Основные проблемы в реализации приоритетных национальных проектов в РФ и направления их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - является разработка научно-методических основ и механизмов, обеспечивающих повышение эффективности управления реализацией национальных проектов в социальной сфере; изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
В соответствии с поставленной целью были установлены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
- изучить механизм реализации управления приоритетных национальных проектов в России;
- провести анализ основных направлений бюджетной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России и Оренбургской области;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом БГТИ Дугиной.doc

— 867.50 Кб (Скачать файл)

Национальный проект «Здравоохранение»:

1 В результате повышения уровня материального обеспечения медицинских работников первичного звена, произошел диспаритет в уровне оплаты труда, что повлекло переход медицинских кадров узких специальностей в первичное звено здравоохранения. Данную ошибку пытаются исправлять отдельные регионы на своем уровне. Например, в Нижегородской области действует программа «Социальная ипотека», по которой врачам узких специальностей, учителям в сельской местности предоставляется жилье по себестоимости строительства. Но для того, чтобы полученное имущество перешло в собственность, нужно отработать, как минимум, десять лет.

2 Достижение некоторых параметров (снижение материнской и младенческой смертности, ликвидация врожденной краснухи) «зависит не столько от эффективности работы системы здравоохранения, сколько от комплекса факторов общесоциального характера. Например, одной из главных причин материнской и младенческой смертности является «асоциальный образ жизни будущих матерей, последствия которого делают тщетными любые усилия медиков». Работу с подобными проблемами как раз необходимо проводить именно на муниципальном, а не на федеральном уровне.

3 Отдельные параметры национального проекта имеют признаки взаимоисключающих: «проведение дополнительной диспансеризации работающего населения» и «снижение времени нахождения людей в периоде нетрудоспособности». Так, кардинальное расширение сферы охвата населения диспансеризацией с неизбежностью приведет к выявлению у многих людей различного рода патологий, в том числе связанных с хроническими заболеваниями, показаний к лечению, а, следовательно, в ближайшей перспективе, к повышению уровня временной нетрудоспособности. «Ощутимый эффект от системных профилактических мероприятий, в том числе от всеобщей диспансеризации населения, возможен в долгосрочной, 5-10-летней перспективе». Здесь, как следствие, необходимо участие и региональных и муниципальных властей в части проведения разъяснительной работы с населением с привлечением профсоюзных организаций.

Национальный проект «Образование»:

1 Отсутствие в параметрах данного ПНП показателей, характеризующих конечные результаты, то есть собственно задачи проекта. Например, национальным проектом «Здоровье» определены следующие конечные показатели: снижение частоты обострений и осложнений хронических заболеваний не менее чем на 30% к 1 января 2010 г.; национальным проектом «Жилье»: увеличение в 2006 г. доли семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных или заемных средств до 14%. «Фактически это лишает проект его главной смысловой детерминанты как средства, обеспечивающего, гарантирующего позитивные качественные изменения в отрасли, превращает проект в своего рада роспись расходов на финансирование определенных мероприятий». С другой стороны, на сайте приоритетных национальных проектов имеются конкретные данные по реализации ПНП «Образование». 

2 Оснащение школ компьютерным оборудованием и подключение к сети Интернет без последующей оплаты трафика, который должны оплачивать сами школы. Кроме того, при предоставлении школам компьютерного оборудования нужно устанавливать только лицензионную версию Windows с последующими обновлениями, но лицензии обязательно покупать заново в случае выхода новой версии программного обеспечения (далее – ПО), срок поддержки старого ПО ограничен, а выполнять обслуживание данного ПО может только производитель.

При открытом доступе  для всех желающих к компьютерному  классу создается угроза работоспособности  компьютеров, что приводит к регулярной переустановке лицензионного Windows с последующими обновлениями. Учитывая, что школы должны сами оплачивать трафик сети Интернет, скачивание обновлений для большого количества ПК проблематично, так как в данном случае нужно подключаться на безлимитный трафик сети Интернет. А это самый дорогой вариант для школы.

Так, например, в Перми  большинство школ было подключено к сети Интернет по оптоволокну (100 Мбит/сек). Трафик оплачивал городской бюджет. Когда стали подключать школы к сети Интернет в рамках ПНП (скорость 128 Кбит/сек), то город перестал оплачивать трафик. После такого решения только 2-3 школы из 70-80 школ города нашли деньги для оплаты трафика, остальные перешли на другие тарифы, которые обеспечивают только работу электронной почты. Т.е. учителя, которые спланировали работу с использованием сети Интернет, оказались без него. Низкоскоростное подключение к сети Интернет в рамках национального проекта не обеспечивает работу компьютерных классов. Региональные власти вполне могут способствовать решению данной проблемы: цены на Интернет завышены, так как чаще всего они диктуются монополистами рынка. Для примера можно сравнить цены на услуги сети Интернет в Москве и Нижегородской области. Так в Москве стоимость безлимитного трафика сети Интернет для юридических лиц составляет 1440 рублей при скорости 2 Мбит/сек, в Нижегородской области – 2500 рублей  при скорости 128 кбит/сек и 4725 рублей при скорости 256 кбит/сек. В решении данного вопроса необходим действенный контроль региональных и муниципальных властей с привлечением сотрудников Федеральной антимонопольной службы. [31, с 34]

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»:

1 Расширение участия бюджетных средств в ипотечном кредитовании привело к росту цен, так как бюджетные средства очень «быстрые», «они мгновенно оказываются на рынке, и, соответственно, повышается спрос». Необходимо было, в первую очередь, увеличивать строительство, то есть создавать предложение, и только потом, через несколько лет развивать ипотечное кредитование. Причем основные средства в строительство должны вкладывать именно регионы.

Также для повышения предложения необходимо переходить от точечной застройки имеющихся пустот к строительству целых микрорайонов. Так, например, в Нижегородской области с 2010 года планируется реализация проекта «Globe town», в результате которого планируется построить жилье для 500 тыс. граждан.

2 Повышение доступности жилья за счет развития ипотечного жилищного кредитования сдерживается незавершенностью механизмов привлечения средств в строительство жилья, а не в уплату его на вторичном рынке. «По статистике только 10-15 процентов от общей суммы ипотечных жилищных кредитов направляется на приобретение жилья на  первичном фонде». Основной же объем направляется на приобретение жилья во вторичном фонде, а значит, в том числе, на оплату прибыли риэлтеров. Как следствие, в некоторых регионах стоимость одного квадратного метра на вторичном рынке стала дороже, чем на первичном (Новосибирская, Кемеровская, Омская области).

Национальный проект «Развитие АПК»:

Отсутствие условий  для использования земельных  участков в качестве  залогового обеспечения для получения кредита. В результате крупные и средние сельскохозяйственные товаропроизводители не могут взять большой льготный кредит для развития. Для оперативного решения данной проблемы необходимо, чтобы регионы предоставляли банкам дополнительные гарантии при кредитовании крупных хозяйств, не допускали возможности монопольной скупки сельскохозяйственных товаров по бросовым ценам, а также обеспечивали поддержку представительства своих сельскохозяйственных производителей в торговой сети.

Таким образом, реализация приоритетных национальных проектов имеет  огромное значение для развития нашей  страны, как в экономическом, так  и в политическом плане. Но даже при  тщательно продуманных шагах  реализации ПНП, неизбежны ошибки. При  этом огромное значение при сглаживании подобных ошибок имеет деятельность региональных органов власти и научного сообщества.

Некоторые регионы для  сглаживания ошибок национальных проектов дополнительно реализуют собственные  программы социального развития. И именно в таких регионах эффект от реализации ПНП гораздо выше.

3.2 Основные направления реализации приоритетных  националь-ных проектов в 2011-2013 годы

В рамках реализации приоритетного  национального проекта «Образование» в 2011-2013 годах планируются бюджетные ассигнования на реализацию нижеперечисленных направлений, которые частично предполагается обеспечивать за счет бюджетных ассигнований на реализацию Федеральной целевой программы развития образования и федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы:

- обеспечение доступности дошкольного образования;

- достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»;

В 2011 году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в России стартует новая программа под названием «Современная школа».

Ежегодно 20 субъектов  Федерации будут получать на условиях софинансирования по 500 миллионов рублей. Кому повезет первым, выберут в  столице - на конкурсной основе. Деньги пойдут на ремонт зданий, классов, на приобретение современного оборудования для кухни и столовой, инвентаря для учебного процесса, транспорта.

 Москва дала регионам четкое поручение - создать качественные условия для получения образования большему количеству учащихся. Это невозможно выполнить, пока в глубинке существуют малокомплектные школы. Оснащать их по нормам XXI века - проводить Интернет, закупать дорогие наглядные пособия и так далее.

- развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний;

- развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании.

В рамках указанных направлений  предполагается осуществление следующих мероприятий:

- содействие в модернизации муниципальных систем дошкольного образования;

- формирование общероссийского  кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования;

- распространение на  территории Российской Федерации  моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования;

- ежегодное поощрение  лучших учителей;

- государственная поддержка  талантливой молодежи;

- формирование системы  взаимодействия ведущих университетов  и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на поддержку одаренности у детей и подростков;

- развитие дистанционного  образования детей-инвалидов;

- выплата вознаграждения  за классное руководство;

-совершенствование организации питания учащихся общеобразовательных учреждений;

- развитие сети национальных  университетов и других образовательных  учреждений, в том числе федеральных  университетов, национальных исследовательских, МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета;

- обучение на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее 3-х лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- развитие региональных  систем профессионального образования,  укрепление базовых учреждений начального и среднего профессионального образования;

- создание основанной  на информационно-коммуникационных  технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам.

Будет продолжена поддержка  из федерального бюджета систем образования субъектов Российской Федерации, в рамках которых предусматривается предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов (в разделе  «Образование») на реализацию следующих мероприятий:

- проведение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- реализация приоритетного национального проекта «Образование»;

- проведение противоаварийных  мероприятий в зданиях государственных  и муниципальных общеобразовательных  учреждений;

- подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства.

В 2011-2013 годах предусматриваются  бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ в сфере образования:

- Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (проект);

- «Русский язык» (2006-2010 годы)»;

- «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

В целях улучшения  реализации гарантий прав детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации будет продолжена выработка эффективного механизма по обеспечению данной категории детей жильем и совершенствованию при необходимости законодательства Российской Федерации в этой части.

Сохраняется объем бюджетных ассигнований и на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье».

Общий объем бюджетных  ассигнований на реализацию приоритетного  национального проекта «Здоровье»  составит в 2011 году 117,4 млрд. рублей, в 2012 году – 115,2 млрд. рублей, в 2013 году – 77,1 млрд. рублей.

Снижение объемов бюджетных  ассигнований в 2013 году на реализацию приоритетного национального проекта  «Здоровье» обусловлено особенностью планирования бюджетных ассигнований на 2011-2013 годы с учетом предстоящего реформирования здравоохранения и перевода оплаты медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования.

Программа реализации проекта «Здоровье» предусматривает продолжение мероприятий проекта в рамках существующих направлений:

Информация о работе Основные проблемы в реализации приоритетных национальных проектов в РФ и направления их совершенствования