Разработка маркетинговой стратегии вывода нового продукта на рынок промышленного предприятия “Нижегородский машиностроительный завод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:07, дипломная работа

Краткое описание

Настоящий диплом посвящен именно проблеме стратегического развития фирмы. Здесь предусматривается рассмотрение проблемы развития на двух уровнях - предприятия в целом и товара.
Задачами дипломной работы являются:
Проведение стратегического анализа, т.е. определение представления о внешней среде организации (описываются потенциальные возможности и угрозы), слабые и сильные стороны.
Выбор и разработка стратегии для ОАО «НМЗ».

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и виды маркетинговой стратегии предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Методы разработки стратегий маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «НИЖЕГОРОДСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.1 Состояние маркетинга на ОАО «НМЗ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2.1 Пять сил Портера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..32
2.2.2 Анализ внешней среды ОАО «НМЗ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
2.2.3 Анализ внутренней среды предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
2.2.4 Ключевые факторы отрасли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
2.2.5 Анализ сильных и слабых сторон предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
2.2.6 Оценка стратегического потенциала ОАО «НМЗ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
2.2.7 Конкурентные преимущества предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
2.2.8 SPACE - анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.2.9 Метод Вайсмана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.2.10 SWOT – анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
2.2.11 Краткие выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
3. РАЗРАБОТКА НОВОГО ТОВАРА И ВЫВЕДЕНИЕ ЕГО НА РЫНОК. . . . . . . . . . . . . . . . .59
3.1 Обзор рынка электрических чайников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
3.2 Маркетинговое исследование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2.1 Общий анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
3.2.2 Общие выводы и рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
3.3 Технико-экономическое обоснование организации производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Приложения:
Приложение А - Опросный лист (анкета) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Приложение Б - Критерии выбора электрочайника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Приложение В – Модели и марки электрочайников основных конкурентов. . . . . . . . . . . . . . . . 87-94

Вложенные файлы: 1 файл

ТИПЛОМ[1].doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Если этого  сделать не удастся, то высока вероятность, еще большего ухудшения финансового  положения предприятия. И, в первую очередь, не получение кредита на развитие. Конкретный план развития должен учитывать эти выводы.

 

2.2.11 Краткие выводы

Исходя из проделанной  работы, основным направлением роста  рассматриваемого предприятия будет  стратегия развития нового продукта.

На сегодняшний день производство предприятия это: угольные комбайны, теплоцентрали, установки  для ремонта скважин, оборудование для атомных электростанций, новые образцы специальной техники.

Завод богат людьми, являющихся образцами трудолюбия, самоотверженности, делающими все возможное для  того, чтобы завод выстоял в  это непростое время, работал  стабильно.

Проведя анализ объемов производства различных товаров народного потребления в РФ за последние несколько лет, а также, учитывая тот факт, что завод уже имеет опыт в производстве водонагревательных котлов, исследовав производства и потенциал людей, предлагаю предприятию наладить производство электрических чайников. Производство электрических чайников не требует больших производственных затрат и серьезных научных разработок.

 

 

3. РАЗРАБОТКА  НОВОГО ТОВАРА И ВЫВЕДЕНИЕ  ЕГО НА РЫНОК

3.1 Обзор рынка электрочайников

Современную кухню невозможно представить без электрического чайника. Эта разновидность кухонной техники давно уже стала привычной. Мы ценим электрочайник за то, что воду он нагревает моментально, но самое главное – отключается сам, автоматически, и при этом за ним не тянется длинный шнур.

Потенциал рынка достаточно высок (Рисунок 3.1). По данным Госкомстата объем производства электрочайников в последнее время растет (в 2000 году – 250 тыс. шт.; в 2002 году – 450 тыс. шт.; в 2004 году – 1000 тыс. шт.), однако до уровня 80-х годов говорить еще рано.

Рисунок 3.1 - Динамика изменения объемов производства электрочайников в РФ

В 80-е годы в стране ежегодно производилось до 3500 млн. электрочайников  в год. Конечно же, это были не те электрочайники, которые сейчас стоят на прилавках наших магазинов, они имели примитивный дизайн и минимум функций. В 90-х годах объемы производства резко сократились. Эту нишу заняли импортные электрочайники, которые имеют более привлекательный дизайн и при этом более высокую цену. Поскольку до объемов производства 80-х годов еще далеко, а с импортными аналогами можно конкурировать, как по цене, так и по функциональности предприятию необходимо сконцентрироваться на производстве электрочайников. На данный момент, емкость всего российского рынка электрочайников оценивается примерно в 3 млн. шт. (из них 1 млн. был произведен в РФ, остальные 2 млн. были ввезены в РФ из-за рубежа). Следует также учитывать тот факт, что потребители больше доверяют продукции, которая была произведена в РФ и ставят под сомнение качество продукции произведенной в Китае в случае, если данная продукция удовлетворяет заявленным потребительским параметрам.

На данный момент на рынке  РФ присутствуют следующие производители  электрочайников:

Таблица 3.1 – Производители  электрочайников

    • Akira
    • Atlanta
    • Bierhof
    • Bimatek
    • Binatone
    • Bork
    • Bosch
    • Braun
    • Brita
    • Clatronic
    • Daewoo
    • Delonghi
    • ETA
  • Electrolux
  • Elekta
  • Ideline
  • Kenwood
  • Krups
  • Moulinex
  • Panasonic Philips
  • Polaris
  • Rowenta
  • Saturn
  • Scarlett
  • Schott
  • Severin
  • Siemens
  • Sitronics
  • Smile
  • Tefal
  • Toshiba
  • UNIT
  • Ufesa
  • Vigor
  • Vitek
  • Zauber
  • Zelmer
  • И т.п.

 

Читая список, видно, что  многие производители нам слышатся впервые. Это в основном обусловлено  тем, что не все производители  электрочайников ведут активную региональную экспансию. В данной дипломной работе были рассмотрены наиболее популярные модели электрочайников различных производителей, которые в широком ассортименте представлены в супермаркетах бытовой техники (см. Приложение 2), а именно:

    • Atlanta (Испания)
    • Bosch (Германия)
    • Moulinex (Франция)
    • Philips (Голландия)
    • Polaris (Англия)
    • Scarlet (Англия)
    • Tefal (Франция)
    • Vitek (Австрия)

Как видно, на российском рынке товаров народного потребления  представлена широкая гамма различных  электрочайников, с различными функциями, практически на любой вкус и кошелек. Однако, многие потребители при выборе электрочайника руководствуются исключительно эстетическими характеристиками либо советом продавца. На самом деле при выборе электрочайника необходимо знать несколько основных параметров (См. Приложение 2. Критерии выбора электрочайника)

Все представленные в  приложение 3 модели электрочайников были проанализированы по трем основным показателям, в соотношении:

    • Цена - Мощность
    • Цена – Объем
    • Цена – Тип нагревательного элемента

Результаты представлены на Диаграммах 3.1.-3.3. Из них видно, что:

    • Основная масса электрических чайников стоят в пределах 700-1500 рублей
    • Основная масса электрочайников имеют мощность 2000-2500 Вт. При этом чайники мощностью 2000 Вт стоят чуть дешевле. Более мощные чайники 2500 Вт производят более известные компании, такие как Moulinex, Bosch, Tefal.
    • Основная масса электрочайников имеют объем 1,7 литра, что является оптимальным для среднестатистической семьи из 3-4 человек.
    • На рынке электрочайников приставлена широкая гамма моделей, как с открытой, так и с закрытой спиралью. При этом модели с открытым нагревательным элементом стоят дешевле. Так как они дешевле в производстве, однако, в бытовых условиях такие чайники выходят из строя быстрее из-за накипи образовывающейся на нагревательном элементе.

С целью определения  основных мотивов, побуждающих потенциальных покупателей приобретать тот или иной товар (электрочайник), а также выявление оптимальных характеристик товара с точки зрения покупателя было проведено маркетинговое исследование среди покупателей электрочайников в сетях магазинов «М-Видео» и «Электроника». Данное исследование должно ответить нам на несколько крайне важных вопросов:

    • Какие чайники покупают потребители;
    • Почему они покупают именно этот чайник
    • Определить оптимальные (с точки зрения потребителя) характеристики, которыми должен обладать электрочайник.

Все это позволит нам  определить для себя основных конкурентов  будущей модели электрочайника, а  также определить для этой модели ее технические характеристики.

 

 

 

 

3.2 Маркетинговое  исследование

 

Цель исследования:

  • Определить основные мотивы, побуждающие потенциальных покупателей приобретать тот или иной товар (электрочайник), а также выявление оптимальных характеристик товара с точки зрения покупателя.

Задачи исследования:

  • Определить, кто является покупателем электрочайника.
  • Определить наиболее покупаемую марку электрочайника.
  • Выявить основные мотивы, которыми руководствуется покупатель при покупке товара.
  • Выявление сегментов, в которых продается наибольшее количество товара.
  • Определение оптимальных характеристик для электрочайника и его ценности (цены) с точки зрения конечного потребителя.

Объект исследования (респонденты):

  • Покупатели электрочайника в сети магазинов «Электроника» и «М-Видео».

География исследования

  • Сеть магазинов «Электроника» и «М-Видео».

Метод опроса:

  • Личная беседа.

Количество опрошенных:

  • 86 человек.
 

3.2.1 Общий анализ

В течение двух недель в сети магазинов «Электроника»  и «М-Видео» проводилось анкетирование  респондентов с целью выявление  причин покупки электрочайника. Всего  было собрано 86 анкет.

Рисунок 3.2 - Основные демографические параметры

ВЫВОДЫ: Наибольшее количество покупателей находятся в диапазоне 25-34 года (51%). Люди старше 55 лет покупают электрочайник как подарок. Основными покупателями электрочайников являются женщины (58,1%).

Рисунок 3.3 - Наличие электрочайника и цель покупки

ВЫВОДЫ: У большинства покупателей нет еще электрочайника (80%), поэтому многие покупают его домой. Следует также учесть, что часть респондентов ответило, что у них есть уже электрочайник, но он их не устраивает по тем или иным характеристикам. Кроме того, средняя продолжительность срока службы электрочайника 1,5-2 года, что приведет к повторной покупке чайника.

 

Рисунок 3.4 - Наиболее популярная марка электрочайника

Рисунок 3.5 - Мотивы покупки  электрочайника

ВЫВОДЫ: Наиболее популярными марками являются Scarlet – 26%, Vitek – 20%, Atlanta – 12%, Polaris – 10%. Наименее популярными являются Moulinex – 6%, Philips – 7%, Bosch – 4%. Такое распределение обусловлено в первую очередь ценовым фактором, так эти модели (Scarlet, Vitek, Atlanta, Polaris) стоят вдвое дешевле брендовых производителей (Bosch, Philips). См. Диаграмма 3.1.

Кроме того, на цену сильно влияет место сборки, а также наличие  или отсутствие дополнительных «примочек», которых в электрочайниках низшей категории просто нет, такие как (защита от перегрева, в случае отсутствия воды; мощность; тип нагревательного элемента). Следует так же заметить, что покупатели крайне плохо разбираются в характеристиках электрочайников, целиком и полностью доверяясь советам продавца.

Основными факторами, которые влияют на покупку, являются: цена – 70%;  совет продавца – 60%. При этом мощность чайника и марка производителя не является главными факторами.

Порою, покупатели оценивают  товар чисто из эстетических характеристик (в основном женщины) – цвет, дизайн.

Рисунок 3.6 - Степень важности того или иного параметра электрочайника (1 – наименее важный; 5 - наиболее важный)

Продолжение рисунка 3.6 - Степень важности того или иного параметра электрочайника (1 – наименее важный; 5 - наиболее важный)

 

Продолжение рисунка 3.6 - Степень важности того или иного параметра электрочайника (1 – наименее важный; 5 - наиболее важный)

ВЫВОДЫ: По степени важности того или иного параметра электрочайника, для многих покупателей, вне конкуренции здесь дизайн (63%) и цена (80%). Цвет (39%) и марка чайника (35%) имеет уже меньшее значение. Показатель мощности для основной массы покупателей при выборе электрочайника находится в середине. Практически не важен такой показатель как тип нагревательного элемента.

Рисунок 3.7 - Какими характеристиками должен обладать электрочайник

ВЫВОДЫ: «Электрочайник мечты», по мнению большинства опрошенных, должен иметь оригинальный дизайн, оптимальное соотношение цена-качество, наличие звуковой индикации, степень нагрева воды, световую индикацию, яркие цвета. Следует отметить, что ни один из представленных электрочайников в сети магазинов «М-Видео» и «Электроника» не соответствовал в полной мере пожеланиям покупателям.

 

Рисунок 3.8 - Сколько должен стоить электрочайник, имеющий необходимые характеристики, по мнению покупателей

ВЫВОДЫ: За «чайник мечты», большинство опрошенных (75%), готовы заплатить до 1000 рублей. При этом все, кто готов заплатить больше 1000 рублей (оставшиеся 25%) считают, что дешево не значит качественно.

 

3.2.2 Общие выводы  и рекомендации

На основании проведенного маркетингового исследования можно  сформулировать ряд требований, которым  должен удовлетворять будущий электрочайник, чтобы он был популярен среди  потенциальных покупателей:

Информация о работе Разработка маркетинговой стратегии вывода нового продукта на рынок промышленного предприятия “Нижегородский машиностроительный завод