Основные проблемы в реализации приоритетных национальных проектов в РФ и направления их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - является разработка научно-методических основ и механизмов, обеспечивающих повышение эффективности управления реализацией национальных проектов в социальной сфере; изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
В соответствии с поставленной целью были установлены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
- изучить механизм реализации управления приоритетных национальных проектов в России;
- провести анализ основных направлений бюджетной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России и Оренбургской области;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом БГТИ Дугиной.doc

— 867.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, разработка электронных образовательных  ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов  образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ.

Поставляемые  в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.

Все вышеназванные направления  тесно связаны с ещё одним  направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

Успешная реализация проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

Таким образом, направления приоритетного национального проекта «Образование» образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, «национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены».

Приоритеты проекта «Развитие  АПК»:

- ускоренное развитие животноводства;

- стимулирование развития малых форм хозяйствования;

- обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Главная цель проекта – форсированное развитие животноводства и увеличение производства мяса и молока для постепенного замещения импортной мясной и молочной продукции. В рамках всей России ставится задача увеличить к 2008 году производство молока на 4,5%, мяса – на 7%. В ближайшие два года на осуществление проекта предполагалось направить 30 млрд. рублей. Реализация первого направления Национального проекта позволило повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности. Это стало возможным за счет:

- повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;

- роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;

- совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 гг. и вплоть до 2009 года и были отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов. [33, с 55] Второе направление Национального проекта было направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Это предполагалось достичь путем:

- удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;

- развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК - сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).

Реализация третьего направления позволило обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса. Принятие решения о национальных проектах означало поворот к принятию новой модели экономического и социального развития страны, ориентированного на человека. Как известно, согласно точке зрения экономистов, нобелевских лауреатов, даже в экономике самыми выгодными являются вложения в человека, а великий Энштейн видел причину крушения современного ему промышленного производства в том, что оно было сориентировано исключительно на прибыль. Выделение социально ориентированных областей в качестве главных целей национальных проектов, означает общенациональные приоритеты стратегической перспективы страны.

А идеи, заложенные в концепцию  национальных проектов, предполагают их долгосрочность, стратегический характер. Выступая средствами решения общенациональных задач, нацпроекты по сути есть механизмы развития, направленные на качественные структурные изменения в экономике страны, достижения ее ориентированности на человека. Впервые в стране при реализации государственных программ стал приниматься проектно-ориентированный метод планирования и контроля исполнения национальных программ. Специфику эффективного управления национальными проектами определяют их комплексность, многогранность, бюджетность, долгосрочность.

Аналогами нацпроектов можно считать портфели проектов в бизнесе крупных организаций. Для получения более глобальных преимуществ и превосходств (в отрасли, бизнесе) программы проектов объединяются в портфели, преследующие достижение целей уже последнего, стратегического уровня. Именно цели стратегического уровня являются ключевой задачей реализации национальных проектов. За их достижением стоит весь комплекс инструментов проектного управления. Нужно правильно определять цели нацпроектов и подпроектов в их составе, уметь управлять содержанием проектов (промежуточных - на уровне проектов, среднеприоритетных - на уровне программ, ключевых - на уровне портфелей). Необходимы также правильное, своевременное планирование проектов от начала до этапа завершения, четкий контроль выполнения намеченных задач. Реализация национальных проектов - это многоуровневые последовательности работ, продолжительные цепочки согласований, взаимозависимостей, сложные схемы бюджетирования. В связи с этим в рамках нацпроектов особенно необходима верная приоритезация их составляющих - «подпортфелей», программ, подпроектов, а также ресурсов в проектах, необходима балансировка целей. При приоритезации программ и проектов в рамках национальных проектов важно соблюдать два основных условия:

1) верно определять наиболее эффективные мероприятия, которые на выходе дадут наибольшие успехи в ходе реализации;

2) обеспечивать нацпроектам  грамотное выполнение, планируя  и реализуя их завершение в  поставленные сроки и в рамках  ограниченного бюджета. 

Нацпроектам свойственен ряд проблем и подводных камней большинства проектов: плохое управление коммуникациями, ресурсами, требованиями, неопределенные критерии успеха проекта, нереалистичный бюджет, плохое или даже отсутствующее управление рисками, недостаточно ясные процессы контроля и управления изменениями и т.д.

Решение этих проблем  часто лежит в квалификации, опыте, личных способностях руководителей  проектов. Успех реализации национальных проектов для первых лиц - это в  равной мере владение базовыми и продвинутыми навыками проектного и операционного менеджмента, стратегическое видение окружения проекта, отработанные лидерские качества.

Важно отметить, что, в конечном счете для национальных проектов необходимы контроль и достижение удовлетворенности основного «заказчика» - населения. Очевидные критерии успешности реализации нацпроектов - качественный рост условий труда и уровня обслуживания в образовательных, медицинских, муниципальных государственных учреждениях, отраслях (сельскохозяйственной, агропромышленной и других) и т. д. [15, с 34]

Безусловно, потенциально повышению  эффективности реализации нацпроектов  могла бы послужить высокоуровневая  государственная система управления проектами, которая предполагала бы разностороннюю и отлаженную методологию  запуска и ведения проектов, единое понимание ответственности и полномочий участников проектной деятельности, позволяла бы формировать единую картину проектов, сквозную отчетность по ним и т. д.

Главный вывод в том, что именно применение отлаженных методик управления проектами позволит государственным учреждениям повысить эффективность проектной деятельности в национальных масштабах, снизить расходы и обеспечить выполнение проектов государственного уровня в срок.

Решение проблемы освоения основ управления проектами госслужащими и руководителями государственных организаций и предприятий требует комплексного подхода. Государственный стандарт в области управления проектами мог бы стать значительным шагом в повышении эффективности управления национальными проектами. В подавляющем большинстве государств есть собственные стандарты управления проектами. Например, помимо традиционного PMBOK(r) (США) это: NASA Project Management (также США), PRINCE2, BSI BS 6079 и OSCEng (Великобритания), DIN 69901 и V-Modell (Германия), Hermes method (Швейцария), ANCSPM (Австралия), CAN/CSA-ISO 10006-98 (Канада), P2M (Япония), C-PMBOK (Китай), South African NQF4 (ЮАР) и т. д. Также существуют стандарты с расширенной географией применения: IPMA (основное распространение - Евросоюз), MSA EN 9200:2004 (Европа), ISO 10006:2003 и GAPPS (международные стандарты). Наиболее распространенным в мире сегодня является стандарт PMI PMBOK(r).

В России управление проектами изучают  и ведут в основном по нему. Однако в качестве национального стандарта  он недостаточно пригоден: у отечественных специалистов есть справедливые замечания к логике его построения, пожелания к более детальному раскрытию ролей, уменьшению «западности». Необходимость в создании общепринятого стандарта в области управления проектами, описывающего весь жизненный цикл проекта, очевидна:

1) унификация методологии управления  проектами (разные компании по-разному  трактуют положения различных  стандартов);

2) единая регламентная база;

3) единые принципы  планирования и контроля проектов;

4) единый подход к  реализации национальных и государственных  проектов.

Исходя из этого стандарт должен быть:

1) регламентирующим: стандартные  роли в проектах - спонсор, заказчик, технический эксперт и т.д., стандартные  процедуры, требования к плану,  классификация проектов; стандартные шаблоны документов;

2) обязательным для  исполнения в госорганах;

3) рекомендуемым для  негосударственных компаний;

4) совместимым с ведущими  международными стандартами. 

Для эффективного управления нацпроектами необходимы решения по портфельному управлению, дающие возможность видеть, понимать и контролировать инвестиции через отбор и реализацию проектов, оптимизацию использования ресурсов и совместную работу исполнителей. Все это существенно ускоряет реализацию планируемых изменений, снижает риски.

 

 

2  Механизм реализации приоритетных национальных проектов в России на современном этапе

2.1 Оценка реализации приоритетных национальных проектов в России за 2009-2010 годы

 Приоритетные национальные проекты являются наиболее эффективным инструментом реализации социальной политики государства на современном этапе развития общественных отношений в России. В настоящее время наступает новый важный этап в разработке и реализации принципов социального государства в нашей стране. Россия реализует реформы практически во всех отраслях социальной сферы – в труде и трудовых отношениях, в политике доходов, занятости, в социальном страховании и пенсионном обеспечении, в социальной защите ветеранов и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Российские национальные проекты представляют собой консолидирование взаимодействие всех субъектов конституционного партнерства, институтов гражданского общества, научных, общественных и бизнес-структур по организации и реализации конкретных проектов и программ, направленных на улучшение качества жизни населения, повышения уровня благосостояния граждан, духовного и нравственного обогащения личности. Идея национальных проектов возникла в связи с увеличивающимся разрывом между конституционными принципами, целями и задачами России как социального государства и реальным уровнем жизни большинства граждан России. Национальные проекты стимулировали постепенный спад негативных тенденций, сложившихся в обществе, по сути, став социально ответственной, комплексной, научно обоснованной, рассчитанной на перспективу концепцией устойчивого повышения качества жизни граждан с конкретными, определенными направлениями развития жизнедеятельности человека. В этом процессе немаловажное значение имеет и эффективный заинтересованный диалог о потребностях общества и возможностях государства, иными словами, диалог между властью и общественностью, наукой и бизнесом по вопросам о перспективах социально-экономической политики России.

Правовое закрепление национальных проектов как социального нововведения было регламентировано указом Президента Российской Федерации в 2005 году; национальные проекты выступали способом реализации функций государства как института власти, решая наиболее общие жизненно важные проблемы взаимодействия государства и гражданского общества, государства и гражданина. При этом функционирование приоритетных национальных проектов неразрывно связано с сохранением, развитием и упрочением российского социума, повышением уровня и качества жизни граждан. [17, с 34]

Информация о работе Основные проблемы в реализации приоритетных национальных проектов в РФ и направления их совершенствования