Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 15:02, дипломная работа
Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условиях возвратности. Он может иметь товарную и денежную форму. Кредит в товарной форме предполагает передачу во временное пользование стоимости в виде конкретной вещи. Первоначально кредит представлялся именно в товарной форме (зерно, скот и т.д.). С развитием обмена появилась денежная форма кредита. Сущность кредита проявляется в широком многообразии кредитных отношений, зависящих от степени развития товарно-денежных отношений.
Кредит можно взять в офисе банка или прямо в торговой фирме, оформить за 30 минут или ждать решения о выдаче ссуды неделю. Главное преимущество потребительских кредитов - доступность и относительная лёгкость оформления.
Ипотечный кредит - это кредит (заем),
предоставленный для
Ипотечное кредитование в России развивалось
бурно, сложно и через большие
трудности. Жилищная сфера остается
одной из наиболее проблемных областей
экономики и социальной сферы. По
данным Федерального агентства по строительству
и жилищно-коммунальному
Повышение доступности ипотечных ссуд в современных условиях во многом необходимо связывать с деятельностью Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), являющегося главным оператором вторичного рынка закладных. АИЖК создано в 1997 году на основании постановления правительства. Агентство является государственной структурой, в задачи которой входит создание условий для развития массового кредитования на основе единых общефедеральных стандартов.
На сегодняшний момент банки
предлагают две основные программы
- кредитование на покупку жилья
на вторичном рынке и
Ипотечное кредитование мало развито, но очень перспективно. Интерес к нему со стороны граждан РФ растёт с каждым днём.
Автокредитование - составная часть потребительского кредитования. Автокредит - целевой кредит на покупку автомобиля.
Как уже было указано, кредиты на
покупку транспортных средств выделяются
банками в отдельную группу. Это
вызвано рядом особенностей. Возникает
необходимость страхования
Автокредит, в отличие от других
потребительских кредитов, может
предоставляться как на новый
автомобиль, так и на поддержанное
транспортное средство. Правда, на заемные
средства граждане покупают в основном
новые иномарки, и банки вместе
с автопроизводителями
Благодаря сотрудничеству автодилеров
с банками клиенты получили возможность
воспользоваться
Большинство банков выдает кредиты
на покупку автомобилей как в
долларах или Евро, так и в рублях.
Минимальная сумма кредита
По нашему мнению интересной и перспективной для России может стать такая разновидность потребительских кредитов, как кредиты на образование (образовательные кредиты). В рыночно развитых странах такие кредиты давно и прочно стали обыденным явлением. Имеется в виду долгосрочные кредиты с низким уровнем банковского процента, используемые для оплаты обучения детей в школах и колледжах, студентов - в вузах. Процентные ставки по образовательным кредитам составляют 5-12% годовых в рублях, кредиты выдаются на срок от пяти до одиннадцати лет.
Значение данных кредитов для общества в целом состоит в том, что эффективная система высшего образования является в конечном счете главной предпосылкой процветания экономики любой страны, поэтому важно обеспечить доступность вузов для одаренных молодых людей, в том числе через такую альтернативную схему финансирования обучения в вузах, как практика банковского кредитования студентов.
Таким образом, мы рассмотрели наиболее популярные, и, на мой взгляд, наиболее перспективные виды кредитования населения.
На фоне существующих социальных проблем
в обществе, при сильном неравенстве
и нестабильности доходов российских
граждан процесс кредитования физических
лиц подвержен действию многочисленных
и разнообразных факторов риска,
способных повлечь за собой непогашение
в обусловленные сроки выданных
ссуд и начисленных по ним процентов,
а также к образованию у
коммерческих банков значительных операционных
убытков. Эти убытки могут стать
результатом стихийных
Заметной тенденцией современной практики функционирования кредита является его сочетание со страхованием. Не случайно в настоящее время происходит не только объединение банков со страховыми компаниями, но и слияние страховых компаний с банками, где главным акционером выступает страховая организация (так произошло, например, при вложении значительных средств известной компании «Гермес» в капитал «Дрезденбанка»). Сочетание кредитного и страхового бизнеса позволяет повысить надежность кредитной деятельности, уменьшить убытки от кредитных операций.
При всех в настоящее время стремлениях
государства и банковского
1.3 Оценка кредитоспособности заемщика - физического лица
Кредитоспособность - это способность и готовность лица своевременно (в определенном будущем) и в полном объеме погасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты).
При оценке кредитоспособности заемщиков фактически надо ответить на два вопроса:
1. как оценивать перспективную
финансовую состоятельность
2. как оценивать, насколько он
готов выполнить указанные
Адекватно оценить кредитоспособность заемщика - значит обоснованно, по возможности убедительно ответить на оба указанных вопроса.
В российском законодательстве не установлена обязанность банка проверять кредитоспособность клиента. В действующих законодательных актах содержатся лишь такие положения, которые можно трактовать как рекомендации на этот счет. Так, в Законе «О банках и банковской деятельности», в котором нет главы или хотя бы отдельной статьи, специально посвященной вопросам кредитования заемщиков, в ст. 24 содержатся лишь требования о том, чтобы КО классифицировала свои активы, выделяя сомнительные и безнадежные долги, соблюдала обязательные нормативы, располагала механизмами внутреннего контроля, адекватными масштабами и характеру проводимых операций, обеспечивающих надлежащий уровень надежности. Иначе решается данный вопрос за рубежом: в некоторых странах законодательно установлена обязанность банка убедиться в кредитоспособности соискателя кредита путем документальной проверки.
К настоящему времени коммерческие
банки разных стран располагают
значительным количеством методик
оценки кредитоспособности. Наиболее
широкое распространение
В приведенных системах оценки кредитоспособности клиентов составляющие их элементы чаще всего определяются как критерии отбора заемщиков или оценочные параметры, позволяющие сопоставить множество факторов потенциального риска. В целом наборы критериев отличаются скорее названиями, практически же рассматриваются одни и те же характеристики заемщиков.
Проанализируем наиболее популярные методики: правило 6 Си, методики РАRSER и САМРАRI.
s «правило 6 Си».
«Си-критерии» включают показатели: характер клиента (character), способность к заимствованиям (capacity), деньги (cash), обеспечение (collateral), условия (condition), контроль(control).
s методики РАRSER и САМРАRI
Названия их образованы из начальных букв следующих английских слов:
РАRSER: |
|||
Р |
реrsоn |
информация о персоне потенциального заемщика, его репутации |
|
А |
аmоunt |
обоснование суммы испрашиваемого кредита |
|
R |
rерауmеnt |
возможность (условия) погашения кредита |
|
S |
sесuritу |
оценка обеспечения кредита |
|
Е |
ехреdiеnсу |
целесообразность кредита |
|
R |
rеmunerаtiоn |
вознаграждение банка (процентная ставка) |
|
САМРАRI: |
|||
С |
сhаractег |
репутация, характеристика (личные качества) заемщика |
|
А |
аbilitу |
способность возвратить кредит (оценка бизнеса заемщика) |
|
М |
means |
необходимость обращения за кредитом или |
|
marge |
маржа, доходность |
||
Р |
purpose |
цель кредита |
|
А |
amount |
размер кредита |
|
R |
repayment |
условия погашения кредита |
|
I |
insurance |
обеспечение, страхование риска непогашения кредита |
|
Так, в практике европейских, американских и некоторых российских банков распространена методика САМРАRI. Анализ в соответствии сданной методикой заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых к ней документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом.
Информация о работе Развитие форм кредитования физических лиц в Российской Федерации