врубленской, О.В., Романовского, М.В. Бюджетная система Российской Федерации. Ученик / Под ред. О.В. Врубленской, М.В. Романовского. – 4-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – С. 405. ISBN 5 94879 084
15 Вахрин, П.И., Нешитый, А.С. Финансы: учебник для вузов, 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2010. – 345с. - ISBN 5-94798-326-5
16 Ковалёва, В.В. Финансы / Под ред. проф.В. В. Ковалева В.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «ТК Велби», 2009.-С.640.- ISBN: 5-482-00162-8
17 Красноперова, О.А. Новое в бюджетном законодательстве Российской Федерации (изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2009 году) // Гражданин и право.-2009 г.- №1.-С.34-45
18 Любимцев, Ю.Н. Приоритеты совершенствования межбюджетных отношений // Экономист. - 2009. - № 6. - С. 21 – 33
19 Максимов, А.В. Концепция межбюджетных отношений субъекта федерации России. - Ростов н/Д, 2009. – С. 123.- ISBN 5-7972-0392-8
20 Максимова, Л. Санкционирование расходов – 2009 // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение.- 2009.-№3.-С.34-37
21 Николаев, И.А. Бюджетные расходы до 2010 года // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2010.-№5. – С.56-67
22 Тюнина, С.В., Шамьюнов, М.М. Профессиональный взгляд на новый Бюджетный Кодекс // Финансы.-2009.-№5.-С.12-23
23 Поздняков, А.М., Беденков, А.Р., Масаков, В.М. Методические положения совершенствования межбюджетных отношений / Поздняков А.М., Беденков А.Р., Масаков В.М., Суслов В.И. - М., 2009. - 31с. ISBN 5-85840-294-
24 Петрова, Г.В. Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации / Под ред. к.ю.н. Г.В. Петровой. СПб., 2010. - С. 86. ISBN 5-85840-294-1
25 Силуанов, А.Г. Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами в 2007-2009 годах // Финансы. – 2010. - № 1. – С. 3-9.
26 Третнер, К.Х. Реформирование межбюджетный отношений в Германии // Финансы. - 2009. - № 1. - С.66-70.
27 Трофимова, А.А. Федеративные межбюджетные отношения: современные тенденции и перспективы // Вопросы экономики. - 2009. - № 5. - С.84-102.
28 Максимова, Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. – 2009. - №6. – С.5-6.
29 Лисица, В. Н. Правовое обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» / В. Н. Лисица // Жилищное право. — 2007. — № 11. — С. 2 — 12.
30 Лочан, С. А. Управление недвижимостью и формирование стратегии инвестиционной деятельности строительной компании / С. А. Лочан // Закон и право. — 2006. — № 1. — С. 69 — 71.
31 Миронов, А. Л. Государственная стратегия обеспечения граждан доступным жильем / А. Л. Миронов, Ю. А. Мышко // Вестник Московского университета МВД России. — 2008. — № 3. — С. 8 — 10.
32 Силуанов, А.Г. Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами в 2006-2008 годах // Финансы. – 2010. - № 1. – С. 3-9.
33 Третнер, К.Х. Реформирование межбюджетный отношений в Германии // Финансы. - 2009. - № 1. - С.66-70.
Приложение А
(справочное)
Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Образование»
В миллиардах рублей
|
2009 год (бюджетная роспись) |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего |
27,1 |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации |
19,4 |
14,5 |
14,5 |
14,5 |
из них: |
||||
Установление вознаграждения
за классное руководство в |
11,1 |
|||
Установление ежегодного поощрения лучших учителей |
1,0 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Государственная поддержка
субъектов Российской Федерации, внедряющих
комплексные проекты |
5,3 |
11,5 |
11,5 |
11,5 |
Развитие дистанционного образования детей-инвалидов |
1,0 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях |
1,0 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Прочие мероприятия |
7,8 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
из них: |
Продолжение Приложения А
|
2009 год (бюджетная роспись) |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Внедрение современных образовательных технологий |
1,1 |
|||
Развитие сети национальных университетов |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
Развитие сети национальных
исследовательских |
3,0 |
|||
Государственная поддержка талантливой молодежи |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Государственная поддержка
подготовки рабочих кадров и специалистов
для высокотехнологичных |
1,8 |
|||
Обучение в высших учебных заведения лиц, прошедших военную службу по контракту |
0,2 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву |
0,04 |
|||
Методическое обеспечение и информационная поддержка |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |