Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 17:09, курсовая работа
Цель дипломной работы - является разработка научно-методических основ и механизмов, обеспечивающих повышение эффективности управления реализацией национальных проектов в социальной сфере; изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
В соответствии с поставленной целью были установлены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
- изучить механизм реализации управления приоритетных национальных проектов в России;
- провести анализ основных направлений бюджетной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России и Оренбургской области;
В области зарегистрировано более 24 тысяч ВИЧ-инфицированных. Несмотря на значительный рост общего числа случаев заражения ВИЧ-инфекцией, проводимая работа в рамках ПНП позволит удержать эпидемию сконцентрированной в основном в уязвимых группах населения и снизить возможность массового выхода инфекции в общую популяцию населения.
Одной из важных целей проекта является повышение доступности медицинской помощи и увеличение охвата антиретровирусной терапией пациентов с ВИЧ – инфекцией. Реализация ПНП на территории области в 2006-2009 гг. позволила увеличить охват диспансерным наблюдением ВИЧ-инфицированных с 64% до 89%, что способствовало выявлению лиц, нуждающихся в лечении. Лечение больных ВИЧ-инфекцией осуществляется в области за счет двух источников финансирования: областной целевой программы «Анти-ВИЧ/СПИД» и приоритетного национального проекта «Здоровье». На 01.01.2010 года в области получают антиретровирусную терапию 2592 ВИЧ-инфицированных, из них 153 ребенка (2006 г. - 506 человек, 68 детей). Полный курс химиопрофилактики вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции, в соответствии со стандартами лечения, проведен в 2009 году – 333 парам мать и дитя (91% от подлежащих). В 2009 году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в область поступили антиретровирусные препараты для лечения ВИЧ-инфицированных на сумму 133,3 млн. рублей (2006 г. – 18,2 млн.руб.) и диагностические тест – системы на сумму 48 млн.рублей (2006 г. - 47,96 млн. рублей). В 2007-2009 гг. Оренбургская область вошла в число «пилотных» территорий страны, где впервые за счет федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения было организовано лечение больных хроническими вирусными гепатитами. В соответствии с установленными квотами подлежало терапии 348 пациентов, в том числе в 2007 году - 200 больных, 2008 году – 100 чел. и 2009 году – 48 чел. По состоянию на 31.01.2010 г. получили полный курс терапии 218 чел., из них с ВИЧ-инфекцией 71%. В настоящее время продолжают лечение 98 больных.
В течение последних 3-х лет в область поставлены диагностические тест-системы и лекарственные препараты для больных хроническими вирусными гепатитами на сумму более 200 млн. рублей.
Целями и задачами дополнительной иммунизации населения в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006-2009гг. являлись:
1 Снижение заболеваемости вирусным гепатитом В в 3 раза к 2009 г. – до 3,0 на 100 тыс. населения, для чего в 2006-2009 гг. было запланировано привить 436 900 детей, подростков и взрослых в возрасте от 18 до 55 лет, не болевших и ранее не привитых.
2 Снижение заболеваемости краснухой в 10 раз к 2009 г. – до 10,0 на 100 тыс. человек, для чего в 2006-2007гг. планировалось привить 184 тыс. детей, подростков, девушек и женщин в возрасте до 25 лет, не привитых ранее.
3 Снижение заболеваемости гриппом и осложнений от него, для чего в 2006 г. следовало вакцинировать 334,5 тыс. человек из групп риска, 2007 г. – 560 тыс. чел., 2008 г. – 312 тыс. чел. и 2009 г. – 480 тыс. чел.
4 Предупреждение случаев осложнений от прививок живой полиомиелитной вакциной, для чего в 2006-2007гг. планировалось привить инактивированной вакциной (ИПВ) 2500 детей с противопоказаниями к живой полиовакцине, а с 2008 г. – всех детей первого года жизни.
Для достижения поставленных целей за период 2006-2009 гг. дополнительно привито против вирусного гепатита В более 413 тыс. детей, подростков и взрослых. Иммунизация контингентов в рамках проекта 2009 года с учетом сроков поставок вакцины против гепатита В продолжится в текущем году, необходимо завершить иммунизацию 18 103 лиц в возрасте 18-55 лет и вновь привить 30 тыс. человек. Проведение дополнительной иммунизации против гепатита В рамках проекта в течение 2006-2009 гг. позволило добиться снижение заболеваемости в области по сравнению с 2005 г. в 2,7 раза (с 7,1 до 2,6 на 100 тыс. населения), в 2009 г предотвращены случаи заболевания вирусным гепатитом В среди детей в возрасте до 14 лет, в то время, как в 2005 г. данный показатель составлял – 0,5 на 100 тыс. детей. Проведение массовой иммунизации позволило резко снизить показатель заболеваемости краснухой в области в 2009 г. до 0,4 на 100 тыс. населения, всего зарегистрировано 8 случаев. По сравнению с 2006 годом заболеваемость снизилась в 253 раза. В 2008-2009 гг. в области, как и в целом по стране, продолжалась реализация Программы по ликвидации кори к 2010 году. В 2008- 2009 гг. дополнительно иммунизировано 9 тыс. взрослых из групп риска, что позволило повысить общий охват прививками взрослых 18 - 35 лет, в т.ч. контингентов из групп риска до 99,5%. В текущем году планируется вакцинировать 2 тыс. взрослых. В последние два года случаи кори в области не регистрируются. В 2010 году начинается процедура документального подтверждения статуса субъектов Российской Федерации, как территорий свободных от эндемичной кори. Ежегодная иммунизация против сезонного гриппа населения области в рамках приоритетного национального проекта со 100% охватом подлежащего контингента позволила снизить интенсивность его распространения в эпидсезоны 2006 – 2009 гг.
Общие расходы на реализацию национального проекта «Здоровье» за счет федеральных средств уточняются. Объем софинансирования из областного бюджета на период до 2012 года составят 5401,8 млн. руб., в том числе в 2009 год – 1 192,9 млн. руб.; в 2010 году – 1 313,1 млн. руб., в 2011 году – 1 409,9 млн. руб., в 2012 году (прогноз) – 1 485,9 млн. руб. Объём финансирование реализации приоритетного национального проекта Здоровье по Оренбургской области на 2009-2012 годы отражается в приложение Г. В рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё гражданам России» в 2010 году продолжается субсидирование части затрат по уплате процентной ставки трем организациям-застройщикам, победителям областного конкурса в 2007-2009 годах. Они осуществляют обеспечение инженерной инфраструктурой строящихся жилых микрорайонов за счет привлечения кредитных ресурсов. На эти цели в текущем году за счет средств областного бюджета направлено 15,0 млн. рублей. Кроме того, в муниципальные образования области на софинансирование строительства коммунальных сетей было запланировано направить 93,5 млн. рублей. На 01.07.2010 года было профинансировано 12,1 млн. рублей (11,2% от лимита средств).
В 2010 году продолжилось финансирование строительства 3-х дорог к новым участкам малоэтажной и многоквартирной застройки (участок автодороги по ул. Салмышской вдоль 20 микрорайона; дорога по ул. Совхозной от обводной дороги до ул. Шевченко в г. Оренбурге; проезд Северный в СВЖР г. Оренбурга). На эти цели из областного и местного бюджета г. Оренбурга было запланировано направить по 73,9 млн. рублей. На начало июля 2010 года было профинансировано 31,6 млн. рублей средств областного бюджета и 9,0 млн. рублей средств местного бюджета (27,5% от лимита всех средств). На обеспечение граждан социальным жильем в 2010 году из областного бюджета было выделено 50 млн. рублей (100% от лимита средств). Денежные средства направляются в муниципалитеты в виде субвенций на реализацию областных обязательств перед отдельными категориями граждан (приобретение социального жилья). Развитие производственной базы жилищного строительства. В рамках областной целевой программы «Развитие производственной базы жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2007-2010 годах» реализуются инвестиционные проекты, направленные на структурную перестройку производственной базы жилищного строительства. Так, в I полугодии 2010 года предприятием ООО «Базальт» (г. Оренбург) завершена реализация инвестиционного проекта по производству полужестких и жестких плит высокоэффективного утеплителя из базальтового волокна. По двум инвестиционным проектам продолжается оказываться государственная поддержка в виде субсидирования части процентной ставки по кредитам, взятым на цели модернизации производства: ЗАО «Силикатный завод» (реконструкция силикатного завода по выпуску облицовочного кирпича) и ООО ПКФ «Мир» (расширение производства крупноразмерных «Г» и «П» образных стеновых элементов для нужд жилищного строительства).
В 2010 году на субсидирование части процентной ставки по кредитам, взятым на цели модернизации производства, в областном бюджете было предусмотрено 6,4 млн. рублей. На 1 июля 2010 освоено 1,8 млн. рублей.
За I полугодие 2010 года жителям области было предоставлено 2 357 ипотечных жилищных кредитов на сумму 1 846,2 млн. рублей (в 2,8 раза больше 2009 года). За счет средств областного бюджета выдано 65 кредитов (21% от плана). Работникам бюджетных организаций, государственным гражданским и муниципальным служащим предоставляются социальные выплаты на формирование первоначального взноса. На эти цели планируется направить 10 млн. рублей, что позволит 32 семьям улучшить свои жилищные условия. На 01.07.2010 было профинансировано 6,2 млн. рублей из средств областного бюджета (62% от лимита средств) - выдано 23 свидетельства. На обеспечение государственной поддержки в приобретении жилья детей-сирот в 2010 году было направлено 165 млн. рублей, что позволило улучшить жилищные условия 220 детей, оставшихся без попечения родителей. За первое полугодие 2010 года было выдано 87 свидетельств, реализовали свое право на получение жилья – 64 человека. Двадцать одна многодетная семья получит господдержку в приобретении жилья в 2010 году. На эти цели из областного бюджета было направлено 28 млн. рублей. Всего в 2010 году на государственную поддержку в обеспечении жильем граждан, установленных федеральным законодательством, было предусмотрено направить 172,3 млн. рублей из федерального бюджета. Для оказания мер социальной поддержки в обеспечении жильем ветеранов и инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, в 2010 году области было предоставлено 502,9 млн. рублей из средств федерального бюджета, из них – 445,7 млн. рублей – на обеспечение жильем участников ВОВ. На 01.07.2010 выдано 615 свидетельств на сумму 546,2 млн. рублей, из них участникам ВОВ – 517 свидетельств на сумму 498,9 млн. рублей. Приобрели жилье 398 человек, из них 384 участника ВОВ.
Так же в 2010 году молодым семьям Оренбуржья было запланировано предоставить 1000 свидетельств, удостоверяющих право получения социальной выплаты на приобретение жилья. Сумма привлеченных федеральных средств – 244,0 млн. рублей. Из бюджета Оренбургской области было запланировано предоставление 495,0 млн. рублей, из бюджетов муниципальных образований 114,6 млн. рублей. В настоящее время в министерство регионального развития РФ направлен проект соответствующего соглашения. На реализацию данного проекта в 2010 году было запланировано направить всего средств в объеме 826,2 млн. рублей, в том числе федерального бюджета - 191,5 млн. рублей; областного бюджета - 571,3 млн. рублей; местных бюджетов - 63,4 млн. рублей. Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса (далее – АПК) был направлен, в первую очередь, на увеличение объемов качественных отечественных продуктов питания, что должно обеспечить продовольственную независимость России и стабилизацию цен на продовольствие внутри страны. На реализацию национального проекта по развитию АПК в Оренбургской области в 2009 году из всех бюджетных источников и средств предприятий было направлено 738,2 млн. рублей. Привлечено кредитных ресурсов на сумму 3911,3 млн. рублей. Реализация нацпроекта позволила улучшить ситуацию в животноводстве, активизировать деловую активность на селе. Только в 2009 году в эту отрасль было направлено 2,5 млрд. рублей кредитных ресурсов. Благодаря этому, сельхозпредприятия области имели возможность начать строительство и реконструкцию 44 объектов животноводства. 25 объектов (из них на 9200 скотомест крупного рогатого скота и 51,6 тыс. голов содержания свиней) начали свою работу уже в 2010 году. На субсидирование процентной ставки по полученным кредитам из федерального и областного бюджетов было направлено 386,3 млн. рублей. Проект в области АПК дал толчок развитию малых форм хозяйствования. Владельцам личных подсобных и фермерских хозяйств в 2010 году было выдано кредитов на развитие производства в сумме 1,4 млрд. рублей. Это позволило фермерским хозяйствам увеличить производство мяса по сравнению с 2009 годом в 2,5 раза, молока - почти в 3 раза. Были созданы и начали действовать 17 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (8 снабженческо-сбытовых, 8 перерабатывающих и 1 кредитный). На развитие кредитной кооперации из областного бюджета в 2010 году было направлено 30 млн. рублей. В обеспечении жильем молодых специалистов на селе основную роль играет оказание государственной поддержки в форме субсидий на строительство или приобретение жилья. За 2009 год построено 200 домов для 200 молодых специалистов общей площадью 11,4 тыс. м2. На эти цели было направлено 144 млн. рублей, в том числе 64 млн. рублей из областного бюджета. Дополнительно к национальному проекту в рамках ОЦП «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта Оренбургской области на 2006-2020 годы» за 2008-2009 годы было построено 247 новых домов. Принимаемые меры, в первую очередь, способствуют закреплению на селе местных кадров. Сегодня люди почувствовали и оценили государственную поддержку села. Появилось осознание того, что государственная поддержка АПК стала одним из приоритетов экономической политики Правительства РФ. Реализация приоритетных национальных проектов позволила Оренбургской области укрепить свои экономические и политические позиции и значительно быстрее приблизиться к достижению целей, поставленных Стратегией развития Оренбургской области до 2020 года.
3 Основные проблемы в реализации приоритетных национальных проектов в РФ и направления их совершенствования
3.1 Проблемы
выбора приоритетов при
В соответствии с инициативой
Президента РФ, объявленной 5 сентября
2005 года на встрече с членами Правительств
Основная цель реализации национальных проектов – «эффективность и результативность государственных вливаний, обеспечивающих качественный рывок не только в сферах образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и жилья, но и структурные сдвиги в экономике регионов в целом, снижение уровня дифференциации социально-экономического развития регионов».
Средства массовой информации акцентировали свое внимание на непосредственную реализацию ПНП: открытие новых онкологических центров, поступление нового оборудования в школы и больницы, повышение объемов жилищного строительства, количество выданных ипотечных кредитов, количество граждан, получивших жилищные сертификаты, количество выданных кредитов в рамках развития агропромышленного комплекса. Но проблемы реализации национальных проектов освещаются средствами массовой информации не полно.
При этом анализ материалов СМИ и нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию ПНП, позволяет выявить следующее.
Основной проблемой, касающихся всех направлений национальных проектов, является объем финансирования ПНП: в официальных источниках и средствах массовой информации встречаются противоречивые данные. В результате отсутствия законодательно закрепленной суммы средств федерального бюджета, которая была направлена на финансирование национальных проектов, и возникает проблема.
Для избежание подобных проблем, а также становления эффективного общественного контроля реализации ПНП, в дальнейшем необходимо законодательно закреплять в федеральных законах о бюджетах отдельной строкой сумму средств, направленных на финансирование национальных проектов, по аналогу федеральных целевых программ. Такие же меры необходимо применять при утверждении законов о бюджетах субъектов Российской Федерации.