Основные проблемы в реализации приоритетных национальных проектов в РФ и направления их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - является разработка научно-методических основ и механизмов, обеспечивающих повышение эффективности управления реализацией национальных проектов в социальной сфере; изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
В соответствии с поставленной целью были установлены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
- изучить механизм реализации управления приоритетных национальных проектов в России;
- провести анализ основных направлений бюджетной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России и Оренбургской области;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом БГТИ Дугиной.doc

— 867.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, национальный проект и федеральная целевая программа различаются по следующим основаниям:

а) по уровню контроля за реализацией: исполнение федеральных  целевых программ контролируется Правительством Российской Федерации; реализация национальных проектов находится под личным контролем Президента Российской Федерации через специально созданный для этих целей Совет и межведомственный комиссии;

б) по срокам действия: федеральные  целевые программы рассчитаны, как  правило, на 5 - 10 лет; национальные проекты имеют более короткий срок исполнения - 2-3 года (за исключением проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»);

в) по порядку управления и исполнения: исполнение федеральной  целевой программы осуществляется в рамках соответствующего федерального министерства или нескольких министерств; национальные приоритеты построены по принципу проектного управления с помощью специально созданной структуры федерального уровня, на основе сквозного планирования;

г) по юридическому оформлению: федеральная целевая программа  имеет строго определенную форму (требования к ее структуре, содержанию и наименованию входящих в нее разделов определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594); национальный проект представляет собой совокупность взаимоувязанных нормативных правовых актов (указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации), объединенных единым замыслом и целью.

Так, например, для реализации национального проекта «Образование» предусматриваются разработка и принятие 2 указов Президента Российской Федерации, 5 постановлений Правительства Российской Федерации, 4 распоряжений Правительства Российской Федерации, а также ряда ведомственных нормативных правовых актов. [30, с 25]

В определенном смысле национальные проекты, при всем их конкретном, даже прагматическом наполнении, – это концепция новой политической философии развития государства и общества, апробирование новой стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.

Спустя пять месяцев после того, как Президент впервые представил национальные проекты, (по состоянию на 1 февраля 2006 года) во ВЦИОМ было проанализировано отношение к ним самих россиян. Итак, заявленный поворот государства лицом к социальной сфере положительно оценили 69% опрошенных, негативно — только 5%. Еще четверть к нему индифферентна.

Высказанные властью  намерения признавались вполне реальными  — денег у государства достаточно, чтобы реализовать планы Президента в полном объеме.

Только 6% россиян не верили в серьезность намерений президента, считали его заявления пустыми обещаниями. Большинство же — 61 % — были уверены, что обещанные расходы вполне посильны для бюджета. Опасались, что денег может попросту не найтись, только 13%, а еще 8% полагали, что если средства есть, то их лучше направить на другие цели.

Успех проектов достигается только солидарными усилиями государства, бизнеса и общества, именно поэтому они и называются национальными, т.е. касающимися всей страны и всего общества.

Выделяют четыре приоритетных национальных проекта.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» – самый важный, требующий наибольшего внимания и участия, ввиду ужасающего состояния здоровья населения России. Меры по решению основных проблем здравоохранения предполагают оптимизацию расходования бюджетных средств, смещение акцента оказания медицинской помощи в первичное звено (догоспитальный этап), профилактическую направленность здравоохранения.

Основные цели национального проекта в здравоохранении:

– укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

– повышение  доступности и качества медицинской  помощи;

– укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной  медицинской помощи на догоспитальном этапе;

– развитие профилактической направленности здравоохранения;

– удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных  видах медицинской помощи.

К основным направлениям приоритетного национального  проекта в сфере здравоохранения  относятся:

– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

– увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;

– укрепление материально-технической  базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;

– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

– дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

– введение новых программ обследования новорожденных  детей;

– дополнительная диспансеризация работающего населения;

– оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных  и муниципальных учреждениях здравоохранения.

– увеличение объемов оказания высокотехнологичной  медицинской помощи;

– строительство  новых центров высоких медицинских  технологий, подготовка для этих центров  высококвалифицированных врачей и  среднего медицинского персонала. [31, с 45]

В 2008-2010 годах основные направления национального проекта «Здоровье» были направлены на снижение смертности.

Первое направление – улучшение организации медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями. За этот период требуется обеспечить значительное, не менее чем на 15%, снижение смертности от этих заболеваний.

Уже в 2008 году было открыто в 12 регионах по одному сосудистому центру и по три первичных сосудистых отделения. Медицинская помощь в них была организована таким образом, чтобы больному уже в первые часы заболевания была проведена необходимая диагностика и начато лечение с использованием современных методов сосудистой хирургии.

Второе направление – снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий за три последующие года не менее чем в 1,5 раза.

Учреждения здравоохранения, расположенные вдоль федеральных автомобильных дорог, были обеспечены санитарным автотранспортом и медицинским оборудованием. Было проведено повышение квалификации медицинского персонала этих учреждений. Такие меры позволили оказывать своевременную доставку и помощь пострадавшим в ДТП.

Третье направление – повышение безопасности медицинских операций и манипуляций. Это касается в первую очередь препаратов крови и ее компонентов. Была сформирована единая информационная база для технологических процессов заготовки, переработки и хранения крови и ее препаратов. Также была модернизирована материально-техническая база учреждений службы крови.

Продолжается развитие высокотехнологичной медицинской помощи: ввод в действие 15-ти новых федеральных центров высоких медицинских технологий, а также 23-х перинатальных центров, обеспечивающих медицинскую помощь на базе современных технологий.

Президент Д.А. Медведев сказал, выступая перед депутатами в Государственной  Думе: «Мы должны прекратить к 2011 году убыль населения страны и стабилизировать численность на 143 млн. человек, к 2020 году увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет и снизить смертность в 1,5 раза по отношению к 2007 году».

Национальный проект стал основой  для подготовки комплексных изменений  в отрасли. Системные преобразования в здравоохранении должны быть направлены на обеспечение граждан доступной медицинской помощью высокого качества на всех этапах ее оказания – в амбулаторном звене, в стационарных учреждениях, в высокотехнологичных центрах.

Предстоит решить ряд стратегических задач.

Первая - профинансировать программу государственных гарантий на уровне, позволяющем обеспечить единые стандарты оказания медицинской помощи на всей территории страны.

Вторая - модернизировать систему обязательного медицинского страхования. Надо создать возможность для одноканального финансирования, обеспечить переход от сметного принципа содержания лечебных учреждений к принципам финансирования в зависимости от объема и качества оказанной медицинской помощи.

Третья - существенно повысить структурную эффективность здравоохранения. В том числе путем создания конкурентных условий для организаций здравоохранения всех форм собственности на основе достижения качественных результатов. Нам необходимо достичь реализации права выбора пациентом конкретного врача, лечебного учреждения и страховой медицинской организации.

Четвертая - повысить мотивацию медицинских работников путем повышения оплаты их труда в привязке к конечным результатам. Также необходимо создать условия для непрерывного повышения квалификации врачей и медицинского персонала среднего звена. Особенное внимание будем уделять подготовке высокопрофессиональных управленческих кадров.

Пятая - обеспечить защиту прав пациентов и страхование профессиональной ответственности медицинских работников.

Шестая - обеспечить развитие отечественной науки, в том числе инновационных разработок, производства отечественной медицинской техники, изделий и лекарственных средств.

Седьмая - повысить мотивацию населения к ведению здорового образа жизни в нашей стране и ответственности за собственное здоровье. Минздравсоцразвития разрабатывает комплекс мер, в том числе по увеличению средств, инвестируемых работодателями и гражданами в здоровье.

Цель проекта «Доступное и комфортное жилье» – добиться того, чтобы большинство населения могло приобретать и строить качественное жилье не только за счёт своих собственных сбережений, но и с помощью долгосрочных кредитов.

Проект  должен сформировать работающую модель по улучшению жилищных условий граждан. Для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства.

Необходимо  предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, увеличить темпы строительства социального жилья. К 2010 году как минимум треть граждан страны должны иметь возможность приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет своих и заемных средств. Национальный проект призван создать для этого все условия. [32, с 7]

Основные  проблемы российского жилищного  рынка:

- большинство людей нуждаются в жилье, но не может себе позволить его покупку;

- в России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования;

- нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения;

- качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким;

- социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами;

- граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья;

Для решения  этих проблем Министерством регионального  развития России совместно с Росстроем  была разработана федеральная целевая программа «Жилище», которая является базовым механизмом реализации национального проекта.  

Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании.

Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования.

Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества.

Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей.

На это  системное изменение работает и  вводимое в рамках национального  проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов.

Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг.

Информация о работе Основные проблемы в реализации приоритетных национальных проектов в РФ и направления их совершенствования