Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 17:09, курсовая работа
Цель дипломной работы - является разработка научно-методических основ и механизмов, обеспечивающих повышение эффективности управления реализацией национальных проектов в социальной сфере; изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
В соответствии с поставленной целью были установлены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
- изучить механизм реализации управления приоритетных национальных проектов в России;
- провести анализ основных направлений бюджетной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России и Оренбургской области;
Одним из остро стоящих перед Россией вопросов был демографический кризис, вызванный спадом рождаемости, детской и материнской смертностью, сокращением продолжительности жизни, миграцией, вызывавший колоссальную естественную убыль населения России. Среди наиболее простых и приемлемых мер в сфере семейной политики, принятых Российским государством, стали выплата универсального пособия в связи с рождением второго и последующих детей, достойно оплачиваемый отпуск по беременности и родам, увеличение суммы пособия на детей и так далее.
Первым национальным проектом рассмотрим ПНП «Образование».
В 2009 году на реализацию приоритетного
национального проекта «
На совершенствование организации школьного питания пилотные регионы получили в общей сложности 1 млрд. руб., на внедрение комплексных проектов модернизации образования – 5,25 млрд. руб. На обеспечение доступа образовательных учреждений к сети Интернет было израсходовано 1,1 млрд. руб., 2,27 млрд. руб. было израсходовано на создание сети образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Что касается сферы высшего образования, то на создание сети национальных исследовательских университетов в федеральном бюджете было предусмотрено 3 млрд. руб., на развитие федеральных университетов – 4 млрд. Новые бизнес-школы мирового уровня, созданные в рамках национального проекта, получили в 2009 году на свое развитие 3,996 млрд. руб.
В 2009 году в рамках приоритетного
национального проекта «
Главная цель организации
новых моделей дошкольного
На поддержку региональных центров дистанционного обучения детей-инвалидов в 2009 году направлено 1 млрд. руб. Эти средства были направлены в первую очередь на оснащение центров, установку необходимого программного и учебно-методического обеспечения, подготовку кадров.
В 2010 году продолжена работа по таким направлениям национального проекта, как государственная поддержка лучших учителей, талантливой молодежи и классных руководителей. Пилотные регионы, реализующие комплексные проекты модернизации образования, должны завершить эту работу к концу 2010 года, после чего их опыт по внедрению новой системы оплаты труда учителей планируется проанализировать и лучшие модели предложить к использованию в других субъектах РФ.
Реализация
большинства направлений
С 2010 года осуществляется ежемесячное вознаграждение за классное руководство, включая учителей начальных классов. Вознаграждение будет осуществляться в рамках новых систем оплаты труда в ходе внедрения в субъектах Российской Федерации результатов комплексных проектов модернизации образования.
Предоставление всем
общеобразовательным
Государственная поддержка
реализации в 31 субъекте Российской Федерации
экспериментальных проектов по совершенствованию
организации питания
Организация обучения на подготовительных отделениях 32 вузов ежегодно 5 тыс. лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации на воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин (включая выплату им специальных стипендий).
Государственная поддержка реализации региональных программ, обеспечивающих наибольший рост доли школьников, обучающихся в современных условиях – «Современная школа» (с 2010 года), развития дистанционного образования детей-инвалидов и муниципальных программ образования детей дошкольного возраста (с 2010 года).
В 2010-2012 годах
будет продолжена реализация
приоритетных национальных
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2010-2012 годах было запланировано продолжение мероприятий, действовавших в 2009 году. Объемы бюджетных ассигнований на эти цели предусматривались в сумме по 16,0 млрд. рублей ежегодно в 2010-2012 годах. (приложение А)
За счет указанных ассигнований будет продолжена поддержка Южного и Сибирского федеральных университетов, а также оказана поддержка Дальневосточному федеральному университету предусматривается дальнейшая реализация мероприятий по совершенствованию организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях (с ежегодной поддержкой до 10 регионов).
С 2010 года ежегодное поощрение получают 1 тысяча лучших учителей в размере по 200 тыс. рублей, а 2360 представителей талантливой молодежи получают премии, в том числе 950 человек в размере 60 тыс. рублей и 1410 человек в размере 30 тыс. рублей.
Ранее выделявшиеся бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии на установление вознаграждения за классное руководство предусматривается направить на обеспечение введения в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации новых условий оплаты труда и реализовать данное мероприятие в рамках государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
В целях создания
условий для качественного
Вторым приоритетным проектом является национальный проект в сфере здравоохранения, который подразумевает развитие первичной медицинской помощи (в том числе семейной медицины), повышение укомплектованности кадрами первичного звена здравоохранения, переход на новые формы оплаты труда в зависимости от объемов и качества оказываемой медицинской помощи, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
По инициативе Московского выставочного центра «Крокус Экспо» в феврале месяце 2008 года был проведен первый крупномасштабный, соответствующий мировым стандартам, медицинский форум «Индустрия здоровья». Цели и задачи форума предусматривал обсуждение путей модернизации системы отечественного здравоохранения, привлечения инвестиций в медицинскую отрасль.
Подведены итоги «Года ребёнка в России», а также проанализировать результаты приоритетного национального проекта «Здоровье». В дополнение к насыщенной научной программе форум «Индустрия здоровья» было проведено ряд специальных выставок различных тематик. Среди них:
- «Здоровый ребёнок» - педиатрия, здоровье беременных женщин, здоровье малышей, школьников, досуг и спорт;
- «Будь здоров!» - профилактика, медицинское обслуживание, здоровый образ жизни, демографии. Приоритетные национальные проекты интересны технологией достижения результата, стратегией. Во всех субъектах РФ 546 тыс. медицинских работников стали получать денежные выплаты. (рисунок 1)
Рисунок 1 – Кадровое обеспечение системы здравоохранения РФ в 2009 году*
* Официальный сайт Министерства финансов РФ
В целом по России повышение среднего уровня оплаты труда участковых врачей-терапевтов, педиатров и врачей общей семейной практики составило в 2009 году – от 13 884,6 руб. до 23 043 руб. (от 2,2 до 2,8 раза); медицинских сестер, работающих с ними, – от 7490,5 до 14 969 руб. (от 1,6 до 2,4 раза); врачей-специалистов первичного звена – от 4906 до 21 695 руб. (от 1,03 до 1,7 раза); младшего медицинского персонала – от 2277,3 до 3100 руб. (от 1,3 до 1,7 раза).
Результаты повышения оплаты труда стал приток кадров в первичное звено здравоохранения представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика численности медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в 2009 (тыс. чел.)*
* Официальный сайт Министерства финансовРФ
Коэффициент совместительства, который является одним из основных показателей качества работы врачей, снизился с 1,6 в начале 2009 года до 1,4 в мае 2009 года. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, при сохранении такой положительной динамики численности медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, коэффициент совместительства в 2008 году составил 1,2, а в 2009 году – 1,1.
Главной задачей,
поставленной перед врачами при
проведении дополнительной диспансеризации
работающих граждан, является выстраивание
четкой структуры заболеваний
Министр здравоохранения и социального развития РФ Т. Голикова напомнила, что на осуществление денежных выплат медицинским работникам первичного звена в федеральном бюджете 2009 года было запланировано 18 млрд. руб., а на проведение диспансеризации работающего населения, оплату медицинской помощи неработающим пенсионерам – 17,5 млрд. руб. Количество медицинских специалистов, работающих в первичном звене здравоохранения, и «специалистов» одинаково. Однако в некоторых медицинских учреждениях плохо организована работа по проведению диспансеризации. И в результате деньги, предусмотренные на данные цели, вместо того чтобы укрепить бюджет врачей-специалистов, лежат на счетах территориальных отделений Фонда обязательного медицинского страхования (далее ФОМС) РФ или Фонда социального страхования (далее ФСС) РФ. [11, с 4]
Ход реализации приоритетных национальных проектов, в том числе и нацпроекта «Здоровье», находится под постоянным вниманием Счетной палаты Российской Федерации. В соответствии с Планом ее работы на 2008 год по данному направлению были проведены:
- проверка полноты поступления, целевого и эффективного использования средств, выделенных на финансирование оплаты труда и централизованные закупки медицинского оборудования, а также на финансирование обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью (строительство центров высоких медицинских технологий) в Астраханской, Владимирской, Тюменской областях, Краснодарском крае совместно с контрольно-счетными органами субъектов РФ и территориальным фондом ОМС Московской области;
- проверка
эффективности использования
- мониторинг
финансирования расходов по
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», кроме ранее действующих мероприятий, в 2010 году были предусмотрены новые направления:
- подготовка и повышение
квалификации медицинских
- совершенствование медицинской помощи детям с нарушением слуха и инвалидам по слуху;