Основные проблемы в реализации приоритетных национальных проектов в РФ и направления их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - является разработка научно-методических основ и механизмов, обеспечивающих повышение эффективности управления реализацией национальных проектов в социальной сфере; изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
В соответствии с поставленной целью были установлены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
- изучить механизм реализации управления приоритетных национальных проектов в России;
- провести анализ основных направлений бюджетной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России и Оренбургской области;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом БГТИ Дугиной.doc

— 867.50 Кб (Скачать файл)

Одним из остро стоящих перед Россией вопросов был демографический кризис, вызванный спадом рождаемости, детской и материнской смертностью, сокращением продолжительности жизни, миграцией, вызывавший колоссальную естественную убыль населения России. Среди наиболее простых и приемлемых мер в сфере семейной политики, принятых Российским государством, стали выплата универсального пособия в связи с рождением второго и последующих детей, достойно оплачиваемый отпуск по беременности и родам, увеличение суммы пособия на детей и так далее.

Первым национальным проектом рассмотрим ПНП «Образование».

В 2009 году на реализацию приоритетного  национального проекта «Образование»  было израсходовать 33,197 млрд. руб. федеральных средств. Эти данные приведены в отчете Федерального агентства по образованию РФ о расходовании средств, выделенных на реализацию нацпроекта, в 1 квартале 2009 года. В частности, на дополнительное вознаграждение за классное руководство в федеральном бюджете было израсходовано 11,181 млрд. руб. Из них 7,453 млрд. уже перечислено в регионы. На поощрение педагогов – победителей конкурса лучших учителей направлен 1 млрд. руб. Поддержка талантливой молодежи в 2009 году обошлось государству в 200 млн. руб.

На совершенствование  организации школьного питания  пилотные регионы получили в общей  сложности 1 млрд. руб., на внедрение комплексных проектов модернизации образования – 5,25 млрд. руб. На обеспечение доступа образовательных учреждений к сети Интернет было израсходовано 1,1 млрд. руб., 2,27 млрд. руб. было израсходовано на создание сети образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Что касается сферы высшего  образования, то на создание сети национальных исследовательских университетов в федеральном бюджете было предусмотрено 3 млрд. руб., на развитие федеральных университетов – 4 млрд. Новые бизнес-школы мирового уровня, созданные в рамках национального проекта, получили в 2009 году на свое развитие 3,996 млрд. руб.

В 2009 году в рамках приоритетного  национального проекта «Образование»  было запланировано усилить работу по созданию в регионах современных моделей дошкольного образования и поддержать региональные центры дистанционного обучения детей-инвалидов.

Главная цель организации  новых моделей дошкольного образования  – обеспечение качественной педагогической помощи родителям, полноценное развитие дошкольников, гибкий учет потребностей каждой семьи. В 2009 году, по словам Андрея Фурсенко, разработаны проекты развития дошкольного образования, а с 2010 года обеспечена их поддержку в рамках нацпроекта. К 2012 году необходимо добиться, чтобы «не менее чем в двух третях муниципалитетов работали эффективные гибкие модели, дающие современное качество дошкольного образования».

На поддержку  региональных центров дистанционного обучения детей-инвалидов в 2009 году направлено 1 млрд. руб. Эти средства были направлены в первую очередь на оснащение центров, установку необходимого программного и учебно-методического обеспечения, подготовку кадров. 

В 2010 году продолжена работа по таким направлениям национального проекта, как государственная поддержка лучших учителей, талантливой молодежи и классных руководителей. Пилотные регионы, реализующие комплексные проекты модернизации образования, должны завершить эту работу к концу 2010 года, после чего их опыт по внедрению новой системы оплаты труда учителей планируется проанализировать и лучшие модели предложить к использованию в других субъектах РФ.

Реализация  большинства направлений национального проекта «Образование» продолжена вплоть до 2011 года. Министерство образования и науки России запланировало в 2010 году обеспечить школы лицензионными программами и одновременно подготовить к использованию полный пакет свободно распространяемого программного обеспечения, чтобы образовательные учреждения могли выбирать наиболее удобный для них вариант.

С 2010 года осуществляется ежемесячное вознаграждение за классное руководство, включая учителей начальных классов. Вознаграждение будет осуществляться в рамках новых систем оплаты труда в ходе внедрения в субъектах Российской Федерации результатов комплексных проектов модернизации образования.

Предоставление всем общеобразовательным учреждениям  доступа к образовательным ресурсам через Интернет. С 2010 года   реализовывается в рамках программ субъектов Российской Федерации и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования, а также мероприятия «Современная школа». [18, с 24]

Государственная поддержка  реализации в 31 субъекте Российской Федерации  экспериментальных проектов по совершенствованию  организации питания обучающихся  в общеобразовательных учреждениях, результаты которых будут внедрены во всех субъектах Российской Федерации с 2012 года.

Организация обучения на подготовительных отделениях 32 вузов  ежегодно 5 тыс. лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в  Вооруженных Силах Российской Федерации  на воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин (включая выплату им специальных стипендий).

Государственная поддержка реализации региональных программ, обеспечивающих наибольший рост доли школьников, обучающихся в современных условиях – «Современная школа» (с 2010 года), развития дистанционного образования детей-инвалидов и муниципальных программ образования детей дошкольного возраста (с 2010 года).

 В 2010-2012 годах  будет продолжена реализация  приоритетных национальных проектов  «Образование» и «Здоровье», подтвердивших свою эффективность в качестве инструментов реализации системных преобразований в соответствующих сферах.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2010-2012 годах было запланировано продолжение мероприятий, действовавших в 2009 году. Объемы бюджетных ассигнований на эти цели предусматривались в сумме по 16,0 млрд. рублей ежегодно в 2010-2012 годах. (приложение А)

За счет указанных  ассигнований будет продолжена поддержка  Южного и Сибирского  федеральных университетов, а также оказана поддержка Дальневосточному федеральному университету предусматривается дальнейшая реализация мероприятий по совершенствованию организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях (с ежегодной поддержкой до 10 регионов).

С 2010 года ежегодное поощрение получают 1 тысяча лучших учителей в размере по 200 тыс. рублей, а 2360 представителей талантливой молодежи получают премии, в том числе 950 человек в размере 60 тыс. рублей и 1410 человек в размере 30 тыс. рублей.

Ранее выделявшиеся бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии на установление вознаграждения за классное руководство предусматривается направить на  обеспечение введения в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации новых условий оплаты труда и реализовать данное мероприятие в рамках государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. 

В целях создания условий для качественного обучения и успешной социализации лиц с  особыми нуждами и ограниченными  возможностями здоровья предусматривается дальнейшее финансовое обеспечение мероприятия, связанного с развитием дистанционного образования для 35 тысяч детей-инвалидов.

Вторым приоритетным проектом является национальный проект в сфере здравоохранения, который подразумевает развитие первичной медицинской помощи (в том числе семейной медицины), повышение укомплектованности кадрами первичного звена здравоохранения, переход на новые формы оплаты труда в зависимости от объемов и качества оказываемой медицинской помощи, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.

По  инициативе Московского выставочного центра «Крокус Экспо» в феврале  месяце 2008 года был проведен первый крупномасштабный, соответствующий  мировым стандартам, медицинский  форум  «Индустрия здоровья». Цели и задачи форума предусматривал обсуждение путей модернизации системы отечественного здравоохранения, привлечения инвестиций в медицинскую отрасль.

Подведены итоги «Года ребёнка в России», а также проанализировать результаты приоритетного национального проекта «Здоровье». В дополнение к насыщенной научной программе форум «Индустрия здоровья» было проведено ряд специальных выставок различных тематик. Среди них:

- «Здоровый  ребёнок» - педиатрия, здоровье беременных женщин, здоровье малышей, школьников, досуг и спорт;

- «Будь здоров!» - профилактика, медицинское обслуживание, здоровый образ жизни, демографии. Приоритетные национальные проекты интересны технологией достижения результата, стратегией. Во всех субъектах РФ 546 тыс. медицинских работников стали получать денежные  выплаты. (рисунок 1)

Рисунок 1 – Кадровое обеспечение системы здравоохранения РФ в 2009 году*

* Официальный сайт Министерства финансов РФ

 

В целом по России повышение среднего уровня оплаты труда участковых врачей-терапевтов, педиатров и врачей общей семейной практики составило в 2009 году – от 13 884,6 руб. до 23 043 руб. (от 2,2 до 2,8 раза); медицинских сестер, работающих с ними, – от 7490,5 до 14 969 руб. (от 1,6 до 2,4 раза); врачей-специалистов первичного звена – от 4906 до 21 695 руб. (от 1,03 до 1,7 раза); младшего медицинского персонала – от 2277,3 до 3100 руб. (от 1,3 до 1,7 раза).

Результаты повышения оплаты труда стал приток кадров в первичное звено здравоохранения представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика численности медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в 2009 (тыс. чел.)*

* Официальный сайт Министерства финансовРФ

 

Коэффициент совместительства, который является одним из основных показателей качества работы врачей, снизился с 1,6 в начале 2009 года до 1,4 в мае 2009 года. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, при сохранении такой положительной динамики численности медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, коэффициент совместительства в 2008 году составил 1,2, а в 2009 году – 1,1.

Главной задачей, поставленной перед врачами при  проведении дополнительной диспансеризации  работающих граждан, является выстраивание четкой структуры заболеваний населения, чтобы в дальнейшем определить направления работы специализированной медицинской помощи, в том числе и по строительству центров высоких медицинских технологий.

Министр здравоохранения  и социального развития РФ Т. Голикова напомнила, что на осуществление денежных выплат медицинским работникам первичного звена в федеральном бюджете 2009 года было запланировано 18 млрд. руб., а на проведение диспансеризации работающего населения, оплату медицинской помощи неработающим пенсионерам – 17,5 млрд. руб. Количество медицинских специалистов, работающих в первичном звене здравоохранения, и «специалистов» одинаково. Однако в некоторых медицинских учреждениях плохо организована работа по проведению диспансеризации. И в результате деньги, предусмотренные на данные цели, вместо того чтобы укрепить бюджет врачей-специалистов, лежат на счетах территориальных отделений Фонда обязательного медицинского страхования (далее ФОМС) РФ или Фонда социального страхования (далее ФСС) РФ. [11, с 4]

Ход реализации приоритетных национальных проектов, в том числе и нацпроекта «Здоровье», находится под постоянным вниманием Счетной палаты Российской Федерации. В соответствии с Планом ее работы на 2008 год по данному направлению были проведены:

- проверка  полноты поступления, целевого  и эффективного использования средств, выделенных на финансирование оплаты труда и централизованные закупки медицинского оборудования, а также на финансирование обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью (строительство центров высоких медицинских технологий) в Астраханской, Владимирской, Тюменской областях, Краснодарском крае совместно с контрольно-счетными органами субъектов РФ и территориальным фондом ОМС Московской области;

- проверка  эффективности использования средств  федерального бюджета на централизованные закупки вакцин в ФГУП «НПО «Микроген»;

- мониторинг  финансирования расходов по реализации  ПНП «Здоровье», при проведении  которого была использована информация  федеральных органов исполнительной  власти, Федерального фонда обязательного  медицинского страхования (далее ФОМС), а также контрольно-счетных органов 71 субъекта РФ. Вышеуказанные мероприятия позволили установить следующее. С начала его реализации наметилась тенденция к укреплению кадрового потенциала первичного медицинского звена, повышению уровня их заработной платы. Так, средняя заработная плата по состоянию на 1 ноября 2009 года участковых терапевтов, педиатров и врачей общей (семейной) практики составила от 13,9 тыс. рублей до 23,0 тыс. рублей (рост в 2,2–2,8 раза), участковых медицинских сестер от 7,5 тыс. рублей до 15 тыс. рублей (рост в 1,6–2,4 раза). При этом численность врачей первичного звена в среднем увеличилась на 12,2%, медицинских сестер – на 11,5%. Профессиональную переподготовку по специальностям «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия», «Педиатрия» прошли около 8 тысяч врачей. В рамках ПНП «Здоровье» в субъекты РФ поставлено свыше 22 тыс. единиц диагностического оборудования, около 7 тыс. единиц автомобилей скорой медицинской помощи. В результате степень оснащенности по отдельным видам диагностического оборудования в проверяемых муниципальных учреждениях составила от 32 до 84%.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»,  кроме ранее действующих мероприятий, в 2010 году были предусмотрены новые направления:

- подготовка и повышение  квалификации медицинских работников  федеральных центров высоких  медицинских технологий;

- совершенствование медицинской  помощи детям с нарушением  слуха и инвалидам по слуху; 

Информация о работе Основные проблемы в реализации приоритетных национальных проектов в РФ и направления их совершенствования